Учебно-методический комплекс дисциплины история экономических учений Специальность

Вопрос 4.Экономическая мысль Средневековья. Фома Аквинский и его экономические взгляды

Эпоха Средневековья охватывает большой исторический период:  в Западной Европе — с 5 в. до буржуазных революций 17-18 вв., в России — с 9 в.  до реформы.  Экономическая мысль Средневековья тесно связана, с одной стороны, с экономической политикой государств, рассчитанной на поддержание федерального порядка, с другой — с деятельностью церкви.  Защитники интересов феодалов, в том числе государство и церковь, отрицательно относились к торговле и ростовщичеству.  Натурально-хозяйственная ограниченность производства считалась преимуществом и выдавалась за социальную добродетель.

Особенно велика в средние века была роль церкви, а духовенство являлось единственным образованным классом, поэтому экономическая мысль облекалась в религиозную оболочку, а литература Средних веков носила богословский характер, выраженный в экономических учениях католицизма.  Католическая церковь, обладая колоссальными богатствами и земельной собственностью, отстаивала свои позиции с помощью церковных правил, так называемых канонов церкви.  Она широко использовала для феодальных целей произведения греческих философов, в особенности Ксенофонта, Платона, Аристотеля.

Канонистам был известен «Экономикос» Ксенофонта, они ссылались на него при определении задач экономии.  В предмет средневековой экономии входили вопросы организации и управления феодальным поместьем и тем самым вопросы сельского хозяйства, поэтому экономия являлась одной из наук, признанной католической церковью.  Под влиянием развития товарно-денежных отношений, роста городов канонисты стали уделять большое внимание вопросам товарного производства, обмена, денег, ростовщичества.

Завершителем взглядов канонистов и одним из крупнейших представителей экономической мысли Средневековья стал итальянский богослов Фома Аквинский (1225—1275). Он родился в аристократической графской семье, с самой молодости вращался среди католических монахов, в. защитил в Парижском университете написанную на богословскую тему докторскую диссертацию, позднее был профессором Болонского университета.  Сочинение Фомы Аквинского «Сумма богословий» стало энциклопедией католицизма и до сих пор широко используется Ватиканом.  Богослов рассматривал такие экономические проблемы, как общественное разделение труда, собственность, торговля, «справедливая цена», прибыль, земельная рента, процент.  Общественное разделение труда он характеризовал как естественное природное явление и считал, что оно лежит в основе разделения общества на сословия:  крестьяне созданы для физического труда, а привилегированные сословия должны посвящать себя духовной деятельности, которая «выше» физического труда.  В частной собственности Фома Аквинский видел основу хозяйства и полагал, что человек от природы имеет право на присвоение богатства.  Поэтому собственность, приобретаемая для удовлетворения необходимых нужд, является естественным и необходимым институтом человеческой жизни.

Фома Аквинский был сторонником натурализации хозяйственной жизни, поэтому враждебно относился к торговле и ростовщичеству. Важное место в его учении занимает теория «справедливой цены», в трактовке которой Фомой Аквинским прослеживается двойственность.  С одной стороны, «справедливыми ценами» он считает правильные цены, соответствующие трудовым затратам, а с другой — доказывает правомерность отступления от этой цены, если она не гарантирует каждому участнику обмена приличное его рангу существование.  Поэтому, с его точки зрения, справедливой считается не одинаковая, а разная для различных сословий цена на один и тот же товар.  Он безоговорочно оправдывал получение земельной ренты.  Что касается прибыли и процента, то отношение к ним у него двойственное:  с одной стороны Фома Аквинский порицает торговлю и ростовщичество, с другой — оправдывает получение прибыли и процента.  Прибыль, получаемую купцами, следует рассматривать, по его мнению, как плату за труд.  Уровень прибыли является нормальным, если он обеспечивает семье купца возможность жить соответственно его месту в сословной иерархии общества.  Такая же двойственность видна в трактовке процента.  С одной стороны, взимание процента он считает делом греховным, с другой стороны, отдавая дань времени, идет на компромисс и трактует процент как вознаграждение кредитору за риск неуплаты долга.

Вопрос 5.Особенности экономической мысли средневековой Руси

Особенности экономической мысли средневековой Руси следует искать в специфике российской цивилизации, сведения о которой содержатся в летописях, договорах, грамотах князей, церковной литературе.  Важное место среди них занимает «Русская правда» — первый юридический кодекс законов Российского государства, появившийся в конце 11- начале 12  в.

