Учебное пособие для вузов

А.И. Кравченко

(Учебное пособие для вузов

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Scanned by Bill G

Москва

«Академический Проект» 2002

УДК 0.08 ББК 71 К78

Кравченко А.И.

К78 Культурология: Учебное пособие для вузов.— 3-е изд. М: Академический Проект, 2002.— 496 с. Серия (Gaudeamus).

ISBN 5-8291-0167-Х

В учебнике рассматриваются предмет, метод и функции культуры, основные школы культурологии, ос­вещаются проблемы структуры и динамики культуры, межкультурного общения, развития и формирования субкультур, виды и формы культуры (народная, массо­вая, элитарная). Отдельный раздел посвящен изложению истории мировой культуры с древности до наших дней.

Для специалистов в области культурологии, препо­давателей и студентов непрофильных вузов.

УДК 0.08 ББК 71

© А.И. Кравченко, 2001.
© В.К. Петров, главы 1, 3 Раздела [, 2001.
© Академический Проект,
ISBN5-8291-0167-Х оригинал-макет, оформление, 2002.

щ Предисловие

Автор настоящего учебного пособия не ставил перед собой задачи дать исчерпывающее знание обо всех сторо­нах культуры, т. е. написать книгу, которая была бы един­ственным руководством по культурологии. Подобная зада­ча не только невыполнима, но и бесполезна. В школьном курсе образовательных дисциши-ш по каждому предмету должен быть один учебник, но в цикле университетских знаний никогда нельзя полагаться па одну книгу. По любо­му предмету необходимо предоставить студенту и препода­вателю право выбора нескольких работ, с разных позиций освещающих проблему. К счастью, у нас в стране опубли­ковано достаточно много учебников и пособий, освещаю­щих историю искусства, философские проблемы культуры, антропологические аспекты и т. д.

Свобода мнений и широта дискуссий, обязательные и непременные атрибуты университетского знания, предпо­лагают, что обучающиеся и обучающие станут пользовать­ся многими пособиями, высказывая и защищая различные точки зрения. Фундаментальная особенность изучения куль­туры предполагает многообразие видения мира, возможность иначе и по-своему взгляпугь на знакомый предмет. Однако многообразие подходов должно иметь какую-то руководя­щую нить. Иными словами, для того чтобы не запутаться в различии позиций и видений, необходимо иметь учебное пособие, дающее систематический взгляд на вещи.

Автор поставил перед собой именно эту, как ему ка­жется, наиболее актуальную задачу — попытаться изложить систему знаний о культуре, свести к общему знамерттелю накопленные сведения, не претендуя на исчерпывающее изложение каждого отдельного вопроса.

Согласно замыслу, целостность при изложении культу­ры достигается при двух следующих условиях. Во-первых, культуру необходимо давать не только в статике, но и в динамике, поэтому в работе можно найти освещение тех и других вопросов. Во-вторых, классифицируя культуру на

Предисловие

высокую (элитарную), народную и массовую (популярную), автор старался не выделять одну из них за счет других, по­лагая, что учебное пособие не должно быть посвящено ис­ключительно истории мировой художественной культуре, т. е. по существу сводиться к изложению высокой культуры. Раз­дел по мировой художественной культуре получился более обширным только потому, что здесь наукой накоплено боль­ше материалов, чем по другим областям. И тем не менее он не охватывает всех форм и эпох, в частности, в книге почти ничего не говорится о китайской, латиноамериканской, ин­дийской и североамериканской культурах. Упущение умыш­ленное: автор стремился показать, прежде всего, то, что сыграло определяющую роль в становлении европейской культуры, а через нее — в российской. 11а русскую культу­ру, очевидно, оказали большее влияние византийская и ран­нехристианская, нежели древнекитайская или латиноамери­канская культуры. Культура Северной Америки, несомненно, повлиявшая на развитие советской культуры, отчасти рас­сматривается в разделе европейской культуры, в русле кото­рой она, как ее ответвление, формировалась.

Другой причиной, продиктовавший такой методологи­ческий выбор, служит понимание культуры, прежде всего, как образа жизни людей, который раскрывается через со­вокупность традиций, обычаев, верований, ценностей и норм поведения.

Учебник — лишь один из элементов стройной системы учебных пособий. Всего их три: Учебное пособие, Хрестома­тия и Словарь. И все они посвящены культурологии. Все они с разных сторон, в разной форме и манере говорят об одном. Но при этом никто не повторяется.

Базовым выступает Учебное пособие, которое кратко и систематично излагает основные сведения о культуре. Хрестоматия дает более широкий материал. В ней вы най­дете статьи и главы из книг серьезных ученых, рассуж­дающих о тех или иных сторонах культуры, полемизирую­щих между собой, предлагающих воззрения, отличные от тех, которые можно встретить в Учебном пособии. Но все это направлено на расширение кругозора читателя и фор­мирование вариативного мышления, способного видеть предмет с разных точек зрения.

