Экклезиология протопресвитера николая афанасьева и парижская школа русского богословия

В разделе также освещаются экуменические контакты богослова и участие в работе Второго Ватиканского Собора.

Третий параграф посвящен непосредственно экклезиологическим представлениям Афанасьева. Показана эволюция его научных интересов от канонического права к собственно богословским основаниям бытия Церкви и ее определения. Отмечено, однако, что к вопросам экклезиологии о. Николай обращается с самого начала своей богословской деятельности. Уже в ранней своей статье «Каноны и каноническое сознание» (1933) он подходит к вопросу о природе Церкви как богочеловеческого организма. В частности, в ней он обращает внимание на то, что наличие в жизни Церкви изменяемых и даже несовершенных правил, не отрицает пребывания вечной и неизменной истины в ней.

В дальнейшем тема Церкви – Тела Христова развивается в богословии Афанасьева в евхаристическую экклезиологию. Основные принципы евхаристической экклезиологии излагаются в данном параграфе с опорой на статью о. Иоанна Мейендорфа «Заметка о Церкви» (1984):

  1. Евхаристия есть явление, проявление и выявление Церкви (в формулировке о. Николая Афанасьева: «Евхаристия есть Таинство Церкви»);

  2. Евхаристия, как и Церковь, неделима ни во времени, ни в пространстве (существует только одна Церковь и только одна Евхаристия);

  3. Евхаристия эсхатологична в том смысле, что является не только воспоминанием Христа и встречей с Ним, но и ожиданием Его возвращения;

  4. Евхаристию (и, следовательно, Церковь) должен возглавлять только один человек, являющийся образом Христа на Тайной Вечере и занимающий место апостола Петра в первой Евхаристии в истории Церкви (в день Пятидесятницы).

Выясняется, что для Афанасьева становится самым важным и, по сути, единственным определением Церкви «Тело Христово» (не в качестве образа или метафоры, а как сущностная характеристика). Для концепции Афанасьева особенно важным является то, что Церковь имеет не только божественную, но и человеческую природу. По этой причине Церковь пребывает в мире, не сливаясь с ним. Служение Церкви миру заключается в том, чтобы мир привести в Церковь.

Работа над этой частью исследования позволяет сделать главный вывод из всей главы: сутью экклезиологических представлений Афанасьева является мотив единства Церкви, выражающегося в церковном согласии и в единстве Церкви во времени.

В третьей главе «Влияние экклезиологических взглядов протопресв. Николая Афанасьева на богословскую мысль второй половины ХХ века» рассматриваются основные тенденции развития богословской мысли во второй половине ХХ века.

В первую очередь исследуются экклезиологические представления прот. Александра Шмемана, прямого продолжателя идей Афанасьева. Приводится его критика представлений Афанасьева о поставлении священников и о соборности: Шмеман, в отличие от Афанасьева, считает, что соборность может проявляться не только на уровне епархиальном, но и на уровне приходском.

В качестве сторонника концепции евхаристической экклезиологии рассматривается также протопр. Иоанн Мейендорф. Уделено внимание критике идей Афанасьева об участии мирян в управлении Церовью. Изложены также критические мнения архиеп. Василия Кривошеина и румынского богослова прот. Думитру Станилое.

Большая часть главы посвящена современным богословам, придерживающимся идей евхаристической экклезиологии. Наиболее авторитетным среди них в работе называется митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас). Его взгляды чрезвычайно близки взглядам Афанасьева. Как и о. Николай, он утверждает, что Евхаристия является не просто одним из семи таинств Церкви, но самим явлением Церкви. Есть, однако, и существенные различия. Так, например, Киприана Карфагенского он считает представителем евхаристической экклезиологии. Единство Церкви, являющееся главным ее признаком, утверждает митрополит Иоанн, «состоит не только в евхаристическом единстве, но также в единстве веры, любви крещения и освящения»30.

