Неофициальная сборка электронной газеты «Вести Образования»

Неофициальная сборка электронной газеты «Вести Образования»

11(59),1-15июня,2006г.

Все материалы взяты с официального сайта газеты

/vesti/welcome

1 полоса

Авоз-тонормативногофинансирования инынетам

Недавно пришлось спорить на эвриканском семинаре о судьбе нормативно-подушевого финансирования.

Встал коллега-эксперт и сказал: «О чем вы говорите, воз и ныне там, где стоял десять лет назад».

А я поставил простой вопрос: "А кто виноват?".

И тут встал другой эксперт и произнес речь, которую я без редактирования хочу привести полностью, с разрешения этого эксперта. Фамилии все известные, поэтому и комментария делать не буду. Напомню лишь, что речь идет о том, кто виноват, что нормативно-подушевое финансирование в системе образования России находится в таком плачевном состоянии…

Итак:

- Кто виноват? Башкина? Которая понимала (точнее, печенкой чувствовала, вместе со Смолиным и профсоюзами), что нормативно-подушевое финансирование есть инструмент реальных институциональных трансформаций, а потому провела 123-й закон в уже классическом стерилизованном виде ("субвенция по нормативу - да, финансирование школы - нет")?

Филиппов? Который согласился с такой редакцией закона?

Болотов? Который тогда отвечал за школу, но подчеркнуто не хотел встревать ни в этот сюжет, ни вообще во что-либо, связанное с экономикой школы?

Пинский? Который вовремя не увидел до конца последствия хода Башкиной и не смог "отсоветовать", как надо и в нужный момент?

НФПК?Который не сумел или не захотел реализовать в своем проекте чистую схему и затем довести пилот до законодательной базы для массового исполнения?

Греф,Кузьминов и др.? Которые не возымели желания и/или полномочий вовремя вмешаться в процесс?

Или какая-то общая фундаментальная установка касьяновского правительства на предмет социальной сферы? Которое ведь так и не приступило к ее реформе (и, замечу, прекрасно знало, что не приступает) и которое в этих случаях вело себя по изумительной схеме, про которую один журналист написал: "Как бы что-то такое сделать, при этом ничего не делая?"

То, что после прежнего правительства здесь просто конь не валялся - доказательств не требует, об этом даже уже скучно упоминать.

Но теперь ситуация ведь и впрямь налицо гротескная. Причем, замечу, до общественного осознания так и не пробившаяся. С одной стороны, все регионы рапортуют, что перешли на нормативное финансирование. С другой стороны, армяне и словаки нам снисходительно говорят: "У нас финансирование школы - по формуле, а у вас - все еще по строчкам". С третьей стороны, Путин говорит, что надо "вести эксперимент" (мартовский Госсовет). С четвертой стороны, тюменский губернатор, хотя и руководит самой прорывной в этом плане областью, говорит на видеоконференции весьма сбивчиво, явно "путаясь в показаниях". С пятой стороны, Собянин требует что-то сделать, и для этого даже мобилизуют авангардных экспертов (известно кого). С шестой стороны, Путин снова возвращается к этой теме с явным желанием разобраться, причем разобраться лично, публично и на человеческом языке. С седьмой стороны, упс, воз и ныне там.

Кто виноват?..» Конец цитаты.

Кто?

АлександрАдамский

ОбнародованырезультатыЕГЭ

Министерство образования и науки РФ обнародовало результаты единых госэкзаменов, которые прошли в мае по всей России.

Рекордное количество человек — почти 84 тысячи — сдавали ЕГЭ по обществознанию. 20% участников экзамена справились с заданиями на “отлично”.

Блестящие результаты показали выпускники на ЕГЭ по иностранным языкам. По всей России лишь 237 человек решили попробовать свои силы в знании французского. Зато 30% из них выполнили работу на “пять”, и лишь три человека получили “двойки”. Почти 26% учащихся, сдававших немецкий язык, выдержали экзамен на “пять”, а 6% — на “два”. Два человека набрали максимально возможный балл — 100 очков. Уровень “англичан” оказался намного ниже уровня сверстников которые сдавали другие иностранные языки. Лишь 15% учеников получили “пять”, и 10% — “двойки”.

Тестовые испытания по химии провалили 14% школьников. Высший балл по этому предмету заработали 18% выпускников. Биологию и литературу, как выяснилось, отлично знали 12% участников ЕГЭ, а географию только 11% сдававших тесты ребят.

Владимир Путин считает, что большие средства, выделенные на образование, уходят в никуда

ВосьмойсъездРоссийскогосоюзаректоровсобралвМГУнаучнуюэлиту,причемнетолькоизРоссии,ноиизрегионовприехалиоколотысячиректоров,атакженесколькодесятковруководителейвузовприбылииз-зарубежа.

