Учебное пособие, обобщающее 25 лет научной работы автора, посвящено неклассической мето­дологии анализа реальности бессознательного, де­ятельности, психических процессов, личности и не­вербальной коммуникации.

Онлайн Библиотека http://www.koob.ru

АЛЕКСАНДР АСМОЛОВ

ПО ТУ СТОРОНУ СОЗНАНИЯ:

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Рекомендовано Советом по психологии У МО по классическому

УНИВЕРСИТЕТСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В КАЧЕСТВЕ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО

специальности «Психология»

Москва

Смысл

2002

УДК 316.6 ББК 88.5 А 905

В оформлении обложки использована работа О.Рутесварда (Oscar Reutersvard. © 2000). Печата­ется с разрешения автора.

Асмолов АХ По ту сторону сознания; методоло­гические проблемы неклассической психологии. М.: «Смысл», 2002,480 с.

Учебное пособие, обобщающее 25 лет научной работы автора, посвящено неклассической мето­дологии анализа реальности бессознательного, де­ятельности, психических процессов, личности и не­вербальной коммуникации.

Адресуется психологам> философам, всем тем, кого интересует методология познания истории, общества и человека,

ISBN 5^89357-112^6

ISBN 5-89357-112-6

Асмодов AT., 2002, © Издательство «Смысл», 2002,

Содержание

Неизбежность метапсихологии,

или введение в культуры мышления

Раздел I* Психология установки Деятельность и установка..............................................................16

Является ли установка стабилизатором деятельности?

(вместо предисловия)..............................,......................#...................16

Глава L Проблема соотношения деятельности

И УСТАНОВКИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ.................:........... 23

Постановка здоачи преодоления «посг/лата непосредственности»......24

В ПОИСКАХ «ОПОСРЕДУЮЩЕГО* ЗВЕНА......................................................28

Некоторые парадоксы проблемы первичной установки..................36

Онтологический статус первичной установки...............,.................46

Установка и ее связь с поведением. Попытки систематизации

различных форм установок в школе Д,Н.Узнадзе......................53

Глава II, О месте и функции установочных явлений

В СТРУКТУРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....................................................... 69

Психологическое строение деятельности.........................................70

Уровень смысловой установки...........................................................76

Уровень целевой установки.......................,........................................90

Уровень операциональной установки................................................98

Психофизиологические механизмы — реализаторы установки .... ПО

Взаимоотношения мезду установками различных Уровней.........115

Глава IIL Феноменология установки и гипотеза об

ИЕРАРХИЧЕСКОЙ УРОВНЕВОЙ СТРУКТУРЕ УСТАНОВКИ..................130

От УСТАНОВКИ КАК ОБЪЯСНИТЕЛЬНОГО ПРИНЦИПА В ПСИХОЛОГИИ — К УСТАНОВКЕ КАК ПРЕДМЕТУ ' ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (ЗАКЛЮЧЕНИЕ)..................155

Раздел IL Установка и познание

Проблема установки в необихевиоризме и когнитивной

психологии: прошлое и настоящее.....................................167

«Классификация феноменов установки в экспериментальной

психологии» Джеймса Гивсона.................................................167

«Новый взгляд» в Новом свете.........................................................182

«Вероятностное ожидание» Эгона Брумсвика................................184

Установка как активная организация прошлого опыта (схема) .• 190 Когнитивная теория гипотез Джерома Брунера и Лео Постмана^ 194

Теория динамической установки Флойда Олпорта.................*.....197

Теория перцептивной готовности Джерома Брунера.....................200

VprVRT-TFRAfT TTPUPOTTA VfTAT-JnW^V /14

По ту сторону сознания. Содержание

Раздел III. Деятельность — объяснительный принцип б

психологии

Принципы психологического анализа

в теории деятельности...........................................................224

