Примерная программа дисциплины «Основы методики преподавания хореографических дисциплин (классического танца)» федерального компонента цикла специальных дисциплин

Примерная программа дисциплины

«Основы методики преподавания хореографических дисциплин

(классического танца)»

федерального компонента цикла специальных дисциплин

Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения по направлению

530700 «Искусство балета»,

квалификация «Бакалавр искусства балета»

Рекомендовано:

Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области хореографического искусства

Сопредседатель УМО Л.Н. Надиров

Санкт-Петербург

2004

Примерная программа дисциплины «Основы методики преподавания хореографических дисциплин (классического танца)» Федерального компонента цикла специальных дисциплин составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по направлению 530700 «Искусство балета», квалификация «бакалавр искусства балета».

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1. Цель курса

Подготовка специалиста, в совершенстве владеющего теоретическими и практическими основами методики преподавания хореографических дисциплин (классического танца).

2. Задачи курса

  • Освоение теоретических основ методики исполнения движений классического танца.

  • Изучение методики преподаваняи классического танца.

  • Развитие навыков композиционных построений

  • Изучение методического наследия школы классического танца.

3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

«Основы методики преподавания хореографических дисциплин (классического танца)» является одним из основных предметов специальных дисциплин, рекомендованных УМО ВУЗам, ведущим подготовку бакалавра искусства балета.

4. Требования к уровню освоения содержания курса

В результате освоения содержания курса студенты должны

знать:

  • исторический процесс становления и развития системы обучения классическому танцу;

  • научно-теоретическое наследие мастеров и современное состояние отечественной балетной педагогики;

  • методологию балетной педагогики;

  • понятийный аппарат классического танца;

  • теоретические основы методики исполнения движений классического танца;

  • различие стилей мужского и женского исполнительства;

  • методику сочинения танцевальных комбинаций (от простых учебных до развернутых танцевальных);

  • основные приемы пространственного решения танцевальных композиций;

  • методику записи примеров учебных комбинаций и разбора хореографического текста по записи;

  • принципы музыкального оформления урока классического танца;

Уметь:

  • применять полученные знания в самостоятельной педагогической деятельности;

  • создавать учебные и танцевальные комбинации и композиции на основе классического танца;

  • осуществлять подбор музыкального материала для осуществления учебного процесса;

  • использовать учебную, учебно-методическую и иную литературу в профессиональной деятельности.

  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

  1. Разделы курса

1. Становление школы классического танца

2. Методика изучения движений классического танца

3. Методика преподавания классического танца

  1. Темы и краткое содержание

Раздел 1.Становление школы классического танца

Тема 1. Введение в «основы методики преподавания хореографических дисциплин (классического танца)»

Цель и задачи курса «Основы методики преподавания хореографических дисциплин (классического танца)». Структура курса. Краткая характеристика основных разделов дисциплины. Требования к уровню освоения курса. Формирование понятийного аппарата. Самостоятельная работа по предмету. Аннотированный обзор литературы и других источников по курсу.

Тема 2. Классический танец как исторически сложившаяся устойчивая система выразительных средств хореографии

Истоки классического танца (бытовые, народные). Исторический процесс формирования классического танца. Эволюция развития классического танца как выразительного средства хореографического искусства. Систематизация танцевальных положений и движений. Стили, жанры и формы хореографического (балетного) искусства. Становление терминологии классического танца. Процесс формирования термина «классический танец». Возникновение и развитие техники классического танца. Русская школа классического танца. Общие и отличительные черты от западноевропейской балетной школы.

Классическое наследие балетного искусства как художественная непреходящая ценность. сохранение и передача эстетических принципов, композиционных приемов, художественного языка и форм балетного искусства прошлых эпох. Современное состояние и тенденции развития классического танца.

Тема3. Музыкальные формы и стили классической хореографии

Определение понятия «музыкальная форма». Многообразие вариантов трактовок музыкальных форм. Исторический процесс формирования музыкальных форм. Ранние формы старинной сюиты: алеманда, куранта, сарабанда, жига (XV–XVI вв.). Поздний период старинной сюиты: гавот, менуэт, ригодо чакона, пассакалья (XVI–XVII вв.) Музыкальные формы классической хореографии, утвердившиеся в XIX веке: вариации, pas de deux, pas de trios, pas de quatre, ансамбль.

