Отчетный доклад

ОТЧЕТНЫЙ ДОКЛАД

Ревизионной комиссии IV Курултая крымскотатарского народа

(докладчик – председатель РК Курултая Куртеген Асанов)

(Перевод с крымскотатарского языка)

Уважаемые делегаты Курултая! Уважаемые гости!

Уважаемые представители средств массовой информации!

Ревизионная комиссия Курултая крымскотатарского народа за отчетный период провела 21 заседание, в ходе которых было рассмотрено 82 вопроса. Хочу отметить, что ни одно из поступивших в адрес Ревизионной комиссии заявлений, обращений и предложений не осталось без рассмотрения и должного реагирования.

Ревизионная комиссия в соответствии с запросами и заявлениями членов Милли Меджлиса, региональных и местных меджлисов обследовала и изучила материалы 128 собраний избирателей по выборам местных меджлисов и 8 отчетно-выборных региональных конференций.

На основании выявленных нарушений во время выборов местных и региональных меджлисов «Положения о местных органах национального самоуправления крымскотатарского народа» по предложению Ревизионной комиссии Милли Меджлисом были отменены результаты отчетно-выборных региональных конференций в Еди-Къую, Ялте, Алуште и Джанкое. По решению Милли Меджлиса в указанных административно-территориальных образованиях состоялись повторные отчетно-выборные конференции.

Ревизионная комиссия в отчетный период особое внимание уделяла ходу выполнения основополагающих решений, принятых на предыдущих сессиях Курултая крымскотатарского народа и направленных на возвращение, обустройство и восстановление прав крымскотатарского народа. По итогам рассмотрения таких решений Ревизионная комиссия направила свои предложения Милли Меджлису для принятия необходимых мер по следующим направлениям:

– о переводе крымскотатарской письменности на латиницу;

– о восстановлении исторической топонимики Крыма;

– о поэтапной реституции (компенсации) собственности, незаконно изъятой у крымскотатарского народа в ходе насильственной и преступной депортации;

– о развитии школ с крымскотатарским языком обучения;

– о мерах по обеспечению крымских татар земельными паями;

– о необходимости разработки и включения в учебные программы курса «История и культура крымскотатарского народа»;

– о подготовке и проведении Всемирного конгресса крымских татар.

Ревизионная комиссия отмечает, что вышеперечисленные вопросы находят отражение в деятельности Милли Меджлиса, однако следует заметить, что для их полного разрешения требуется длительное время, соответствующая правовая, политическая и экономическая ситуация в Украине и Автономной Республике Крым, единство и сплоченность крымскотатарского народа и его непоколебимая решимость в отстаивании своих законных прав.

В соответствии с наделенными Регламентом Курултая полномочиями и с целью содействия в решении наиболее актуальных вопросов, связанных с восстановлением и развитием государственной системы образования на крымскотатарском языке, Ревизионная комиссия предприняла усилия по проведению комплексного анализа состояния образования на крымскотатарском языке, в том числе обеспечения учреждений образования учебниками, методической и художественной литературой. Такой же анализ планировался в отношении обеспеченности средств массовой информации на крымскотатарском языке.

К сожалению, в силу неполноты официальных сведений, предоставленных органами государственной власти, такую работу в полном объеме провести не удалось. В этой связи, Ревизионная комиссия обращает внимание делегатов Курултая и членов Милли Меджлиса на необходимость скорейшего утверждения Советом министров Автономной Республики Крым состава Наблюдательного Совета, который бы осуществлял общественный контроль за ходом реализации пятилетней «Программы расселения и обустройства крымских татар…», утвержденной Кабинетом Министров Украины от 16 мая 2002 года. При этом Ревизионная комиссия исходит из того, что все решения центральных органов власти и Автономной Республики Крым по обустройству крымскотатарского народа, в том числе и в части использования средств, предусмотренных Государственным бюджетом Украины и бюджетом Автономной Республики Крым, должны быть открытыми и публичными, что, в свою очередь, только повысит эффективность их использования.

