Учебно-методический комплекс дисциплины история экономических учений Специальность

Вопрос1.Предмет, цель, задачи и практическое применение курса «История экономических учений»


История экономических учений занимает большое место в системе экономических наук. Дополняя экономическую теорию, она вместе с тем несёт определённую самостоятельную нагрузку. Велико значение истории экономических учений и в системе экономического образования, в подготовке экономистов, в формировании их квалификации.

В литературе принято следующее определение науки: история экономических учений изучает исторический процесс возникновения и развития основных систем экономических взглядов ученых различных исторических периодов. Из этого следует, что анализ возникновения и развития экономических учений охватывает весь исторический процесс общественного развития, все исторические эпохи,начиная с рабовладельческого общества.

Корни экономических теорий уходят в природу экономического строя, составляющего основу развития общества.
Связь экономических учений с экономикой общества наиболее непосредственная. Роль их в общественном развитии весьма велика. Экономические учения не пассивно отражают процессы, совершающиеся в экономике, а оказывают на них определённое воздействие, способствуя общественному развитию, ускоряя или, наоборот замедляя его. Общеизвестно, что многие концепции (например, неоклассические или кейнсианские), явились основой государственных экономических программ.

Экономические учения исследуются в динамике в процессе исторического развития. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что история экономических учений обращена в современность. Это определяется особой актуальностью и даже злободневностью рассматриваемых ею вопросов, в чём одна из важных особенностей предмета истории экономических учений. Анализ экономических учений прошлых эпох не является самодовлеющим, осуществляется не ради изучения самого исторического процесса. Познание исторического прошлого способствует лучшему пониманию истоков настоящего.

В курсе лекций по истории экономических учений рассматривается весь процесс эволюции экономической науки. Большое место занимает анализ классической школы, западноевропейских экономических учений, русской экономической мысли.*.

Предметом историко-экономической науки является исторический процесс возникновения, развития и взаимодействия экономических идей и теорий. Она берет свое начало в исторических экскурсах и библиографических списках 18-начала 19 вв. Специальные исследования по истории экономических учений появились уже в первой половине XIX в.. В процессе ее эволюции как самостоятельной отрасли экономической науки, как в России, так и в зарубежных странах сложились группы ученых, основной сферой профессиональной деятельности которых является история экономических учений. Однако в этой области пока еще не сформировался единый подход; историки-экономисты разделились на два лагеря - интерналисты и экстерналисты.

Интерналисты утверждают, что наука развивается в результате движение от ошибочных суждений и выводов к истинным, от неправильного понимания действительности к правильному, руководствуясь своей собственной внутренней логикой и внутринаучной рациональностью. Согласно интерналистскому подходу внешние для самой науки факторы (общественная практика, смежные научные дисциплины, экономическая политика и др.) оказывают лишь второстепенное и эпизодическое воздействие. Экстерналисты, не отрицая значимости внутринаучных факторов, считают, что решающую роль в развитии науки играют внешние факторы. С точки зрения экстерналистcкого, подхода наука развивается как ответ на потребности общественной практики; каждая историческая эпоха имеет определенную господствующую теорию, которая в наибольшей степени приспособлена для решения ее практических проблем.

В историко-экономической литературе пока еще встречаются различные объяснения таких событий как появление маржинализма в последней трети 19 в., кейнсианская революция 30х гг. ХХ в., еще не разработана единая периодизации исторического процесса возникновения, развития и смены экономических идей и теорий. Тем не менее, мы можем выделить главные вехи в истории экономических учений: первое отделение экономической мысли от философских и религиозных систем в эпоху меркантилизма; отделение экономической науки как самостоятельной области научного знания, имеющей собственный предмет и метод исследования в последней четверти 18 в.; возникновение в последней трети 19 в. экономической профессии, то есть профессиональной группы, специально занимающейся научными изысканиями в области экономики; признание в 30-е гг. 20 в. социального статуса экономической науки, необходимости научного обоснования экономической политики и активного участия экономистов в решении практических проблем общества.

Вопрос 2 Экономическая мысль Древнего Востока

Общества восточных деспотий: Древний Египет, Вавилон, Шумер, Ассирия, Индия, Китай и др. - имели экономику административного типа с большим царско-храмовым хозяйством и слабо развитыми частнособственническими и товарно-денежными отношениями. Проблемы организации и управления царско-храмовым хозяйством, а также государственной регламентации хозяйственной жизни (регулирования земельных отношений, налогообложения, торговли и ценообразования, ростовщического процента и проч.) нашли свое отражение в законодательном акте старовавилонского общества кодексе Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), руководстве по общим принципам политики в Древней Индии Артхашастре (IV в. до н.э.), экономическом трактате Древнего Китая Гуань-цзы( IV в. до н.э.),

Выразители экономической мысли древнего мира – крупные мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств – стремились идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство.

