Курсовая работа по дисциплине основы менеджмента на тему: «Управление рисками в организации»

2.2. Анализ факторов и причин возникновения рисков в организации

Неопределенность достижения того или иного результата хозяйственной деятельности предприятия предопределена влиянием экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) факторов.

К экзогенным факторам неопределенности относятся:

  • политическая нестабильность, социально-экономическая напряженность, национальные, межэтнические столкновения;

  • региональные и отраслевые особенности развития;

  • неустойчивость финансового рынка и национальной валюты, инфляция;

  • потребность в инвестициях, потребительский спрос.

Эндогенные факторы неопределенности непосредственно зависят от деятельности предприятия и обусловлены невозможностью точного прогнозирования ее основных параметров. К ним относятся изменения:

  • технологии и структуры основных производственных фондов, их функционального и экономического износа;

  • емкости рынка сбыта, объемов производства, конкурентоспособности предприятия;

  • постоянных и переменных издержек, рентабельности производства, доходности инвестированного и собственного капитала;

  • источников финансирования деятельности предприятия, стоимости заемного, привлеченного и размещенного капитала.

Эндогенные факторы неопределенности на предприятии связаны с изменением переменных, определяющих уровень рентабельности и доходности капитала, и порождают ряд рисков в области финансирования производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Ни одна организация не застрахована от рисков. И внешние и внутренние факторы оказывают влияние на хозяйственную деятельность предприятия. Анализирую причины возникновения рисков на примере конкретной организации ООО «MBM-Киров» можно заметить следующие наиболее характерные для нее риски:

  • На сегодняшний день в связи с финансовым кризисом в России идёт перераспределение денежных средств на рынке капитала (отток национального капитала). Банки стали меньше выдавать кредитов населению, организациям → снижаются объемы продаж → производители вынуждены снижать цены на продукцию → неполучение желаемого дохода, тем самым возникает финансовый риск.

  • К коммерческим можно отнести риски, связанные с взаимоотношениями торговых партнеров в процессе сделки: неисполнение договорных обязательств контрагентом по сделке, невозврат кредита. В связи с финансовым кризисом строительные организации не могут рассчитаться с поставщиками стройматериалов в указанные сроки по договорам рассрочки платежа, которые в свою очередь уже бояться рисковать, отгружать товар без оплаты. Получается заколдованный круг: не предоставишь покупателю рассрочку платежа – можешь потерять клиента, но риск слишком велик, пугает страх невозврата денежных средств за отгруженный материал.

  • С каждым годом конкуренция становится все более сильной, появляются новые производители битумных материалов, что ведёт к снижению объема продаж.

  • Инновационный риск, связанный с нереализацией или неокупаемостью нововведения (товар/услуга/новая технология), на разработку которого тратятся значительные денежные суммы. Любой товар, появившись на рынке, прежде не знакомен покупателю, идет его раскрутка, затем, укрепившись на рынке, продажи этого товара встают на поток, в определенный момент наступает его избыток, а затем спад товара, таким образом, рано или поздно товар «уходит с рынка», его заменяют более новые, технологически усовершенствованные товары. В нашей компании происходит примерно это же. Изначально компания производила пергамин и рубероид, доходы населения постепенно растли – на смену прежним материалам пришли наплавляемые кровельные, в настоящий момент битумные материалы постепенно сменяются полимерными мембранами для кровли и гидроизоляции.

  • Пометим, что фирма ООО «МВМ-Киров» не является производителем, осуществляет непосредственно сбыт продукции, выпускаемой головной компанией «МВМ». В связи с этим, есть место торговым рискам, примером могут служить несвоевременная поставка товара – клиент в следующий раз может обратиться уже не к нам, а к нашим конкурентам; задержки платежей.

  • Что касается природных рисков, они не зависят от деятельности человека, поэтому их опасность испытывают все хозяйствующие субъекты.

  • Транспортные риски непосредственно связаны с нашей компанией. Сюда отнесем риск потерь, связанных с автоперевозкой – простой автотранспорта, отклонение от графика доставки, порча товара при транспортировке. Риск возникает когда фирма ООО «МВМ-Киров» везет на склад в г.Киров товар, производимый головной компанией «МВМ» из г.Москва, когда фирма осуществляет доставку товара до покупателя.

Каждая организация без исключения имеет огромное количество рисков, пределу которых нет, не смотря на это, любая организация в состоянии справиться с ними, достаточно научиться ими управлять, осуществлять над ними контроль, не допускать их наступления. Рассмотрим, какие меры предпринимает компания ООО «МВМ-Киров» для предупреждения тех или иных рисков.