Ревизионная комиссия проанализировала деятельность Республиканского медицинского центра по обслуживанию депортированных. Исходя из анализа доступных для Ревизионной комиссии материалов, а также оценок, полученных непосредственно от людей, обращавшихся за помощью в указанное медицинское учреждение, Ревизионная комиссия отмечает позитивные изменения в деятельности Республиканского медицинского центра. В то же время, следует заметить, что в силу ограниченности ресурсов, выделяемых данному учреждению, в ряде случаев оказываемая больным людям помощь является недостаточной. Это утверждение касается случаев, когда лечение больных проводится за пределами Крыма, в специализированных клиниках Киева и других городов.

Ревизионная комиссия каждые полгода осуществляет проверку материального состояния Милли Меджлиса. Ревизионная комиссия констатирует, что в Милли Меджлис поступают только добровольные пожертвования от соотечественников, в том числе и от диаспоры. Никаких средств от государственных структур не поступали и не поступают. Результаты проверок обсуждаются с руководством Милли Меджлиса и, при необходимости, им вносятся требуемые корректировки. Материальных и финансовых нарушений не установлено.

Ревизионная комиссия тщательно анализирует также всю информацию, касающуюся вопросов материального обеспечения Милли Меджлиса, которая содержится не только в обращениях соотечественников, но и в средствах массовой информации, в том числе и таких, которые носят характер домыслов и предположений. Считая, что нет необходимости подробно останавливаться на таких случаях, тем не менее, можем посоветовать авторам различных домыслов самим лично проверить достоверность или недостоверность их сомнений: для этого любой из таких людей может от собственного имени внести посильное пожертвование в Милли Меджлис с указанием конкретной цели использования внесенного им пожертвования, а потом проверить исполнение его воли.

Анализ деятельности Милли Меджлиса за отчетный период свидетельствует о том, что объем задач и проблем, требующих непосредственного участия в их разрешении высшего представительного органа крымскотатарского народа, с каждым годом постоянно увеличивается. Так, только за 1-ое полугодие текущего года в Милли Меджлис поступило через канцелярию более 210 различных документов, а самим Милли Меджлисом исполнено и направлено свыше 433 различных материалов и документов. При этом, не учитывая ту часть документов, которая непосредственно поступает в адрес управлений и отделов и направляется ими.

В Милли Меджлисе установилась практика, когда все поступающие и исходящие материалы в адрес руководства Меджлиса, в основном, обрабатываются и готовятся непосредственно самим Председателем или его заместителем. Ими же осуществляется регулярный прием граждан, которые для решения волнующих их вопросов выявляют желание встретиться только с руководством Милли Меджлиса.

В 1999 г. на III сессии III Курултая Милли Меджлис был наделен правами единого высшего полномочного представительно-исполнительного органа крымскотатарского народа.

Разумеется, объединение в едином органе наряду с представительскими функциями также и исполнительских функций потребовало внесение изменений в организацию работы Милли Меджлиса. С целью оптимизации работы избранного на 1-ой сессии IV Курултая Милли Меджлиса в его структуре были предложены нововведения: сформированы 4 крупных управления, юридическая служба, служба протокола и секретариат. К сожалению, разработка и утверждение Положений указанных структур неоправданно затянулась, что не позволило достичь ожидаемых от внутренней реорганизации Милли Меджлиса результатов. Видимо, здесь сказалось и то, что с уточнением статуса Милли Меджлиса прежними остались порядок его избрания и формирования.

Заседания Милли Меджлиса и его Президиума за отчетный период проводились в установленные сроки, однако из-за отсутствия кворума открытия их часто затягивались. К числу недостатков следует отнести несвоевременное оформление протоколов заседаний Милли Меджлиса, а также сохраняющуюся размытость в определении конкретных исполнителей и сроков реализации принимаемых решений. Такая практика не позволяет установить жесткий контроль над выполнением части решений, принимаемых на заседаниях Милли Меджлиса.

В качестве примеров, Ревизионная комиссия указывает на невыполнение решений Милли Меджлиса о проведении в установленные сроки отчетно-выборных конференций в Черноморском и Красноперекопском районах, а также в городе Армянске. Нарушены сроки проведения повторной отчетно-выборной региональной конференции в Джанкойском районе.

Уважаемые делегаты Курултая!

Одним из главных звеньев в системе национального самоуправления являются региональные и местные меджлисы. Собственно, от активной, профессиональной и последовательной работы председателей и членов региональных и местных меджлисов во многом зависит реализация принимаемых на сессиях Курултая крымскотатарского народа и заседаниях Милли Меджлиса решений. И хотя в настоящем отчете нами не ставится цель давать развернутую оценку деятельности региональных и местных меджлисов, позвольте от имени Ревизионной комиссии обратить ваше внимание на некоторые явления в их деятельности.

