Курсовая работа по дисциплине основы менеджмента на тему: «Управление рисками в организации»

Рис. 5. Кривая риска [9, стр. 210]

Главное в оценке риска — возможность построения кривой риска и определения зон и показателей допустимого, критического и катастрофического рисков, на основе которых можно установить вероятность возникновения рисков. В среднем для зоны допустимого риска вероятность возникновения такой ситуации возможна в 70 случаях из 100, для зоны критического риска могут возникнуть в 40 случаях из 100 и для зоны катастрофического риска – в 20 случаях из 100 [11, стр. 298]. Поэтому можно говорить о том, что любой проект имеет определенную степень риска.

При оценке рисков используют две группы факторов (приложение 2):

Объективные, не зависящие непосредственно от организации: инфляция, конкуренция, политические и экономические кризисы, экология, таможенные пошлины, режим наибольшего благоприятствия, наличие свободных экономических зон и т.п. – факторы повышающие риск;

Субъективные, характеризующие состояние организации: производственный потенциал, технический уровень, специализация, производительность, контакты и кооперативные связи, надежность контрактов и инвесторов и т.п. – факторы снижающие риск.

Анализ факторов осуществляется двумя группами задач:

Качественного анализа (установление потенциальной области риска, факторов риска, этапы работы и их взаимосвязи и т.п.);

Количественного анализа (определение размеров и степени рисков по операциям и проекту в целом).

Количественный анализ можно формализовать и подразделить на ряд методов (табл. 2): статистические, аналитические, метод экспертных оценок и метод аналогов.

Таблица 2. Методы оценки риска

Описание метода

Статистические методы

Вероятность возникновения потерь определяется на основе статистических данных предшествующего периода с установлением области (зоны) риска, достаточности инвестиций, коэффициента риска (отношение уставного или всего капитала фирмы к сумме её активов)

Аналитические методы

Вероятность возникновения потерь определяется на основе математических моделей. Такие методы используются для установления периодов окупаемости, внутренней формы доходности, чистого приведённого дохода, рентабельности, чувствительности модели, балансовой модели устойчивости финансового состояния и т.п.

Метод экспертных оценок

Отобранная группа экспертов (по специальности, квалификации) оценивает действия (проекты) предпринимателей по степени риска

Методы аналогов

Использование базы данных осуществлённых аналогичных проектов для переноса их результативности на разрабатываемый проект. Такой метод используют в том случае, если внутренняя и внешняя среды проекта и его аналогов имеют достаточную сходимость по основным параметрам

  1. Затем наступает этап выбора метода воздействия на риск с целью минимизировать возможный ущерб в будущем. Как правило, каждый вид риска допускает два-три традиционных способа его уменьшения. Поэтому возникает проблема оценки сравнительной эффективности методов воздействия на риск для выбора наилучшего из них. Сравнение может происходить на основе различных критериев, в том числе экономических.

  2. После выбора оптимальных способов воздействия на конкретные риски появляется возможность сформировать общую стратегию управления всем комплексом рисков предприятия (приложение 3). Это этап принятия решений, когда определяются требуемые финансовые и трудовые ресурсы, происходит постановка и распределение задач среди менеджеров, осуществляется анализ рынка соответствующих услуг, проводятся консультации со специалистами.

  3. Процесс непосредственного воздействия на риск осуществляется тремя основными способами: снижением, сохранением и передачей риска (рис. 6).


Рис. 6. Основные группы методов воздействия на риск [13, стр.19]

Снижение риска подразумевает уменьшение либо размеров возможного ущерба, либо вероятности наступления неблагоприятных событий. Чаще всего оно достигается при помощи осуществления предупредительных организационно-технических мероприятий, под которыми понимаются различные способы усиления безопасности зданий и сооружений, установка систем контроля и оповещения, противопожарных устройств, проведение обучения персонала способами поведения в экстремальных ситуациях и т.п.

