Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине Русская литература 18 века для специальности 050118 Русский язык и литература форма обучения дневная Всего 1 кредит

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ

КАЗАХСТАН

ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. С. АМАНЖОЛОВА

«Утвержден»

На заседании Методического Совета

факультета филологии и журналистики

Председатель________________________

«_____»_______________________2007г.

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

(Syllabus)

по дисциплине Русская литература 18 века

для специальности 050118 – Русский язык и литература

форма обучения дневная

Всего 1 кредит

Курс 2

Семестр 3

Лекций 15 часов

Количество рубежных контролей (РК) 2

СРСП (аудиторных) 15 часов

СРС 15 часов,

Экзамен 3 семестр

Всего аудиторных часов 30

Всего внеаудиторных часов 15

Общая трудоемкость 45 часов

Усть-Каменогорск, 2007

Силлабус составлен доцентом ВКГУ кафедры русского языка и литературы Джилкибаевой А.А. на основании ГОСО (2006 г.), рабочего учебного плана и учебной программы

Обсужден и рекомендован на заседании кафедры русского языка и литературы

«____»______________2007 г. Протокол №____

Зав. кафедрой ­­­­­­­­______________ Минаев В.Ф.

1.Название и код дисциплины: Русская литература 18 BRL.203

2. Данные о преподавателе: Джилкибаева Алма Ахмеджановна, доцент ВКГУ

3. Контактная информация:

Место и время проведения занятий: 9 корпус ВКГУ им. С.Аманжолова, ауд. 311, кафедра русского языка и литературы

время пребывания на кафедре­­­­­­­­ по расписанию занятий

телефон 57-10-52 (р.),

электронный адрес __almadzhi@ ____

4. Количество кредитов: 1– 1 лекция и 1 СРСП в неделю

5. Дата:1 семестр 2007-2008 учебного года

6. Цель и задачи изучения дисциплины: Сформировать и закрепить у студентов представление о характерных особенностях историко-литературного процесса в XVIII веке.

Задачи:

- овладение понятийно-терминологическим аппаратом;

- углубление представлений об эстетических принципах классицизма, сентиментализма;

- приобретение навыков работы с научной литературой по творчеству писателей данного периода;

- углубление и систематизация знаний студентов по творчеству писателей данного периода;

- уяснение историко-литературных закономерностей;

- приобретение умений и навыков самостоятельного историко-литературного анализа;

- умение соотнести конкретный материал с логической структурой отдельной темы и курса в целом.

7. Описание курса: Курс «Русская литература XVIII в.» является составной частью мировой литературы и охватывает литературный процесс, для которого характерно становление и развитие таких направле­ний, как классицизм, сентиментализм, просветительский реализм, предромантизм. Цель курса - показать наиболее характерные особенности историко-литературного процесса в XVIII веке с тем, чтобы студенты поняли, что русская литература XVIII века - связующее звено между древнерусской литературой и новой, что это - начало новой литературы, что в этот период были усвоены все достижения предыдущей литературы русской и западно-европейской и заложены основы для блестящего расцвета классической литературы XIX века.

По завершении курса студент должен знать:

  • о структуре самой дисциплины, которая включает общетеоретические и историко-литературные сведения о русской литературе 18 века,

  • базовые знания о методологической основе курса (основные монографии, труды, статьи),

  • Студент должен уметь:

  • -употреблять литературоведческие термины как при практическом анализе, так и при теоретическом описании явлений, особенностей литературного развития;

-уметь анализировать литературоведческие теоретические труды;

  • самостоятельно пополнять полученные при изучении учебного курса знания;

  • уметь составлять библиографию, аннотации и рефераты по заданным темам курса;

8. Пререквизиты: Студент должен знать черты и особенности древнерусской литературы, античной лите­ратуры, литературы Средних веков и эпохи Возрождения; иметь представления о схеме литературного развития, о смене культур­ных эпох, об их месте в контексте мирового литературного про­цесса. Студент должен знать художественные тексты изученных произведений, традиции и новаторства писателей предшествую­щих эпох; владеть навыками литературоведческого анализа.

9. Постреквизиты: Знание, умения и навыки, приобретенные в курсе «Русская литература 18 века» необходимы при изучении следующих дисциплин: Русская литература 19 в.(I пол.), теория литературы, история русской литературной критики, зарубежная литература, эстетика; этика; история философии; культурология.