Определение понятия «музыкальный стиль». Музыкальные стили классической хореографии. Музыкальный стиль классицизм (конец XVIII – начало XIX веков). симфонизм балетной музыки в творчестве Л. Бетховена. Музыкальный стиль романтизм (XIX век). Симфонизм балетной музыки в творчестве композиторов эпохи романтизма – А. Адана, Л. Делиба и т.д. Роль П. Чайковского в развитии принципов симфонизма и конфликтной драматургии в балетной музыке. Традиции симфонизма балетной музыки в творчестве композитора А. Глазунова. Музыкальный стиль импрессионизм (начало XX века). Музыкальный стиль импрессионизм в творчестве композиторов: К. Дебюсси, Н. Черепнина, И. Стравинского и т.д. Музыкальный стиль неоклассицизм в творчестве зарубежных композиторов: Б. Барток, Ж. Сифера, П. Хиндемит и т.д. Современный музыкальный стиль. Характерные черты современного музыкального стиля – драматическая насыщенность, сложная современная музыкальная лексика, индивидуальная манера и т.д.

Тема4. Система преподавания классического танца А. Я. Вагановой

Общая характеристика творческой деятельности А. Я. Вагановой (1879–1951). А. Я. Ваганова – создатель научно-обоснованной системы классического танца. Первый отечественный учебник по методике преподавания классического танца – «Основы классического танца» (1934). Влияние научной деятельности А. Я. Вагановой на развитие отечественной и мировой балетной педагогики.

Тема5. мужской классический танец. Педагогическая система Н. И. Тарасова

Общая характеристика творческой деятельности Н. И. Тарасова (1902–1975). Утверждение на сцене художественно-эстетических принципов академизма мужского классического танца. Первая научная работа Н. И. Тарасова в соавторстве с В. Мориц и А. Чекрыгиным «Методика классического тренажа» (1940). Фундаментальный труд «Классический танец. Школа мужского исполнительства» (1971). Влияние научной деятельности Н. И. Тарасова на развитие отечественной и мировой балетной педагогики.

2. Методика изучения движений классического танца

Тема 1. Методика изучения основных движений классического танца

Значение движений классического танца в процессе развития умений и навыков исполнительского мастерства. Методы и формы педагогического обучения в процессе освоения движений классического танца. Приемы обучения. Роль и значение дидактических принципов в процессе освоения простейших элементов классического танца. Роль и значение постановки корпуса, ног, рук, головы в процессе освоения движений классического танца. Соподчиненность классической постановки корпуса развитию техники исполнения. Правила постановки корпуса. Позиции ног в классическом танце. Методика изучения позиций ног. Последовательность изучения позиций ног.

Руки как выразительное средство классического танца. Руки как важный технический элемент исполнительского искусства. Функции рук. Функции кисти (кистей) рук. Положения и приемы рук. Развитие выразительности рук – координации, пластичности, естественности и т.д. Методика постановки рук. Функции головы в технике и пластике движений классического танца. «Выразительность» взгляда как средство эмоциональности и образности в классическом танце. Логичность варьирования движений классического танца в упражнениях у станка. Технология изучения движений классического танца. Правила исполнения и методика изучения движений классического танца. Характерные ошибки и методы их исправления. Соразмерность длительности частей урока.

Схема пространственного расположения танцевального зала. Функции классического экзерсиса на середине зала. Положение корпуса, ног, рук, головы на середине зала. Определение положения en face, épaulement, croisé et effacé. Трансформация изучения последовательности движений классического танца у станка на середину зала. Вариативность последовательности движений классического танца на середине зала. Динамика развития движений классического танца на середине зала: en face, croisé, effacé, на plié, relevé, en tournant и т.д. Длительность учебной комбинации на середине зала от 8 до 16 тактов, музыкальный размер 2/4, 3/4, 4/4. Темп, характер музыкального материала по оформлению движений классического танца. Музыкальный материал – импровизация или музыкальная литература.

Тема2. Приемы развития движений классического танца у станка

Основные приемы развития движений классического танца у станка. Дидактический принцип в процессе вариативности, логичности учебных комбинаций у станка. Принцип повтора как основной доминирующий фактор качества усвоения учебного материала в процессе обучения. Общая линия развития комбинированных заданий – лейтмотив методической целостности урока. Увеличение объёма и усложнение движений учебного материала в упражнениях у станка.

Тема3. Приемы развития движений классического танца на середине зале

Основные приемы развития движений классического танца на середине зала. Определение понятия «поза классического танца». Позы классического танца как фактор развития движений классического танца. Определение форм поз классического танца: малых, средних, больших. Виды поз классического танца: croisé, effacé et ecarté. Классификация поз классического танца. Определение понятий «канонические» и «неканонические» позы классического танца. Методика и приёмы исполнения поз классического танца.

Руки как «речевое» средство поз классического танца. Определение понятия «ведущая и ведомая рука». Temps lié как основное движение развивающее приемы и технику исполнения поз классического танца. Виды temps lié. Adagio – как средство к овладению поз классического танца. Port de bras – комплекс движений, направленный на воспитание исполнительского мастерства. Виды port de bras. Работа над развитием выразительности поз классического танца.