Некоторые из региональных и многие из местных меджлисов не занимаются постоянным и глубоким анализом происходящих на их территориях общественно-политических процессов, что не позволяет им своевременно реагировать на изменение общественного мнения по ряду актуальных для людей проблем, не говоря уже о влиянии на формирование общественного мнения. Так, несмотря на позитивные, в целом, результаты выборов депутатов всех уровней в марте 2002 года, следует признать, что они (результаты) могли быть намного успешными, если бы часть местных меджлисов заняли в выборном процессе более наступательную позицию. Анализ результатов выборов показал, что в некоторых случаях для избрания депутатами представителей крымских татар не хватило малой части голосов. Не хватило, ибо часть, пусть и небольшая, крымскотатарского электората проигнорировала выборы, не осознавая значимости каждого голоса в достижении желаемых результатов. Нам представляется, что этот урок нами должен быть усвоен, тем более, накануне предстоящих выборов Президента Украины. В этой связи, Ревизионная комиссия еще раз обращает внимание Милли Меджлиса на необходимость принятия новой редакции «Положения об органах национального самоуправления», утвержденного еще в 1997 году, имея в виду большую конкретизацию в этом документе системы выборов и обязанностей местных органов национального самоуправления.

Необходимость обращения вашего внимания, уважаемые делегаты Курултая, на роль местных органов национального самоуправления в решении указанных вопросов, вызвана тем, что, несмотря на наличие колоссальных препятствий в расширении сети школьного образования на крымскотатарском языке: отсутствие учебников для старших классов с крымскотатарским языком обучения, учителей-предметников со знанием крымскотатарского языка, слабая материальная база многих крымских школ и многое другое, первоначальный импульс в их преодолении должен исходить именно от местных меджлисов. Кому, как ни членам местных меджлисов, должны быть детально известны реальная ситуация, предпосылки и возможности в каждом конкретном населенном пункте? Неужели, даже в тех школах, где количество обучающихся крымских татар превысило более половины контингента учащихся, для введения крымскотатарского языка в качестве одного из языков обучения необходимо особое участие Милли Меджлиса? Собственно, такие же вопросы уместны в адрес местных меджлисов и в части вовлечения на местах соотечественников в решение многих вопросов, связанных с сохранением и возрождением национальной культуры, традиций и обычаев крымскотатарского народа.

Разумеется, указывая на недопустимую пассивность части местных меджлисов в вовлечении соотечественников в решение указанных вопросов, нельзя обойти молчанием и недостаточную работу Милли Меджлиса в данной сфере. Одним из проявлений непоследовательности Милли Меджлиса явилось проведение на низком организационном уровне Дней крымскотатарской культуры в Киеве, которые состоялись в декабре прошлого года. Менее всего такая малоутешительная оценка относится в адрес крымскотатарских творческих коллективов. В конце концов, они предприняли все возможное и невозможное для того, чтобы в условиях организационной неразберихи и противоречивых установок, исходивших от органов исполнительной власти Автономной Республики Крым, продемонстрировать в Киеве наиболее яркие элементы крымскотатарской культуры и тем самым, хотя бы немного спасти создавшееся положение.

Ни для кого не является секретом то обстоятельство, что стержнем крымскотатарского национального движения является осознанное участие подавляющей части соотечественников в решении тех проблем, от которых зависит будущее нашего народа. Никто не будет также оспаривать утверждение о том, что общественная активность крымских татар в немалой степени зависит от их возможностей в своевременном получении всесторонней и, что особенно важно, объективной информации. Вроде бы и возможности в последние годы немного улучшились, однако анализ крымскотатарской общественной жизни свидетельствует о том, что причиной возникновения некоторых неблагоприятных тенденций является отсутствие у людей достоверной информации. В этой связи, члены Ревизионной комиссии разделяют немалую часть той критики, которая раздается в адрес крымскотатарских СМИ. В то же время, нельзя не замечать существование многих объективных трудностей, особенно ограниченность финансовых и материальных ресурсов, сдерживающих развитие средств массовой информации. Безусловно, не на пользу крымскотатарскому народу заметное увлечение некоторыми крымскотатарскими печатными СМИ, особенно издающимися на русском языке, материалами скандального свойства. Понятно, что оценка таких материалов читателями далеко не однозначна. Нередко вокруг таких материалов разворачиваются дискуссии, что само по себе можно было бы считать положительным явлением, ибо где, как не в ходе дискуссии, может появиться истина? К сожалению, уровень этих дискуссий зачастую крайне низок, поскольку сами дискуссанты просто не в состоянии выйти за рамки собственных амбиций.

