«год на год не приходится»

Доклад Уполномоченного по правам человека

Свердловской области за 2009 год

УПРАВЛЕНИЕ В РУЧНОМ РЕЖИМЕ

Русская поговорка «год на год не приходится» особенно точна была в 2009 году. Слишком ненужным, неожиданным, несправедливым ударом по экономике, а в итоге по человеку, обрушился кризис. Почта начала года была несопоставима ни с каким иным годом, который переживал наш коллектив вместе с обществом. Растерянность человека, потерявшегося в сложной экономической обстановке, чувствовалась в каждой строчке писем. Почта тяжелая, она шла не от маргиналов, не от молодежи, не переживавшей кризисов, она шла от рабочих и предпринимателей – от тех, на кого опирается общество.

Перевод на неполный рабочий день, на неполную рабочую неделю, снижение оплаты труда, сокращение коллективов, увольнения без выходных пособий, без записей в трудовых книжках, невыплаты в социальные фонды…

Так начинался год. Поначалу была растерянность и у нас – кризис во всем мире, при чем тут права человека. Но, понимая, что человек является высшей ценностью государства, мы избрали единственно верный путь – стараться помочь каждому автору письма, даже если не видели выхода из тупика.

Читая в свое время записки А.А. Громыко о создании ООН и принятии Всеобщей декларации прав человека, была поражена его вниманием к словам одного из президентов США Д. Тафта: «Доллары будут сражаться вместо солдат, доллары будут разить гораздо эффективнее, чем снаряды». Сказанные в 1910 году, слова не раз и не два меняли расклад в мире. Но прошлый год оказался столь тяжелым под влиянием ослабевшего доллара, что, казалось, к нему не готов мир, страна, область.

Уполномоченный по правам человека включился в работу Правительственной комиссии Свердловской области по содействию в обеспечении устойчивой деятельности хозяйствующих субъектов на территории Свердловской области. Эта комиссия позволила, во-первых, четко представить картину происходящего на предприятиях области, во-вторых, благодаря межведомственному участию представителей разных структур, скооперироваться и помочь удержаться на плаву, в-третьих, благодаря участию силовых структур подключить их, в случае вины соб- ственников, менеджеров, иных участников процесса, и нейтрализовать их губительное влияние на коллектив, и в четвертых – по итогам заседания через СМИ, письма-ответы трудовым коллективам доводилась правдивая информация о том, что ждет предприятие.

Деятельность этих комиссий и организация общественных работ позволили не ввергнуть в массовую безработицу, безденежье жителей области. Именно на этих направлениях была сосредоточена деятельность Уполномоченного по правам человека области в прошлом году.

Кризис показал, что только сильным собственникам, управленцам удалось пережить тяжелую ситуацию без ощутимых потерь. Так, посещая ОАО «Святогор», ООО «УГМК-Сталь», удалось убедиться, что предприятия выжили благодаря «подушке», имеющейся на холдинге УГМК. Низкие цены на медь, невостребованность стали, особенно в дорогостоящих производствах, предрекали полную остановку производств. Но выжили, теряя социальные программы, гуманитарные перспективы, выстояли и к концу года начали наращивать объемы.

К сожалению, там, где не было хороших хозяев, дела обстояли куда хуже. И здесь потребовались десятки встреч с трудовыми коллективами, где Уполномоченному доставалось и за нерасторопное государство, и за нерадивого собственника. Впервые по-настоящему оказались востребованными профсоюзы, советы трудового коллектива и иные общественные организации.

Надо отметить как важное достижение уходящего года, что мы обошлись без противостояния государства и общества. Здесь хватило мудрости нашим государственным структурам и терпения, мужества людям. В докладе подробно проанализирована ситуация с трудовыми и экономическими правами на самых сложных предприятиях области.

К сожалению, если промышленно-экономический блок правительства действовал с учетом обстоятельств, связанных с кризисом, то казалось, что социальные ведомства спасали собственные интересы вместо интересов человека. Закрывались одно за другим учреждения на тех территориях, где и без того кризис ударил по больным местам.

Все это происходило без участия общественности и имело, на взгляд Уполномоченного по правам человека, сиюминутный характер без учета долговременных перспектив.

Губернатору и Правительству удалось спасти Баранчинский электромеханический завод, но собственный областной детский дом был закрыт достаточно жестко без особых встреч с коллективом. Такой поселок у нас не один. И важно помнить, что там живут люди. Иначе мы без войн и солдат уже не долларами, а рублем разрушим мир в сотнях небольших поселков области. Очень сильно пострадали наши социальные учреждения от борьбы с пожароопасной ситуацией. Весь год я посещала учреждения, находящиеся на грани закрытия, слушала десятки людей, оставшихся без работы из-за закрытия этих учреждений. Такое впечатление, что каждый пожарный инспектор страховал себя. Да, жить опасно, но не до такой же степени, когда требовали немедленного закрытия одного из лучших домов-интернатов «Уктусский». После трагедии в Перми мне припомнили позицию против поголовного закрытия учреждений.