Митрополит Иоанн очень осторожно подходит к вопросу соотношения прихода и Поместной Церкви. Он далеко не уверен, в отличие от Афанасьева и разделяющего его мнение по данному вопросу прот. Александра Шмемана, в том, что приход может функционировать так же, как и поместная Церковь. Приход не является епархией не только потому, что в нем нет епископа, но и потому, что в нем нет коллегии пресвитеров, а часто и диакона. Решить проблему соотношения прихода и епархии в рамках евхаристической экклезиологии можно только путем уменьшения епархии – тогда основным видом деятельности епископа вновь станет совершение Евхаристии. В конечном итоге, считает митрополит Иоанн (и в этом он полностью солидарен с Афанасьевым), единство поместной Церкви – это единство евхаристического собрания, которое в идеале должно собирать всю общину.

Зизиулас развивает идею Афанасьева о евхаристическом единстве Церкви не только в пространстве, но и во времени, подчеркивая эсхатологическое значение Евхаристии. Евхаристия – не просто воспоминание о Тайной Вечере, в евхаристии Церковь становиться отражением Царства будущего века.

В главе демонстрируется связь евхаристической экклезиологии и современного экуменического движения.

Обращено особое внимание на значение евхаристической экклезиологии в катехизаторской и миссионерской деятельности, связанное с выявлением роли мирян в жизни Церкви в данной концепции.

Часть главы посвящена богослову, работающему одновременно в двух этих направлениях (экуменическом и катехизаторском) – еп. Каллисту (Уэру).

Экклезиология епископа Каллиста зиждется на трех аспектах: тринитарном, христологическом и пневматологическом. Согласно первому из них, Церковь есть образ Святой Троицы. Именно поэтому единство в Церкви (здесь епископ Каллист почти слово в слово повторяет мысли Афанасьева) не является следствием власти одного над другими: «В Церкви есть единство, но нет тоталитаризма»31. Христологический аспект Церкви выражается в том, что она является Телом Христовым. Термин «Тело Христово» в равной степени приложим к Церкви и к созидающему ее таинству Евхаристии. Пневматологический аспект Церкви выражает ее характеристику как Церкви длящейся Пятидесятницы, «Церкви Духа Святого», пользуясь терминологией Афанасьева. Дары Духа даются каждому конкретному члену Церкви, как были даны каждому конкретному апостолу (каждому свои дары – что засвидетельствовано разделением языков пламени32) в день Пятидесятницы, но это именно дар всей Церкви и одного Духа.

Не отрицая служения, в том числе и священнического, мирян, епископ Каллист, однако, не считает рецепцию церковного народа тайносовершительным актом. Он исходит из того, что совершителем Евхаристии является не народ и не епископ, а Сам Христос. Здесь наблюдается существенное противоречие с точкой зрения Афанасьева33 и, вероятно, епископ Каллист именно его мнение и опровергал: «Недостоинство священнослужителей не является препятствием для действительности таинств, равно как их действительность не зависит от личной веры принимающих таинства. Напротив, будучи действиями самого Христа, таинства имеют объективный характер»34.

Будучи одним из ведущих участников экуменического диалога, епископ Каллист также затрагивает вопрос о границах Церкви. Он не столь категоричен, как Афанасьев в признании инославных церквей Церковью в евхаристическом смысле. Однако он допускает возможность, что конкретный христианин может войти в Церковь, формально не находясь в ней: «могут существовать невидимые узы, несмотря на внешние разделения»35.

Подчеркнуто значение евхаристической экклезиологии в деятельности священников, занимающимся миссионерской деятельностью и катехизацией в Русской Православной Церкви. Среди них, например, священник Георгий Кочетков, известный своей оригинальной системой оглашения. Правда, он далеко отошел от концепции евхаристической экклезиологии, так как в его огласительной системе существует разделение мирян на «полных членов Церкви», составляющих собственно общину, и остальных.36 В экклезиологии Афанасьева, как мы помним, любой лаик – уже полноценный член Церкви, член народа Божьего, обладающий достоинством царственного священства.

