Влияние России на экономику СНГ сокращается 3

СОДЕРЖАНИЕ

ПРОЦЕССЫ ИНТЕГРАЦИИ 3

Влияние России на экономику СНГ сокращается 3

Другие события 3

РОССИЯ 5

Медведев откроет Россию для телеканалов стран СНГ 5

Другие события 6

БЕЛОРУССИЯ, МОЛДАВИЯ И УКРАИНА 7

БЕЛОРУССИЯ: Евросоюз осудил репрессии против гражданского общества 7

Другие события 8

МОЛДАВИЯ: Правящий блок договорился о конституционном референдуме 11

Другие события 12

УКРАИНА: Порочный выбор между стабильностью и законностью 16

Расширенный обзор событий в стране 18

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ 24

КАЗАХСТАН: Угроза внутриполитической стабильности 24

Другие события 25

КИРГИЗИЯ: США планируют открыть антитеррористический центр на юге республики 27

Другие события 27

ТАДЖИКИСТАН: Россия не будет участвовать в разработке месторождения «Большой Конимансур» 29

Другие события 29

ТУРКМЕНИСТАН: ЕС делает ставку на Ашхабад как основного поставщика газа в Nabucco 32

Другие события 33

УЗБЕКИСТАН: Каримов объявил войну имущественному неравенству 35

Другие события 35

ЗАКАВКАЗЬЕ 37

АЗЕРБАЙДЖАН: Недвижимость семьи Президента в Дубае 37

Другие события 38

АРМЕНИЯ: США на пути к признанию геноцида армян? 40

Другие события 41

ГРУЗИЯ: Грузинская оппозиция продолжает наносить визиты в Москву 42

Расширенный обзор событий в стране 44

АНОНСЫ 48

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА 48

ПРОЦЕССЫ ИНТЕГРАЦИИ

Влияние России на экономику СНГ сокращается

Центр макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбербанка опубликовал обзор «СНГ 2009: полный набор кризисных сценариев». В нем отмечается, что среди лидеров по темпам экономического роста в 2009г. оказались страны СНГ, отличающиеся высокой сырьевой зависимостью, в значительной степени закрытые для международных рынков капитала и слабо зависящие от трудовой миграции. Это Азербайджан, Узбекистан и Туркменистан, имеющие темпы роста ВВП в 9,3%, 8,1% и 6,1% соответственно. Примечательно, что одним из ключевых факторов положительной динамики выделяется рост спроса на сырье со стороны Китая и восстановление цен на углеводороды.

Также некоторые страны СНГ сохранили положительные, но сравнительно низкие темпы роста по итогам года. Это – Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Белоруссия. Перечисленные страны Центральной Азии не смогли сохранить высокие темпы роста, так как являются производителями того или иного вида сырья (Казахстан – нефть, Кыргызстан – золото, Таджикистан – алюминий), цены на которое начали быстро расти уже со второго квартала 2009г. Этот фактор и позволил стабилизировать экономику в этих странах к концу 4 квартала 2009г.

В группу стран, значительно пострадавших от кризиса, вошли Украина, Армения, Россия и Молдавия. Из этих стран только Россия и Украина являются экспортерами углеводородов и/или металлов. Молдавия и Армения пострадали, прежде всего, от спада инвестиций, от которых зависели строительный сектор (сократился на 50% в Армении) и промышленность (сократилась на 22% в Молдавии и на 9,9% в Армении).

Кризис, по мнению авторов обзора, выявил следующую закономерность: еще 10 лет назад считалось, что особенностью стран СНГ является их сильная зависимость от России, однако теперь ситуация уходит в прошлое. «Экспортеры углеводородов и металлов в значительно большей степени зависят теперь от ситуации в азиатских экономиках, чем в России», – говорится в отчете. Кроме того, российские инвестиции (и прямые, и портфельные), а также прочие кредиты играют лишь небольшую роль для экономик СНГ, и страны-получатели инвестиций в гораздо большей степени зависят от ситуации в развитых странах или тех же странах Азии.

Среди проанализированных ЦМИ направлений взаимозависимости наиболее тесные связи между Россией и другими странами СНГ сохранились на рынке трудовой миграции. «Но и в этом случае Казахстан активно конкурирует с Россией в случае стран Центральной Азии, а для западных партнеров России постоянно увеличиваются возможности для трудовой миграции в страны Европы», – говорится в отчете.