10. Содержание дисциплины. Периодизация истории русской литературы 18 века. Литература Петровской эпохи. Проблема барокко в русской литературы и культуре 18 века. Литературно-публицистическая деятельность Феофана Прокоповича. Формирование и расцвет классицизма как основного эстетического направления в русской литературе 30-50-х годов. Основные положения литературной программы поэтов-классицистов. Национальная специфика русского классицизма и его жанровое разнообразие. Сатиры Антиоха Кантемира. Сатира как литературный жанр. Жизнь и творчество В.К.Тредиаковского. Тредиаковский – первый русский профессиональный литератор . Начало реформирования русского силлабического стихосложения («Новый и краткий способ к сложению российских стихов»).  Филологическая и литературная деятельность М.В.Ломоносова. Ломоносов – создатель силлабо-тонической системы русского стихосложения («Письмо о правилах российского стихосложения»). Учение о «трех штилях». Поэтическое самоопределение Ломоносова в «Разговоре с Анакреоном». Место оды в жанровой системе классицизма. Ода-рекомендация Ломоносова. Творческий путь А.П.Сумарокова. Сумароков – теоретик русского классицизма («Критика на оду», «Эпистола о стихотворстве», «Эпистола о русском языке»). Полемика Сумарокова с Ломоносовым по проблеме литературного стиля. Эволюция драматургического творчества Сумарокова.  Особенности лирической поэзии. Сумароков – родоначальник русского басенного творчества. Журнал Сумарокова «Трудолюбивая пчела». Г.Р. Державин – последний поэт русского классицизма. Основные этапы творчества Державина. Новаторство  оды «Фелица». Философская поэзия Державина («На смерть князя Мещерского», «Водопад», «Бог»). Анакреонтические мотивы в творчестве поэта. 

 Культурно- историческая ситуация в России во второй половине 18 века. Основные проблемы русского Просвещения и их отражение в русской литературе второй половины 18 века. Русская журнальная сатира 1769 – 1774 годов. Журнал «Всякая всячина», участие в нем Екатерины II. Полемика между «Трутнем» и «Всякой всячиной» о характере и задачах сатиры. Сатирические журналы Н.И.Новикова. Ведущие темы сатирических журналов Н.И.Новикова. Своеобразие форм и видов сатиры в журналах Новикова. Творчество Д.И.Фонвизина. Эволюция Фонвизина-драматурга. «Бригадир» - первая русская национальная комедия. «Недоросль» - вершина русской драматургии 18 века. а). Литературоведческие концепции творческого принципа Фонвизина в комедии «Недоросль». Сатирическая поэзия Фонвизина («Послание к слугам моим», «Лисица-казнодей»). Творчество А.Н.Радищева. Влияние Радищева на развитие русской революционно-демократической мысли России. Раннее творчество («Дневник одной недели», «Житие Федора Васильевича Ушакова»). «Путешествие из Петербурга в Москву». Отражение в книге просветительских взглядов Радищева. Проблематика и идейное содержание книги «Путешествие…». Система образов. Проблема автора и путешественника. Синтез традиций классицизма, сентиментализма и просветительского реализма  в «Путешествии…». Творчество И.А.Крылова. Сатирические и философские письма в журнале Крылова «Почта духов». Повесть «Каиб» в журнале «Зритель». Русский сентиментализм как литературное направление последней трети 18 века. Причины его возникновения в европейской и русской литературе. Основные философско-этические принципы сентиментализма и их проявление. Национальная специфика русского сентиментализма, основные периоды его развития. Жанровая система русского сентиментализма. Творчество Н.М.Карамзина – классика русской сентиментальной литературы. Программная статья «Что нужно автору?» Проблематика и жанровое своеобразие «Писем русского путешественника». Традиции сентименталистской эстетики в «Письмах…». Повесть «Бедная Лиза».  Способы выражения авторской позиции. Традиции классицизма в повести «Марфа Посадница». Поэтика предромантических повестей («Остров Борнгольм», «Сьерра-Морена»). Поэзия Карамзина.  

11. Календарно-тематический план распределения часов по видам занятий

Лекции

:

Шифр и наименование модуля

Лекция

Наименование

изучаемых вопросов

Кол-во

часов

Распред.

по

неделям

Литература

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

Модуль I.

Литература русского классицизма.

1

Введение. Литература Петровской эпохи. Публицистика и поэзия Феофана Прокоповича. Петровские «гистории».

1

1

1,2,6,7,5,8

ЭУИ «Русская литература 18 века»

2

Классицизм в русской литературе. Национальное своеобразие русского классицизма. Философские основы и эстетика классицизма.

1

2

1,2,6,9, 24,27.

ЭУИ «Русская литература 18 века»

3

Кантемир А.Д. Сатиры Кантемира. Идейно-тематическое содержание и художественные особенности сатир.

1

3

1,2,9,12,15,18,

ЭУИ «Русская литература 18 века»

4

Тредиаковский В.К. Роман «Езда в остров Любви». Начало реформы стихосложения.

1

4

1,2,6,8, 24,28

ЭУИ «Русская литература 18 века»

5

Ломоносов М.В. Развитие реформы русского стихосложения, теория «трех штилей», теория жанров. Ломоносов – филолог.

1

5

1,2,6,28

ЭУИ «Русская литература 18 века»

6

Поэзия Ломоносова. «Разговор с Анакреоном». Идейно-тематическое содержание и художественные особенности од Ломоносова.