2.3. Анализ действующей системы управления рисками

Управление рисками сегодня представляет собой один из динамично развивающихся видов профессиональной деятельности в области менеджмента. В штате многих западных фирм есть особая должность — менеджер по риску (риск-менеджер), который занимается исключительно проблемами управления риском и координирует деятельность всех подразделений в плане регулирования риска и обеспечения компенсации возможных потерь и убытков. Риск-менеджер участвует наряду с соответствующими специалистами в принятии рискованных решений (например, выдача кредита или выбор объекта инвестирования) и разделяет с ними ответственность за их результаты.

Управление рисками включает следующие основные направления деятельности:

• распознавание, анализ и оценка степени риска;

• разработка и осуществление мер по предупреждению, минимизации и страхованию риска;

• кризисное управление (ликвидация последствий возникающих убытков и выработка механизмов выживания организации).

Для организации очень важно сформировать определенную стратегию управления риском, для чего необходимо дать конкретные ответы на следующие вопросы:

• какие именно виды рисков она обязана учитывать в своей деятельности;

• какие способы и инструменты позволяют управлять подобными рисками;

• какой объем риска организация может взять на себя (приемлемая сумма убытка, которая может быть погашена из собственных средств).

Однако только формулирования стратегии для управления риском недостаточно, нужно еще иметь механизм ее реализации — систему управления рисками, что в свою очередь предполагает:

• создание эффективной системы оценки и контроля принимаемых решении;

• выделение в организации специального подразделения (работника), которому будет поручено управление рисками;

• выделение средств и формирование специальных резервов для страхования рисков и покрытия убытков и потерь.

Практика подтверждает также целесообразность и необходимость разработки специальной инструкции по управлению рисками, в которой регламентировались бы действия отдельных работников и структурных подразделений организации, связанные с возможными рисками. Прежде всего это относится к банкам, кредитным, страховым организациям, инвестиционным институтам, а также финансовым и коммерческим подразделениям организаций других видов деятельности.

Что касается компании «МВМ» г. Москва, то здесь можно пометить следующее. В компании создано специальное подразделение – отдел управления риском, в деятельность которого входит обеспечение снижения всех видов риска. Здесь учтены три основных организационных аспекта создания структуры управления риском:

  • деятельность ведущего риск-менеджера;

  • деятельность подразделения управления риском;

  • взаимосвязь подразделения с другими структурами организации.

Функции риск-менеджера на предприятии довольно обширны. В его ведении находятся вопросы обеспечения безопасности и контроля над риском, а так же контроля и обеспечения качества продукции. Он формирует организационную структуру управления риском на предприятии и разрабатывает основные положения и инструкции, связанные с его деятельностью.

Идеологическая задача риск-менеджера и его подразделения – разработка стратегии и принципов управления риском на предприятии, которые изложены во внутренних нормативных документах, основные из которых – Положение по управлению риском и Руководство по управлению риском.

Функции отдела по управлению риском заключаются в практической реализации выбранной стратегии предприятия, а именно: выявление риска, ведение регистрации происшедших инцидентов и их статистическая обработка, управление страховыми программами, реализация мероприятий по повышению уровня безопасности предприятия, реализация программ по повышению квалификации персонала.

В региональных представительствах компании «МВМ» такого подразделения (отдела) управления риском не предусмотрено, его функции реализуются через руководителя регионального представительства компании. Так в организации ООО «МВМ-Киров» директор управляет рисками и экономическими, точнее, финансовыми отношениями, возникающими в процессе этого управления. Одна из его целей заключается в получении наи­большей прибыли при оптимальном, приемлемом для организации соотношении прибыли и риска. Руководитель вырабатывает стратегию (направление и способ использования средств для достижения поставленной цели) и тактику управ­ления (конкретные методы и приемы для достижения цели в конкретных условиях).

Перечислим некоторые организационно-экономические мероприятия фирмы по предупреждению рисков:

  • вкладывание денежных средств в наиболее ликвидные товары;

  • грамотное управление складскими запасами;

  • отслеживание коньюктуры рынка, цен на товары, динамику потребления товаров, конкурентов, спрос и предложение на товары;

  • исполнение договорных обязательств;

  • грамотная логистика по перемещению товара;

  • составление юридически грамотных договоров с контрагентами;

  • система штрафных санкций по договорам предусматривает их пропорциональное изменение в случае изменения учетной ставки ЦБ;

  • получение от контрагентов определенных гарантий;

  • квалифицированный персонал;

  • управление дебиторской задолженностью (все менеджеры ведут отчетность по своим контрагентам) и т.д.

