Правовое регулирование валютного обращения в российской федерации1 (административно-правовой аспект) Понятие валюты

А. КУРАКИН,

кандидат юридических наук,

доцент Московского университета МВД России

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВАЛЮТНОГО ОБРАЩЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ1 (АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)

Понятие валюты. Стабильное функционирование международных финансовых отношений возможно при условии свободного обмена национальной валюты на валюту других стран2.

Валюта (итал. valuta — цена, стоимость) — денежная единица страны, участвующей в международном экономическом обмене, международных отношениях, связанных с денежными расчетами. В качестве валюты национальная денежная единица получает международную цену, выражающуюся в ее валютном курсе3.

В научной литературе с точки зрения режима обращаемости различают свободно конвертируемую, частично конвертируемую и неконвертируемую валюту. Российский рубль относится к числу частично конвертируемых валют. В зависимости от степени конвертируемости национальной валюты в государстве могут устанавливаться различные валютные режимы, например валютная монополия, существовать валютные ограничения, могут отсутствовать всякого рода валютные ограничения. Обязательство продавать часть экспортной валютной выручки в строго оговоренные сроки действует в Италии, Нидерландах, Швейцарии, Франции1.

Валютные ограничения (запреты) являются составной частью административно-правового регулирования общественных отношений, связанных с оборотом иностранной валюты.

Как отмечается в экономической литературе, свободно конвертируемая валюта — это валюта, которая используется в международных расчетах. Свободно конвертируемая валюта может использоваться без ограничений, может свободно обмениваться на любую другую валюту. В настоящее время к свободно конвертируемой валюте относятся доллар США, Канады, фунт стерлингов, швейцарский франк, японская иена. Большинство государств имеют частично конвертируемую валюту. Роль основной валюты в мировой торговле и международных инвестициях играет доллар США, который занимает ведущее место в международных расчетах и валютных резервах многих государств. В настоящее время в долларах США фиксируются мировые цены на углеводороды, энергоносители, металл, а также на некоторые готовые товары — бензин, оружие, автотранспорт и т. п.2

Государства, в которых введен жесткий правовой режим оборота иностранной валюты, как правило, имеют неконвертируемую валюту. Независимо от конвертируемости национальной валюты, каждое государство имеет свою валютную систему, которая сформировалась исторически. Режим национальной валютной системы функционирует на основе национального законодательства и норм международного права, предметом которых являются международные валютные отношения.

Согласно валютному законодательству Российской Федерации валютой Российской Федерации являются:

а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории России, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах.

Иностранная валюта — это:

а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Таким образом, под валютой в широком смысле понимаются национальные денежные знаки и кредитные документы, а также денежные знаки и кредитные документы иностранных государств.

Существование национальной валюты и валюты зарубежных государств обусловливает существование валютных систем.

К настоящему времени сформировалось три валютные системы — национальная, мировая и региональная.

Национальная валютная система — совокупность общественных отношений, которые связаны с организацией денежного обращения, опосредующего оборот платежных средств между государствами, посредством чего формируются и используются валютные ресурсы стран1.

Национальная валютная система базируется на национальной денежной единице (национальной валюте). Согласно Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»2, национальной валютой является рубль (ст. 27). Как отмечается в экономической и юридической литературе, вначале появилась именно национальная валютная система3.

Национальную валютную систему составляет национальная валюта, национальное регулирование международной валютной ликвидности, режим курса национальной валюты, национальное регулирование валютных ограничений и условий конвертируемости национальной валюты, режим национальных рынков валюты и золота, национальные органы, осуществляющие валютное регулирование1.

Национальная валютная система в широком смысле слова — это денежная система государства. Кроме того, национальная валютная система является составным элементом региональной или мировой денежной (валютной) системы. Международная денежная система регламентируется нормами международного финансового права. Международные валютно-финансовые отношения регулируются нормами международного финансового права, которые образуют «международное валютное право»2.

Мировая валютная система. Мировая валютная система прошла в своем развитии достаточно длительный путь, с XIX в. до начала второй мировой войны, с конца 30-х до 70-х годов (Бреттон-Вудская конференция 1944 г.). 70-е годы XX в. явились ключевыми в становлении мировой валютной системы (Ямайское валютное соглашение 1976 г.)3.