В плане дальнейшего развития ситуации в этих странах в 2010г. это означает, что «влияние собственно ситуации в России на большинство стран будет носить вторичный или даже маржинальный характер». В ЦМИ полагают, что в Центральной Азии восстановление будет быстрым, если только «разговоры о пузыре в Китае не окажутся прогнозом китайского кризиса». Ситуация в европейских странах СНГ, прежде всего в Молдавии и Белоруссии, может улучшаться медленнее из-за стагнации в странах ЕС. Россия и Украина в этом смысле во многом остаются заложниками китайской политики на рынках сырья.

Другие события

Белоруссия не должна жертвовать своими интересами в Таможенном союзе. Об этом заявил Президент Белоруссии Александр Лукашенко. «Мы строим Таможенный союз. Но надо понимать, что он будет обречен на провал, если мы уже на этом этапе начнем вносить какие-то поправки, исключения... Если мы создаем Таможенный союз, то должны руководствоваться его классическим понятием... Именно на такой союз мы соглашались изначально», – отметил А.Лукашенко, добавив, что Белоруссия рассматривает Таможенный союз как этап на пути к Единому экономическому пространству. «Если там начнут делать оговорки и изымать нефть, нефтепродукты, газ, сахар, молоко, масло, мясо, пшеницу и так далее – такой Таможенный союз, наверное, ни России, ни Казахстану, ни Белоруссии не нужен», – подчеркнул Президент.

Ранее вице-премьер Белоруссии Андрей Кобяков заявил, что Минск будет принципиально отстаивать свою позицию по поводу отмены в рамках Таможенного союза экспортных пошлин на нефть. Он подчеркнул, что создание единой таможенной территории не подразумевает существование каких-либо пошлин во взаимной торговле. «По нефти мы должны найти иные развязки, а не так, как это получилось на данный момент времени», – утверждает вице-премьер.

Справка. Белорусская сторона неоднократно заявляла, что она считает неправомочным использование Россией пошлины на нефть при условии функционирования в рамках Таможенного союза единой таможенной территории, которая начинает свою работу 1 июля.

Введение единой валюты в Таможенном союзе Белоруссии, России, Казахстана вполне возможно. Такое мнение высказал в Минске госсекретарь Союзного государства Павел Бородин. «Единая валюта может действовать не только в Таможенном союзе, но и на постсоветском пространстве в целом», – считает Павел Бородин.

другими материалами по теме Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России можно ознакомиться на портале «Евразийский Дом»)

Проект программы сотрудничества Белоруссии и России в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) будет обсуждаться на заседании Совета министров Союзного Государства в Бресте, которое пройдет 16 марта. Об этом сообщил госсекретарь Союзного государства П.Бородин.

Всего на заседании союзного правительства планируется обсудить 26 вопросов. П.Бородин отметил, что среди них есть достаточно сложные. В качестве примера он привел заседание коллегии погранвойск в Бресте. «Мы обсудили вопросы обустройства границ... Помимо этого рассматривались миграционные процессы, а также таможенные вопросы в рамках Таможенного союза Беларуси, России, Казахстана», – рассказал он. В повестку дня заседания включены также вопрос определения баланса спроса по важнейшим видам продукции на 2010г., решения по перемещению товаров транспортными средствами на территорию Союзного государства, обсуждение перспективы объединения транспортных систем двух стран.

Госсекретарь Союзного государства добавил, что на заседании союзного правительства будут обсуждаться вопросы о порядке разработки и принятия союзных программ. Особое внимание планируется уделить проблеме управления собственностью в рамках Союзного государства. «Мы создали такой собственности в Союзном государстве на сотни миллиардов долларов, но пользуются ей те, кто все «прихватизирует», – отметил он.

Премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский сообщил со своей стороны, что вопросы обустройства внешних границ Таможенного союза Белоруссии, России и Казахстана будут также рассмотрены на заседании Совета министров в Бресте.

Он отметил, что Брест, который стоит на внешней границе Белоруссии с Евросоюзом, будет и внешней границей Таможенного союза в западном направлении.

Парламентскую ассамблею в рамках программы Восточное партнерство («Евронест») возглавит парламентарий из Болгарии Кристиан Вигенин. Первое заседание «Евронест» состоится 23-24 марта в Брюсселе. В нем будут участвовать, в общей сложности, 120 парламентариев: 60 парламентариев из стран ЕС и по 10 из каждой из стран-участниц Восточного партнерства (Азербайджан, Грузия, Армения, Украина, Молдова и Беларусь). К.Вигенин представляет в Европарламенте группу социалистов.