Наряду с юридическими документами большое значение имели так называемые «Домострои», сочинения по организации феодального хозяйства, аналогичные по своим задачам ксенофонтовскому «Экономикосу».  Начало их возникновения следует отнести к 11 в., когда киевский князь Владимир составил своим сыновьям наказ «Поучения», содержащий наставления по управлению своим хозяйством.  На Руси было создано много вариантов «Домостроев».  В 16 в.  советник Ивана IV Сильвестр соединил их в наказ, вошедший в историю как «Домострой Сильвестра».  В России не было рабства, поэтому русский «Домострой» — это руководство по организации феодального хозяйства, содержащее, однако, рыночные советы:

- когда и что покупать по низким ценам;

-какие товары приобретать с избытком, чтобы в случае повышения цен их перепродавать;

-покупать не в кредит, а за наличные деньги, чтобы не платить процент, и т. п.

«Домострой Сильвестра» просуществовал вплоть до 18 в. С  утверждением в России капитализма он потерял свою актуальность и покинул историческую сцену.

В конце 15 - начале 16 в.  завершается процесс ликвидации раздробленности страны и образуется Русское централизованное государство, что способствует экономическому прогрессу, развитию товарно-денежных отношений.  Наряду с наследственной собственностью бояр значительно возрастает роль поместного дворянства, экономические интересы которого выражал в XVI в.  Ермолай — священник Московской дворцовой церкви.  Позднее он постригся в монахи под именем Еразма.  Ермолай-Еразм был современником Сильвестра.  Но в то время как Сильвестр в своем «Домострое» заботился об интересах феодальной знати, Ермолай-Еразм пытался обратить внимание царя Ивана IV на тяжелое экономическое положение крестьян и предлагал ряд мер для улучшения их участи, а именно:  освободить от денежных уплат землевладельцу и от выполнения ямской повинности, которую предлагал возложить на население городов.  Его произведение «Правительница», написанное в 40-х и начале 50-х гг. 16 в., представляет собой первый в России специальный экономико-политический трактат.  В нем рассматривается вопрос о создании экономической основы Русского централизованного государства.  Такую основу Еразм видел в поместном землевладении служилых людей.  Предложенная им реформа в области землевладения — раздача земли крестьянам и служилым людям — была направлена на укрепление государства, поэтому имела прогрессивное значение

Т Е М А 2. Первые экономические школы: меркантилизм, физиократы

План лекции

1.Меркантилизм-первая школа экономической мысли: основные идеи, этапы, главные представители

2. Меркантилизм в России. И.Т. Посошков и его книга “О скудости и богатстве»

3.Экономическая школа физиократов. Ф.Кэне «Экономическая таблица»

Вопрос 1. Меркантилизм-первая школа экономической мысли: основные идеи, этапы, главные представители

Меркантилизм (итал. – «купец, торговец») – направление экономической мысли, последователи которого видели во внешней торговле источник богатства за счет осуществления активного торгового баланса (превышения экспорта над импортом товаров). Политика меркантилизма заключалась в поощрении – с целью увеличения производства товаров для экспорта – развития промышленности, особенно мануфактурной, в активном протекционизме, в поддержке экспансии торгового капитала, в частности в поощрении создания монопольных торговых компаний; в развитии мореплавания и флота, и захвате колоний; в резком повышении налогового обложения для финансирования всех этих мероприятий.

Концепция меркантилизма отражала интересы крупных торговых монополий.

Для раннего меркантилизма (монетаризма) характерно следующее:

- всестороннее ограничение импорта товаров;

- вывоз золота и серебра из страны карался смертной казнью;

- установление высоких цен на экспортируемые товары;

- система биметаллизма (фиксированное соотношение между золотыми и серебряными монетами).

 

Главным в раннем меркантилизме являлась теория денежного баланса, обосновывавшая политику, направленную на увеличение денежного богатства часто законодательным путем. В целях удержания денег и стране запрещался их вывоз за границу, все денежные суммы, вырученные от продажи, иностранцы были обязаны истратить на покупку местных изделий. Характерные черты позднего меркантилизма:

- снятие жестких ограничений по импорту товаров и вывозу денег;

- доминирует идея «торгового баланса»;

- протекционизм экономической политики государства;

- определяющей функцией денег признается функция средства обращения;

- система монометаллизма.