Доказательства идеологов древнего мира основывались преимущественно на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-ростовщических операций, то есть против свободного функционирования денежного и торгового капитала.

Источники экономической мысли Древнего Востока:

- Вавилон – кодекс царя Хаммурапи;

- Китай – Конфуций, Бодхидхарма или Бато (монастырь Шаолинь), монахи горы «Удан»;

- Индия – трактат «Архашастра».

Свод законов царя Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н. э.) создан около 1760 г. до н. э. Он уделяет особое внимание укреплению власти рабовладельцев над рабами, частной собственности вообще и охране интересов царских служилых людей; дает возможность сделать вывод о весьма значительном развитии товарно-денежных отношений в Вавилонии.

Конфуций (Кун-цзы) (551 – 479 гг. до н. э.) заложил основы конфуцианства – этико-политического учения, оказывавшего огромное влияние на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении более чем двух тысяч лет. Конфуцианство призывало государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременять народ тяжелыми налогами и повинностями.

Индийский трактат «Артхашастра» (буквально – «наука о пользе, о практической жизни») – это собрание наставлений по вопросам управления государством. В трактате описывается идеальное государство с разветвленной полицейской системой и сильной царской властью, для укрепления которой допускаются любые средства. Важнейший источник сведений об общественных отношениях, экономике, политических институтах Древней Индии. Автором трактата считается Каутилья (IV в. до н. э.) – древнеиндийский государственный деятель.

В соответствии с этими источниками для азиатского способа производства характерны:

-чрезмерное регулирование хозяйства посредством регламентации сферы ссудных операций и торговли;

-ведущая роль в экономике отводится собственности государства;

-неприкосновенность частной собственности.

 

Вопрос 3.Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима Аристотель о богатстве в натуральной и денежной форме - «хрематистике»

В Древней Греции и Древнем Риме в отличие от древневосточных государств развитие ремесла, торговли и рыночных отношений, широкое использование рабского труда способствовали развитию частной собственности и частного хозяйства. Разрабатывая общую философию государства и права, античные мыслители стремились исследовать законы общественной жизни и выявить механизмы, способные обеспечить общественное согласие и целостность общества.

Общепризнанный вклад в разработку этих вопросов внесли древнегреческие философы Платон (428-348 г. до н.э.) и Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Их общепризнанным вкладом в формирование научных представлений об экономике является исследование разделения труда. Древнегреческие философы объясняли разделение труда естественными различиями в человеческих способностях; для них это было природное явление. Однако они не рассматривали его социальные и экономические аспекты; ограниченное толкование разделения труда привело Платона и Аристотеля к оправданию рабовладения и социального неравенства. Они считали, что некоторые люди являются рабами от природы.

Платон и Аристотель жили в обществе, в котором проявлялись социальные антагонизмы; они стремились найти модель идеального государства. Древнегреческие философы надеялись, что если все будут следовать определенным моральным правилам поведения, то удастся избежать социальных конфликтов и добиться гармонии интересов.

В своих работах "Государство" и "Законы" Платон разработал модель такой государственной структуры, которая бы поддавалась управлению. По Платону идеальное государство характеризуется постоянным числом жителей и постоянным количеством богатства, что обеспечивает его жесткую стационарность. Для него характерна кастовая система, которую Платон оправдывал разделением труда на основе врожденных способностей людей.

Платон разделял общество на правителей (философы и стражи) и поданных (крестьяне, ремесленники и торговцы). Философы управляют государством, стражи охраняют его от внешних вторжений; крестьяне, ремесленники и торговцы обеспечивают необходимые жизненные средства. Он считал, что философы и стражи не должны иметь частной собственности, так как она ведет к коррупции и злоупотреблениям. Частной собственностью могут быть наделены только лица, не принимающие участия в управлении государством.

Платон идеализировал правящую элиту, считая, что мудрое правление в соответствие с определенными нормами морали обеспечит целостность общества. Он считал, что накопление богатства является пороком, ведущим к социальным конфликтам. Это оказало влияние на его понимание природы и функций денег. Платон определил деньги как символические средства, используемые как средство обмена. Они не должны иметь собственной неденежной ценности и не будут выполнять функцию средства накопления. Деньги будут эффективны в выполнении функции средства обращения только в том случае, если не будут использоваться для накопления. Идеи Платона были близки номиналистической концепции денег.