На труды о. Николая Афанасьева ориентируются и многие другие священники-катехизаторы, осветить деятельность которых не представляется возможным ввиду отсутствия соответствующих изданий. Особенно существенным здесь является то, что работы о. Николая прямо цитируются крайне редко, тогда как его идеи (особенно представляющие интерес для повседневной церковной жизни) часто высказываются без указания авторства как нечто само собой разумеющееся.37 Можно сказать, что этот факт является свидетельством в пользу его представления о церковной рецепции как свидетельстве и мериле всего, что совершается в Церкви. В таком случае, очевидно, что идеи о. Николая Афанасьева, по крайней мере, некоторые из них, были восприняты Церковью и стали частью ее Предания.

В Заключении подводятся общие итоги диссертационного исследования и делаются выводы из концепции евхаристической экклезиологии протопр. Н. Афанасьева и относительно роли этой концепции в современном богословии.

Выделяется основная идея евхаристической экклезиологии Афанасьева: единство Церкви. Оно выражается в рецепции и проявляется во времени и в пространстве: Церковь Парусии – это та же Церковь, что и Церковь Пятидесятницы, Церковь в Иерусалиме – та же Церковь, что и в Риме.

Рассмотренные работы богословов ХХ века позволили утверждать, что экклезиологическая концепция Афанасьева повлияла не только на русскую богословскую мысль, но и на развитие католической экклезиологии. Представляется существенным, что евхаристическая экклезиология была усвоена не только учеными богословами, но и практикой общинной церковной жизни. Можно предположить, что и в дальнейшем влияние экклезиологии протопресвитера Николая Афанасьева будет расти – вследствие как увеличения числа и систематической катехизации верующих, так и развития и необходимости обоснования экуменических тенденций.

Список опубликованных работ по теме диссертации

  1. Сеньчукова М. С. Философско-теологические основания неопатристического синтеза Г. Флоровского // Вестник Российского Университета Дружбы народов, №2, 2008 – сс. 85 – 91;

  2. Сеньчукова М. С. Евхаристическая экклезиология протопресвитера Н. Афанасьева и экуменический диалог // Философия и культура, №7, 2008 – сс. 102 – 114.

1 Шмеман А., прот. Памяти о. Николая Афанасьева // Вестник РХД, №82, 1966.

Protopresbyter Alexander Schmemann. Father Nicholas Afanasiev / + December 4, 1966/ In Memoriam // St Vladimir’s Seminary Quarterly, 1966, Vol. 10, No. 4, p. 209.

2 Боровой В., прот. Об актуальности богословского наследия о. Николая Афанасьева // Православная община, №16-18, 1993.

3 Платонов А., диак. Вера в Церковь. Жизнь и учение протопресвитера Николая Афанасьева // НГ-религии, 19.07.2006.

4 Afanassieff, M. Nicolas Afanassieff (essai de biographie). // Contacts, № 66, II, 1969, pp.99-111.

Афанасьева М. Как сложилась «Церковь Духа Святого». // Афанасьев Н., протопресв. Церковь Духа Святого. Киев, 2005. – сс. 5-17.

5 Савельев В., прот. Комментарий к книге прот. Николая Афанасьева «Церковь Духа Святого» (VII и VIII гл.). /site/theology/414/

6 Иеромонах Иов (Смакоуз), Андрей Свинарев. Предисловие к кн.: Афанасьев Н., протопр. Экклезиология вступления в клир. Киев, 1997 – сс. 3 – 5.

7 Гзгзян Д. Соборность Церкви и «Власть ключей» // предисловие к кн. Афанасьев Н., протопресв. Церковные соборы и их происхождение М., 2003 – сс.3 – 11.

8 Afanasieff N, protopr. Statio Orbis // Irénikon, 1962, n 1, 10 p. С анонимным предисловием и комментариями свящ. Георгия Кочеткова: Православная община, 1999, №49.

9 Платонов А., диак. Епископ в Церкви: Предание Церкви и искажение в церковной практике (О статье о. Николая Афанасьева «Statio orbis» и комментарии о. Георгия Кочеткова).

10 Кочетков Г., иерей. Книга о. Николая Афанасьева « «Служение мирян в Церкви» и современность // Вестник РХД №176. 1997.