Грамотное управление рисками позволяет руководству организации эффективно действовать в условиях неопределенности и связанных с ней рисков, успешно решать возникающие проблемы и использовать возможности, увеличивая потенциал организации.

Глава 3. Разработка и реализация программы по снижению рисков

3.1. Особенности принятия решений в условиях риска

Особую роль в решении рисковых задач играют многовариантность их решения, интуиция менеджера, инсайт.

Интуиция – творческий процесс, внутреннее озарение, просветление мысли, раскрывающее суть риска, а это возможно только при высокой квалификации менеджера во взаимосвязи с его чувственным, логическим познанием, практической деятельностью.

Инсайт – кратковременный характер постижения проблемы, требующей фиксации предполагаемых решений.

В случаях, когда риск рассчитать невозможно, принятие рисковых решений происходит с помощью эвристики, которая представляет собой совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины. Иными словами, это способы решения особо сложных задач. Риск-менеджмент имеет свою систему эвристических правил и приемов для принятия решения в условиях риска:

→ Нельзя рисковать больше, чем позволяет собственный капитал

→ Нельзя рисковать многим ради малого

→ Положительное решение следует принимать при отсутствии сомнения

→ В случае сомнения – принимать отрицательное решение

→ Всегда надо думать о последствиях риска

→ Помнить, что всегда есть множество решений

При принятии стратегии и частных решений по ней следует взять за правило: вначале определить максимально возможный объем убытка по риску; сопоставить его с вкладываемым капиталом; сопоставить его с собственными финансовыми ресурсами и выяснить, приведут ли действия к банкротству, и только потом принимать окончательное решение.

Следует руководствоваться следующим принципам риска по сделке:

  • следует стремиться к максимуму выигрыша;

  • обязательно определять оптимальную вероятность результата;

  • находить колеблемость результата;

  • обосновать сочетание выигрыша и риска;

  • достигать максимуму выигрыша при минимуме риска.

3.2. Организационно-экономические мероприятия по снижению рисков

Риски могут быть снижены различными способами. В качестве примера, иллюстрирующего многообразие подходов к одной и той же проблеме, рассмотрим ситуацию с управлением рисками крупной промышленной установки, например линия по производству наплавляемых кровельных материалов.

Основным опасным событием является авария установки, которая может сопровождаться пожаром, взрывом, повреждением узлов и агрегатов, человеческими жертвами и т.д. Безусловно, в первую очередь должны быть проведены предупредительные мероприятия по снижению риска, а также мероприятия по снижению масштабов возможного ущерба (рис. 6).Определяются критические с точки зрения надежности узлы и механизмы, пожаро- и взрывоопасные материалы, и принимаются меры по повышению безопасности установки. Также устанавливаются различные системы контроля за развитием опасных процессов, датчики задымления, температуры, системы оповещения, противопожарные устройства. Разрабатывается план мероприятий по эвакуации персонала в случае аварии, проводится обучение работников правилам поведения в таких ситуациях.

Ситуация с управлением риском на первом этапе упрощается в связи с тем, что существуют технические нормативы по безопасности различных машин и устройств, соблюдение которых обязательно для промышленных предприятий. Поэтому относительно несложно определить перечень мероприятий по снижению риска, которые необходимо осуществить в первую очередь.

Однако затем неизбежно встает вопрос о способах дальнейшего понижения уровня риска. И в этом случае проведение дополнительных предупредительных мероприятий уже не кажется очевидным, поскольку все они связаны с определенными затратами. Снижение риска требует внедрения безопасных технологий и материалов, обновления технического парка, улучшения систем контроля и предупреждения, страхование — уплаты страховой премии, самострахование — отчислений в резервный фонд.

Система механизмов нейтрализации рисков предусматривает использование следующих основных методов. Их можно разделить на два основных направления, различающихся как целями, так и применяемыми инструментами воздействия: 1) методы предупреждения и ограничения риска и 2) методы возмещения потерь.

