Программа наименование дисциплины История экономических учений Рекомендуется для направления (ий) подготовки

Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

Наименование дисциплины История экономических учений

Рекомендуется для направления (ий) подготовки(специальности (ей))

080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра

(указываются код и наименования направления(ий)

подготовки (специальности (ей))

Квалификации (степени) выпускника - бакалавр экономики

Москва. 2010

1. Цели и задачи дисциплины:

Цель учебного курса истории экономических учений  ввести студента в круг знаний, составляющих основы профессиональной культуры экономиста.

Задачи курса: познакомить с основными этапами и направлениями развития экономической мысли, показать богатство и разнообразие идейного и методологического арсенала экономической науки, содействовать осмыслению вклада крупнейших экономистов прошлого, важнейших научных школ в познание экономической реальности.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Курс истории экономических учений –неотъемлемая составная часть профессионального цикла образовательной программы экономиста. Программа курса строится на предпосылке, что студенты владеют базовыми положениями микро- и макроэкономики, знакомы с основными фактами экономической истории. Одновременно курс создает предпосылки для более глубокого освоения важнейших разделов современной экономической теории (микро- и макроэкономики, теории денег и кредита, институциональной экономики, экономики труда, общественного сектора и др.), а также дальнейшего расширения теоретического арсенала молодого специалиста.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • владения культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

  • способности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

  • способности логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

  • способности к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

  • осознания социальной значимости своей будущей профессии (ОК- 11);

  • способности выбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей (ПК-5);

    (указываются в соответствии с ФГОС ВПО)

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки;

  • этапы становления экономической науки, характер экономических воззрений в докапиталистических обществах, особенности ранних экономико-политических доктрин (меркантилизм) и первых научных школ экономической мысли (физиократия, классическая политическая экономия, историческая школа); историю формирования и основные идеи главных направлений современной экономической мысли: марксизма, австрийской школы, неоклассического направления (лозаннской школы, маршаллианства, монетаризма и «новой классики»); кейнсианства; институционализма и эволюционной экономики; особенности развития экономической науки в России и вклада российских ученых (М.Туган-Барановского, Н.Кондратьева, Л.Канторовича) в развитие мировой экономической мысли, основные идеи дискуссии по теории планового хозяйства в 20-е гг. ХХ в.; традицию экономико-математической школы в России и СССР.

  • характер и многообразие современного экономического знания, его взаимосвязи с экономической политикой, идеологическими доктринами и национальными культурами;

  • связь между предпосылками различных экономических теорий, мерой точности их выводов и областью применимости;

Уметь:

  • на основе опыта различных школ экономической мысли анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне;

  • ясно формулировать собственную позицию по важнейшим дискуссионным вопросам экономической теории, осознавать идейно-теоретические предпосылки такой позиции.

  • ориентироваться в современных идейно-теоретических и экономико-политических дискуссиях, определять место теоретических концепций и экономико-политических доктрин в структуре основных школ и направлений экономической мысли;

  • оценивать экономические идеи и экономико-политические доктрины с учетом их идеологических и ценностных предпосылок и сферы применимости.

Владеть:

  • понятийным аппаратом истории экономических учений и важнейшими терминами основных школ и направлений экономической мысли;

  • методологическими подходами к выбору теоретического инструментария, соответствующего решаемой задаче;

  • навыками поиска и использования информации об экономических концепциях в разрезе исторических эпох и направлений (школ) экономической мысли.

  • навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов / зачетных единиц

Семестры

2

3

4

-

Аудиторные занятия (всего)

72 / 2

72/2

В том числе:

-

-

-

Лекции

36/1

36/1

Практические занятия (ПЗ)

Семинары (С)

36/1

36/1

Лабораторные работы (ЛР)

Самостоятельная работа (всего)

72 / 2

72/2

В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)

Расчетно-графические работы

-

-

Реферат

32/1

24/0,6

Другие виды самостоятельной работы

Освоение рекомендованной литературы, подготовка к занятиям

64/2

48/1,4

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

экзам

Общая трудоемкость 144 часов

4 зачетных единиц

4

4

(Виды учебной работы указываются в соответствии)

  1. Программа учебной дисциплины История экономических учений Рекомендуется для направления (ий) подготовки

    Программа
    Цель учебного курса истории экономических учений  ввести студента в круг знаний, составляющих основы профессиональной культуры экономиста. Дать студентам четкое представление об основных этапах и закономерностях развития мировой экономической
  2. Учебно-методический комплекс наименование дисциплины история управленческой мысли рекомендуется для направления (ий) подготовки

    Учебно-методический комплекс
    Цель изучения дисциплины «История управленческой мысли» - знание обучаемыми основных этапов эволюции управленческой мысли, включая понимание ими сущности отдельных управленческих идей,
  3. Программа наименование дисциплины Теория отраслевых рынков Рекомендуется для направления (ий) подготовки

    Программа
    Цель учебного курса теории отраслевых рынков  дать студентам развернутое представление об основных моделях, объясняющих формирование структуры рынка и связь между структурой рынка и конкуренцией.
  4. Программа наименование дисциплины эволюция теории менеджмента рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей))

    Программа
    Цель изучения дисциплины «Эволюция теории менеджмента» - понимание обучаемыми сущности отдельных управленческих идей, школ, подходов и концепций менеджмента, а также экономических, политических и социокультурных оснований развития
  5. Примерная программа наименование дисциплины Патофизиология, клиническая патофизиология Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей)) 060101 Лечебное дело

    Примерная программа
    Цель - формирование у обучающихся умения эффективно решать профессиональные врачебные задачи на основе патофизиологического анализа данных о патологических процессах, состояниях, реакциях и заболеваниях с использованием знаний об общих
  6. Примерная программа наименование дисциплины Гистология, эмбриология, цитология Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей)) 060103 Педиатрия

    Примерная программа
    Цель – формирование у студентов научных представлений о микроскопической функциональной морфологии и развитии клеточных, тканевых и органных систем человека, в том числе органов полости рта, обеспечивающих базис для изучения клинических
  7. Примерная программа наименование дисциплины Гистология, эмбриология, цитология Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей)) 060101 Лечебное дело

    Примерная программа
    Цель – формирование у студентов научных представлений о микроскопической функциональной морфологии и развитии клеточных, тканевых и органных систем человека, в том числе органов полости рта, обеспечивающих базис для изучения клинических
  8. Программа наименование дисциплины Конституционное право России Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей))

    Программа
    1. Цели и задачи дисциплины: углубленное изучение студентами предмета «Конституционное право» в тесной связи с политическими реалиями современной России.
  9. Курс лекций по дисциплине история экономических учений москва 2008

    Документ
    Ядгаров Я.С. Курс лекций по дисциплине История экономических учений: / Для студентов II курса, обучающихся по направлениям и формам всех экономических специальностей.

Другие похожие документы..