Сохранения риска на существующем уровне не всегда означает отказ от любых действий, направленных на компенсацию ущерба, хотя такая возможность предусмотрена (см. рис. 6, блок «Без финансирования»). Предприятие может создать специальные фонды (фонд самострахования), из которых будет производиться компенсация убытков при наступлении неблагоприятных ситуаций. К мерам, осуществляемым при сохранении риска, могут быть также причислены получение кредитов и займов для компенсации убытков от восстановления производства, получение государственных дотаций и др.

Меры по передаче риска означают передачу ответственности за него третьим лицам при сохранении существующего уровня риска. К ним относятся страхование, которое подразумевает передачу риска страховой компании за определённую плату, а также различного рода финансовые гарантии, поручительства и т.д.

Передача риска может быть осуществлена путем внесения в текст документов (договоров, торговых контрактов и др.) специальных оговорок, уменьшающих собственную ответственность при наступлении непредвиденных событий или передающих риск контрагенту.

  1. Заключительным этапом являются контроль и корректировка результатов реализации выбранной стратегии с учётом новой информации. Контроль состоит в получении информации от менеджеров о произошедших убытках и принятых мерах по их минимизации. Он может выражаться в выявлении новых обстоятельств, изменяющих уровень риска, передаче этих сведений страховой компании, наблюдении за эффективностью работы систем обеспечения безопасности и т.д. Раз в несколько лет должен происходить пересмотр данных об эффективности используемых мер по управлению рисками с учетом информации о произошедших за этот период убытках.

Возможности, открываемые процессом управления рисками организации, помогают руководству в достижении желаемых целевых показателей прибыльности и рентабельности, а также в предотвращении нерационального использования ресурсов. Процесс управления рисками способствует обеспечению эффективного процесса составления финансовой отчетности, а также соблюдению законодательных и нормативных актов, избежанию нанесения ущерба репутации организации и связанных с этим последствий. Таким образом, процесс управления рисками позволяет руководству достигать своих целей и при этом избегать просчетов и неожиданностей.

Глава 2. Политика управления рисками в организации

2.1. Организационно-экономическая характеристика объектами исследования

Проблему управления рисками я решила рассмотреть на деятельности фирмы, в которой я работаю уже 2 года. По организационно-правовой форме фирма относится к коммерческим организациям на праве собственности и является хозяйственным обществом. Полное наименование фирмы ООО «MBM-Киров».

Организация «MBM-Киров» является региональным торговым представительством в Кировской области группы компаний «MBM» (г. Москва) – один из крупнейших производителей рулонных наплавляемых кровельных материалов, строительных мастик, герметиков. А также в компании «МВМ» создано специальное подразделение, которое производит материалы строительной химии:

  • полимерные покрытия пола,

  • фасадные покрытия,

  • материалы для антикоррозионной защиты металла,

  • материалы для защиты минеральных поверхностей,

  • полиуретановые клей для промышленности и т.д.

Полное наименование компании «MBM» - Modern building materials (в переводе с английского языка - современные строительные материалы). Компания образовалась в 1994 году, имеет два завода в г. Москва, г. Воронеж. Представительства компании открыты во многих крупных городах России: Санкт Петербург, Ростов-на-Дону, Тула, Екатеринбург, Ижевск, Новосибирск и др.

В Кировской области в г. Кирове представительство успешно работает с 2004 года. Фирма «MBM-Киров» зарегистрирована по адресу в городе Кирове: ул. Северо-Садовая, 16а, она арендует офисные и складские помещения здесь, на базе «Кировской коммерческой компании». Данное место расположения выбрано не случайно. Перечислим некоторые из преимуществ. Во-первых, это крупная база, где можно приобрести любые товары: строительные и отделочные материалы, товары бытовой химии, косметика, продукты, вино-водочные изделия и многое другое; а покупателю удобно брать всё в одном месте. Во-вторых, офис (выписка документов) и склад (отгрузка продукции) находятся на одной территории – покупателям удобно оформлять документы и отгружаться в одном месте, а не разъезжать по всему городу. В-третьих, удобный подъезд на базу, большая парковка, т.к. здесь преимущественно грузятся машины крупногабаритные (5, 10, 20-ти тонники).

