Проблемы современного коммуникативного образования в вузе и школе
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «КУЗБАССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
ФАКУЛЬТЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Проблемы современного
коммуникативного образования
в вузе и школе
Материалы
II Всероссийской научно-практической конференции
с международным участием
(19-20 февраля 2009 г., Новокузнецк)
Часть 1
Новокузнецк
2009
ББК 74.58 + 74.2 П 78 | Печатается по решению Редакционно-издательского совета ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия» Протокол №105 от 29.12.2008 г. |
Научный редактор:
Вершинина Г. Б., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики обучения русскому языку ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия"
Проблемы современного коммуникативного образования в вузе и школе : материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием : в 2 ч. Ч. 1 / под ред. Т. Ю. Зотовой, Т. А. Федосеевой,
М. С. Хлебниковой. – Новокузнецк : РИО КузГПА, 2009. – 239 с.
ISBN 978-5-85117-384-4
В сборнике представлены материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В первой части рассмотрены общие и частные теоретические аспекты коммуникативного образования в вузе и школе.
Адресуется преподавателям высшей и средней школы, аспирантам, студентам высших учебных заведений.
ISBN 978-5-85117-384-4 | Ó Кузбасская государственная педагогическая академия, 2009 |
содержание
Раздел 1 | Общие вопросы коммуникативного образования | 4 |
Сведения об авторах | 103 | |
Раздел 2. | Теоретические аспекты исследования коммуникативной культуры современника | 105 |
Сведения об авторах | 236 |
РАЗДЕЛ 1
Общие вопросы коммуникативного образования
содержание
Ахметова М. Н. | Феномен образования диалога | 6 |
Базылев В. Н. | Формирование речевой компетенции учителя русского языка как иностранного | 9 |
Васьков Д. Н. | О коммуникативной подготовке в контексте высшего образования | 11 |
Воробьева Н. А. | К вопросу о формировании готовности к профессиональной коммуникации студентов педвуза | 13 |
Емельянова Т. К. | Развитие структурных компонентов языковой личности на этапе профессионального становления | 17 |
Ефремова О. В. | Значение коммуникативной компетентности при подготовке современного студента | 21 |
Здорикова Н. Г. | Особенности коммуникативной подготовки специалистов системы дошкольного образования | 25 |
Косянова О. М | Актуальные проблемы современной коммуникативной подготовки студентов правовых специальностей | 27 |
Ларина Н. А., Лысоиваненко Е. Г. | О целях и задачах курса «Русский язык и культура речи» для нефилологических специальностей высших учебных заведений | 34 |
Миннуллина Р. Ф. | Формирование коммуникативной культуры общения у будущих учителей | 40 |
Моргунова Л. А. | Курс психолингвистики в системе современного высшего филологического образования (К постановке проблемы о коммуникативном образовании в вузе) | 42 |
Оконешникова А. В. | Как добиться улучшения в обучении языкам и литературам? | 47 |
Отводенко Н. В. | Структура риторической компетенции будущих учителей | 50 |
Парфёнова С. А., Пронина Е. В. | Развитие компетенции педагогической деятельности студентов вуза | 58 |
Райсвих Ю. А. | Этапы формирования профессионально-педагогических ценностных ориентаций будущих учителей в контексте их профессионального обучения | 63 |
Сагитова Р. Р. | Личностно-ориентированные технологии в формировании самообразовательной деятельности студентов вуза | 67 |
Сарсембаева А. А. | Личностно-ориентированный подход в подготовке бакалавров технических вузов к иноязычной профессионально-ориентированной деятельности | 70 |
Тоскина А. А. | О некоторых коммуникативных умениях и навыках, влияющих на будущую профориентацию учащихся | 77 |
Файзрахманов И. М. | Основные структурные компоненты формирования у будущих учителей конкурентоспособности как педагогического процесса | 80 |
Фролова С. Л. | Речевая культура как составляющая профессионального идеала современных студентов | 83 |
Худякова Е. А. | К вопросу о необходимости воспитания речевой культуры студентов технических вузов | 86 |
Чувакин А. А. | Риторика в пространстве теории коммуникации | 89 |
Шандакова Н. А. | Роль языковой и культурной компетентности в формировании позитивной национально-культурной идентичности и толерантности у молодежи | 97 |
сведения об авторах | 103 |
Ахметова М. Н.
Чита
ФЕНОМЕН ОБРАЗОВАНИЯ-ДИАЛОГА
В определении этого феномена находятся разные аспекты, которые иногда совпадают (Г. С. Померанц). Это форма речи, разговор, в котором дух целого возникает и прокладывает себе дорогу сквозь различия реплик. В педагогике диалог традиционно определяется как форма обучения (тогда истина предполагается известной до разговора, разыскивается способ ее разъяснения). В отличие от диалога полифония – вид многоголосия. Ценность полифонии современными учеными объявляется «важнейшим условием выживания культуры и цивилизации» [6, с. 677].
Совершается переход к культуре образования-диалога, где диалог, как справедливо отмечает А. М. Лобок, является своего рода антиподом образования как процесса трансляции культурных идей и ценностей. Антидиалогическая школа навязывает человеку «универсально-единичные знания». Напротив, образование-диалог представляет принципиально открытую ситуацию, в которой участники диалога взаимно разворачивают свои позиции, вслушиваются друг в друга. Диалог – основа современного равновесия мира в целом. Но в этом равновесном мире ребенок стремится выделить себя, ощутить свою особость, неповторимость. По словам Г. А. Цукерман, «обостренная смутным временем бережная внимательность к детской «Я»-самости у педагогов <…> повернула современную психолого-педагогическую мысль к теме субъектности, способности ребенка быть не только рецептором культуры, тем драгоценным сосудом, который щедрые взрослые наполняют до краев разумным, добрым, вечным, но и самостоятельным источником неподражательных, добрых и разумных дел, существом, ответственным за собственное развитие» [8, с. 16-17].
