Учебно-методический комплекс по дисциплине «История зарубежной литературы: Iтреть XIX в.» Специальность: 031001. 65

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

« САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра русской и зарубежной литературы

Автор: к. ф. н., доцент Степаненко Анастасия Александровна

Учебно-методический комплекс по дисциплине

«История зарубежной литературы: I треть XIX в.»

Специальность: 031001. 65 Филология

(код по ОКСО) (наименование специальности)

Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление Протокол №____

«____» _____________ 200__ г. «___» ___________ 200__ г.

________________________ Зав. кафедрой _________

ЮЖНО-САХАЛИНСК

Автор-составитель: Степаненко А. А., кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы

Учебно-методический комплекс «История зарубежной литературы: I треть XIХ в.» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, основной образовательной программы по специальности 031001.65 «Филология»

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих профессиональных дисциплин и является обязательной для изучения.

Согласовано:

Декан института филологии Т. С. Табаченко

Директор библиотеки Е. В. Квитченко

СОДЕРЖАНИЕ:

I.

Учебно-методический комплекс по дисциплине 1

Специальность: 031001. 65 Филология 1

ЮЖНО-САХАЛИНСК 1

СОДЕРЖАНИЕ: 3

I. Программа учебного курса 4

II. Рабочая программа дисциплины 9

1. Цели и задачи изучения дисциплины 9

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 9

3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля 10

4. Распределение часов по темам и видам учебной работы 11

III. Материалы для аудиторной работы 12

1. Темы практических занятий 12

2. Учебно-методическое обеспечение. Литература. 18

3. Программа спецкурса «А. П. Чехов и зарубежная литература» 20

IV. Материалы для самостоятельной работы 28

1. Художественные тексты для чтения 28

V. Организационные основы изучения дисциплины 29

1. Паспорт дисциплины 29

VI. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций 31

1. Программа экзамена 31

2. Вопросы для самоподготовки к экзамену 31

3. Критерии оценки экзамена 32

I. Программа учебного курса

Раздел 1. Романтизм в зарубежной литературе XIX века.

ВВЕДЕНИЕ.

Метод романтизма, романтическое мироощущение, романтизм как литературное направление. Исторические, философские и политические истоки романтизма начала XIX века. Возникнове­ние термина, постепенное наполнение его содержанием. Опреде­ление романтизма. Периодизация. Романтизм и предромантизм.

Двойственность и стремление к универсальности как основ­ные черты метода. Понятие о романтическом двоемирии. Связь с Просвещением и отталкивание от него; ренессансные черты в романтизме; роль средних веков в системе идей и форм роман­тизма; отказ от нормативности классицизма. Субъективное нача­ло в романтизме. Концепция личности, любви и природы. Свое­образие историзма романтиков, открытие историзма. Открытие "местного колорита", "живописность" романтизма. Принцип ти­пизации. Роль воображения. Восприятие Шекспира, Сервантеса, Кальдерона, Гоцци. Основные жанры романтизма. Основные пред­ставители.

Раздел 2. Немецкий романтизм

Две волны немецкого романтизма, причины явления, времен­ные границы. Роль "Бури и натиска"; роль Гёте и Шиллера в фор­мировании романтизма.

Йенский этап

Основные представители. Связь философии, теологии (Шлейермахер) с эстетикой и практикой романтиков – писателей, ху­дожников, музыкантов. Роль философии Ф. Шеллинга в формиро­вании эстетики романтизма: концепция мира, развития, позна­ния, Бога, связей человека и природы, концепция любви, сущность понятия "интеллектуальная интуиция"; связи философии и лите­ратуры; представление о творческой личности, творческом акте и истоках многозначности произведения, идея мифотворчества. Фи­лософия Шеллинга как основа развития представления о романти­ческой иронии, сущность понятия "романтическая ирония".