Напротив, Словарь никуда в сторону вас не уведет. У него очень прагматическая функция. Словарь послужит прекрасной шпаргалкой в случае, если вы, осваивая новую слешу, |.|()1.1лн термины из старой. Да и вообще, если забыли...

РАЗДЕЛ I

ОБЩИЕ КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРЫ

Глава 1

НАУЧНЫЙ СТАТУС И ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ *

1 § 1. Дискуссии о предмете культурологии

О предмете и месте культурологии в системе науч­ного знания не сложилось единого мнения. Существует дне точки зрения: изоляционисткая позиция, согласно которой у культурологии свой, непохожий на другие науки, подход, и интегративистская, в основании кото­рой лежит убеждение, что культурология — синтез со­циальных и 1умапитарных знаний о культуре.

Что касается первой, изоляционистской, точки зре­ния, то она заключается в редукции (сведении), а затем и подмене культурологии другой наукой, например, фило­софией культуры, искусствознанием, социологией куль­туры или антропологией. Многие учебники, выпущенные и 90-е годы под именем культурологии, представляют собой ι ia самом деле книги о мировой художественной культуре, излагающие историю искусства с первобытных времен д< > средневековья и Нового времени. Но мировая художе-(-тленная культура (МХК) — это самостоятельная дисци­плина, а будучи включенной в состав культурологии, она in.(ступает только одним из ее подразделов. Точно также п с >дразделам и являются философия кулыуры, антрополо­ги я и социология культуры. Ни одна из этих наук в отдель­ности не способна исчерпать предмет культурологии во псом его многообразии.

В Оксфордском словаре указывается на то, что сло-ио «Kulturologie» впервые использовал немецкий уче-

* Главы 1, 3 Раздела 1 написаны в соавторстве с В.К.Пет­ровым:.

ный В. Оствальд в 1913 году. Термин «cullurology» пер­вым употребил в 1949 г. американский антрополог Лес­ли Уайт (1900— 1975). После этого термин «культуроло­гия» встречался в литературе лишь несколько раз: в 1949, 1956, 1957 гг. В том же словаре культурология трактует­ся как наука или учение о культуре1. В авторитетном словаре Вебстера сказано буквально следующее: «Куль­турология — наука о культуре; более специальный смысл: некая методология, связанная с именем амери­канского антрополога Л. Уайта, который рассматривал культуру в качестве самодостаточного процесса, а куль­турные черты (институты, идеологии и технологии) — в качестве независимых от культуры факторов (от кли­мата, человеческого тела, наших желаний и целей)»5. Никаких имен, течений, научных школ и концепций, упоминаемых в разделах о более солидных и устоявших­ся дисциплинах, скажем, о социологии или психологии, ни в этом, ни в другом справочном издании мы не най­дем. Это свидетельствует, видимо, о том, что культуро­логия на Западе как наука не существует.

До недавнего времени не было культурологии и в России. Выразимся точнее: в СССР культурологии, об­ладающей собственным статусом, признанным среди других паук, своим предметом и объектом исследова-Н1#я, своей историей и традициями, не существовало. О ней в полный голос стали говорить только в начале 90-х годов. По существу, мы имеем дело с самой моло­дой, хотя и активно развивающейся отраслью знания.

Изоляционистский подход грешит еще одним не­достатком: он сводит культурологию только к циклу гуманитарных знаний, игнорируя другую составляю­щую — социальные науки.

В последнее время в нашей литературе все чаще высказываются в пользу другого, интеграционистско-го, подхода к культурологии. Пго сторонники понимают культурологию как синтетическую область знаний, воз­никшую на стыке философии культуры, культурной антропологии, социологии культуры, теологии культу-

1 The Compact Oxford English Dictionary. New Edition. Oxford: Clarendon Press, 1994.

' Webster's Third New International Dictionary of the En-
glish I ..nic|ii<iq<! Unabridged. Springfield, Massachusetts, USA:
\!ι· Webslci Inc., 1993. P. 553.

ρι.ι, этнологии, психологии культуры, истории культу-I ч.1. Ео фундамент заложили В. Виндельбанд, Г. Риккерт, '). Кассирер, М. Вебер, Г. Зиммель, Р. Кропер, Э. Трельч, К. Манхейм, К. Ясперс, Т. Лессипг, Э. Гуссерль и др. 1 'овременныо последователи интеграционистского ичгляда против сведения культурологии исключитель­но к философии культуры или к истории искусства.

«Существует мнение, что культурология - это только теория культуры, а история культуры соотно­сится с ней как конкретная историческая наука с тео­ретическим знанием, и если история культуры иссле­дует преимущественно прошлое, то культурология — ■■.мание о текущей современной культурной жизни, структуре культуры, ее функциях, перспективах раз-пития. Но в действительности культурология ориенти­рована на познание того общего, что связывает раз­личные формы культурного существования людей... 11<:торический и теоретический способы рассмотрения форм культурного существования человека находятся г, культурологии в единстве. Исходя из такого понима-I и 1Я, культурологию можно рассматривать как знание

0прошлой и современной культуре, ее структуре и функциях, перспективах развития»1.

