Учебно-методический комплекс дисциплины история экономических учений Специальность

Вопрос 3.Экономическая школа физиократов. Ф.Кэне «Экономическая таблица»

Термин «физиократия» в переводе с древнегреческого языка означает "власть природы". А его происхождение было обусловлено тем, что сторонники данной школы считали, что определяющая роль в экономике принадлежит природным факторам, т.е. сельскому хозяйству.

Экономическое учение физиократов соответствовало основным критериям теории классической школы. Они, в частности, перенесли исследование из сферы обращения в сферу производства. Вместе с тем, этому учению были присущи определенные особенности, отличавшие его от концепций основателей классической школы - У. Петти и П. Буагильбера. К ним относятся:

а/признание сельского хозяйства в качестве единственной сферы, где создается богатство;

б/ признание источником стоимости только труда, затраченного в земледелии;

в/объявление земельной ренты в качестве единственной формы прибавочного продукта.

Возникновение школы физиократов было обусловлено социально-экономическими условиями, характерными для Франции в 18 в. В тот период с достаточной четкостью определились две проблемы, которые сдерживали в этой стране развитие капитализма. Этими проблемами были:

1) господство в стране меркантилизма,

2) сохранение в сельском хозяйстве феодальных порядков.

Поэтому критика меркантилизма приобрела у них аграрный характер. При этом они отстаивали принцип экономического либерализма.

Школа физиократов, или "экономистов", как их тогда называли, сложилась в 50-70 годах 18 века. Основоположником и главой этой школы был Франсуа Кенэ, изыскания которого продолжил его ученик Анн Робер Жак Тюрго.

Ф.Кенэ (1694-1774) - французский экономист, который сформулировал основные теоретические положения и экономическую программу физиократизма. Свои экономические идеи он изложил в ряде произведений, главными из которых являются знаменитая "Экономическя таблица" и работа "Общие принципы экономической политики земледельческого государства". Следует подчеркнуть, что созданная Ф.Кенэ теоретическая система была первой систематической концепцией капиталистического производства, но прикрытую феодальной вывеской.

Методологической базой экономических исследований Ф.Кенэ стала концепция "естественного порядка", который господствует как в природе, так и в человеческом обществе. Основу этого порядка, по его утверждению, составляет право собственности. Действующее в обществе законы он объявлял законами "естественного порядка", е.е., по существу, признает их объективный характер. А под "естественным порядком" он фактически подразумевал капиталистическое производство, рассматривая его как вечное и неизменное.

Физиократическая школа развивалась в борьбе с меркантилизмом. В противовес этому учению, сторонники которого утверждали, что богатство создается в процессе неэквивалентного торгового обмена, Ф.Кенэ выдвинул идею эквивалентного обмена. Он считал, что товары вступают в обращение с заранее заданной ценой и подчеркивал, что покупки уравновешиваются с обеих сторон, их действие сводится к обмену ценности на ценность и обмен в действительности ничего не производит.

Одно из центральных мест в экономической теории Ф.Кенэ занимает учение о "чистом продукте", под которым подразумевался прибавочный продукт. Под "чистым продуктом" он понимал избыток продукции, полученный в земледелии, над издержками производства. Создается он только в сельском хозяйстве, поскольку здесь действуют силы природы, способные увеличивать количество потребительных стоимостей.

В промышленности, которую он объявил бесплодной отраслью, "чистый продукт" не создается, поскольку здесь только придается новая форма материалу, созданному в земледелии.

Таким образом, Кенэ считал, что прибавочный продукт является даром природы. А это свидетельствует о том, что он смешивал стоимость с потребительной стоимостью. Но у него, наряду с подобной натуралистической трактовкой "чистого продукта" есть попытка рассматривать его как результат прибавочного труда земледельцев, т.е. как стоимостную величину. "Чистый продукт" он отождествлял с земельной рентой, присваиваемой землевладельцами.