Но Пермь пострадала как раз от того, что не было честной и ответственной работы пожарных, не говоря уже о ином цинизме, не имеющем ничего общего с правом.

Именно право подало сигнал надежды. Наш великий земляк Сергей Сергеевич Алексеев стал лауреатом больших и заслуженных званий. Сначала Губернатор Свердловской области своим Указом сделал Сергея Сергеевича почетным гражданином Свердловской области. Затем, в День юриста, объявленного по Указу Президента Российской Федерации 3 декабря, Ассоциацией юристов России Алексеев назван «Юристом года – 2009». И, наконец, 10 декабря, в Международный день прав человека, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации наградил его высшей правозащитной наградой «Спешите делать добро». Это единодушие вселяет надежду. Если мы будем жить по Алексееву, мы станем сильнее и чище, умнее и добрее, честнее и справедливее.

Цитата из его последней книги, вышедшей в свет в 2009 году, «Тайна и сила права»: «Нет ни одной проблемы в области прав человека (да и любой иной проблемы современности), которая при достаточном овладении механизмами и правовым инструментарием не могла бы найти достойного решения в соответствии с потребностями гражданского общества и логикой права».

Настоящий доклад не был бы столь критичен, если бы все, кто работает на уровне принятия решения, следовали именно этим позициям нашего земляка, ученого-правоведа с мировым именем.

Доклад посвящен анализу ситуаций, сложившихся в силу ненадлежащих действий или бездействия должностных лиц; ситуаций, в которых не нашлось места уважению личности отдельно взятого человека; ситуаций, в которых чиновники просто отмахнулись от заявителя, пренебрегли его весомыми доводами, ссылаясь при этом на закон, прикрывшись макроэкономическими показателями. В докладе уделено внимание и тем ситуациям, в которых чиновники действовали формально законно, «строго по инструкции», но не по-человечески.

В тех случаях, где требуется поправка в закон, принятие закона, Уполномоченный по правам человека обращался к депутатам всех уровней, в течение четырех лет участвует в подготовке Доклада Совета Федерации Федерального собрания РФ «О состоянии законодательства в Российской Федерации». Во всех остальных случаях мы изыскивали различные формы работы с органами власти и населением с одной единственной целью – борьбой с бесправием человека.

Говорящие цифры

В 2009 году Уполномоченному по правам человека Свердловской области поступило 4971 письменное заявление и обращение граждан о нарушении их прав и свобод, в 2008 году – 4854 письменных обращения.

В течение года Уполномоченным по правам человека и работниками его аппарата принято 4088 граждан по вопросам защиты их прав, лично Уполномоченным – 1214 граждан, что на 75 больше, чем в 2008 году.

Устных, телефонных обращений, по которым сотрудниками аппарата даны консультации, рекомендации, поступило 8133.

Состоялось 13 выездных приемов Уполномоченного по правам человека в городских округах, муниципальных образованиях и сельских поселениях с посещением социальных объектов, воинских частей, органов внутренних дел, учреждений исполнения наказаний.

Более половины всех поступивших жалоб и заявлений поступило от женщин, они обращаются как за защитой своих прав, так и прав детей и родственников. Большая часть нуждающихся в правовой защите – это социально незащищенные слои населения: пенсионеры, ветераны и инвалиды – их обращения составляют около 16,56%.

Наибольшее число жалоб связано с нарушением социальных прав граждан - около 47,36% от общего числа всех поступивших обращений. Почти треть из них связана с нарушением жилищного законодательства, выселением из общежитий и жилых помещений – 14,35%; по сравнению с 2008 годом количество обращений, связанных с нарушением трудовых прав, выросло почти в 2 раза и составило 7,88%; нарушение прав на охрану здоровья и медицинскую помощь – 4,24%; нарушение прав на социальное обеспечение и меры социальной поддержки и социальных гарантий составило 7,28 %; 6,4% связано с нарушением права на защиту семьи, материнства и детства, 2,55% связано с нарушениями права на образование.

10,08% всех обращений связаны с нарушением личных прав и свобод граждан, большую часть из которых составляют обращения, жалобы и заявления по вопросам приобретения гражданства, выдачи паспортов и регистрации.

3,62% обратившихся заявили о нарушении экономических прав, большую часть из которых составляют обращения по вопросам возврата вкладов и страхованию и вопросам землепользования.