Новалис. Основные жанры. Философия и эстетика. Фрагмент как жанр. Связь с Фихте и Шеллингом. "Ученики в Саисе" – взаимосвязь явлений, цель познания. "Генрих фон Офтердинген" – жанр, концепция мира и человека, герой-странник, принцип по­знания, образ "голубого цветка", символика, искусство, роман­тическая ирония. Новалис в России.

Ф. Шлегель. Концепция искусства, творчества, романтичес­кой иронии, гротеска, личности художника, синэстетизм. "Люцинда" как воплощение эстетических и философских идей автора.

Л. Тик. Идеализация средневековья. "Странствия Франца Штернбальда" как отражение эстетических концепций автора. Дюрер и Рафаэль. "Белокурый Экберт" – идея единства мироздания, "уеди­нения в лесу", проблема рока, романтическая ирония, роль фан­тастики. Тик в России.

В. Г. Ваккенродер. Иероглифический язык искусства, концеп­ция музыки, двойственность творческой личности и самого искус­ства. "Достопримечательная музыкальная жизнь композитора Иосифа

Берлингера".

Ф. Гельдерлин. Философские, этические и эстетические кон­цепции, связь с Гегелем, искусством XVIII века и античностью. Отражение в лирике тем единства природы и человека, любви и творчества. "Гиперион" как воплощение идей личной и государ­ственной свободы, единства человека и природы, любви как выс­шей способности постигать вселенную; своеобразие жанра.

Философичность и иероглифичность пейзажной и портретной живописи (Фридрих, Керстинг, Рунгел).

Гейдельбергский этап

Изменение нравственных, религиозных, философских и эсте­тических ориентиров. Кант, Шопенгауэр, Совиньи, католицизм, сменившие Фихте, Шеллинга, Шлейермахера. Ориентация на народное искусство. Сказки братьев Гримм, "Волшебный рог мальчика" Арнима и Брентано. Соотношение фольклорных тра­диций и литературных. Живопись К. Ф. Фора, Ю. Шнорра фон Карольсфельда, Ф. Овербекка, Фр. Пфора - религиозные и обы­денные мотивы. Усилившееся ощущение трагичности и непозна­ваемости бытия, усложнение сюжетов как отражение новых идей.

Г. фон Клейст. Тема рока, бессмысленности, непредсказуемо­сти бытия, жестокости как преобладающего свойства человека, гибели прекрасного и благородного, новая концепция любви. Конфликты трагедий "Семейство Проффенштейн", "Пентесилея" и новелл "Землетрясение в Чили", "Найденыш" и др. Изоб­ражение обыденности в "Разбитом кувшине".

А. фон Арним. Вмешательство темных сил в жизнь человека, подавление добра механическими существами, связь "Изабеллы Египетской" с народной сказкой. Изменение жанра литератур­ной сказки по сравнению с йенским романтизмом.

К. Брентано. Власть тайных сил, относительность добра и зла, чести и бесчестия – "Рассказ о честном Касперле и прекрасной Аннерль", социальный мотив в рассказе.

Ф. де Ла-Мотт Фуке. Своеобразие двоемирия. Природа и ду­ховность религии в "Ундине".

А. фон Шамиссо. "Удивительная история Петера Шлемиля" – нравственная идея в романтизме, роль двоемирия и двойничества, трансформация отношения к науке.