В связи с учением о "чистом продукте"Ф. Кенэ высказывает свое понимание производительного и непроизводительного труда и одновременно предлагает свою схему деления общества на классы, в основу которой он положил отношение каждого из них к созданию "чистого продукта". Производительным у него является только труд, который создает "чистый продукт", т.е. труд в сельском хозяйстве. Другие виды труда являются, по его мнению, бесплодными. В соответствии с этим положением он выделил в составе общества три класса: а/производительный класс, в который но включил .всех занятых в сельском хозяйстве, т.е. создателей прибавочного продукта; б/класс собственников земли, которые не создают прибавочный продукт, но потребляет его; в/бесплодный класс, включающий всех занятых в промышленности, и не участвующих в создании прибавочного продукта.

Большой заслугой физиократов, и в частности, Ф.Кенэ является теоретическое обоснование положения о капитале. В отличие от меркантилистов, которые отождествляли капитал с деньгами, Ф.Кенэ считал их бесплодным богатством, которое ничего не производит. У него капитал-это средства производства, применяемые в земледелии. Кенэ, первым из экономистов, попытался выяснить внутреннюю структуру капитала. Он разграничил отдельные части капитала по характеру их оборота. Одну часть капитала, которая выступает в форме сельскохозяйственных орудий, построек и скота и используется в течении нескольких производственных циклов, он назвал первоначальными авансами. Вторую часть, представленную затратами на семена, фураж, оплату труда работников, он назвал ежегодными авансами. Тем самым он заложил основу теоретической разработки проблемы основного и оборотного капитала.

Антимеркантилистская направленность учения Ф.Кенэ проявилась в его трактовке денег. Он утверждал, что деньги являются средством облегчающим обмен и видом "бесплодного" богатства, Поэтому он был противником накопления денег, превращения их в сокровище.

Несомненной заслугой Ф.Кенэ является первая в истории экономической науки постановка вопроса о воспроизводстве и обращении всего общественного продукта. Этот процесс он изобразил в своей "Экономической таблице", где показал как произведенный в стране годовой продукт распределяется посредством обращения, в результате чего создаются предпосылки для возобновления производства в прежних размерах, т.е. простого воспроизводства.

В "Экономической таблице" нашли отражение все основные стороны экономической теории Ф.Кенэ: учение о "чистом продукте", капитале, производительном и непроизводительном труде, о классах..

Исходным пунктом процесса воспроизводства в "Экономической таблице" является конец сельскохозяйственного года. К этому времени в этой отрасли создается валовой продукт равный 5 млрд. ливров, в том числе: 4 млрд. л. -продовольствие, I млрд. л. - сырье. Кроме того фермеры имеют 2 млрд. л. денег для уплаты собственникам земли арендной платы. А непроизводительный класс имеет на 2 млрд. л. промышленной продукции. Следовательно, совокупный продукт равен 7 млрд. ливров. Его реализация происходит следующим образом. Обращение состоит из движения товаров и денег и распадается на три этапа.

а) Первое неполное обращение. Землевладельцы покупают у фермеров продовольствия на I млрд. л. т. е. на половину суммы полученной ими в виде арендной платы. У фермеров на руках оказывается I млрд. л. денег.

б) Второе полное обращение: собственники земли покупают на оставшийся у них I млрд. л. промышленные изделия у "непроизводительного класса". А эти последние тратят полученный у землевладельцев I млрд. л. на покупку у фермеров продовольственных товаров на эту сумму.

в) Третье неполное обращение. Фермеры покупают у промышленников на I млрд. л., произведенные ими средства производства. Полученные при этом деньги промышленники тратят на закупку у фермеров сельскохозяйственного сырья.

В результате процесса реализации и обращения общественного продукта к фермерам возвращаются 2 млрд., л. денег, у них осталось еще на 2 млрд., л. сельскохозяйственной продукции /продовольствие и семена/.Кроме того у них имеется на I млрд. л. орудий труда. Они могут начать производство в будущем году.

"Бесплодный класс" - промышленники также может продолжать свою деятельность: у него есть сырье, продовольствие и собственные орудия труда.