Как председатель Ревизионной комиссии хочу особо подчеркнуть, что члены Ревизионной комиссии и мысли не допускают о том, что независимость журналистов крымскотатарских СМИ может быть кем-то со стороны ограничена. В данном случае, наши рассуждения и оценки направлены исключительно на то, чтобы призвать журналистов крымскотатарских СМИ как можно скорее вывести свои издания на уровень общенациональных изданий, содействующих действительному разрешению наиболее актуальных для всего народа проблем, которые, поверьте, намного важнее, нежели амбиции отдельных политиков или чиновников.

Было бы несправедливым, говоря о крымскотатарских СМИ, не указать на крайне слабую работу региональных и местных меджлисов в содействии редакциям СМИ в увеличении количества подписчиков. Очень хорошо, что газета «Къырым» стала издаваться дважды, а скоро и трижды в неделю, теперь следует добиться, чтобы и газета «Янъы дюнья» также выходила дважды, тогда в неделю 5 дней наши соотечественники смогут читать газеты на родном языке. Однако не могу не задать вопрос: и себе и всем вам – готовы ли мы все оказать действенную поддержку в том, чтобы указанные и другие крымскотатарские газеты стали поистине массовыми изданиями?

Уважаемые делегаты Курултая!

Единство и сплоченность крымскотатарского народа, благодаря которым он не сломился в годы высылки, высокая организованность и присущее всем соотечественникам чувство национального достоинства, сформировавшиеся десятилетиями борьбы за возвращение на свою Родину, – являются для наших недоброжелателей постоянно раздражающим фактором. Собственно, логика наших оппонентов остается неизменной – расколоть единство крымскотатарского народа и, тем самым, ослабить его возможности в отстаивании своих законных прав и интересов.

Поскольку о таких попытках достаточно было сказано в докладе Председателя Милли Меджлиса, я хотел бы лишь заметить о том, что наши оппоненты, невзирая на очевидные провалы всех своих предыдущих проектов, вспомните, хотя бы – Совет аксакалов, Координационный Совет и прочие искусственные образования, не оставляют свои попытки по внесению раскола в крымскотатарское сообщество. В последнее время главной их целью является усиленная атака на организацию духовной жизни крымских мусульман. Ревизионная комиссия Курултая крымскотатарского народа в отчетный период все поступившие в его адрес обращения от имени мусульман рассматривала совместно с Милли Меджлисом и Муфтиятом мусульман Крыма. В результате такого совместного рассмотрения нам удалось разрешить ряд сложных ситуаций, в частности своевременно были урегулированы вопросы избрания делегатов III Курултая мусульман Крыма. В силу того, что предложенные нормы представительства удовлетворили абсолютное большинство мусульманских общин полуострова, Курултай мусульман Крыма прошел на высоком уровне.

Ревизионная комиссия Курултая и впредь будет уделять особое внимание сохранению единства и сплоченности крымскотатарского народа. Что касается вопросов религиозной жизни на полуострове, в том числе и мусульман Крыма, по мнению членов Ревизионной комиссии, наши дальнейшие действия должны вытекать из принципиальных положений принятого на II-ой сессии IV Курултая Заявления «О возрождении религиозной жизни крымских татар и сохранении религиозной толерантности в Крыму».

Возвращаясь к теме выборов 2002 года, когда были допущены нарушения решений Курултая нашими соотечественниками и, к сожалению, даже делегатами IV Курултая, Ревизионная комиссия во исполнение постановления второй сессии IV Курултая «Об участии крымскотатарского народа в выборах 2002 года в Украине» проверила действия делегатов, фамилии которых были представлены Штабом по выборам депутатов при Милли Меджлисе и региональными меджлисами, и установила, что делегаты действительно в той или иной степени нарушили решение Курултая и Милли Меджлиса.