Э. Т. А. Гофман. Идея универсальной личности, роль музыки и творчества, двоемирие, фантастика, гротеск, романтическая ирония. Смысл названия первого сборника "Фантазии в духе Калло", его состав. "Кавалер Глюк" – концепция музыки, роль и смысл двоемирия. "Золотой горшок" – двоемирие, специфика фантас­тики, своеобразие мифологии, гротеск и романтическая ирония. Музыканты и "просто хорошие люди". "Дон Жуан" - слияние музыки и любви, проблема идеальной личности и идеального чувства: музыка как основа рассказа. Место и роль оперы "Унди­на" в творчестве Гофмана. "Крошка Цахес" – идея двойственности, гротескности и абсурда как нормы жизни, социальный и нрав­ственный смысл центрального образа. Способы создания гротеска и романтической иронии. "Ночные рассказы" - победа сил тьмы в "Песочном человеке". "Серапионовы братья" – идеи Серапиона и полемика с ними. "Советник Креспель" и "Мадмуазель Скюдери" как воплощение двойственности творческой личности, не­предсказуемости, жестокости бытия, разрушение творческой лич­ности. Значение "Повелителя блох" в творчестве писателя. "Жи­тейские воззрения кота Мурра" – двоемирие, ирония, сатира и гротеск как идейная и структурная основа романа; авторское и обыденное переосмысление личности музыканта; идея социаль­ной тирании в романе. "Угловое окно" – творческая лаборатория автора.

И. фон Эйхендорф. Переосмысление идей раннего романтизма в "Истории одного бездельника" (романтический идеал, тема стран­ствий, творческая личность и творчество, любовь, искусство). За­мена романтической иронии ироническим снижением, но без от­каза от высоких идей раннего романтизма. "Волшебная лоза" – воплощение романтической идеи связи всего сущего и творчества. "Голубой цветок" – отражение сожалений о несбывшихся надеж­дах романтизма.

Э. Мёрике. "История прекрасной Лау" – переосмысление ро­мантических идей связи человека и природы, одухотворенности природы, возвышенной поэзии любви, сближение мира фанта­зии с бытом и обыденностью. Веселая ирония над романтичес­ким идеалом и сохранение пиетета по отношению к нему.

Немецкий романтизм и русская культура.

Раздел 3. Английский романтизм

Исторические и культурные условия появления. Периодизация. Предпосылки появления в литературных течениях XVIII века поэ­зии Драйдена и Поупа (классицизм с его рационализмом), воз­действие Шекспира. Тема природы в лирике Томсона. Тяга к нео­бычному и таинственному у Макферсона и Оссиана. Роль "романов ужасов" Рэдклиф и Льюиса. Разрушение всевластия логики у Стерна. Песни Р. Бёрнса. Идеологические течения, работа Э. Бёрка "Фило­софские исследования о происхождении наших идей Возвышен­ного и Прекрасного"; новые представления об ужасном как пре­красном. Идея живописности и ее связь с темой природы. Мето­дизм и его роль в формировании идеи изначальной чистоты души. Проблема воображения и чувства. Роль лондонских романтиков в ее формировании. Сочетание в английском романтизме сенсуалисти­ческого эмпиризма с идеализацией действительности. Основные представители, основные жанры. Два типа живописи, две романти­ческие концепции мира – Тёрнер, Констебл.

У. Блейк. Творчество Блейка – предвосхищение идей и форм английского романтизма. Тираноборчество, воображение, мифо­логия, особое восприятие демонизма. Контрастность идей "Пе­сен Невинности" и "Песен Опыта". Концепция романтического восприятия и отражения мира.

"Озерная школа"

У. Вордсворт. Концепция творчества и творческой личности, представления о связи человека и природы, проблема воображе­ния и рассудка, языка искусства ("Предисловие к лирическим балладам"). Народные типы в лирических балладах. Поэтичность обыденности, роль воображения – сонет "На Вестминстерском мосту", природа, любовь, вечность ("Люси", "Нас семеро"). Пуш­кин и Вордсворт ("Не хмурься, критик..." и "Суровый Дант не презирал сонета..."). Роль Вордсворта в развитии английского языка.

С. Т. Кольридж. Первичное и вторичное воображение, ассоциа­тивность художественного языка, отличие его от языка обыден­ной речи. "Старый моряк" - новый тип поэмы с преобладающим лирическим началом, своеобразие композиции, контраст, тема преступления и искупления, неосознанные действия человека, тай­ные силы мира. Ужасное как возвышенное. Живописность. "Кристабель" – мир, подвластный неуправляемым жестоким силам. "Кубла Хан" – живописность, тема дьявола.