Земельные собственники получили "чистый продукт" в форме земельной ренты в 2 млрд. л., реализовали его и могут продолжить существование.

Таким самым в "Экономической таблице" Ф. Кенэ была показана возможность простого воспроизводства в национальном масштабе и экономические связи между общественными классами. В свете этого становится понятным почему К. Маркс назвал ее "…в высшей степени гениальной идеей".

Дальнейшее развитие физиократическая система получила в трудах Анн Робера Жака Тюрго (1727-1781).Эта система приобрела у него наиболее развитый вид. Он продолжил и во многом развил дальше учение Ф.Кенэ, причем он попытался применить физиократические идеи на практике.

Т Е М А 3. Классическая школа политической экономии

План лекции

1.Возникновение классической школы: П. Буагильбер и У. Петти

2.А. Смит, его экономические взгляды и роль в развитии экономической науки

3.Д. Рикардо – экономист эпохи промышленной революции.

4.Последователи и оппоненты классической школы: Ж.-Б. Сэй и Т. Мальтус

Вопрос 1. Возникновение классической школы: П. Буагильбер и У. Петти

Критика доктрины меркантилизма и появление идей экономического либерализма подготовили предпосылки для появления новой экономической школы – классической.

Основоположниками классической школы политической экономии были : в Англии по Уильям Петти (1623– 1687), во Франции- Пьер Буагильбер.

Уильям Пети родился в г. Рамси (Англия) в семье суконщика. Получил образование в Лейдене, Париже и 3 года обучался в Оксфордском университете. В 27 лет получил степень доктора. Спустя 10 лет стал крупным землевладельцем.

В 1658 году У. Петги был избран в парламент, где выдвинул идеи реформирования налоговой системы, организации статистической службы, проекты улучшения торговли.

Первое серьезное экономическое сочинение Петти – «Трактат о налогах и сборах» (1662 г.). Среди других известных произведений можно отметить следующие: «Политическая анатомия Ирландии» (1672 г.), «Политическая арифметика» (1576 г.), «Несколько слов по поводу денег» (1682 г.).

У. Петти – первый автор трудовой теории стоимости, в основе которой лежит учение о естественной цене (стоимости). Различал внутреннюю стоимость, которую и называл «естественной ценой», и рыночную цену. Стоимость определял затраченным трудом, устанавливая количественную зависимость величины стоимости от производительности труда.

Считал, что образование богатства происходит в сфере материального производства благодаря именно труду. Широко известна фраза У. Петти:

«Труд есть отец и активный принцип Богатства, а земля – его мать».

Утверждал, что торговля не является источником создания национального богатства.

Выступал против притока драгоценных металлов, так как видел в нем источник роста цен.

Говорил о существовании пропорции денег для торгового обмена: избыток денег ведет к росту цен, а недостаток – к сокращению объемов производимых работ и низкому уровню налоговых платежей.

Создал экономическую статистику (политическую арифметику) и предложил метод исчисления национального дохода.

В целом учение У. Петти описательно, но при анализе ряда экономических явлений приближается к раскрытию их сущности.

Рента – прибавочный продукт, остающийся после издержек (заработной платы и семян). Конкретные проявления – земельная рента и денежная рента, то есть процент.

У. Петти ввел понятие «дифференциальной земельной ренты», причины существования которой видел в различном плодородии и местонахождении земель.

Цена земли есть сумма годичных рент за 21 год (количество лет определяется исходя из времени одновременной продолжительности жизни трех поколений).

Ссудный процент У. Петти считает платой за неудобства, причиняемые кредитору при ссуживании денег. Уровень процента не должен превышать размера ренты с того количества земли, которое можно купить на ссуду.

Пьер Буагильбер (1646 – 1714) родился в 1646 году в семье дворянина. Получил юридическое образование.

С 1677 по 1689 год занимал должность судьи, а затем генерального начальника судебного округа Руана.