 

Для позднего меркантилизма характерна система активного торгового баланса, который обеспечивается путем вывоза готовых изделии своей страны и при помощи посреднической торговли, в связи с чем разрешался вывоз денег за границу. При этом выдвигался принцип: покупать дешевле в одной стране и продавать дороже в другой. Прогрессивность меркантилизма состоит в ориентации на развитие капиталистической мануфактуры. Ограниченность меркантилизма в том, что в качестве сферы исследования выбиралась лишь сфера торговли. Ранние меркантилисты богатство отождествляли с золотом и серебром, поздние же под богатством понимали избыток продуктом, который оставался после удовлетворения потребностей страны, но который должен на внешнем рынке превратиться в деньги. В связи с недостатком денег их функции ранние меркантилисты сводили к средству накопления, а поздние меркантилисты видели в деньгах также и средство обращения. Вместе с тем, отстаивая посредническую торговлю, поздние меркантилисты по существу трактовали деньги как капитал. Меркантилистами в наиболее законченном виде была развита металлистическая теория денег: они выдвинули учение о полноценных металлических деньгах как богатстве нации. Устойчивая металлическая валюта, по их мысли, представляла собой одно из необходимых условий экономического развития общества.

Меркантилизм в разных странах имел общие основные черты, но отличался разной национальной окраской.

Учение меркантилистов впервые начало формироваться в Италии, Испании, Португалии и Нидерландах (с 17 в. —  Голландии), где уже в 14 и 15 столетиях возникли необходимые для этого учения условия.  Именно в этих странах набирал силу процесс международной торговли, что способствовало усилению роли торгового капитала, интересы которого стали основой теории и практики меркантилизма.  Сначала усиленное развитие торгового капитала наблюдалось в Италии.  В конце 15 в., после великих географических открытий — Колумбом Америки и Васко да Гама Индии — торговые преимущества средиземноморских городов и всей Италии были уничтожены; на первое место выдвинулись Испания и Португалия.  В XVI в.  их вытеснила Голландия, основой господства которой стали знаменитые мануфактуры, судоходство и грабительская колониальная система, ставшая источником первоначального накопления капитала.  Значительно позже, по сравнению с названными странами, преобладающее значение в колониальной системе и международной торговле получила Англия.  Тогда и ее экономическая литература приобрела особо влиятельное значение.

Английский меркантилизм

В обширной английской меркантилистической литературе выдающееся место занимают произведения двух крупных ее представителей — Уильяма Стаффорда и Томаса Мэна.

Уильям Стаффорд (1554—1612) — представитель раннего меркантилизма, написавший книгу «Критическое изложение некоторых жалоб наших соотечественников», которая была издана в Лондоне. В книге рассматриваются жалобы различных сословий населения на обесценение денег и рост цен. Их положение усугублялось усиленным выпуском правительством неполноценных денег («порча монеты»).  Вытеснение из обращения неполноценными деньгами полноценных и отток их за границу установлены в середине 16 в.  одним из ранних меркантилистов Томасом Грешемом, финансовым советником королевы Елизаветы.  В экономической науке это явление, известное как «закон Грешема», не утратило своей актуальности и по сей день.

Томас Мэн (1571—1641) — представитель позднего меркантилизма, крупный купец, один из директоров Ост-Индской компании, автор теории торгового баланса и книги «Рассуждение о торговле Англии с Ост - Индией», оказавшей громадное влияние на всю западноевропейскую литературу 17-18 вв. Концепция Т. Мэна направлена против монетарной системы и в защиту торгового баланса.  Он считал вредной жесткую регламентацию денежного обращения, выступал за свободный вывоз монет, без которого невозможно нормальное развитие внешней торговли.  Главной заботой Мэн полагал обеспечение правила:  «Продавать иностранцам ежегодно на большую сумму, чем мы покупаем у них».

Благодаря тому, что в своем капиталистическом развитии Англия обогнала другие страны мира, программа меркантилистов оказалась здесь наиболее эффективной.

Итальянский меркантилизм

Италия раньше других стран вступила на путь капиталистического развития, поэтому вопросы денежного обращения и кредита были в центре внимания итальянских меркантилистов.

Банкир Г.  Скаруффи (1519—1584) — представитель раннего меркантилизма, опубликовавший в конце 16 в.  сочинение по вопросам денежного обращения «Рассуждение о монете».  В то время в западноевропейских странах существовал биметаллизм и не было единого курса для многочисленных денежных систем.  Скаруффи предлагал созвать общеевропейский съезд, который должен был бы установить единую общеевропейскую денежную систему и определить курс золота к серебру в отношении 1:  12, при этом итальянским финансистам он отводил роль международных банкиров.