1

6

2,4,5, 17,32

ЭУИ «Русская литература 18 века»

7

Сумароков А.П. «Две эпистолы» - манифест русского классицизма. Лирика, сатиры, басни. Журнал «Трудолюбивая пчела». Трагедии и комедии Сумарокова.

1

7

2,4,5,18,24,29

ЭУИ «Русская литература 18 века»

Модуль 2

Литература II пол. 18 века. Русский сентиментализм.

8

Литература 1760-1770 г.г. Херасков М.М., Майков В.М. Полемика в журнальной сатире. Сатирические журналы Новикова Н.И.

1

8

3,5,8, 14,23,30

ЭУИ «Русская литература 18 века»

9

Литература последней четверти 18 в. Комическая опера, «легкая» поэзия, тираноборческие трагедии («Вадим Новгородский» Княжнина Я.Б.)

1

9

3,5,8,18, 23,26,30

ЭУИ «Русская литература 18 века»

10

Фонвизин Д.И. Три этапа творчества. Ранняя стихотв. сатира. Пьеса «Бригадир». «Недоросль». Новаторство Фонвизина- драматурга

1

10

1,4,5,9, 13,19,20

ЭУИ «Русская литература 18 века»

11

Державин Г.Р. Ода «Фелица». Философская лирика. Победно-патриотические оды. Гражданско-обличительная поэзия. «Памятник».

1

11

3,6,8,10, 17,23

ЭУИ «Русская литература 18 века»

12

Русский сентиментализм. Идейно-эстетические основы. Два течения в русском сентиментализме. Жанры сентиментализма.

1

12

3,4,5, 21, 25,33

ЭУИ «Русская литература 18 века»

13

Карамзин Н.М. «Письма русского путешественника». Повесть «Бедная Лиза». Поэзия. Предромантические повести («Остров Борнгольм»).

1

13

3,4,5, 21, 25,33

ЭУИ «Русская литература 18 века»

14

Радищев А.Н. Личность и судьба. «Житие Федора Ушакова». Ода «Вольность». Тема Петра в «Письме к другу». Поэзия.

1

14

4,5,6,11, 22,23,25

ЭУИ «Русская литература 18 века»

15

Книга Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». История создания.Проблематика. Жанр, язык. Споры о композиции, образе автора.

15

4,5,6,11, 22,23,25

ЭУИ «Русская литература 18 века»

Итого

15

12. График изучения материалов для подготовки к занятиям

12.1 График самостоятельной работы студентов (СРС):

  1. Программа обучения студентов (Sillabus) по дисциплине «Зарубежная литература ХХ в.» для специальности 050118 «русский язык и литература» форма обучения дневная Всего- 1 кредит

    Программа
    ние идейно-эстетического богатства и творческих достижений ведущих худож-ников слова. В рамках творческой парадигмы отдельного автора – выявление строя художественного сознания, определение особенностей мировидения, за-кономерностей
  2. Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине Зарубежная литература 17-18 вв для специальности 050118 Русский язык и литература форма обучения дневная Всего 1 кредит

    Программа
    Цель курса – изучение художественного наследия литературы эпохи Классицизма и Просвещения с позиции становления и развития жанровой системы, характерной для культуры Нового времени.
  3. Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине Древнерусская литература для специальности 050118 Русский язык и литература форма обучения дневная Всего 1 кредит

    Программа
    Цель курса – изучение художественного наследия литературы эпохи Древней Руси с позиции становления и развития жанровой системы. Задачи курса применительно специальности:
  4. Программа обучения студентов (Syllabus) по дисциплине Зарубежная литература Средних веков и эпохи Возрождения для специальности 050118 Русский язык и литература форма обучения дневная Всего 1 кредит

    Программа
    Цель курса – изучение художественного наследия литературы Средних веков и эпохи Возрождения с позиции становления и развития жанровой системы. Задачи курса применительно специальности:
  5. Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине Античная литература для специальности 050118 Русский язык и литература форма обучения дневная Всего 1 кредит (1)

    Программа
    Цель курса – изучение художественного наследия литературы эпохи Античности с позиции становления и развития жанровой системы. Задачи курса применительно специальности:
  6. Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине Античная литература для специальности 050118 Русский язык и литература форма обучения дневная Всего 1 кредит (2)

    Программа
    Курс «Античная литература» является составной частью мировой литературы. Историческое значение античной литературы состоит, прежде всего, в том, что она оказала значительное влияние на развитие литератур других европейских народов,
  7. Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине Историческая грамматика

    Программа
    Силлабус составлен на основании_ГОСО 3.08. 268-2006 и Учебной программы по дисциплине «Историческая грамматика русского языка» /документ кем и когда выдан/
  8. Казахстан Университет «Сырдария» (2)

    Учебно-методический комплекс
    050118 «Русский язык и литература» содержит необходимый учебно- методический материал для эффективной организации учебного процесса. Целью учебно – методического комплекса является достижение высокого уровня усвоения студентами данной

Другие похожие документы..