В 1696 году выходит книга П. Буагильбера «Подробное описание положения Франции», в которой автор дает жесткую критику политики меркантилизма.

В 1707 году – труды «Обвинение Франции» и «Трактат о природе богатства», в которых дается характеристика кризисной ситуации в экономике Франции.

Пьер Буагильбер дал обоснование трудовой теории стоимости (независимо от У. Петти). В ней величина «истинной стоимости» определялась затратами труда.

Источником богатства он считал сферу производства, а сфере обмену отводил роль условия для развития экономики.

Выступал против однобокого поощрения промышленности, защищая развитие сельскохозяйственного производства, в котором видел основу экономического роста Франции.

В понятие «богатство» включал не только деньги, но и все многообразие благ и вещей.

Недооценивал роль денег как товара, считая, что они мешают обмену товаров по «истинной стоимости». В деньгах он усматривал основное зло и причину народных бедствий и полагал, что для искоренения власти денег необходимо свести их роль к простому орудию обращения.

Является предшественником физиократов.

Французская школа классической политической экономии, в отличие от английской, вела решительную борьбу с политикой меркантилизма.

Француз П. Буагильбер видел в деньгах причину нарушений справедливого обмена между товарами; англичанин У. Пегги считал деньги двигателем развития экономики.

Французская классическая школа считала, что цель производства – потребление, поэтому большее внимание уделяла изучению потребитель ной стоимости. Английская школа оценила значение капитализма в развитии производительных сил и взяла за основу меновую стоимость.

П. Буагильбер идеализировал сельскохозяйственное производство, а У. Петти был сторонником развития промышленности.

Французская школа выражала интересы мелкой буржуазии, а английская школа – промышленной буржуазии.

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины «история экономических учений» для студентов, обучающихся по специальностям

    Учебно-методический комплекс
    080105.65 «Финансы и кредит» , 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» , 080502.65 «Экономика и управление на предприятии» , 030602.65 «Связи с общественностью»)
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины «История экономических учений» Для направления направлению 080500 «Менеджмент»

    Учебно-методический комплекс
    Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом направлению 080500 «Менеджмент»
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины История Кузбасса Для специальностей (1)

    Учебно-методический комплекс
    Для специальностей: 061 Государственное и муниципальное управление; 061500 Маркетинг; 061100 Менеджмент организации; 020300 Социология; 060400 Финансы и кредит; 060800 Экономика и управление на предприятии (по отраслям); 021100 Юриспруденция
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины История Кузбасса Для специальностей (2)

    Учебно-методический комплекс
    Для специальностей: 030501 – «Юриспруденция», 230102 – «Автоматизированные системы обработки информации и управления», 080109 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080105 – «Финансы и кредит», 080102 – «Мировая экономика», 080 –
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины История Кузбасса Для специальностей (3)

    Учебно-методический комплекс
    Для специальностей: 030501 – «Юриспруденция», 230102 – «Автоматизированные системы обработки информации и управления», 080109 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080105 – «Финансы и кредит», 080102 – «Мировая экономика», 080 –
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины История зарубежной литературы Специальность

    Учебно-методический комплекс
    1.1.1 Цель курса. Курс, основанный на современных достижениях российского и зарубежного литературоведения, имеет познавательную, интеллектуально-развивающую и мировоззренческую функции.
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины «История русской литературы» Специальности – 031001 «Филология»

    Экзаменационные билеты
    «История русской литературы» - дисциплина, которая является базовой для студентов-филологов: соответствующей ей курс читается на 1 курсе. В течении двух семестров.
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины история мировых цивилизаций

    Учебно-методический комплекс
    По специальности 080801 «Прикладная информатика (в экономике) является дисциплиной по выбору студента, установленных Ученым Советом вуза цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины: Этика и эстетика Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Этика и эстетика: Познакомить слушателей с понятиями «этика и эстетика». Выявить этические нормы в учениях учителей человечества: Конфуция, Будды, Моисея, Иисуса Христа, Мухаммада.

Другие похожие документы..