Программа повышения квалификации учителей по использованию эор в процессе обучения в основной школе. Биология

Программа повышения квалификации учителей по использованию ЭОР в процессе обучения в основной школе. Биология

Повышение квалификации реализуется в рамках комплексного проекта «Развитие электронных образовательных Интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями». Целью комплексного проекта - обеспечение нового качества образования, повышение его доступности и эффективности. Одной из задач комплексного проекта является организация и проведение широкомасштабного повышения квалификации учителей в области использования электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе. В рамках программы повышения квалификации подготовлены методисты-тьюторы для каждого субъекта Российской Федерации, которые будут организовывать и проводить обучение учителей-предметников основной школы на базе региональных учреждений повышения квалификации. Методистам-тьюторам будет оказываться методическая поддержка с использованием дистанционных образовательных технологий, что будет способствовать повышению эффективности повышения квалификации учителей.

Программа повышения квалификации учителей включает два модуля:

- инвариантный - «Информационная образовательная среда (ИОС) основной школы»;

- вариативный - «Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) в образовательной деятельности. Биология»

Цель и задачи программы повышения квалификацииучителей по использованию ЭОР в процессе обучения в основной школе по биологии.

Цель: Формирование готовности учителей биологии к использованию ЭОР в образовательном процессе, что будет способствовать обеспечению нового качества образования, повышению его доступности и эффективности в условиях реализации ФГОС.

Задачи:

  1. формирование системы знаний о современных ЭОР, в том числе по биологии;

  2. формирование системы знаний об особенностях обучения учащихся биологии и организации познавательной деятельности учащихся на основе использования ЭОР;

  3. формирование системы умений по отбору ЭОР, реализации различных моделей организации деятельности учащихся (учебной и внеучебной) на основе ЭОР в процессе обучения биологии в основной школе.

Требования к результатам освоения программы

В результате освоения программы повышения квалификации слушатели должны:

Знать:

  • требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, регламентирующие профессиональную педагогическую деятельность в условиях ИКТ-насыщенной среды, соответствующие санитарные правила и нормы (СанПиН);

  • возможные компоненты информационной образовательной среды образовательного учреждения;

  • основные современные инструменты управления информационной образовательной средой;

  • классы современного программного обеспечения (включая свободное программное обеспечение), виды платформ;

  • средства информационной образовательной среды основной школы;

  • содержание коллекций существующих ЭОР по биологии;

  • особенности современных ЭОР по биологии, их существенные характеристики;

  • основные направления и модели использования современных ЭОР по биологии;

  • существенные характеристики деятельности учащихся по освоению биологического содержания на основе использования ЭОР;

  • проблемы и риски применения ЭОР в обучении биологии в основной школе и пути их преодоления.

Уметь:

  • осуществлять рефлексию уровня интеграции своей педагогической деятельности в информационную образовательную среду и анализ возможностей ИОС своего образовательного учреждения;

  • осуществлять обоснованный выбор и использование инструментов ИКТ, электронных образовательных ресурсов в соответствии с задачами своей профессиональной педагогической деятельности;

  • разрабатывать простые ЭОР с помощью доступных и целесообразно выбранных инструментов ИКТ;

  • организовывать деятельность учащихся в условиях современной информационной образовательной среды основной школы;

  • осуществлять отбор содержания для обучения биологии на основе ЭОР;

  • критически оценивать потенциальные возможности ЭОР для получении результатов обучения биологии в соответствии с ФГОС;

  • осуществлять деятельность по анализу и отбору ЭОР по биологии для использования их в процессе обучения биологии;

  • разрабатывать содержание и планы проведения уроков различного типа на основе ЭОР и ЦОР при обучении биологии.

Понимать:

  • особенности современной информационной образовательной среды основной школы и специфику деятельности учащихся и учителей в ее условиях;

  • специфику современных ЭОР по биологии и возможности их использования для организации усвоения содержания курса биологии;

  • особенности организации деятельности учащихся по изучению биологического содержания на основе использования ЭОР;

  • специфику восприятия биологического содержания при использовании ЭОР учащимися разного возраста;

  • специфику деятельности учителя биологии по отбору ЭОР, по подготовке, организации и проведению уроков на основе их использования, при подготовке, организации внеучебной деятельности на основе их использования;

  • особенности организации деятельности учащихся при использования ЭОР во внеучебной деятельности по биологии;

  • специфику организации деятельности учащихся при формировании межпредметных знаний и умений при обучении биологии на основе ЭОР.

Владеть:

  • типовыми схемами деятельности по решению профессиональных педагогических задач с помощью компонентов информационной образовательной среды (осуществление мониторинга учебных результатов, участие в электронном документообороте, информационное взаимодействие с администрацией, коллегами, учениками, родителями и т.д.);

  • базовыми методами анализа и отбора инструментов ИКТ, электронных образовательных ресурсов в соответствии с решаемыми профессиональными педагогическими задачами;

  • основными приемами разработки компонентов информационно-методического обеспечения образовательного процесса по учебному предмету (веб-ресурсы, простые мультимедийные объекты и презентации).