РОССИЯ

Медведев откроет Россию для телеканалов стран СНГ

На совещании, посвященном информационному присутствию стран СНГ в России, Президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что Москва готова допустить телекомпании государств СНГ к вещанию на своей территории. В России проживает на постоянной или временной основе весьма значительное число выходцев из стран СНГ, «для них также важно сохранить свою идентичность, связи с исторической родиной», – объяснил свою идею Президент.

Справка. О том, что Россия готова обеспечить вещание иностранных каналов в российской спутниковой системе, глава государства заявлял ранее после переговоров с украинским Президентом Виктором Януковичем. Когда у Д.Медведева спросили, как он намерен обеспечивать присутствие украинского языка в российских СМИ, он сообщил, что вскоре может начать вещание один или два украинских телеканала.

Глава Минсвязи РФ Игорь Щеголев, участвовавший в совещании, назвал оптимальным решением с точки зрения размеров территории России размещение таких каналов на спутниковой платформе НТВ+ («Газпром-медиа»). Он отметил, что сейчас у этой компании появились дополнительные спутниковые емкости и это позволит добавить новые каналы. Планируется, что НТВ+ бесплатно подключит вещателей к своей платформе, а с абонентов намерен брать лишь 50 руб. за канал.

Справка. Уже озвучены требования к потенциальным участникам. Во-первых, их контент должен быть «очищенным для вещания», сказал И.Щеголев. Он пояснил, что у канала не должно быть лицензионных ограничений, которые не позволят демонстрировать программы на территории России. Во-вторых, иностранное СМИ должно зарегистрироваться в России и получить лицензию. О том, чтобы и российские каналы обязательно выводились на спутники СНГ, речи не идет. Вещание российских СМИ может быть обеспечено как в эфирных, так и кабельных сетях.

Однако получить эфир в России соседние страны смогут только на паритетных началах, дал понять Д.Медведев. «Мы рассчитываем на то, что в этом случае эти страны будут, как минимум, сохранять те возможности вещания, которые сегодня есть для наших каналов, а если будет желание, то соответственно наращивать эти возможности или восстанавливать их», – пояснил он. По словам Президента, Россия заинтересована в том, чтобы в соседних государствах осуществлялась трансляция российских каналов: в государствах СНГ живет и работает значительная доля русскоязычного населения.

Д.Медведев напомнил, что российской стороне «хорошо известно, с какими сложностями сталкиваются русскоязычные СМИ в ряде стран Содружества». «В последние годы стали вводиться законодательные ограничения для вещания на русском языке. Это ведет к сворачиванию нашего общего гуманитарного пространства», – подчеркнул он. Одновременно Президент обратил внимание на то, что «наши партнеры активизируют присутствие других иностранных СМИ на своей территории». «Это не вполне отвечают духу добрососедства», – сказал российский лидер. Вместе с тем глава государства поручил приступить к переговорам с вещателями стран СНГ.

Большинство экспертов предполагают, что представлять Украину в российском эфире будет телеканал «Интер» (по сведениям украинской прессы, он принадлежит бизнесмену Дмитрию Фирташу и является самым популярным телеканалом республики).

По некоторым данным, к конкретным переговорам «НТВ+» с потенциальными участниками еще не перешла, хотя заинтересованность проявили многие страны бывшего СССР. В первую очередь речь идет об Украине, Азербайджане, Армении, Казахстане, Белоруссии. Пока на платформу планируется отправить по одному каналу от страны.

Между тем стало известно, что трансляция телеканалов из стран СНГ в России через канал «НТВ+» будет осуществляться при помощи спутника французской компании Eutelsat. По сути, телеканалы из СНГ займут место грузинского русскоязычного канала «Первый кавказский», который Eutelsat в январе внезапно отключила от своего спутника.

Другие события

До конца мая в России могут начать действовать десять техрегламентов ЕС, тринадцать – Казахстана и один – Белоруссии. Соответствующую программу подготовки техрегламентов утвердил премьер-министр Владимир Путин. Объектом регулирования заимствованных техрегламентов будет, прежде всего, экспортируемая продукция, а также продовольствие, продукция легкой промышленности, бытовая и потребительская химия. Российские производители получают возможность выбирать между российскими и иностранными стандартами качества уже в 2010г.

