Учебно-методический комплекс дисциплины общая и специальная гигиена (наименование дисциплины)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

Кафедра

Адаптивной физической культуры

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

Общая и специальная гигиена

(наименование дисциплины)

Специальность

022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)

код наименование

Томск-2008

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

Кафедра

Адаптивной физической культуры

Учебно-методический комплекс дисциплины

Общая и специальная гигиена(ОПД.Ф.12)

АННОТАЦИЯ

1. Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из ГОСа по специальности, утвержденного эксперта описания модуля/спецкурса).

Дисциплина «Общая и специальная гигиена» относится к федеральному компоненту цикла общепрофессиональ­ных дисциплин (индекс ОПД.Ф.12.) Государственного образовательно­го стандарта высшего профессионального образования по специальности 022500 — Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культу­ра). Именно эта дисциплина включает в себя знания, по основам профилактики и здорового образа жизни; гигиены физического воспитания детей и подростков; гигиены физкультурно-спортивной деятельности; закаливания, личной гигиены, рационального питания, психогигиены, восстановительным средствам, гигиены спортивных сооружений; гигиены физической культуры и спорта на производстве и по месту жительства для различных категорий населения; гигиеническим обеспечением подготовки спортсменов; гигиены тренировки в отдельных видах двигательной деятельности, а также особенности режима жизни инвалидов различных категорий; понятия охранительного режима; системы питания при различных поражениях; использование естественных факторов природы; гигиена физкультурно-спортивной деятельности инвалидов; гигиена спортсооружений для инвалидов; гигиеническое обеспечение спортсменов-инвалидов.

2. Взаимосвязь дисциплины (модуля)/спецкурса с другими дисциплинами учебного плана специальности.

Дисциплина «общая и специальная гигиена» на факультете физической культуры, наряду с другими дисциплинами, играет важную роль в системе подготовки специалистов по адаптивной физической культуре.

Изучение общей и специальной гигиены, предполагает взаимосвязь с такими дисциплинами Госстандарта, как: физика, химия, биология с основами экологии, теория и методика фи­зической культуры, анатомия человека, физио­логия человека, биохимия, социальная защита инвалидов, теория и организация адаптивной физической культуры.

3. Перечень элементов учебно-методического комплекса:

  • Нормативный блок: титульный лист, аннотация, рабочая учебная программа;

  • Блок оценочно-диагностических средств и контрольно-измерительных материалов: вопросы и задания для самостоятельной работы студентов, образец теста текущей аттестации, перечень требований к экзамену;

  • Методический блок: методические рекомендации по дисциплине для преподавателей, методические рекомендации по дисциплине для студентов.

4. Список авторов элементов УМК:

Парфинович С.В., к.б.н., ст. преподаватель кафедры АФК, ФФКиС ТГПУ

5. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УМК дисциплины (модуля)/спецкурса:

- ГОС ВПО по специальности 022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура, квалификация - специалист по адаптивной физической культуре)

- Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования:

    • «Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования», рекомендованные Министерством образования Российской Федерации (2001 г.) – электронный вариант;

    • Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования. – М., 2004.

- Оценочные и диагностические средства для итоговой аттестации выпускников вузов по педагогическим специальностям (рекомендованы Министерством образования РФ, 2003 г.).

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

«Утверждаю»

Декан ФФКиС ________О.В. Смирнов

«____» ____________ 2008 года

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф.12

Общая и специальная гигиена

1. Цели и задачи дисциплины.

Цель дисциплины:овладеть современными научными знаниями в области общей гигиены и гигиены физической культуры и спорта, овладение практическими навыками формирования здорового образа жизни и эффективного применения различных гигиенических факторов в физкультурно-спортивной деятельности.

Задачи дисциплины:

- овладеть научными знаниями и практическими навыками комплексного применения различных гигиенических факторов для сохранения и укрепления здоровья населения страны;

- сформировать здоровый образ жизни среди различных контингентов населения;

- целенаправленно использовать различные гигиенические факторы для повышения оздоровительного эффекта занятий физическими упражнения­ми и достижения высоких спортивных результатов.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

Студент должен знать:

- основные положения общей гигиены и гигиены физической куль­туры и спорта.