Динамический подход в психологии деятельности.................252

Раздел IV. Деятельность, Познание. Личность

От психофизики «чистых ощущений» — к психофизике

Образ мира и психология памяти..............................................281

Перспективы исследования смысловых

Личность: психологическая стратегия воспитания.................310

Динамика установок личности в ситуации деловой игры......325

Установки личности и противоправное поведение.................342

Роль смены социальной позиции в перестройке мотивационно-смысловой сферы личности (на материале клинической

Невербальная коммуникация и

восстановительное воспитание личности...........................зб5

За порогом рациональности; лингвоцентризм и парадоксы

невербальной коммуникации...............................................377

Раздел V. Как нерациональным объять рациональное

По ту сторону сознания:

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, УСТАНОВКА, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.........................394

Выготский, Гамлет, Спиноза

И НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ..............................................420

Мир Александра Лурии и культурно-историческая

Истоки некллссической психологии.......................................433

Психология XXI века: пророчества и прогнозы.......................455

XXI век: психология в век психологии....................................459

«Из густо отработавших кино, Выходят толпы. До чего они венозны, И до чего им нужен кислорода

Осип Мандельштам

>СТЬ МЕТАПСИХОЛОГИИ, ИЛИ ВВЕДЕНИЕ В КУЛЬТУРЫ МЫШЛЕНИЯ

С момента первого издания в 1979 году монографии «Деятельность и установка», открывающей эту книгу, в мире произошли разительные изменения. Страну, казав­шуюся ее жителям столь же вечной и незыблемой, как некогда казалась жителям Рима великая Римская импе­рия, постигла судьба мифической Атлантиды, Историчес­кая поверхность планеты разверзлась и Советский Союз, драматически лишая осмысленности жизнь старшего по­коления и предоставляя шанс найти смысл жизни ново­му поколению, погрузился в океан времени. Не по учеб­никам истории, а на своих судьбах мы почувствовали и продолжаем чувствовать тяжелую точность недоброго по­желания; «Чтоб ты жил в эпоху перемен»,

В эпоху перемен рушатся одни вдолы, уступая место дру­гим, и приходят в столкновение разные идеалы мышления.

В эпоху перемен по каким-то неизвестным небесно-ис­торическим правилам решается вопрос, какие культуры, имена и идеи сотрутся из памяти и окажутся лишь быстро­течной модой, а какие приподнимутся над конкретным вре­менем и поселятся, говоря словами мастера методологии гуманитарного познания мира Михаила Михайловича Бах­тина, в «большом времени», в том времени, где живут Ари­стотель и Шекспир, Бах и Спиноза, Эйнштейн и Ньютон, Маркс и Достоевский, Чайковский и Фрейд, Выготский и Моцарт, Узнадзе и Бергсон, Так в эпоху перемен выясняет­ся, над КЕМ и над ЧЕМ перемены не властны.

Человек, над которым перемены не властны, основа­тель культурно-исторической психологии Лев Семенович Выготский однажды заметил, что строение человеческой личности, как и геологическое строение Земли, обладает

Александр Асмолов

пластами разной древности. Во время землетрясения гео­логические породы обнажаются и глазу открываются ра­нее скрытые сдои истории разной древности.

Нечто подобное происходит в эпоху перемен и с обы­денной психологией, и с классической академической пси­хологией. На наших глазах в сознании и в бессознатель­ном у жителей СССР, ставшего Россией, обнажились пласты разной древности. Мы одновременно существуем в таком обширном потоке изменений, что об арифметичес­ки простом «раздвоении» личности, «раздвоении» культур, «раздвоении» политических систем, «раздвоении» соци­альных, гуманитарных и даже естественных наук говорить не приходится. И в этой ситуации геополитического сдви­га эпох мысль о том, что существует много психологии, но не существует единой психологии, столь часто повторяе­мая психологами, приобретает особый смысл. Она переста­ет быть диагнозом незрелости нашей науки, а становится спокойной констатацией реального положения дел.

