Учебно-методичесое пособие липецк 2008 ббк

АДМИНИСТРАЦИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
АССОЦИАЦИЯ

«СОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ»

Проблемы внедрения

управления, ориентированного на результат в органах местного самоуправления

Учебно-методичесое пособие


ЛИПЕЦК 2008

ББК

П -

Проблемы внедрения управления, ориентированного на результат в органах местного самоуправления: учебно-методическое пособие под ред. Ю.И. Яцухина, Н.Н. Гугнина, И.В. Морозова, П.И. Попова [Текст] / – Липецк, 2008 – 162 с.

ISBN

Данное издание предназначено в качестве консультационно-методического пособия для выборных должностных лиц органов местного самоуправления и муниципальных служащих, ведающих вопросами организационной работы, реализации административной реформы, стратегического, среднесрочного и текущего планирования, проведения оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований при решении ими вопросов местного значения.

В пособии использованы материалы международного института государственной службы и управления Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, Управления Президента РФ по вопросам государственной службы, Министерства экономического развития и торговли РФ, Всемирного банка РФ и др.

Может быть использован студентами и преподавателями специальностей «Государственное и муниципальное управление», «Юриспруденция», «Менеджмент» в качестве учебного пособия

Редакционная коллегия:

Яцухин Ю.И.,

Гугнин Н.Н.,

Морозов И.В.,

Попов П.И.

ISBN

© Администрация

Липецкой области, 2008

© Липецкий государственный

технический университет, 2008

Задачи и проблемы реформирования

системы органов исполнительной власти и местного самоуправления

На протяжении нескольких лет в Российской Федерации ведется реформирование многих сфер государственной и общественной жизни. Не обошли стороной реформы и сферу государственного и муниципального управления, поскольку на современном этапе одним из факторов подъёма и развития государства является высокоэффективный государственный и муниципальный аппарат.

Управление – это элементарная функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающих сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей.

Социальное управление подразумевает воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития.

Реформирование системы государственного управления и местного самоуправления стало объективной необходимостью на фоне невысокой оценки их состояния в России международными и российскими экспертами.

Административная реформа – пожалуй, самый сложный и самый противоречивый процесс в общем контексте реформирования, поскольку в ходе её инициатором и объектом преобразований является сама власть. Результатом же реформы должно стать изменение качества власти (способности рационально и исключительно в интересах общества использовать закрепленные в ее ведении общественные ресурсы), меры власти (степени присутствия государства в жизни общества) и силы власти (возможности обеспечивать правопорядок и проводить преобразования).

В процессе модернизации власти реализуется цепь последовательных, поэтапных шагов, позволяющих внедрять новые принципы, методы управления, организационные структуры, без нарушения управляемости обществом в целом. Государственный и муниципальный аппарат при этом должен стать эффективным, компактным и слаженно работающим на благо общества.

По этой причине, в первую очередь, это относится к оптимизации структуры органов исполнительной власти и местного самоуправления. Для этой же цели, во-вторых, планируется переход к управлению на основе «собственной компетенции», что подразумевает избавление от рецидивов командной системы и дублирования функций. Поэтому для государственных и муниципальных органов, учреждений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих необходимо в регламентах внутренней организации, должностных регламентах, инструкциях и контрактах очертить рамки их компетенции, установив чёткую ответственность за принимаемые решения и осуществляемые управленческие действия по каждой функции, государственной и муниципальной услуге.

Компетенция означает наличие полномочий, которые орган, учреждение или должностное лицо не просто вправе, но и обязаны применять для выполнения своих функциональных задач. Это выражается в принятии нормативных правовых актов разного уровня, подробно характеризующих создание, функционирование, полномочия, а также различные вопросы, разрешение которых касается конкретного органа, учреждения, должностного лица.

И, наконец, административная реформа подразумевает освоение современных технологийуправления, которые необходимо внедрить в процессе реформирования государственных и муниципальных органов.

Но административная реформа не ограничивается только этими направлениями. Она непременно сопровождается изменением подходов к ресурсному обеспечению органов управления. Основными статьями расходов на управление должны стать содержание государственных и муниципальных служащих, а также затраты на информационное и аналитическое обеспечение принимаемых решений.