Справка. В конце прошлого года Президент Д.Медведев подверг критике работу правительства в сфере техрегулирования и потребовал упрощения процедуры принятия техрегламентов. Соответствующие поправки в закон «О техрегулировании», допускающие заимствование иностранных техрегламентов до утверждения российских, а также упрощающие их утверждение, были приняты 30 декабря. Поручение Минпромторгу представить новую программу разработки техрегламентов было дано Президентом в январе 2010г.

На этой неделе в Женеве стартовал десятый раунд российско-американских переговоров по стратегическим наступательным вооружениям (СНВ). Москва и Вашингтон выступили с противоположными прогнозами насчет перспектив подписания нового договора по СНВ. Глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что документ может быть подписан в ближайшие «две-три недели». Министр также добавил, что в новом договоре обязательно будет отражена взаимосвязь стратегических наступательных вооружений с оборонительными.

Однако, по словам пресс-секретаря Белого дома Роберта Гиббса, подписание договора не следует обставлять временными рамками и, если понадобится, СНВ будет подписан уже после апрельской конференции в Вашингтоне по ядерной безопасности. По некоторым данным, в документе согласовано почти все, кроме формы увязки наступательных вооружений с оборонительными, то есть с ПРО.

По появившейся в СМИ информации, Москва ранее договорилась с Вашингтоном о том, что взаимосвязь между СНВ и ПРО будет отражена непосредственно в договоре, однако американская сторона впоследствии изменила свою позицию. Неясно, таким образом, будет ли отражена увязка между СНВ и противоракетной обороной в тексте самого договора или в некотором дополнительном документе.

Между тем в СМИ США появилась информация о недавнем телефонном разговоре президентов России и США. По этим данным Д.Медведев сообщил своему коллеге, что не готов подписывать новый договор по СНВ. По неподтвержденным официально данным, Москва притормозила переговорный процесс, чтобы продемонстрировать Вашингтону свое недовольство планами развертывания ПРО США.

Справка. В этом году Вашингтон принял односторонние решения по развертыванию на юге Европы оперативно-тактической системы ПРО без консультаций с Россией. Так, были обнародованы планы о размещении средств противоракетной обороны США в Румынии и Болгарии.

  1. Федерации Глобальные процессы: тенденции развития в мире и России до 2020 года (рабочее название) Издательский дом «Финансовый контроль» Москва 2003

    Документ
    2.5. Фондовый рынок через процессы секъюритизации объектов собственности, электронную торговлю базовыми активами и быстрое развитие рынка деривативов определяет ускоренное обращение и перелив капитала и собственности
  2. Отчет о научно-исследовательской работе по теме: «Развитие России в условиях глобализации»

    Содержательный отчет
    Объектом исследования является: процесс нового мирового развития, который будет доминировать в обществах грядущего, анализ места России в период глобализации.
  3. Курсовая работа «Внешнеэкономические связи России с государствами снг»

    Курсовая работа
    Во второй половине ХХ века в результате беспрецедентного усиления интернационализации хозяйственной жизни сформировались две основные тенденции, определяющие современное развитие мировой экономики – глобализация и региональная интеграция.
  4. Влияние интеграционных процессов в центральной азии на экономику кыргызстана авторефера тдиссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук

    Автореферат диссертации
    Актуальность темы исследования заключается в сохраняющейся значимости интеграционной проблематики во взаимоотношениях государств СНГ, в очевидной зависимости итогов реформирования государств с переходной экономикой от интенсивности
  5. Распоряжение от 13 ноября 2009 года n 1715-р [Об утверждении Энергетической стратегии России на период до 2030 года] Утвердить прилагаемую Энергетическую стратегию России на период до 2030 года (далее Стратегия)

    Документ
    2. Минэнерго России, Минэкономразвития России, Минприроды России и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" обеспечить реализацию мероприятий, предусмотренных Стратегией, и ежегодно, в I квартале, представлять
  6. Учебно-методический комплекс Для специальности: 080102 Мировая экономика Москва 2008г

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Современные проблемы экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
  7. Энергетическая стратегия россии на период до 2030 года (1)

    Документ
    Целью энергетической политики России является максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и
  8. Энергетическая стратегия россии на период до 2030 года (2)

    Документ
    Целью энергетической политики России является максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и
  9. Энергетическая стратегия россии на период до 2030 года (3)

    Документ
    Целью энергетической политики России является максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и

Другие похожие документы..