Объем программы108 часов

Документ, выдаваемый после завершения обучения – свидетельство государственного образца о повышении квалификации.

Принципы отбора содержания

Основным принципом отбора содержания дисциплины является принцип расширения и дополнения системы знаний и умений слушателей, сформированной в процессе их подготовки и профессиональной деятельности, за счет включения в их опыт знаний и умений, связанных с использованием ЭОР для решения педагогических и методических задач. Именно поэтому методические задания, которые предлагаются для обсуждения и решения, по содержанию охватывают, прежде всего, материал, связанный с особенностями применения ИКТ, в частности рассматриваемых типов ЭОР при обучении биологии.

Главная идея состоит в том, чтобы показать весь спектр возможностей рассматриваемых групп ЭОР в профессиональной деятельности учителя биологии. Содержание программы отбирается таким образом, чтобы обеспечить демонстрацию специфики применения ЭОР в процессе обучения биологии с учетом возрастных особенностей учащихся основной школы, и с учетом специфики изучаемого биологического содержания при организации разных видов деятельности учащихся как на уроке, так и вне его. Для достижения этой цели содержание материала отбирается в соответствии с принципомгруппировки вокруг трех основных категорий и связанных с ними понятий: ЭОР; урок биологии и его типы; самостоятельная деятельность.

Отбор содержания программы основывается на необходимости сформировать у слушателей соответствующие научные представления и закрепить их в опыте практической деятельности при решении профессионально-предметных задач. Поэтому дисциплина рассматривается как теоретическая и практико-ориентированнаяодновременно. Это составляет следующий принцип отбора ее содержания.

Основным принципом организацииучебного содержания программы является его трехуровневое структурирование. В содержании программы повышения квалификации могут быть выделены три части:

1. Содержание, обязательное для усвоения всеми слушателями, усвоение которого организуется во время проведения аудиторных занятий: при проведении лекций и на практических занятиях

2. Содержание, обязательное для усвоения всеми слушателями, но в режиме самостоятельной работы – коллективной или индивидуальной, при выполнении самостоятельных работ воспроизводящего и реконструктивного характера.

3. Вариативное содержание, необязательное для усвоения в полном объеме всеми слушателями и осваиваемое, в основном, в процессе выполнения самостоятельных работ эвристического исследовательского (творческого) характера, а также в процессе работы над итоговым заданием.

В рамках программы в качестве основного принят деятельностный подход к процессу обучения. Он реализован как при отборе содержания дисциплины, так и при выработке стратегии его построения и реализации, при организации занятий и при формулировке заданий для самостоятельной работы.

Формы организации занятий

Обучение первому, инвариантному, модулю "Информационно-образовательная среда (ИОС) основной школы" организуется в дистанционной форме. В процессе дистанционного обучения предполагается организация дистанционного индивидуального и группового консультирования, проведение дискуссий и обсуждений на форуме, организация и проведение вебинаров, в ходе которых организуется подробное обсуждение наиболее проблемных для слушателей вопросов и тем программы.

Обучение по второму, вариативному, модулю "ЭОР в образовательной деятельности по биологии в основной школе" организуется в очной форме. Процесс обучения включает в себя чтение лекций квалифицированными преподавателями, проведение практических занятий, а также организацию самостоятельной деятельности. В ходе лекций предлагаются наиболее важные, существенные для достижения цели обучения по программе вопросы, составляющие базу для качественного усвоения содержания программы повышения квалификации. На практических занятиях организуется деятельность, направленная на формирование у слушателей компетенций, обеспечивающих эффективное использование электронных образовательных ресурсов федерального центра информационных образовательных ресурсов и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов , для решения задач, возникающих в профессиональной деятельности учителя биологии: включение учащихся в активную познавательную деятельность на всех этапах формирования элементов биологического содержания; разработка дидактического обеспечения самостоятельной деятельности на основе ЭОР в процессе обучения биологии и т.п. Практические занятия проводятся в форме беседы, дискуссии (групповой и коллективной), деловой игры; семинара; обучающей мини-конференции, имитирующей деятельность учащихся; коллективной, групповой и парной работы; организации элементов деятельности по проектированию различных форм деятельности учащихся; лабораторных работ в компьютерном классе при изучении содержания коллекций ЭОР; презентации результатов индивидуальной и групповой работы на занятиях и самостоятельной работы по выполнению заданий.


Содержание самостоятельной работы с примерами типов заданий

Самостоятельная работа организуется на основе системы заданий для фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Результаты, полученные в процессе выполнения заданий для самостоятельной работы, обсуждаются и анализируются в ходе практических занятий.