К первому направлению, преследующему цель снизить уровень риска, можно отнести следующие методы:

  • избежание риска путем отказа от осуществления финансовых операций, уровень риска по которым чрезмерно высок, от использования в больших объемах заемного капитала, от чрезмерного использования оборотных активов в низко ликвидных формах, от использования временно свободных денежных активов в краткосрочных финансовых вложениях;

  • тщательная предварительная экспертиза вариантов принимаемого решения и оценка соответствующих уровней риска;

  • лимитирование концентрации риска — установление предельных сумм издержек, связанных с определенным решением;

  • использование различного рода гарантий для обеспечения выполнения обязательств должника;

  • диверсификация рисков, например, инвестирование капитала организации в различные виды деятельности, ценные бумаги; дублирование поставщиков; при транспортировке ценного груза разделение партий; сбыт товаров и услуг на нескольких рыночных сегментах; хранение ценностей в разных местах и т.д.

  • ориентация на среднюю норму прибыли (доходность), так как погоня за более высокой прибылью резко увеличивает риск;

  • применение эффективных систем контроля, позволяющих своевременно выявлять и предотвращать возможные потери;

  • распределение рисков между участниками; принцип распределения заключается в том, чтобы передать максимальную ответственность за риск тому участнику, который лучше всех может его контролировать.

Ко второму направлению, имеющему цель компенсировать причиненный организации ущерб, следует отнести такие методы как:

  • обеспечение компенсации возможных финансовых потерь по рискам за счет предусматриваемой системы штрафных санкций;

  • хеджирование - это страхование от неблагоприятного изменения ситуации на рынке, основной задачей которого является трансформация риска из непредсказуемых форм в четко определенные;

  • создание специальных страховых или резервных фондов;

  • страхование рисков в страховых организациях, предполагает заключение договоров страхования различных коммерческих рисков, имущества, гражданской ответственности и т.п.

На практике наиболее эффективный вариант возможен только при комплексном использовании различных методов снижения рисков. Отсюда следует, что не надо избегать подобных ситуаций, а уметь правильно давать оценку и управлять ими. Руководитель, обладающий теоретическими основами рискологии и умеющий своевременно пойти на риск, может не только минимизировать расходы, но и зачастую предотвратить нежелательные последствия. Успех в бизнесе зависит не только от выбранной стратегии действий, но и от учета возникновения непредвиденных ситуаций.

Выводы

1. Предпринимательская деятельность и управление ею всегда связаны с определенным риском. Под риском понимается вероятность потерь, связанная с конкретной альтернативой решения. Задача менеджеров заключается не в том, чтобы избегать риска, а в том, чтобы управлять им. Поэтому любая коммерческая операция требует тщательного анализа и оценки риска.

2. В практике менеджмента руководителям приходится иметь дело с различными видами рисков, основные из них: политический, системный, селективный, отраслевой, региональный, риск предприятия, ликвидности, контрагента, законодательный риск, инновационный и ряд других.

3. Управление рисками — сравнительно новая и динамично развивающаяся сфера профессиональной деятельности современного менеджмента. В коммерческих организациях создаются специальные должности риск-менеджеров, которые участвуют в анализе, обосновании и принятии рискованных решений. Создание системы управления риском в организации предполагает:

• создание эффективной системы оценки и контроля принимаемых решений;

• выделение специального подразделения или работника, занимающегося управлением рисками;

• выделение средств и формирование специальных резервов для страхования рисков и покрытия возможных потерь.

4. Методы управления риском можно разделить на две группы, в одну из которых входят методы предупреждения и ограничения риска (экспертиза решений и оценка уровня риска, лимитирование риска, использование гарантий и залога, диверсификация риска и т.д.), а в другую — методы компенсации возможных потерь (резервирование средств, страхование рисков и т.д.). Только комплексное применение различных методов снижения рисков является наиболее эффективным.

Управление рисками как научная и профессиональная специализация — весьма сложная область менеджмента, так как находится на стыке различных отраслей знаний и требует навыков использования методов математического моделирования, прогнозирования, применения элементов стратегического, финансового и инвестиционного менеджмента, знания специфики страховой деятельности и биржевой торговли. Современный бизнес все больше нуждается в использовании специфических биржевых инструментов управления рисками — срочных контрактов: форвардных, фьючерсных, опционных, используемых как для страхования, так и для извлечения прибыли. Большинство банков и финансовых организаций сегодня активно пользуются этими инструментами, но менеджерам торговых и особенно промышленных компаний только предстоит освоить и активно применять методы риск-менеджмента.

Литература

1. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 1996.

2. Большаков А. С. Менеджмент. – СПб.: Издательство «Питер», 2000.
3. Вершигора Е. Е. Менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2003.
4. Глухов В.В. Основы менеджмента. – СПб.: Специальная литература, 1995.

