Проблемы современного коммуникативного образования в вузе и школе

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «КУЗБАССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

ФАКУЛЬТЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ


Проблемы современного

коммуникативного образования

в вузе и школе

Материалы

II Всероссийской научно-практической конференции

с международным участием

(19-20 февраля 2009 г., Новокузнецк)

Часть 1

Новокузнецк

2009

ББК 74.58 + 74.2

П 78

Печатается по решению

Редакционно-издательского совета

ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия»

Протокол №105 от 29.12.2008 г.

Научный редактор:

Вершинина Г. Б., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики обучения русскому языку ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия"

Проблемы современного коммуникативного образования в вузе и школе : материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием : в 2 ч. Ч. 1 / под ред. Т. Ю. Зотовой, Т. А. Федосеевой,

М. С. Хлебниковой. – Новокузнецк : РИО КузГПА, 2009. – 239 с.

ISBN 978-5-85117-384-4

В сборнике представлены материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В первой части рассмотрены общие и частные теоретические аспекты коммуникативного образования в вузе и школе.

Адресуется преподавателям высшей и средней школы, аспирантам, студентам высших учебных заведений.

ISBN 978-5-85117-384-4

Ó Кузбасская государственная

педагогическая академия, 2009

содержание

Раздел 1

Общие вопросы коммуникативного

образования

4

Сведения

об авторах

103

Раздел 2.

Теоретические аспекты исследования

коммуникативной культуры современника

105

Сведения

об авторах

236

РАЗДЕЛ 1

Общие вопросы коммуникативного образования

содержание

Ахметова М. Н.

Феномен образования диалога

6

Базылев В. Н.

Формирование речевой компетенции учителя русского языка как иностранного

9

Васьков Д. Н.

О коммуникативной подготовке в контексте высшего образования

11

Воробьева Н. А.

К вопросу о формировании готовности к профессиональной коммуникации студентов педвуза

13

Емельянова Т. К.

Развитие структурных компонентов языковой личности на этапе профессионального становления

17

Ефремова О. В.

Значение коммуникативной компетентности при подготовке

современного студента

21

Здорикова Н. Г.

Особенности коммуникативной подготовки специалистов системы дошкольного образования

25

Косянова О. М

Актуальные проблемы современной коммуникативной подготовки студентов правовых специальностей

27

Ларина Н. А.,

Лысоиваненко Е. Г.

О целях и задачах курса «Русский язык и культура речи» для нефилологических специальностей высших учебных заведений

34

Миннуллина Р. Ф.

Формирование коммуникативной культуры общения у будущих учителей

40

Моргунова Л. А.

Курс психолингвистики в системе современного высшего филологического образования (К постановке проблемы о коммуникативном образовании в вузе)

42

Оконешникова А. В.

Как добиться улучшения в обучении языкам и литературам?

47

Отводенко Н. В.

Структура риторической компетенции будущих учителей

50

Парфёнова С. А.,

Пронина Е. В.

Развитие компетенции педагогической деятельности студентов вуза

58

Райсвих Ю. А.

Этапы формирования профессионально-педагогических ценностных ориентаций будущих учителей в контексте их профессионального обучения

63

Сагитова Р. Р.

Личностно-ориентированные технологии в формировании самообразовательной деятельности студентов вуза

67

Сарсембаева А. А.

Личностно-ориентированный подход в подготовке бакалавров технических вузов к иноязычной профессионально-ориентированной деятельности

70

Тоскина А. А.

О некоторых коммуникативных умениях и навыках, влияющих на будущую профориентацию учащихся

77

Файзрахманов И. М.

Основные структурные компоненты формирования у будущих учителей конкурентоспособности как педагогического процесса

80

Фролова С. Л.

Речевая культура как составляющая профессионального идеала современных студентов

83

Худякова Е. А.

К вопросу о необходимости воспитания речевой культуры студентов технических вузов

86

Чувакин А. А.

Риторика в пространстве теории коммуникации

89

Шандакова Н. А.

Роль языковой и культурной компетентности в формировании позитивной национально-культурной идентичности и толерантности у молодежи

97

сведения об авторах

103

Ахметова М. Н.

Чита

ФЕНОМЕН ОБРАЗОВАНИЯ-ДИАЛОГА

В определении этого феномена находятся разные аспекты, которые иногда совпадают (Г. С. Померанц). Это форма речи, разговор, в котором дух целого возникает и прокладывает себе дорогу сквозь различия реплик. В педагогике диалог традиционно определяется как форма обучения (тогда истина предполагается известной до разговора, разыскивается способ ее разъяснения). В отличие от диалога полифония – вид многоголосия. Ценность полифонии современными учеными объявляется «важнейшим условием выживания культуры и цивилизации» [6, с. 677].

Совершается переход к культуре образования-диалога, где диалог, как справедливо отмечает А. М. Лобок, является своего рода антиподом образования как процесса трансляции культурных идей и ценностей. Антидиалогическая школа навязывает человеку «универсально-единичные знания». Напротив, образование-диалог представляет принципиально открытую ситуацию, в которой участники диалога взаимно разворачивают свои позиции, вслушиваются друг в друга. Диалог – основа современного равновесия мира в целом. Но в этом равновесном мире ребенок стремится выделить себя, ощутить свою особость, неповторимость. По словам Г. А. Цукерман, «обостренная смутным временем бережная внимательность к детской «Я»-самости у педагогов <…> повернула современную психолого-педагогическую мысль к теме субъектности, способности ребенка быть не только рецептором культуры, тем драгоценным сосудом, который щедрые взрослые наполняют до краев разумным, добрым, вечным, но и самостоятельным источником неподражательных, добрых и разумных дел, существом, ответственным за собственное развитие» [8, с. 16-17].