Студент должен уметь:

- применять гигиенические знания при оценке окружающей среды и создании оптимальных условий для учебной, производственной, бытовой деятельности и для занятий физической культурой и спортом;

- иметь практические навыки формирования здорового образа жизни сре­ди различных контингентов населения;

  • владеть практическими навыками применения различных гигиениче­ских факторов для повышения оздоровительного эффекта занятий физическими упражнениями и достижения высоких спортивных результатов.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

8

Общая трудоемкость дисциплины

120

120

Аудиторные занятия

60

60

Лекции

30

30

Практические занятия (ПЗ)

30

30

Семинары (С)

-

-

Лабораторные работы

-

-

И другие виды аудиторных занятий

-

Самостоятельная работа

60

60

Курсовой проект

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

Реферат

И другие виды самостоятельной работы

-

-

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

экзамен

4. Содержание дисциплины
4.1. Тематический план

№ п/п

Разделы дисциплины

Лекции

ПP (или C)

1.

Предмет и задачи гигиены

2

-

2.

Гигиена физической культуры и спорта. Гигиена АФК

2

-

3.

Роль физической культуры в формировании здорового об­раза жизни

-

2

4.

Биологические факторы внеш­ней среды и профилактика за­болеваний

2

-

5.

Личная гигиена

-

2

6.

Вредные привычки - разруши­тели здоровья

-

2

7.

Закаливание

-

2

8.

Гигиенические требования к условиям воздушной среды при занятиях физическими упраж­нениями и спортом

2

2

9.

Гигиенические требования к условиям водной среды и почвы при занятиях физическими уп­ражнениями и спортом

2

2

10.

Гигиенические требования к размещению, планировке, ото­плению, вентиляции, освеще­нию спортивных сооружений

2

2

11.

Гигиенические требования к пище и питанию различных групп населения и спортсменов

2

2

12.

Гигиеническая характеристика пищевых продуктов

-

2

13.

Пищевые рационы и режим питания

2

4

14.

Гигиена физического воспита­ния детей и подростков

2

2

15.

Система гигиенического обес­печения подготовки спортсме­нов

2

2

16.

Вспомогательные гигиениче­ские средства, повышающие спортивную работоспособность и ускоряющие восстановление

4

-

17.

Гигиеническое обеспечение подготовки спортсменов в сложных условиях

2

-

18.

Особенности гигиенического обеспечения подготовки юных спортсменов

-

2

19.

Гигиеническое обеспечение подготовки в отдельных видах спорта

4

2

Итого:

30

30

  1. Учебно-методический комплекс опд. Ф. 09. Сравнительная педагогика (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цели и задачи дисциплины

    Учебно-методический комплекс
    Цель курса состоит в том, чтобы знакомить студентов с основными категориями, понятиями, законами сравнительной педагогики как науки, современными представлениями о ее развитии, роли и значимости в развитии общества и человека, формировать
  2. Учебно-методический комплекс опд. Р. 01 Психология управления (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цели и задачи дисциплины

    Учебно-методический комплекс
    Понятие управления, специфика психологического подхода к управлению. Психологические компоненты управленческого цикла. Синтетический подход к проблеме управления (А.
  3. Учебно-методический комплекс опд. Ф. 06. Теоретическая педагогика (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цели и задачи дисциплины

    Учебно-методический комплекс
    Цель курса состоит в том, чтобы знакомить студентов с основными категориями, понятиями, законами педагогики как науки, современными представлениями о ее развитии, роли и значимости в развитии общества и человека, формировать научно
  4. Учебно-методический комплекс дпп. 10 Психолого-педагогический практикум (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цели и задачи дисциплины

    Учебно-методический комплекс
    Цель курса состоит в том, чтобы знакомить студентов с основными методами психологического анализа характеристик человека, его психического развития, профессиональной деятельности, психических отклонений и последствий аффекта, межличностного,
  5. Учебно-методический комплекс основной образовательной программы по направлению 050720 Физическая культура с дополнительной специальностью Безопасность жизнедеятельности Иркутск 2008

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс основной образовательной программы по направлению050720 Физическая культура с дополнительной специальностью Безопасность жизнедеятельности
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины физическая культура Иркутск 2007

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины ГСЭ Ф.02 составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Москва,
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 16. Базовые и новые физкультурно-спортивные виды Раздел

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины Базовые и новые физкультурно-спортивные виды. Раздел 8 Лыжный спорт составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Москва,
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине Управление персоналом.

    Методические рекомендации
    Основной целью курса является формирование у студента целостной системы знаний о закономерностях становления и развития подсистемы управления человеческими ресурсами организации как важнейшего элемента системы управления организацией
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине Управление персоналом Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Персонал предприятия как объект управления. Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием. Принципы управления персоналом. Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом.

Другие похожие документы..