«Культурология — скорее, некоторое суммарное ■ >бозначение целого комплекса наук, изучающих куль­турное поведение человека и человеческих общностей на разных этапах их исторического существования»2.

Интеграционистский подход, на наш взгляд, име­ет определенные преимущества перед изоляционист­ским хотя бы уже потому, что, синтезируя разные нау­ки, он способен датьприрост нового знания. Напротив, изоляционистский подход опасен тем, что под вывес­кой культурологии будет повторяться то, что давно из-иостно в курсе антропологии, философии культуры или истории мировой художественной культуры. Интегра-м.ионистский подход, по всей видимости, заложен и в

' Левит С.Я. Культурология как иитегративная область знаний // Культурология. XX век: Антология. М., 1995. <'. 654—655.

2 Культура: теории и проблемы: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / Ί.Φ. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др.— М.:

1 1аука, 1995. С. 38.

«Государственном образовательном стандарте», где к циклу общепрофессиональных дисциплин по специа­лизации «Культурология» отнесены теория культуры, история культуры, философия культуры, социология культуры, эстетика, искусство, литература, религия, наука, материальная культура, этнология, семиотика, риторика, древний язык.

Культурология не является монодисциплиной в том смысле, что ее содержание не покрывается какой-либо одной наукой. Но если культурология несводима к ан­тропологии, философии или искусствоведению, то это вовсе не означает, что проблематика данных наук не вхо­дит в предметное поле культурологии. Напротив, все они, и не только они, активно питают ее своими метода­ми, теоретическими и эмпирическими достижениями.

Научное изучение культуры, осуществляемое эт­нографами, филологами, социологами (именно они могут претендовать сегодня в первую очередь на зва­ние культурологов), позволяет увидеть в культуре не одномерную величину, а сложное многомерное обра­зование. Полное знание о культуре возникает на пере­сечении антропологического, ι-уманитарного и социо­логического знаний1.

1 Культура: теории и проблемы: учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др.— М.: Наука, 1995. С. 42.

' Человек и общество. Культурология: Словарь-справоч­ник. Ростов-и/Д., 1996. С. 258—259.


В культурологии выделяют следующие подразде­лы: теория культуры (философия культуры), история культуры (мировая художественная культура), приклад­ная и эмпирическая культурология (антропология и со­циология культуры). Культурология находится еще в стадии становления, поиска своего предмета и мето­дов, ее научный статус до конца не определен2. Она принадлежит одновременно области социального зна­ния (этому способствуют социология культуры и ан­тропология), использующего количественные методы сбора данных, и гуманитарному знанию (благодаря искусствознанию и философии культуры), которое строится на ценностях и качественных методах иссле­дования.

j § 2. Определение культуры

  1. Учебное пособие для вузов (2)

    Учебное пособие
    Учебное пособие содержит необходимые теоретический, методический и практический материалы для проведения занятий со студентами и самостоятельного изучения ими социальной конфликтологии.
  2. Учебное пособие для вузов (14)

    Учебное пособие
    АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ: С.А Лебедев (руководитель авт. колл.) — доктор филос. наук, профессор — предисловие, введение, раздел И, раздел VI, раздел VIII, приложения.
  3. Учебное пособие для вузов (4)

    Учебное пособие
    В пособии выделены этапы развития социальной педагогики с их краткими характеристиками, даны биографические сведения о выдающихся философах, педагогах и психологах, а также фрагменты из их трудов, относящихся к проблемам социальной педагогики.
  4. Учебное пособие для вузов (8)

    Учебное пособие
    Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2 .
  5. Учебное пособие для вузов (11)

    Учебное пособие
    ции социальной работы не только как важнейшего условия высокого профессионализма, но и как условия систематиза­ции практического опыта и его ускоренной передачи новым поколениям специалистов, которые находятся пока на студен­ческой скамье.
  6. Учебное пособие для вузов (13)

    Учебное пособие
    Рекомендовано Советом по филологии Учебно-методического объединения по классическому образованию в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений обучающихся по направлению 520300 и специальности 021700 - Филология
  7. Учебное пособие для вузов (1)

    Учебное пособие
    Жедунова Л.Г.:глава 6, Можаровская И.А.: глава1 (параграфы 1.1,1.2,1.7 — совместно с Посысоевым Н.Н.); Посысоев Н.Н.: глава 1 (параграфы 1.1., 1.2., 1.
  8. Учебное пособие для вузов (9)

    Учебное пособие
    Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов
  9. Учебное пособие для вузов (15)

    Учебное пособие
    В пособии представлена универсальная знаковая система внеречевого общения. Автор показывает, что все многообразие форм визуаль­ных неречевых сообщений — от мимики, жеста и до художественной композиции — состоит из своего рода элементарных
  10. Учебное пособие для вузов (16)

    Учебное пособие
    Одним из значительных направлений в западном искусствознании конца XX века стала так называемая формальная школа, на которую большое влияние оказала философия неокантианства и позитивизма.

Другие похожие документы..