Пришла пора прозреть: психологии действительно мно­го. Психологии не меньше, чем культур и исторических эпох, которые проживают отдельные личности и целые народы. И эти разные психологии произрастают из раз­ных стилей мышления и разных.вкусов, И к этим раз­ным психологиям как к явлениям разных культур и нор­мальным проявлениям разных научных школ мышления вполне приложимы слова убитого тоталитарным режи­мом и ставшего бессмертным поэта Осипа Эмильевича Мандельштама, сказанные о литературных школах; «Ли­тературные школы живут не идеями, а вкусами: при­нести за собой ворох новых идей, но не принести но­вых вкусов, значит не сделать новой школы. Благодаря тому, что в России в начале столетия возник новый вкус, такие громады, как Рабле, Шекспир, Расин снялись с места и двинулись к нам в гостив, (Мандельштам О. Сло­во и культура, 1987, с,66—67).

И существование разных вкусов и разных психологии в эпоху перемен только заостряют стоящий перед каж­дым психологом вопрос о свободном выборе среди раз­ных психологии психологии, близкой ему по духу, пони-

Неизбежность метапсшологи&„

манию мира и, наконец, по любви к людям, эту психо­логию творившим- Этот вопрос — особый знак поиска и обретения «точки опоры» в избранной психологом лич­ной жизни и профессии.

Вопрос о «точке опорш, о выборе изобретаемых в ис­тории человечества культурах мышления и способах орга­низации человеком своей жизни, как об этом рассказы­вал философ, по праву именуемый философом, Мераб Мамардашвили, представляет собой мета-вопрос, вопрос метафизики в ее современном понимании. Способность решать «метафизические вопросы», искать «точку опоры», прежде всего, предполагает необходимую во все эпохи, и особо востребованную в эпоху перемен возможность «вы­ходить за рамки и границы любой культуры, любой идео­логии, любого общества и находить основания своего бытия, которые не зависят от того, что случится во вре­мени с обществом, культурой, идеологией или соци­альным движением. Это и есть так называемые личност­ные основания (выделено мной. — А.А.). А если их нет, как это случилось в XX веке? Как вы знаете, одна из драмати­ческих историй (в смысле наглядно видимого разрушения нравственности и распада человека, распада человечес­кой личности) — это ситуация, когда по одну сторону стола сидит коммунист, а по другую, тот, кто его допра­шивает — тоже коммунист. То есть представители одного и того же дела, одной и той же идеологии, одних и тех же ценностей, одной и той же нравственности. И если у того, кого допрашивают, нет независимой позиции — в смыс­ле невыразимой в терминах конкретной морали, то по­ложение ужасно. Можно выдержать физические мучения, а вот человеческий распад — неминуем, если ты целиком находишься внутри идеологии, и ее представляет твой же палач или следователь.

— Но он может считать, что заблуждается?

— Ну, вот это заблуждение как раз и разрушает лич­ность. Потому что когда ты слышишь свои же собственные слова из других уст, которым не веришь и которые явля­ются причиной совершенно непонятных для тебя фантас­магорических событий, то и стать некуда. Нет точки опо-

8 Александр Асмолой

ры вне этого. А метафизика предполагает такую точку (выделено мной, — А.А.)* И в этом смысле она — залог и условие не-распада личности. Конкретная история лаге­рей в разных- странах показал а, какую духовную стой­кость проявляли люди, имеющие точку опоры (те, кто были «ходячие метафизики», скажем так). Тем самым я хочу сказать, что метафизика всегда имеет будущее» (Ма­мардашвили М.К Необходимость себя. Введение в фило­софию, 1996, сЛ14).