Тема4. Методика изучения движений раздела allegro

Allegro – выразительное средство классического танца. Прыжки – наиболее сложная и трудная часть учебного процесса по классическому танцу. Классификация прыжков по формам, группам, видам и их разновидности. Формы прыжков: малые, средние и большие. Группы прыжков: с двух ног на две; с двух ног на одну; с одной ноги на две; с одной ноги на другую; на одной ноге. Виды прыжков: pas assemble, pas jete, pas de chat и их разновидности. Технология прыжка: толчек, взлет, завершение. Последовательность изучения. Методика исполнения прыжка. Роль и значение demi-plié в технике исполнения прыжка. Согласованность движений головы, рук, корпуса и ног – основное условие грамотного и выразительного прыжка.

Освоение техники усложнённых прыжков как доминирующий фактор развития виртуозности исполнительского мастерства. Технология исполнения различных видов сложных прыжков. Многообразие приемов и подходов к исполнению различных видов прыжка. Определение понятия «подхват» в технологии исполнения больших прыжков. Разнообразие вариантов завершения прыжка в структуре сложных видов. Роль и значение связующих и вспомогательных движений классического танца в процессе работы по освоению методики исполнения сложных прыжков. Методика исполнения изучения различных видов прыжка.

Большие прыжки составная часть allegro. Определение понятия «элевация». Определение понятия «баллон». Элевация и баллон как средство достижения виртуозности исполнения движений allegro. Развитие элевации и баллона в процессе освоения больших прыжков классического танца раздела allegro. Важность рук в технологии подхвата. Особенность темповой структуры исполнения прыжков. Методика изучения больших прыжков.

Тема5. Методика изучения связующих и вспомогательных движений классического танца

Определение понятий «связующие движения» и «вспомогательные движения». Связующие и вспомогательные движения как выразительные средства классического танца. Виды и формы связующих и вспомогательных движений. Методика изучения связующих и вспомогательных движений. Последовательность изучения связующих и вспомогательных движений. Вариативность, логичность и целесообразность применения связующих и вспомогательных движений для различных разделов классического танца. Координация рук, головы, корпуса, ног – основа техники исполнения связующих и вспомогательных движений.

Тема6. Развитие устойчивости в упражнениях у станка и на середине зала

  1. Примерная программа дисциплины «Методика преподавания дуэтно-классического танца» федерального компонента цикла специальных дисциплин

    Примерная программа
    Примерная программа дисциплины «Методика преподавания дуэтно-классического танца» Федерального компонента цикла специальных дисциплин составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального
  2. Примерная программа дисциплины «Методика преподавания историко-бытового танца» федерального компонента цикла специальных дисциплин

    Примерная программа
    Примерная программа дисциплины федерального компонента цикла специальных дисциплин составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения в области культуры и
  3. Примерная программа дисциплины «Классический танец»

    Примерная программа
    Целью данного курса является подготовка студентов – будущих артистов балета к самостоятельной практической исполнительской деятельности в сфере балета в соответствии с исторически сложившейся в России методикой преподавания классического
  4. Примерная программа дисциплины «Методика преподавания историко-бытового танца» (2)

    Примерная программа
  5. Примерная программа дисциплины «Теория и практика актерского мастерства в балетном театре» (1)

    Примерная программа
    Примерная программа дисциплины «Теория и практика актерского мастерства в балетном театре» Федерального компонента цикла специальных дисциплин составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального
  6. Примерная программа дисциплины «Методика преподавания бального танца: Латиноамериканская программа»

    Примерная программа
    Примерная программа дисциплины «Методика преподавания бального танца: Латиноамериканская программа» Федерального компонента цикла специальных дисциплин составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего
  7. Примерная программа дисциплины «Методика преподавания историко-бытового танца» (1)

    Примерная программа
    Примерная программа дисциплины «Методика преподавания историко-бытового танца» федерального компонента цикла специальных дисциплин составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования
  8. Примерная программа дисциплины «Современные направления танцевального искусства»

    Примерная программа
    Примерная программа дисциплины «Современные направления танцевального искусства» федерального компонента цикла специальных дисциплин составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального
  9. Примерная программа дисциплины «д уэтно-классический танец»

    Примерная программа
    Курс «дуэтно-классический танец» является неотъемлемой и исторически установившейся частью хореографического образования, одним из основных специальных предметов, рекомендованных УМО ВУЗам, ведущим подготовку бакалавра искусства балета.

Другие похожие документы..