По результатам проверки Ревизионная комиссия в соответствии с пунктом 3 «Положения о статусе делегата Курултая крымскотатарского народа», учитывая серьезность допущенных нарушений решений IV Курултая делегатами Рефатом Кенжалиевым и Эдипом Гафаровым, представила соответствующее заключение для принятия решения о прекращении их делегатских полномочий.

Уважаемые делегаты Курултая!

Согласно действующего Регламента Курултая крымскотатарского народа Ревизионная комиссия обязана на сессии Курултая дать оценку деятельности Милли Меджлиса и его Президиума за отчетный период, что, по мере сил и возможностей мы и делали. Была проведена проверка эффективности деятельности структур Милли Меджлиса и результаты представлены руководству Милли Меджлиса. Часть результатов работы членов Ревизионной комиссии, о которых мы систематически информировали Председателя и членов Милли Меджлиса, в рамках отведенного времени доведена и к вашему сведению.

В данном отчете члены Ревизионной комиссии не ставили задачу оценивать эффективность работы структур и членов Милли Меджлиса, это прерогатива руководства Милли Меджлиса. Однако вынуждены отметить, что, к сожалению, в последнее время по некоторым вопросам члены Милли Меджлиса склонны впадать в излишнюю публичную дискуссию уже после принятия тех или иных решений. В этой связи хотели бы еще раз отметить, что члены Ревизионной комиссии удовлетворены тем высоким уровнем демократии, который традиционно присущ заседаниям Милли Меджлиса. Ни одно решение не ставится на голосование, пока оно не будет всесторонне обговорено не только членами Милли Меджлиса, но и членами Ревизионной комиссии и приглашенными лицами.

Ревизионная комиссия Курултая крымскотатарского народа считает, что, несмотря на ряд отмеченных в ходе проверок недостатков в организации работы Милли Меджлиса, следует оценить деятельность Милли Меджлиса и его Президиума за отчетный период как удовлетворительную.

  1. Отчетный доклад (18)

    Содержательный отчет
    Прошло пять лет после предыдущей IV отчетно-выборной конференции. При выполнении ее решений, постановлений VI съезда ФНПР и отраслевых профсоюзов основными приоритетами в нашей деятельности оставались:
  2. Отчетный доклад (27)

    Содержательный отчет
    Прошло пять лет после очередного IV съезда Федерации Независимых Профсоюзов России. Прежде чем приступить к отчету о работе, проделанной за это время Генеральным Советом ФНПР по защите трудовых прав и социально-экономических интересов
  3. Отчетный доклад (34)

    Содержательный отчет
    Наш очередной -1У съезд профсоюза - проходит в юбилейный год 100-летия российских профсоюзов и 15-летия образования Федерации независимых профсоюзов России.
  4. Отчетный доклад (5)

    Содержательный отчет
    Настоящий отчет подготовлен согласно ст. 27 (д) Устава РАН в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. № 233-р об утверждении Программы фундаментальных исследований государственных академий
  5. Отчетный доклад (19)

    Содержательный отчет
    В 2007 г. Российская академия наук продолжала фундаментальные и при­кладные исследования в соответствии с Приоритетными направлениями разви­тия науки, технологий и техники, Перечнем критических технологий Россий­ской Федерации, утвержденными
  6. Отчетный доклад (42)

    Содержательный отчет
    Сегодня мы подводим итоги работы за последние 3 года. В течение отчетного периода профсоюзный комитет последовательно проводил политику, направленную на защиту трудовых прав и интересов членов профсоюза, развитие сотрудничества и социального партнерства.
  7. Отчетный доклад (46)

    Содержательный отчет
    Согласно п.2 ст.11 и пп.17 п.6 ст.55 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине" я должен отчитаться о своей работе и информировать Вас о работе исполнительного комитета районного совета, его отделов и служб.
  8. Отчетный доклад (49)

    Содержательный отчет
    «Итоги деятельности Ассоциации «Совет муниципальных образований Томской области» по реализации положений Федерального закона от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
  9. Отчетный доклад (20)

    Содержательный отчет
    Сегодня мы проводим Общее Собрание членов Ассоциации «БАМЭ» за прошлый год, подводим итоги деятельности Ассоциации, обсуждаем наболевшие проблемы и возможные пути их решения, а главное – ставим задачи, которые сможем и должны выполнить

Другие похожие документы..