ОткрылсъездВладимирПутин.Президентдалпонять,чтоемухорошоизвестныпроблемыотечественногообразования,и,болеетого,онихсчитаетоднойизсамыхострыхпроблемвстране.Одновремя,сказалпрезидент,престижобразованиявРоссиисталпадать,чтодлянашейстраныстранно.Сейчасделовыправляется,появляютсяновыевузы.Носростомчисластудентовснижаетсякачествополучаемыхимизнаний.

Иоднаизпричинтому-этото,чтовузынеэффективно,пословамВладимираПутина,тратятденьги.Аденьгиэтинемалые.Каждыйгодгосударствовыделяетнасферуобразования140млрдрублей.Пословампрезидента,поравыработатьновуюсистемуоценкикачествазнаний.Этодолжнопомочьсправитьсяспроблемой,ведьоцениватьзнаниядолжнынетолькоработодатели,чемониужесейчасзанимаются,ноипредставителинауки.

БолеедетальноопроблемахобразованиявысказалсяректорМГУВикторСадовничий.Вообще,егодокладзанялболееполучаса,внембылособраноболее20конкретныхпредложенийотвсеговузовскогосообществастраны.Например,Садовничий,когдаговориловопросекачества,напрямуюегосвязалсвопросомзарплатпреподавателейисказал,чтодветретисвоегорабочеговременионипроводятнавторойработе.Чемужтутудивляться?

Садовничийпредлагаетсначалаповыситьзарплату,азатемзаключитьскаждымпреподавателемконтракт,которыйбыобязывалеговсесвободноевремяотдаватьосновнойработе.Икэтомусводилосьбольшинствопредложенийректоров,начтоВладимирПутинответил,чтосначаланеобходимо,чтобысамасистемамоглаэффективнорасходоватьденьги,анепрожигать,какпоказываетопыт,большиесредства,которыевыделяютсяилежатподпудом.

По материалам

Политсовет

Владислав Редюхин: Идеология национального конкурса должна быть не в премиях и грантах, а в инвестициях в инновации

Все негативные последствия Национального проекта "Образование" (А они еще предстоят и обязательно попозже проявятся и для школ, и для учителей) связаны с Миссией конкурса. "Уши" скрытых мотиваций - "Ах, какой хороший тот, кто нам деньги дал!" проглядывают сквозь все составляющие финансирования: через критерии, формы подачи заявок, методы экспертизы и т.д..

"Пиаровская" составляющая как снег свалившегося на голову учителей, школ, вузов, а теперь и регионов, дополнительного финансирования, проявляется в том, что нет ответа на вопрос - эти деньги "награда за прошлое" или "инвестиции в будущее"?.

"Награждать" нужно в массовом порядке. Повышая статус корпуса учителей как социальной страты через повышение заработной платы, обеспечение гарантий социальной защищенности, возможностей карьерного роста и прочих стимулов. "Инвестировать" средства можно ТОЛЬКО в проекты, тогда и школы, и учителя должны описывать в проектном залоге, что они ДЕЛАТЬ в будущем СОБИРАЮТСЯ. В будущем, а не в прошлом. Престижное прошлое, - только одно из условий, гарантирующих, что деньги, данные на БУДУЩЕЕ, не будут потрачены зря. Для эффективности отдачи вложенных миллиардов должна быть изменена ИДЕОЛОГИЯ конкурса - не "премии" и не "гранты", а ИНВЕСТИЦИИ в ИННОВАЦИИ.

Но объяснить это существующей административной системе (не ЛЮДЯМ!) невозможно - она так уж устроена, что идет спиной вперед, оглядываясь только на прошлое. Будущее для существующей системы управления (не только в образовании) - борзо, огромно, чудовищно, обло и лаяй - нет у неё будущего... И это ей (системе,а, значит, и людям в ней) - очень СТРАШНО. Вот и творит без ума, все что под руку попало. Себе и образованию, и школе во вред.

Такая вот методология мышления... И реализующая её методика.

Владислав Редюхин

Школа за рубежом

ОТ «ЦИФИРНОЙ ШКОЛЫ» К ЦИФРОВОМУ ОБЩЕСТВУ

Из школьного курса по истории России кто-то, возможно, вспомнит, что при Петре Первом были учреждены «цифирные школы» – первые в нашей стране государственные начальные общеобразовательные учреждениями для мальчиков всех сословий (правда, исключая крестьян), в которых обучали грамоте, письму и арифметике с началами геометрии. Кто бы мог тогда подумать, что триста лет спустя то же самое название, но уже с совершенно иным смыслом, вновь можно будет отнести к системе образования – и далеко не только отечественной? И более того, – что «оцифровываться» стремительно начнет все общество, в том числе и те его поколения, которые окончили школу давным-давно, когда никто и слыхом не слыхивал ни о какой иной цифре, кроме как о знаке, обозначающем число.  