11 Платонов А., диак. Евхаристия и церковь «с малой буквы»: о восприятии евхаристической экклезиологии о. Николая Афанасьева. /ecclesia/ecclesiology.htm#_ftn2

12 Епископ Георгий (Вагнер). (Рецензия) Прот. Николай Афанасьев, Церковь Духа Святого. Париж 1971 Ymca-Press, 332 стр. // Вестник РСХД, 101-102 (1971), с. 308-311

13 Мейендорф И. Иерархия и народ в православной Церкви // Вестник РСХД. 1955. № 39. С. 36-41

14 Мейендорф И., протопресв. Заметка о Церкви // Вестник РХД, Париж, 1984, № 141

15 Кочетков Г., свящ. Священство православных и баптистов // Вестник РХД. 1983. № 140. С. 29-60 (под псевдонимом С. Т. Богданов).

16 Фельми К. Х. Введение в современное православное богословие. М. 1999. – сс.172-178.

17 Задорнов А., свящ. Современные проблемы русского церковного права. /text/220951.html

18 Архиеп. Василий (Кривошеин). Кафоличность и церковный строй. // Церковь владыки Василия (Кривошеина). Н. Новгород, 2004, сс. 246 – 257.

19 Мень А., прот. Афанасьев Николай Николаевич, протопресвитер // Библиологический словарь, т.1, 2007 – с.105

20 Nichols Aidan, O.P., Theology in the Russian Diaspora:  Church, Fathers, Eucharist in Nikolai Afanas'ev (1893-1966) (Cambridge and New York and etc.: Cambridge University Press, 1989), xv, 295 pp.

21 Kozłowsk Rościsław, ks. Koncepcja Kościoła w myśli teologicznej Mikołaja Afanasjewa. Warszawa 1990.

22 Joseph G. Aryankalayil. Local Church and Church Universal: Towards a Convergence between East and West: A Study on the Theology of the Local Church according to N. Afanasiev and J. M.-R. Tillard with Special Reference to Some of the Contemporary Catholic and Orthodox Theologians.

23 Митр. Макарий (Булгаков). Православно-догматическое богословие. СПб, 1883. – с. 187.

24 Там же (сноска 487).

25 Судя по всему, представления Афанасьева о царственном священстве всех христиан являются прямой полемикой с трудами митр. Макария.

26 Сщмч. Илларион (1886 – 1929) (в миру - Владимир Алексеевич Троицкий) – богослов и проповедник, блестящий полемист с атеистами. На Поместном Соборе 1917 – 1918 г. его кандидатура была выдвинута на Патриарший престол (несмотря на молодой возраст). Был помощником Патриарха Тихона. С 1920 г. – епископ Верейский, викарий Московской епархии. В 1919 г. был арестован, примерно два месяца провел в Бутырской тюрьме. В 1921 г. на два года сослан в Архангельск (по другим данным: в Холмогоры). В 1923 г. ненадолго возвращается в Москву и принимает активное участие в борьбе с обновленческим расколом. В ноябре того же года отправляется в ссылку в Соловецкий лагерь особого назначения. В декабре 1929 г. высылается в Казахстан на вечное поселение, но по дороге заболевает сыпным тифом. Умер в Санкт-Петербурге. На Архиерейском Соборе 2000 года был прославлен в лике святых.

27 Троицкий В. А. Очерки из истории догмата о Церкви (магистерская диссертация). Сергиев-Посад, 1912. – с. 6.

28 Хомяков А. С. Письмо к редактору "L'Union Chretienne" о значении слов "кафолический" и "соборный" по поводу речи отца Гагарина, иезуита. // Соч. в 2-х тт. Т. 2. М., 1994. – с. 242.

29 Cognar Yves. Jalons pour une théologie du laïcat, 1953

30 Фельми К. Х. Введение в православное богословие. – с.183.

31 Там же. – с. 248.

32 Деян.2:1-4.

33 См. Таинства и тайнодействия.