Я решился привести столь обширный фрагмент из этой книги Мераба Мамардашвили не только потому, что он трагично передает необходимость постановки метафизи­ческих вопросов и раскрывает лежащее в основании этой книги понимание метапсихологии. Психологу нечего пря­таться от своих личностных смыслов. И поэтому я считаю нужным сказать, что именно благодаря Мерабу Констан­тиновичу Мамардашвили, которого в самом начале семи­десятых годов один из лидеров современной психологии декан факультета психологии МГУ Алексей Николаевич Леонтьев, пригласил читать курс «Методологические про­блемы психологии» в МГУ, немало психологов моего по­коления ощутили «необходимость себя»* Этот поступок А,Н-Леонтьева, говорю об этом без преувеличения, во мно­гом определил и мою собственную судьбу. Лицом к лицу лица не увидать. И вряд ли в те годы я с достаточной полнотой понимал, что встреча с философом Мерабом Мамардашвили помогла некоторым из нас стать психоло­гами, почувствовать пьянящее, вполне неклассическое и нерациональное чувство свободы мышления. Чувство, даю­щее точку опоры и побудившее среди многих психологии избрать психологии, приргесшие культуру неклассического релятивистского независимого понимания множественнос­ти мира.

  1. Учебное пособие, обобщающее 25 лет научной работы автора, посвящено неклассической мето­дологии анализа реальности бессознательного, де­ятельности, психических процессов, личности и не­вербальной коммуникации. (1)

    Учебное пособие
    Учебное пособие, обобщающее 25 лет научной работы автора, посвящено неклассической мето­дологии анализа реальности бессознательного, де­ятельности, психических процессов, личности и не­вербальной коммуникации.
  2. Учебное пособие, обобщающее 25 лет научной работы автора, посвящено неклассической мето­дологии анализа реальности бессознательного, де­ятельности, психических процессов, личности и не­вербальной коммуникации. (2)

    Учебное пособие
    С момента первого издания в 1979 году монографии «Деятельность и установка», открывающей эту книгу, в мире произошли разительные изменения. Страну, казав­шуюся ее жителям столь же вечной и незыблемой, как некогда казалась жителям Рима
  3. Учебное пособие для вузов Москва 2001 ббк

    Учебное пособие
    Учебное пособие, написанное в соответствии с требованиями Госстандарта по курсу философии и методологии науки, заполняет возникший дефицит учеб­ной литературы по данной дисциплине.
  4. Учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям: «Культурология»

    Список учебников
    Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям: «Культурология»,
  5. Российской академии образования, чьи книги издавались и переиздавались не только на русском, но и на многих иностранных языках. Isbn 5-86225-812-4

    Учебное пособие
  6. Задачи истории психологии Глава II античная психология общий очерк развития античной психологической мысли воззрения на природу психического (1)

    Документ
    Между Сциллой и Харибдой – механицизмом и антропоморфизмом Познаваемасть психических актов СОЦИАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ «Психология народов» «Коллективный организм» Вклад психоневрологов Внушение и подражание Э.Дюркгейм:
  7. А. В. Карпов (отв ред.), Л. Ю. Субботина (зам отв ред.), А. Л. Журавлев, М. М. Кашапов, Н. В. Клюева, Ю. К. Корнилов, В. А. Мазилов, Ю. П. Поваренков, В. Д. Шадриков

    Документ
    А. В. Карпов (отв. ред.), Л. Ю. Субботина (зам. отв. ред.), А. Л. Журавлев, М. М. Кашапов, Н. В. Клюева, Ю. К. Корнилов, В. А. Мазилов, Ю. П. Поваренков, В.
  8. О. А. Кривцун

    Список учебников
    Учебник построен с учетом новейшей мето­дологии эстетического знания, включающей опыт культурологии, социальной психологии, философии, исскусствознания.
  9. Кривцун О. А. К 82 Эстетика: Учебник (1)

    Список учебников
    Процессы интеграции современной эстетики с культурологией, искусствоведением, социологией, психологией, философией, позво­ляющие осуществлять анализ традиционных и новых проблем на ос­нове междисциплинарного синтеза, привели к существенному

Другие похожие документы..