Функционирование международной валютной системы поддерживается работой международных финансовых институтов, к числу которых относится Международный Валютный Фонд, Международный Банк реконструкции и развития, Европейский Банк реконструкции и развития и др. Международная валютная система базируется на нормах международного права. Цель международной валютной системы — предупреждение валютных кризисов и оказание помощи в случае их наступления4.

Региональная валютная система существует на территории определенного региона. В декабре 1978 г. была образована Европейская валютная система, включавшая десять государств — членов ЕЭС, и базировавшаяся на условно-расчетной валютной единице — ЭКЮ. Закономерным развитием европейской валютной системы стало введение с 1 января 1999 г. единой европейской валюты — EURO. Евро заменил в некоторых государствах Европейского Союза национальные валюты и является законным платежным средством. Евро обеспечил формирование единого европейского финансового рынка, а в определенной степени валютную стабильность в государствах Европейского союза1.

Составные элементы международной и региональной валютных систем — основные международные и региональные платежные средства, механизм установления и поддержания валютных курсов, условия конвертируемости валют, порядок работы международных и региональных валютных рынков, определение правового положения межгосударственных финансовых учреждений, которые регламентируют отношения, связанные с оборотом валюты2.

Правовое регулирование обращения иностранной валюты.В нашей стране на протяжении почти всей ее истории проводились денежные реформы, вводился и отменялся золотовалютный стандарт, неоднократно менялся правовой режим обращения иностранной валюты. Только в XX в., начиная с 20-х годов, можно выделить этапы развития нормативной правовой базы, регламентирующей порядок обращения иностранной валюты.

Первый этап характеризуется довольно либеральными нормами, регламентировавшими общественные отношения в рассматриваемой сфере. К числу таких актов можно отнести Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 15 февраля 1923 г. «О валютных операциях»3, Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 19 апреля 1923 г. «О порядке вывоза и перевода за границу валютных ценностей»1, Постановление ЦИК СССР и СНК СССР от 17 июля 1925 г. «О торговле фондовыми и валютными ценностями»2. В 20-х годах советское государство активно использовало валютные интервенции для поддержания курса червонца и стабилизации валютного рынка.

Второй этап развития нормативной правовой основы валютного регулирования характеризуется формированием и становлением монополии государства на валютные операции3. В частности, сделки с валютными ценностями между гражданами, находившимися на территории СССР, не допускались, за исключением дарения валютных ценностей супругу, детям, родителям, внукам, деду, бабке, родным братьям и сестрам. Дарение таких ценностей в иных случаях допускалось только с разрешения Министерства финансов, дарение валютных ценностей на сумму свыше 50 руб. должно было быть нотариально удостоверено. Данные предписания содержались в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 30 ноября 1976 г. «О сделках с валютными ценностями на территории СССР»4.

Кроме этого, данный этап характеризуется установлением серьезных мер юридической ответственности за валютные операции. Такая ответственность устанавливалась Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 июля 1971 г. «Об усилении административной ответственности за контрабанду валюты или валютных ценностей, совершенную пассажирами, следующими через Государственную границу СССР»5, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 ноября 1976 г. «Об ответственности за незаконные операции с иностранной валютой и платежными документами»6, Уголовным кодексом РСФСР.

Третий этап развития валютного регулирования характеризуется отказом государства от монополии на осуществление валютных операций, а также смягчением административно-правового регулирования валютных отношений. Данный этап ознаменован принятием Закона СССР от 1 марта 1991 г. «О валютном регулировании»1. В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 мая 1991 г. в нашей стране начинает работать валютная биржа2. На основании указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1992 г. «О реализации гражданами на территории Российской Федерации работ, услуг за иностранную валюту»3 открываются магазины, торгующие товарами за наличную иностранную валюту. В 1992 г. Российская Федерация вступает в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, в Международную ассоциацию развития4. Вступление Российской Федерации в МВФ вызвало необходимость приведения законодательства о валютном регулировании и валютном контроле в соответствие с международно-правовыми стандартами. Для создания правового механизма, соответствующего требованиям МВФ, принимается Закон РФ от 9 октября 1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле»5. Как отмечается в научной литературе, валютное законодательство ориентировалось на Международный валютный фонд6.