Фирма «МВМ-Киров» на рынке строительных материалов появилась одна из первых и охватывает такие регионы как Кировская область и Республика Коми. Основным видом деятельности компании является продажа (сбыт) современных наплавляемых рулонных кровельных и гидроизоляционных материалов, строительных мастик (битумные и полимерно-битумные), герметиков (бутил-каучуковые), производимых головной компанией в г. Москва. Продаваемый товар (кровля, мастики, герметики) является сезонным (весна-осень), т.к. зимой строительство почти не ведется, а если и ведётся, то в небольшом количестве. В основном зимой осуществляются отделочные работы, материалы по которым в ассортименте компании представлены преимущественно полимерными покрытиями пола.

Организационная структура управления фирмы «МВМ-Киров» является линейно-функциональной (рис. 7), основанная на сочетании преимуществ линейной и функциональной форм, где линейный руководитель отдает распоряжения и принимает решения при участии и помощи функциональных служб (штабов). Общее число работников организации составляет 12 человек. Структура сохраняет принцип единоначалия, где линейный руководитель устанавливает очередность в решении комплекса задач, определяя тем самым главную задачу на данном этапе, а также время и конкретных исполнителей. Это наиболее универсальная форма организации управления, которая до настоящего времени остается основной.


  1. Курсовая работа по дисциплине: Основы менеджмента На тему: «Условия и организация труда»

    Курсовая работа
    Выполнение любой работы в течение продолжительного времени сопровождается утомлением организма, проявляемым в снижении работоспособности человека. Наряду с физической и умственной работой значительное воздействие на утомление оказывает
  2. Курсовая работа по дисциплине «Экономика фирмы» на тему «Управление персоналом в современной фирме» (1)

    Курсовая работа
    Управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни предприятия, способного многократно повысить ее эффективность, а само понятие «управление персоналом» рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического
  3. Курсовая работа по дисциплине «Экономика фирмы» на тему «Управление персоналом в современной фирме» (2)

    Курсовая работа
    Управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни предприятия, способного многократно повысить ее эффективность, а само понятие «управление персоналом» рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического
  4. Курсовая работа по дисциплине «финансовый менеджмент»

    Курсовая работа
    В современных условиях главными задачами развития экономики является повышение эффективности производства, а также занятие устойчивых позиций предприятий на внутреннем и международном рынках.
  5. Курсовая работа по дисциплине «Финансовый менеджмент» На тему: Экономическая диагностика финансового состояния предприятия

    Курсовая работа
    В настоящее время, с переходом экономики к рыночным отношениям, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность.
  6. Финансы и кредит «Финансово кредитный» курсовая работа по дисциплине «финансовый менеджмент» на тему: «Оценка эффективности инвестиционных проектов»

    Курсовая работа
    Чем выше стоимость проекта и чем больше престиж лиц, причастных к нему, тем меньше вероятность, что от него откажутся, даже если обнаружится его полная непригодность.
  7. Работа по дисциплине «стратегический менеджмент» на тему: «реинжиниринг бизнес-процессов»

    Реферат
  8. Курсовая работа по дисциплине: «Логистика товародвижения» на тему: «Общие сведения о закупочной логистике»

    Курсовая работа
    Актуальность темы: В России в 1990-е годы появилось и стало активно развиваться новое научно-практическое направление - логистика. Интерес к ней обусловлен потребностями развития экономики и бизнеса, возросшими объёмами грузовых перевозок.
  9. Методические рекомендации по написанию курсовой работы по дисциплине «Основы менеджмента»

    Методические рекомендации
    Цель курсовой работы состоит в том, чтобы развить у студентов навыки самостоятельной творческой работы, углубленно изучить какую-либо проблему по дисциплине «Основы менеджмента».

Другие похожие документы..