Содержание самостоятельной работы

Самостоятельная работа представляет собой выполнение учителями – слушателями программы повышения квалификации серии специально разработанных заданий.

Слушателям предлагаются задания следующих видов.

  • Первый вид заданий представляет собой задания репродуктивного характера, при выполнении которых используется данный преподавателем образец (анализа ЭОР, типизации ЭОР, заполнения технологической карты; формулировка заданий учащихся на основе ЭОР по образцу, предложенному преподавателем, и т.п.). Целью выполнения этих заданий является формирование репродуктивных действий, необходимых при организации обучения с использованием ЭОР.

  • Второй вид заданий – самостоятельное изучение отдельных теоретических вопросов, не рассматриваемых на занятиях или углубленное изучение отдельных вопросов курса, частично рассмотренных на занятиях. Цель – формирование умения самостоятельной адаптации теоретического материала для достижения поставленных целей. Этот вид заданий является важной составляющей формирования навыков самообразования и профессионального становления современного учителя,

  • Третий вид заданий представляет собой задания продуктивного и творческого характера, при выполнении которых от слушателей требуется интерпретация полученных знаний и умений и самостоятельной проектирование собственных продуктов: разработка уроков на основе ЭОР без использования шаблонов или с их существенной переработкой; разработка собственного плана формирования умений самостоятельной деятельности в процессе обучения биологии; самостоятельный поиск ресурсов, включающих дополнительную информацию по проблемам/вопросам, сформулированным самим слушателем; проектирование систем заданий для учащихся на основе ЭОР.

Типовые задания для самостоятельной работы

  1. Проанализировать данный набор ЭОР с различными целями. Составить краткие аннотации к ним.

  2. Отобрать ЭОР по теме/для формирования определенного умения, знания об элементе биологического содержания/обеспечения реализации определенного метода.

  3. Составить технологическую карту урока/фрагмента урока/темы/фрагмента .

  4. Познакомиться с содержанием дополнительных рекомендованных источников информации по отдельным предложенным преподавателем вопросам курса (Различные трактовки, практические приложения и т.д.).

  5. Подготовиться к дискуссии на занятии

  6. Подготовить презентацию результатов выполненной работы.

  7. Сформулировать набор заданий для учащихся на основе отобранных ЭОР.

Учебный план

п/п

Наименование тем (модулей)

Трудоемкость в часах:

Формы контроля

1

2

4

1.

Информационно-образовательная среда (ИОС) основной школы

36

Итоговое тестирование

2.

ЭОР в образовательной деятельности по предметам основной школы

60

Контрольные работы

3.

Самостоятельная работа по подготовке к зачету

12

Зачет

108

  1. Программа повышения квалификации учителей школ преподавателей общеобразовательных дисциплин, учреждений начального и среднего профессионального Москва 2010 г

    Программа
    В соответствии с Федеральным законом № 17 – ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части проведения единого государственного
  2. Приказ директора школы от 05. 06. 2012 г. №126 Публичный доклад муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

    Доклад
    Цель доклада - информировать родителей (законных представителей), общественность об основных результатах и проблемах функционирования и развития школы в 2011-2012 учебном году, способствовать развитию партнерских отношений между школой
  3. Общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования I. Общие сведения об образовательном учреждении (2)

    Документ
    1.1. Наименование государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 7 с углубленным изучением отдельных предметов «Образовательный центр» города Новокуйбышевска городского
  4. Публичный доклад по итогам 2011-2012 уч г

    Доклад
    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа №17 с углубленным изучением французского языка имени 6-ой Орловско-Хинганской стрелковой дивизии г.
  5. Повышения квалификации и переподготовки

    Документ
  6. Программа расчета температурных полей и окисления металла в радиоэлектронных приборах tfta V 0 Тип ЭВМ

    Программа
    Программа TFTA v.1.0 (Temperature Field and Tarnishing Analysis version 1.0) предназначена для моделирования процессов окисления и тепломассопереноса, протекающих в радиотехнических материалах и на их поверхности при работе радиоэлектронного
  7. Основная образовательная программа образовательного учреждения Основная школа Москва «Просвещение»

    Основная образовательная программа
    Примерная основная образовательная программа основного общего образования одобрена Координационным советом при Департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам организации введения федеральных
  8. Основные задачи программы развития Обеспечение качества и доступности образовательных услуг по следующим приоритетным проектам : «Одарённый ребёнок в массовой школе»

    Документ
    Создание условий для формирования и развития личности каждого ребёнка как субъекта образовательного процесса, продолжателя духовно-нравственных традиций российской (русской) культуры
  9. Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения лицей №1 «Классический» г. Ростова-на-Дону

    Программа
    Модуль 4. Сохранение и укрепление здоровья лицеистов МОУ лицей №1»Классический» г. Ростова-на-Дону (социально-значимый проект лицея «Сотвори свое здоровье»»).

Другие похожие документы..