Антонио Серра — представитель позднего меркантилизма, автор опубликованного в.  «Краткого трактата о причинах, способных создать обилие золота и серебра в государствах, не имеющих рудников».  Серра подвергал критике монетаризм, отстаивал теорию торгового баланса, ратовал за развитие ремесленного производства, поощрение трудолюбия и изобретательности населения, развитие торговли, проведение благоприятной политики правительства.

Меркантилисты Скаруффи и Серра в своих высказываниях (первый в духе денежного баланса, второй — торгового баланса) отразили тенденции итальянской экономики своего времени.

Французский меркантилизм

В силу исторических условий Франция включилась в систему меркантилистической политики позднее других стран, поэтому на первых порах у французских меркантилистов существовало стремление защитить свою страну от вторжения иностранного торгового капитала.

Антуан де Монкретьен (1576—1621) — автор знаменитого «Трактата политической экономии», посвященного королю и королеве.  Он первым ввел в литературу термин «политическая экономия».  Наиболее полезным сословием Монкретьен считал купцов, торговлю характеризовал как главную цель ремесел, советовал Людовику XIII развивать мануфактуры, создавать ремесленные школы, расширять торговлю товарами национального производства, вытесняя с французского рынка иностранных купцов.  Его программа частично отражала идеи монетаризма, а также концепцию торгового баланса.

Жан Батист Кольбер (1619—1683) — министр финансов Людовика XIV, решивший повысить государственные доходы путем проведения меркантилизма, который во второй половине XVII в.  носил во Франции название кольберизма. Им предпринимались попытки создания мануфактурного производства, вывоза французских товаров за границу, сокращения ввоза готовых изделий иностранного производства.  Кольбер ввел протекционистский таможенный тариф, по которому облегчался вывоз французских товаров и затруднялся ввоз иностранных изделий.  С помощью меркантилистской политики он пытался преодолеть социально-экономическое отставание страны, догнать Англию.  Однако усилия Кольбера оказались тщетными.  К концу 17 в.  французский меркантилизм оказался в состоянии глубокого кризиса.

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины «история экономических учений» для студентов, обучающихся по специальностям

    Учебно-методический комплекс
    080105.65 «Финансы и кредит» , 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» , 080502.65 «Экономика и управление на предприятии» , 030602.65 «Связи с общественностью»)
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины «История экономических учений» Для направления направлению 080500 «Менеджмент»

    Учебно-методический комплекс
    Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом направлению 080500 «Менеджмент»
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины История Кузбасса Для специальностей (1)

    Учебно-методический комплекс
    Для специальностей: 061 Государственное и муниципальное управление; 061500 Маркетинг; 061100 Менеджмент организации; 020300 Социология; 060400 Финансы и кредит; 060800 Экономика и управление на предприятии (по отраслям); 021100 Юриспруденция
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины История Кузбасса Для специальностей (2)

    Учебно-методический комплекс
    Для специальностей: 030501 – «Юриспруденция», 230102 – «Автоматизированные системы обработки информации и управления», 080109 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080105 – «Финансы и кредит», 080102 – «Мировая экономика», 080 –
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины История Кузбасса Для специальностей (3)

    Учебно-методический комплекс
    Для специальностей: 030501 – «Юриспруденция», 230102 – «Автоматизированные системы обработки информации и управления», 080109 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080105 – «Финансы и кредит», 080102 – «Мировая экономика», 080 –
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины История зарубежной литературы Специальность

    Учебно-методический комплекс
    1.1.1 Цель курса. Курс, основанный на современных достижениях российского и зарубежного литературоведения, имеет познавательную, интеллектуально-развивающую и мировоззренческую функции.
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины «История русской литературы» Специальности – 031001 «Филология»

    Экзаменационные билеты
    «История русской литературы» - дисциплина, которая является базовой для студентов-филологов: соответствующей ей курс читается на 1 курсе. В течении двух семестров.
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины история мировых цивилизаций

    Учебно-методический комплекс
    По специальности 080801 «Прикладная информатика (в экономике) является дисциплиной по выбору студента, установленных Ученым Советом вуза цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины: Этика и эстетика Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Этика и эстетика: Познакомить слушателей с понятиями «этика и эстетика». Выявить этические нормы в учениях учителей человечества: Конфуция, Будды, Моисея, Иисуса Христа, Мухаммада.

Другие похожие документы..