5. Грабовый П., Петрова С.П. и др. Риски в современном бизнесе. – М.: Аланс, 1994.

6. Дафт Р.Л. Менеджмент. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000.: ил. – (Серия «Теория и практика менеджмента»).

7. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента. – Минск: «Новое знание», 2000.
8. Мексон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: «Дело», 1992.

9.Менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.М. Максимцова, проф. М.А. Комарова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2003.

10. Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. – М.: ИНФРА-М, 1997.

11. Общий курс менеджмента в таблицах и графиках: Учебник для вузов / Б.В. Прыкин, Л.В. Прыкина, Н.Д. Эриашвили, З.А. Усман; Под. ред. проф. Б.В. Прыкина. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

12. Прыкин Б.В., Иш В.Г., Штршиков Б.Ф. Основы управления (производственно-строительные системы). – М.: Стройиздат, 1991.

13. Хохлов Н.В. Управление риском: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

14. Цай Т.Н., Грабовый П.Г. Марашда Басам Сайел. Конкуренция и управление рисками на предприятиях в условиях рынка. – М.: 1997.

15. Чалый-Прилуцкий В.А. Рынок и риск. – М., 1994.

16. Чернов В.А. Анализ коммерческого риска. – М., 1998.

17. Финансовая газета «ЭКСПО» № 4 (110) июль-август 2007 года.

Приложение 1. Оценка риска организации [11, стр. 295]


Риск предпринимателя количественно характеризуется субъективной оценкой вероятности возникновения максимального или минимального дохода (убытков) от принятия действий. Чем больше диапазон между максимумом и минимумом результата при равной вероятности их получения, тем выше степень риска. Неопределённость условий рынка ставит предпринимателя перед выбором по принципу «повезет – не повезет». Предприниматель в процессе своих действий должен предвидеть риск и противодействовать потерям.

Приложение 2. Оценка риска по показателям [11. стр. 296]

Приложение 3. Стратегия управления рисками [11, стр. 313]


  1. Курсовая работа по дисциплине: Основы менеджмента На тему: «Условия и организация труда»

    Курсовая работа
    Выполнение любой работы в течение продолжительного времени сопровождается утомлением организма, проявляемым в снижении работоспособности человека. Наряду с физической и умственной работой значительное воздействие на утомление оказывает
  2. Курсовая работа по дисциплине «Экономика фирмы» на тему «Управление персоналом в современной фирме» (1)

    Курсовая работа
    Управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни предприятия, способного многократно повысить ее эффективность, а само понятие «управление персоналом» рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического
  3. Курсовая работа по дисциплине «Экономика фирмы» на тему «Управление персоналом в современной фирме» (2)

    Курсовая работа
    Управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни предприятия, способного многократно повысить ее эффективность, а само понятие «управление персоналом» рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического
  4. Курсовая работа по дисциплине «финансовый менеджмент»

    Курсовая работа
    В современных условиях главными задачами развития экономики является повышение эффективности производства, а также занятие устойчивых позиций предприятий на внутреннем и международном рынках.
  5. Курсовая работа по дисциплине «Финансовый менеджмент» На тему: Экономическая диагностика финансового состояния предприятия

    Курсовая работа
    В настоящее время, с переходом экономики к рыночным отношениям, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность.
  6. Финансы и кредит «Финансово кредитный» курсовая работа по дисциплине «финансовый менеджмент» на тему: «Оценка эффективности инвестиционных проектов»

    Курсовая работа
    Чем выше стоимость проекта и чем больше престиж лиц, причастных к нему, тем меньше вероятность, что от него откажутся, даже если обнаружится его полная непригодность.
  7. Работа по дисциплине «стратегический менеджмент» на тему: «реинжиниринг бизнес-процессов»

    Реферат
  8. Курсовая работа по дисциплине: «Логистика товародвижения» на тему: «Общие сведения о закупочной логистике»

    Курсовая работа
    Актуальность темы: В России в 1990-е годы появилось и стало активно развиваться новое научно-практическое направление - логистика. Интерес к ней обусловлен потребностями развития экономики и бизнеса, возросшими объёмами грузовых перевозок.
  9. Методические рекомендации по написанию курсовой работы по дисциплине «Основы менеджмента»

    Методические рекомендации
    Цель курсовой работы состоит в том, чтобы развить у студентов навыки самостоятельной творческой работы, углубленно изучить какую-либо проблему по дисциплине «Основы менеджмента».

Другие похожие документы..