В основе системы представлений о себе лежат суждения, полученные, в частности, в результате сравнения себя с другими людьми и выделения в себе отличий в форме индивидуальной автономии. Быть самим собой в глазах значимых других, в том числе в собственных глазах, - движущая сила самораскрытия своей уникальности (Н. Г. Чанилова, В. Ф. Шкель). Образование-диалог дает такую возможность ребенку – осознать свою роль в жизни, увидеть возможность своего «Я» и людей, почувствовать себя частью природы и «пылинкой» Космоса, которая непременно станет «Звездой», как пишет Я. Корчак.
Итак, традиционное понимание диалога наталкивает на мысль о его недостаточности. В самом деле, понятия, теория, изложенные в учебниках и учебных пособиях, - это, конечно, истина. Но она относительна. Она может измениться со временем. Меняются подходы к решению проблемы. И скрытые до времени противоречия или даже ошибочные утверждения вдруг обнаруживают себя. Совершенствование научного знания бесконечно, поскольку бесконечен поиск, сомнения и поскольку в любом явлении гуманистического порядка, связанного с Человеком, всегда есть тайна, загадка, которую не сразу разглядишь. И еще потому, что гуманистическая система «Я» находится в постоянном движении, развитии. Меняется и содержание диалога ребенка со сверстниками, с учителем, с миром, с героями художественных произведений. Меняется и его позиция. Каким же тогда должен быть школьный диалог и образование-диалог в целом?
Итак, хотя исследуемый феномен, казалось бы, хорошо известен, но он снова остается загадкой, что требует обращения к истокам проблемы. Так, центральная идея философии Мартина Бубера – бытие как диалог между Богом и человеком, человеком и миром. Вершина его наследия – книга «Я и Ты» (1923). В центре внимания – проблема человеческих отношений, проникающего вживания в мир «другого», постижения человеком себя самого (Кто такой «Я»?). По мнению М. Бубера, человек не может ничего сказать о себе, не соотнеся себя с «другим». Философ обстоятельно описывает представление о «встрече», «диалоге», его концепция диалогическая.
Связь между «Я» и «Ты» - отношения универсальные. Во встрече с «другими» и вещами эта связь шире: «Я – Ты – связь». Это связь с природой (наше «Ты» замирает на пороге языка). Жизнь с людьми предполагает диалоговые отношения. И, наконец, общение с духовными сферами (мы не слышим никакого «Ты», но чувствуем зов и отвечаем, творя образы, думая, действуя). Специфическому отношению воспитания, по мнению М. Бубера, полная взаимосвязь не присуща, поскольку в своем воспитаннике во всех ситуациях общения учитель должен видеть «партнера», переживать «встречу» и за себя, и за партнера. Но такие отношения еще должны состояться [3; 4].
Проблемы современного коммуникативного образования в вузе и школе (1)
ДокументВершинина Г. Б., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики обучения русскому языку ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия»Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: методология, теория, практика 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (1)
Автореферат диссертацииЗащита состоится 25 июня 2008 г. в 10-00 ч. на заседании диссертационного совета Д 212. 298. 11 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук при ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» по адресу: 454080, г.Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: методология, теория, практика 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (2)
Автореферат диссертацииАктуальность проблемы исследования. Смена мировоззренческой парадигмы, в рамках которой приоритетной и долгосрочной целью становится человек, происходит в настоящее время во всех сферах жизни общества: заметно расширяется социокультурнаяОбразования, науки и инноваций (3)
ДокументВ настоящее время идет процесс пополнения и корректировки банка Сводных данных о международных мероприятиях. По мере накопления информации и ее аналитической обработки предполагается направлять в виде брошюр заинтересованным организациямАссоциация гимназий санкт-петербурга воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании Материалы Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России, проходившей в Санкт-Петербурге по инициативе Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга.
ДокументМатериалы Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России, проходившей в Санкт-Петербурге по инициативе Ассоциации гимназий Санкт-ПетербургаПрофессионально ориентированное обучение речевой деятельности студентов-нефилологов на основе междисциплинарной интеграции в курсе «русский язык и культура речи»
Автореферат диссертацииЗащита состоится « » 2010 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 212. 183. 01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук при ГОУ ВПО «Орловский государственный университет» по адресу: 302026, г.Бурнашева Н. И. Вединении сила! История кооперации Якутии: вторая половина xix-1920 гг (1)
ДокументАрхипова С.Н. Развивающее обучение в системе дошкольного и начального образования Республики Саха (Якутия): историко-педагогический анализ (1960-2002 гг.Бурнашева Н. И. Вединении сила! История кооперации Якутии: вторая половина xix-1920 гг (2)
ДокументДордин Ю.Р., Аргунов Л.Е., Петрова Н.Н. и др. Повышение качества электроснабжения в экстремальных условиях Севера. - Новосибирск: Наука, 2009. - 200 с.Сводные данные международных мероприятий в области образования, науки и инноваций на 2011г
ДокументСводные данные международных мероприятий в области образования, науки и инноваций издаются в виде брошюр с 1986 г. и рассылаются по министерствам, ведомствам и организациям, федеральным и региональным центрам России и др.