В основе системы представлений о себе лежат суждения, полученные, в частности, в результате сравнения себя с другими людьми и выделения в себе отличий в форме индивидуальной автономии. Быть самим собой в глазах значимых других, в том числе в собственных глазах, - движущая сила самораскрытия своей уникальности (Н. Г. Чанилова, В. Ф. Шкель). Образование-диалог дает такую возможность ребенку – осознать свою роль в жизни, увидеть возможность своего «Я» и людей, почувствовать себя частью природы и «пылинкой» Космоса, которая непременно станет «Звездой», как пишет Я. Корчак.

Итак, традиционное понимание диалога наталкивает на мысль о его недостаточности. В самом деле, понятия, теория, изложенные в учебниках и учебных пособиях, - это, конечно, истина. Но она относительна. Она может измениться со временем. Меняются подходы к решению проблемы. И скрытые до времени противоречия или даже ошибочные утверждения вдруг обнаруживают себя. Совершенствование научного знания бесконечно, поскольку бесконечен поиск, сомнения и поскольку в любом явлении гуманистического порядка, связанного с Человеком, всегда есть тайна, загадка, которую не сразу разглядишь. И еще потому, что гуманистическая система «Я» находится в постоянном движении, развитии. Меняется и содержание диалога ребенка со сверстниками, с учителем, с миром, с героями художественных произведений. Меняется и его позиция. Каким же тогда должен быть школьный диалог и образование-диалог в целом?

Итак, хотя исследуемый феномен, казалось бы, хорошо известен, но он снова остается загадкой, что требует обращения к истокам проблемы. Так, центральная идея философии Мартина Бубера – бытие как диалог между Богом и человеком, человеком и миром. Вершина его наследия – книга «Я и Ты» (1923). В центре внимания – проблема человеческих отношений, проникающего вживания в мир «другого», постижения человеком себя самого (Кто такой «Я»?). По мнению М. Бубера, человек не может ничего сказать о себе, не соотнеся себя с «другим». Философ обстоятельно описывает представление о «встрече», «диалоге», его концепция диалогическая.

Связь между «Я» и «Ты» - отношения универсальные. Во встрече с «другими» и вещами эта связь шире: «Я – Ты – связь». Это связь с природой (наше «Ты» замирает на пороге языка). Жизнь с людьми предполагает диалоговые отношения. И, наконец, общение с духовными сферами (мы не слышим никакого «Ты», но чувствуем зов и отвечаем, творя образы, думая, действуя). Специфическому отношению воспитания, по мнению М. Бубера, полная взаимосвязь не присуща, поскольку в своем воспитаннике во всех ситуациях общения учитель должен видеть «партнера», переживать «встречу» и за себя, и за партнера. Но такие отношения еще должны состояться [3; 4].

  1. Проблемы современного коммуникативного образования в вузе и школе (1)

    Документ
    Вершинина Г. Б., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики обучения русскому языку ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия»
  2. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: методология, теория, практика 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (1)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 25 июня 2008 г. в 10-00 ч. на заседании диссертационного совета Д 212. 298. 11 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук при ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» по адресу: 454080, г.
  3. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: методология, теория, практика 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (2)

    Автореферат диссертации
    Актуальность проблемы исследования. Смена мировоззренческой парадигмы, в рамках которой приоритетной и долгосрочной целью становится человек, происходит в настоящее время во всех сферах жизни общества: заметно расширяется социокультурная
  4. Образования, науки и инноваций (3)

    Документ
    В настоящее время идет процесс пополнения и корректировки банка Сводных данных о международных мероприятиях. По мере накопления информации и ее аналитической обработки предполагается направлять в виде брошюр заинтересованным организациям
  5. Ассоциация гимназий санкт-петербурга воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании Материалы Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России, проходившей в Санкт-Петербурге по инициативе Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга.

    Документ
    Материалы Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России, проходившей в Санкт-Петербурге по инициативе Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга
  6. Профессионально ориентированное обучение речевой деятельности студентов-нефилологов на основе междисциплинарной интеграции в курсе «русский язык и культура речи»

    Автореферат диссертации
    Защита состоится « » 2010 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 212. 183. 01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук при ГОУ ВПО «Орловский государственный университет» по адресу: 302026, г.
  7. Бурнашева Н. И. Вединении сила! История кооперации Якутии: вторая половина xix-1920 гг (1)

    Документ
    Архипова С.Н. Развивающее обучение в системе дошкольного и начального образования Республики Саха (Якутия): историко-педагогический анализ (1960-2002 гг.
  8. Бурнашева Н. И. Вединении сила! История кооперации Якутии: вторая половина xix-1920 гг (2)

    Документ
    Дордин Ю.Р., Аргунов Л.Е., Петрова Н.Н. и др. Повышение качества электроснабжения в экстремальных условиях Севера. - Новосибирск: Наука, 2009. - 200 с.
  9. Сводные данные международных мероприятий в области образования, науки и инноваций на 2011г

    Документ
    Сводные данные международных мероприятий в области образования, науки и инноваций издаются в виде брошюр с 1986 г. и рассылаются по министерствам, ведомствам и организациям, федеральным и региональным центрам России и др.

Другие похожие документы..