Р. Саути. Развитие тенденций народной баллады в поэмах; христианская проблематика поэм; демоническое как безнравст­венное.

Д. Ките. Концепция личности поэта и творчества ("Гомер", пись­ма). "Ода греческой вазе" – соотношение искусства и действитель­ности, проблема правды и красоты. "Ода соловью" – романтичес­кое томление, тема смерти, реальное и ирреальное.

П. Б. Шелли. "Защита поэзии" – смысл творчества, воображе­ние, предмет искусства и его роль в обществе. Связь с Предислови­ем к "Лирическим балладам" Вордсворта. Бунтарская поэзия Шел­ли - "Королева Маб", "Освобожденный Прометей". Социальные идеи в поэзии Шелли. Социально-нравственный конфликт "Ченчи", характер главной героини. Человек и природа, глобальность явлений – "Ода западному ветру", "Облако".

Дж. Г. Байрон. Истоки характера и творчества, жизненные цели поэта. А.Н .Веселовский о двух периодах творчества Байрона. Проб­лема воображения, действительности, мысли. Скептицизм и ра­ционализм. Титанизм героев и конфликтов. Первый сборник "Часы досуга" – "Хочу я быть ребенком вольным" как воплощение ос­новных ценностей и противоречий всей жизни и творчества. Проб­лема отражения действительности в стихотворении "К музе вы­мысла". Сатирический обзор современной поэзии в "Английских бардах и шотландских обозревателях". Проблема цели жизни в стихотворении "Прометей", интерпретация античного образа. "Чайльд-Гарольд" как новый тип лиро-эпической поэмы: изме­нения в сюжете, проблема связей лирического героя и героя произведения, превращение эпического произведения в лири­ческий дневник автора. Поэма как обзор важнейших событий вре­мени. Концепция личности байроновского героя. Тема природы и человека: новые стилевые черты. Жанровые особенности "Вос­точных поэм" – связи с новеллой, "вершинность" композиции. Экзотичность первых произведений, переходящая в социально-нравственную проблематику в "Осаде Коринфа" и "Паризине". Герой-преступник. Эгоцентризм персонажей и отношение к нему автора. Тема любви и природы. Духовный кризис Байрона. "Тьма" – глобальность и живописность апокалипсических сцен. "Манфред" и "Каин" – своеобразие философских драматических поэм, мистериальное начало в них, символика и аллегоризм. Движение авторской мысли от отчаяния эгоцентрика к ответственности гу­маниста, переосмысление библейских образов в "Каине". Роль кольцевого сюжета. Поэма "Беппо" – развитие принципов ново­го типа поэмы. Авторское "я" в поэме. Роман "Дон Жуан" – причины и принцип использования "вечного образа", проблема­тика романа, сатирические черты, переосмысление романтичес­ких тем и героев (тема войны), развитие жанровых черт "Чайльд-Гарольда" и "Беппо". Роман без плана, изменение тональности. Своеобразие строфы. Сатирические произведения последних лет. Подведение итогов жизни в стихотворении "В день моего тридца­тишестилетия". Байрон в Англии и в России.

В. Скотт. Поэзия В. Скотта, связь его баллад с народным твор­чеством. Специфика историзма, соединение частной жизни с развитием общества. История и современность. Концепция личности в романах В. Скотта. Своеобразие композиции. Связь романов В. Скотта с готическим романом. Роль описаний местности и портретов пер­сонажей. Воплощение исторических и эстетических принципов в романах "Айвенго", "Гай Мэннеринг", "Приключения Найджела".

Метьюрин. "Мельмот-скиталец" – демоническое и реальное в характере героя, двойничество, его роль, нарочитая услож­ненность сюжета и композиции. Место романа в истории литера­туры.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История зарубежной литературы: Iтреть XIX в.» Специальность: 031001. 65 (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «История зарубежной литературы: I треть XIХ в.» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, основной образовательной программы

Другие похожие документы..