В этой связи предполагается реформировать государственный и муниципальный аппарат, положив в его основу «систему заслуг и достоинств», которая означает:

  • превращение государственной службы в службу подлинно гражданскую; а на муниципальном уровне - переход от «самоуправления власти» к «самоуправлению граждан»;

  • гибкую, не ориентированную на иерархию должностей, систему формирования и обновления государственного и муниципального аппарата;

  • отбор, продвижение и удержание на государственной и муниципальной службе наиболее квалифицированных и добросовестных людей;

  • строгую определенность должностных обязанностей;

  • создание режима, обеспечивающего, с одной стороны, - подконтрольность корпуса государственных и муниципальных служащих, а, с другой стороны, - его правовую защищенность от давления руководителей и средств массовой информации;

  • рационализацию затрат на содержание государственного и муниципального аппарата;

  • повышение внимания к вопросам административной этики, оживление практической ценности понятия служебной репутации.

В ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ термину «административная реформа» придается характер радикального и масштабного государственного дела, целью которого является совершенствование государственного управления (местного самоуправления), повышение их эффективности, переориентация деятельности каждого органа власти на нужды общества и конкретного человека.

В Липецкой области реформирование сфер исполнительной и муниципальной власти осуществляется по двум взаимодополняющим направлениям:

1) Реализация областной целевой программы «Административная реформа в Липецкой области (2006-2008 годы)», предусматривающей 3 этапа реформирования с участием структур администрации области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Липецкой области, органов местного самоуправления:

I – разработка нормативно-правовой и методической базы для проведения реформы, подготовка кадров к работе в новых условиях, разработка первых административных регламентов, информационное сопровождение мероприятий реформы;

II – регламентация основных государственных функций и наиболее востребованных государственных услуг, внедрение разработанных на предыдущем этапе регламентов и стандартов, принятие антикоррупционной программы, создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, системное обучение кадров по направлениям реформы, информационно-разъяснительная работа среди населения, государственных и муниципальных служащих;

III этап (2008 год) – внедрение регламентов и стандартов государственных и муниципальных услуг, осуществление антикоррупционных мероприятий, мониторинга качества государственных услуг, деятельность по дальнейшему созданию многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, что фактически будет означать перевод реформы на муниципальный уровень.

2) Муниципальная реформа или совершенствование деятельности органов местного самоуправления (ОМСУ) муниципальных образований области по решению вопросов местного значения (ВМЗ) в рамках полномочий, установленных Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Следует отметить, что область является одним из немногих субъектов Российской Федерации, в которой, по оценке Федерального центра, оба этих направления реализуются довольно успешно. В частности, Липецкая область является лидером административной реформы. В 2007 году, в рейтинге отчетов 46 субъектов РФ, реализующих административную реформу, Липецкая область заняла первую строчку, набрав 4,6 балла. Принято решение Правительства РФ о дальнейшем софинансировании мероприятий административной реформы в области из средств федерального бюджета.

В 2008 году Липецкая область заняла 1 место из 53 участвовавших субъектов в конкурсе на оказание финансовой поддержки (проводимом Минэкономразвития России) мероприятий административной реформы, получив из федерального бюджета 52,3 млн. руб.

Прошли конкурсный отбор и реализуются в области следующие проекты:

- «Создание МФЦ в городе Липецке»;

- «Развитие деятельности Елецкого МФЦ, включая увеличение количества государственных и муниципальных услуг»;

- «Разработка программы повышения качества государственных (муниципальных) услуг в области». Это свидетельствует о серьезной поддержке на федеральном уровне принимаемых в области мер по реализации Указа Президента РФ от 23.07.2003г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах» и «Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах», которая дополнила административную реформу такими важными направлениями, как: управление по результатам, стандартизация и регламентация государственных и муниципальных услуг, принятие антикоррупционных мер, повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти, местного самоуправления и общества.

  1. С. О. Макеева кандидат педагогических наук, доцент Уральской государтвенной юридической академии

    Документ
    Рекомендовано Ученым советом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» в качестве научного издания (№ 87 от 25.
  2. Развитие публичной библиотеки в г. Н. Тагиле в постсоветский период в 1990 – 2000 – е гг

    Реферат
    Публичные библиотеки в современном варианте появились в XIX в. в Англии. В середине ΧIΧ в. открытие библиотек в России считалось делом престижным, модным, но что самое главное, важным и нужным.

Другие похожие документы..