34 Епископ Каллист (Уэр). Святоотеческие основания православного учения о таинствах. Доклад на V Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных таинствах». Москва, 13 – 16 ноября 2007. /ru/full_text.php?TEXT_ID=342

35 Там же. – с.319.

36 См. работы о. Георгия разных лет: Герасимов Н. Вхождение в Церковь и исповедание Церкви в церкви. Вестник РХД № 128. 1979; Богданов С. Т. Священство православных и баптистов // Вестник РХД. 1983. № 140; иерей Георгий Кочетков. Книга о. Николая Афанасьева «Служение мирян в Церкви» и современность. Вестник РХД №176. 1997.

37 Особенно интересно, что экуменические идеи Афанасьева, как правило, цитируются с указанием авторства. Из этого можно сделать вывод, что тема экуменизма в общем и целом в современной Церкви не слишком актуальна и представляет из себя в большей степени академический интерес, чем злободневный вопрос, интересующий все церковные слои.

  1. История русский церкви

    Список учебников
    Оглавление: Собор 1917-18 гг. - Патриаршество Тихона, до 1924. - 1925 г., митр. Петр Полянский. - 1925-1936 гг. - Зарубежные общины в 1918-1940 гг. - МП в 1937-1943 гг.
  2. Экскурс: славянофилы и старокатолики Глава II. Учение о соборности и Церкви введение: контекст и методология изучения

    Документ
    “Как символ, славянофильство вечно, ибо оно есть символическое выражение русского самосознания”, – писал Павел Флоренский. Едва ли можно увидеть преувеличение в этих словах.
  3. Книга диакона Андрея Кураева, профессора Свято-Тихоновского Православного Богословского Института, посвящена замыслу объединения религий. (1)

    Книга
    Книга диакона Андрея Кураева, профессора Свято-Тихоновского Православного Богословского Института, посвящена замыслу объединения религий. Этот замысел активно провозглашается множеством сект (вспомним Аум Синрике, выдававшую себя за
  4. Книга диакона Андрея Кураева, профессора Свято-Тихоновского Православного Богословского Института, посвящена замыслу объединения религий. (2)

    Книга
    Книга диакона Андрея Кураева, профессора Свято-Тихоновского Православного Богословского Института, посвящена замыслу объединения религий. Этот замысел активно провозглашается множеством сект (вспомним Аум Синрике, выдававшую себя за
  5. Книга диакона Андрея Кураева, профессора Свято-Тихоновского Православного Богословского Института, посвящена замыслу объединения религий. (3)

    Книга
    Книга диакона Андрея Кураева, профессора Свято-Тихоновского Православного Богословского Института, посвящена замыслу объединения религий. Этот замысел активно провозглашается множеством сект (вспомним Аум Синрике, выдававшую себя за
  6. Книга диакона Андрея Кураева, профессора Свято-Тихоновского Православного Богословского Института, посвящена замыслу объединения религий. (4)

    Книга
    Книга диакона Андрея Кураева, профессора Свято-Тихоновского Православного Богословского Института, посвящена замыслу объединения религий. Этот замысел активно провозглашается множеством сект (вспомним Аум Синрике, выдававшую себя за
  7. Впервые века христианства существовало изречение «Закон молитвы есть закон веры» (Lex orandi lex est credendi). Христиане переживали богослужение как непосредс

    Закон
    В первые века христианства существовало изречение «Закон молитвы есть закон веры» (Lex orandi lex est credendi). Христиане переживали богослужение как непосредственное общение и единение с Триединым Богом и друг с другом в Духе Святом.
  8. Возражения касательно докт ринальных принципов православия

    Реферат
    Приступить к писанию данной работы, откровенно говоря, мне не хотелось – в основном по причине наличия многих друзей среди православных священников, портить отношения с которыми мне никак не хотелось.
  9. Из книги (1)

    Документ
    Вопрос о сути церковной Традиции1 никак не отнести к числу академически-отвлеченных. Разлом исторического пути России поставил нас в такое уникальное положение, при котором то, чем станет Россия и чем станет российское православие

Другие похожие документы..