В №5 нашей газеты за этот год было напечатано интервью с заместителем руководителя Британского Совета в России Е.А.Ленской, познакомившейся с системой образования Чили, – на сегодня едва ли не самой успешной среди стран, которые, подобно нашей стране, находятся в состоянии демократического перехода. И поскольку та публикация вызвала большой читательский интерес, мы решили продолжить тему. На этот раз, воспользовавшись любезно предоставленными нам материалами Национального фонда подготовки кадров, предлагаем рассказ об опыте чилийского образования в сфере устранения так называемого «социального цифрового неравенства» – явления, в не меньшей степени актуального для российского общества.                     

ОТЦЫ И ДЕТИ: РАЗДЕЛЕННЫЕ «ЦИФРОЙ»

Мало-помалу общественное сознание начинает привыкать к мысли, что, кажется, действительно были правы те странные люди, которые тридцать лет назад стали всех смущать разговорами о приходе эры каких-то компьютеров и информационных технологий, которые в течение жизни одного поколения изменят мир до неузнаваемости. Не успело человечество оглянуться, как это произошло. Между людьми, и без того разделенными бесчисленными границами – этнокультурными и религиозными, имущественными и социальными, географическими и политическими – вдруг пролегла еще одна: цифровая. Впрочем, она оказалась и похожей, и совершенно не похожей на все «старые» границы. С одной стороны, «цифра» их как-то причудливо деформировала: где-то совсем уничтожила, где-то сделала абсолютно прозрачными: в непосредственное взаимодействие вступили миллионы людей, ближайшие предки которых могли вообще не подозревать о существовании друг друга и уж тем более не испытывать никакой надобности даже в простом знакомстве. С другой стороны, она не только внезапно разделила общество на «оцифрованную» и «неоцифрованную» части, на разумеющих компьютерную грамоту» и «не разумеющих» ее; нет, она провела вдобавок своеобразный «межпоколенный водораздел»    между теми, кто получил еще то, «доцифровое» образование, и теми, кто получил уже это, «цифровое». Причем разрыв между жизненными возможностями, открывающимися перед освоившими цифровой или нецифровой уровни, оказывается гораздо большим и обидным для нынешних «отцов», чем давний разрыв между выпускниками «цифирной школы» и их неграмотными родителями: если в те времена речь шла в лучшем случае об уровне образованности, то сегодня – об уровне компетентности, о переходе в иное цивилизационное качество.

  1. Неофициальная сборка «Вести образования» №20 (68), 15-31 октября, 2006 г

    Документ
    То есть в принципе против зависимости от результативности никто не возражает. Хотя много раз приходилось слышать, что в учительской среде уравниловка более приемлема, чем дифференциация в зарплате, что равенство в бедности для учителей
  2. Российской Федерации «Об образовании» (1)

    Документ
    1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
  3. Российской Федерации «Об образовании» (7)

    Документ
    3. Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений .
  4. Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" (с изменениями от 3 июня 2008 г., 31 августа, 19 октября 2009 г.)

    Документ
    Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089"Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"(с изменениями от 3 июня 2008 г.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «работа журналиста в газете» Для студентов, обучающихся по направлению 520600 «Журналистика» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Журналистское творчество как профессиональная деятельность. Понятие о творчестве. Творчество как высшая форма труда. Зарождение специализированного характера творчества.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «работа журналиста в газете» Для студентов, обучающихся по направлению 520600 «Журналистика» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Любительство и профессионализм как формы организации творческой деятельности; обученность, умелость и мастерство как основные ступени в развитии профессионала.
  7. Захарова И. Г. 338 Информационные технологии в образовании: Учеб пособие для студ высш пед учеб, заведений (1)

    Документ
    В учебном пособии представлена классификация программных средств информационных технологий обучения (ИТО) с позиций дидактики. Рассмотрены принципы и возможные пути интеграции ИТО в учебно-воспитательный процесс.
  8. Захарова И. Г. 338 Информационные технологии в образовании: Учеб пособие для студ высш пед учеб, заведений (2)

    Документ
    В конце XX в. человечество вступило в стадию развития, получившую название постиндустриальное или информационное общество, а тезис известного исследователя массовых коммуникаций Г.
  9. Захарова И. Г. 338 Информационные технологии в образовании: Учеб пособие для студ высш пед учеб, заведений (3)

    Документ
    Представление о важнейшей функции языка – получении и передаче с его помощью знания – сложилось исторически: язык – специфическая система связи, или коммуникации.

Другие похожие документы..