Большее количество обращений от лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, связано с правом на судебную защиту и справедливое разбирательство – 9,2% и нарушением прав обвиняемых и осужденных в местах лишения свободы – 14,04%.

Жалобы на действия правоохранительных органов составляют 9,18%.

9,1% составляют благодарности граждан.

Тематика письменных обращений к Уполномоченному

по правам человека Свердловской области в 2009 году

1. Личные (гражданские) права - 10,08

2. Политические права - 0,3

3. Экономические права - 3,62

4. Социальные права (всего) - 47,36

в т.ч. – право на жилище - 14,35

– право на образование, защиту семьи и детства - 11,96

– трудовые права - 7,88

– право на меры соц. поддержки и на соц. гарантии - 5,36

– право на охрану здоровья - 3,34

– право на соц. обеспечение - 1,92

– иные права - 5,56

5. Права военнослужащих - 2,6

6. Права обвиняемых и осужденных - 8,95

7. Право на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство - 9,2

8. Жалобы на действия правоохранительных органов - 9,18

9. Обращения и жалобы иной тематики - 7,98

Трудовые права

ХОЗЯИН НЕ БАРИН

2009 год был самым сложным для Свердловской области за последнее время – не осталось ни одной сферы, которую бы не затронули последствия мирового экономического кризиса.

Угроза безработицы и невыплата заработной платы – вот что, судя по поступающей почте, больше всего тревожило граждан, если иметь ввиду социально-экономическую сферу. Не случайно произошли кардинальные изменения в почте Уполномоченного – люди просят не льгот, а работу.

На конец 2008 года в области задолженность по заработной плате по данным государственной статистики составляла 20 млн. рублей, и почти вся она приходилась на Лобвинский биохимический завод. С наступлением экономического кризиса ситуация изменилась, и цифры по задолженности стали резко нарастать. Суммарная задолженность по заработной плате в 2009 году значительно превышала уровень суммарной задолженности 2008 года (в среднем за месяц в 8,7 раза) и пик ее пришелся на март 2009 года, когда абсолютная величина ее составила 215,4 млн. рублей.

  1. Программа «Кадры 2006-2010 годы»

    Программа
    1. Формирование социально ориентированной рыночной экономики, совершенствование механизма управления обществом невозможны без эффективного использования трудовых ресурсов.
  2. Расписание занятий (2010-2011)

    Расписание
    10– 1 .10 Бассейн (1 п.) 1. Природный мир / соц.мир (труд взрослых, худ. литература) + худ. творчество (лепка / аппликация) Прогулка 9.00 – 9.30 9.
  3. Президент Франции Шарль де Голль когда-то ворчал, что чертовски трудно управлять страной, где производится четыреста видов сыров

    Документ
    В 90-х годах прошлого века алкогольная ситуация в России стала чрезвы­чайной. Проблемы возникли как в сфере производства, так и в сфере реализации алкогольной продук­ции.
  4. Программа модернизации здравоохранения орловской области на 2011-2012 годы орловская область 2011 год

    Программа
    3. Внедрение стандартов оказания медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляе-мой врачами-специалистами
  5. Региональный доклад (2)

    Доклад
    В региональном докладе в порядке обзора приводится информация о законодательстве в сфере охраны труда, механизмах формирования государственной политики в сфере охраны труда, инфраструктуре, структурах социального партнерства, деятельности
  6. Региональный доклад (3)

    Доклад
    В региональном докладе в порядке обзора приводится информация о законодательстве в сфере охраны труда, механизмах формирования государственной политики в сфере охраны труда, инфраструктуре, структурах социального партнерства, деятельности
  7. Региональный доклад (5)

    Доклад
    В региональном докладе в порядке обзора приводится информация о законодательстве в сфере охраны труда, механизмах формирования государственной политики в сфере охраны труда, инфраструктуре, структурах социального партнерства, деятельности
  8. План работы по организации и реализации предпрофильной стр. 74 и профильной подготовки учащихся 9 классов и 10 11 классов Комплексный план по профилактике безнадзорности стр. 76

    Комплексный план
    Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 п. Редкино Конаковского района Тверской области создано в соответствии с распоряжением Главы администрации Конаковского района от 09.
  9. Основные результаты и направления деятельности органов местного самоуправления Ольховатского муниципального района по решению вопросов местного значения и социально-экономическому

    Документ
    Основные результаты и направления деятельности органов местного самоуправления Ольховатского муниципального района по решению вопросов местного значения и социально-экономическому
  10. Региональный доклад (1)

    Доклад
    В региональном докладе в порядке обзора приводится информация о законодательстве в сфере охраны труда, механизмах формирования государственной политики в сфере охраны труда, инфраструктуре, структурах социального партнерства, деятельности

Другие похожие документы..