Валютное регулирование в современный период. Валютное регулирование — одна из форм государственного воздействия на участников внешнеэкономической деятельности в целях охраны публичных интересов государства, которое обеспечивается валютным законодательством, регламентирующим как общие вопросы валютных отношений, так и частные, например, предусматривающим механизм контроля над валютными операциями1. Развитие законодательства о валютном регулировании обусловлено тем, что в современной экономике вопросы правового регулирования обращения иностранной валюты занимают одно из центральных мест. В этой связи не случайно к исключительному ведению Российской Федерации Конституция относит правовые основы валютного регулирования (ст. 71 п. »ж»), содержит предписание об обязательном рассмотрении в Совете Федерации принятых Государственной Думой федеральных законов о финансовом, валютном, кредитном, таможенном регулировании, а также о денежной эмиссии (ст. 106 п. 6).

В развитие конституционных основ валютного регулирования принят Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле»2 — один из основных нормативных правовых актов, определяющих режим валютных операций и валютного контроля в Российской Федерации. На основании данного Закона принимаются федеральные законы и иные нормативные правовые акты. Для формирования механизма правового регулирования общественных отношений, связанных с осуществлением валютных операций, любому государству необходимо законодательство (валютное законодательство), включающее совокупность регулятивных и охранительных норм.

Валютное регулирование носит публично-правовой характер, поскольку эта деятельность направлена на регламентирование расчетов и порядка совершения сделок с валютными ценностями, с помощью которого государство ставит под свой контроль валютные операции, а также предоставление иностранным юридическим и физическим лицам кредитов и займов, ввоз, вывоз и перевод валюты за границу в целях поддержания равновесия платежного баланса и устойчивости валюты3. Валютное регулирование реализуется через механизм валютных ограничений и валютного контроля. К валютным ограничениям относится обязательная продажа государству части валютной выручки (в обмен на национальную валюту по официальному курсу), регулирование перевода и платежей за границу, репатриация прибыли, ограничение прав физических и юридических лиц владеть и распоряжаться иностранной валютой1.

Например, Закон о валютном регулировании и валютном контроле устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля, полномочия органов валютного регулирования, определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями. Закон определяет права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, а также права и обязанности органов и агентов валютного контроля. Законодательство о валютном регулировании и валютном контроле определяет участников валютных отношений, отличающихся друг от друга содержанием прав и обязанностей. Так, участниками валютных отношений являются резиденты и нерезиденты; статус данных участников валютных отношений различен.

  1. Не содержит сведений, составляющих государственную тайну землин александр Игоревич правовое регулирование финансовой деятельности в Вооруженных силах Российской Федерации (1)

    Диссертация
    заслуженный юрист РСФСР, заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик Академии военных наук, доктор юридических наук, профессор Кузнецов Н.
  2. Не содержит сведений, составляющих государственную тайну землин александр Игоревич правовое регулирование финансовой деятельности в Вооруженных силах Российской Федерации (2)

    Диссертация
    Капитальные расходы – это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством.
  3. Учебное пособие Москва, 2008 удк 34 ббк 66. 0

    Учебное пособие
    . Понятие объекта предмета и аксиом теории государства и права 10 §1.3. Методология теории государства и права 1 §1.
  4. Правовая политика современной россии: проблемы теории и практики

    Документ
  5. М. П. Афанасьев Ответственный редактор (1)

    Документ
    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ БЮДЖЕТА И КАЗНАЧЕЙСТВА МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
  6. М. П. Афанасьев Ответственный редактор (5)

    Документ
    В сборнике публикуются доклады и выступления участников Международной научно-практической конференции «Сетевое право и финансы» Академии бюджета и казначейства Министерства финансов Российской Федерации.
  7. Учебник (4)

    Список учебников
    Учебник написан на основе анализа содержания и практики применения норм российского банковского права. В нем учтено подзаконное правовое регулирование, осуществляемое Банком России и другими государственными органами, а также решения
  8. Содержание (31)

    Реферат
    Центральный банк Российской Федерации (далее – ЦБ РФ) – системообразующий и центральный орган управления, контроля и надзора в банковской системе России.
  9. Учебно-методический комплекс (специальность 021100 Юриспруденция) Москва 2004 (2)

    Учебно-методический комплекс
    Составитель: Милованова М.М., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, Васильева О.Н. ст. преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин.

Другие похожие документы..