Аристотель, также как и его учитель Платон, рассматривал пути создания идеального государства. Однако он критиковал концепцию Платона, в частности его отрицание частной собственности. По Аристотелю, требуется не уничтожение частной собственности, а более просвещенное и либеральное ее использование, так как она дает дополнительные стимулы к труду и надежные основания для общественного спокойствия. Однако он, так же как и Платон, осуждал накопление богатства.

Аристотель отличался от Платона в понимании природы общественных законов. В отличие от своего учителя он не идеализировал правящую элиту; он считал, что обществом, так же как и природой, управляют объективные законы, имеющие естественный характер. Признание объективного характера общественных законов позволило Аристотелю сформулировать целый ряд ключевых проблем экономической науки, поэтому многие историки считают именно его первым аналитиком в вопросах экономики.

По Аристотелю экономика делится на две части: собственно экономика как наука об управлении домашним хозяйством и наука предложения, которая рассматривает вопросы приобретения и накопления и изучает искусство обогащения (хрематистика). Изучение хрематистики привело Аристотеля к изучению процесса обмена. Он выделил естественные и неестественные формы обмена. Естественный обмен связан с удовлетворением естественных потребностей людей и возникает из-за разнообразия товаров и увеличения деятельности людей за пределами домохозяйства; неестественный обмен направлен на обогащение.

Таким образом, по Аристотелю обмен не обязательно является неестественным; человек может обменивать товар, стремясь не к обогащению, а к удовлетворению потребностей. Однако возникновение торговли как профессионального занятия, направленного на зарабатывание денег, по Аристотелю, привело к утрате естественной цели удовлетворения потребностей, и накопление денег само по себе стало целью торговли.

Взгляды Аристотеля на деньги отличаются от взглядов Платона. Аристотель признавал товарную природу денег. Он считал, что необходимость в деньгах как средстве обмена появляется по мере его развития. Деньгами становится товар, имеющий собственную товарную ценность, например железо или серебро, которые облегчают обменные операции. Его идеи были близки металлистической концепции денег. Однако Аристотель осуждал накопление денег, в особенности ростовщичество, которое использовало деньги для получения еще большего их количества.

Аристотель внес большой вклад в разработку проблемы ценности. Он пытался ответить на вопросы о том, почему товары обмениваются в определенной пропорции и каковы объективные и субъективные факторы, определяющие ценность товара. Аристотель не дал однозначного ответа на эти вопросы, однако, рассмотрел ряд важных понятий, которые до сих пор используются в экономической науке.

Исследуя обмен, Аристотель сделал вывод о том, что товары производятся не только для потребления, но и для обмена. Он разграничил два свойства товара: потребительная стоимость (ценность) и меновая стоимость (ценность). Потребительная ценность не является внутренним качеством товара, а отражает его способность удовлетворять потребности человека. Меновая ценность- это ценность товара с точки зрения его способности к обмену на другие товары. Меновые отношения товаров представляет собой их относительные цены.

Будучи философом, Аристотель анализировал этический аспект экономических категорий. Он выделил понятие естественной цены, которая устанавливается в процессе торга между продавцом и покупателем, и монопольной цены, которая устанавливается продавцом. Естественная цена является нормальной и справедливой, в то время как монопольная цена является несправедливой и нарушает естественные законы.

Платон и Аристотель были философами-моралистами, они стремились разработать этические критерии для оценки правильного и неправильного, справедливого и несправедливого, правильного и неправильного в поведения людей, а также соответствующие моральные нормы. Однако они имели различное понимание природы общественных законов: по Платону это законы, устанавливаемые правящей элитой, по Аристотелю Ц это естественные законы. Это различие положило начало двум основным традициям в обществоведческой мысли, которые сохраняются до сих пор.

Древние римляне восприняли идеи Платона и Аристотеля. Однако они занимались главным образом вопросами права, а также практическими проблемами управления частным хозяйством, которые нашли свое отражение в работах Катона (234-149 гг. до н.э.), Варрона (116-27 гг. до н.э.) и Колумеллы (I в. до н.э.)

В древневосточных государствах, в Древней Греции и Риме основными направлениями экономической мысли являлись экономика домашнего хозяйства (имения, мастерские и т.д.), экономика государства и экономическая политика. Научная экономическая мысль имела не систематический, а фрагментарный характер; экономическая профессия еще не сформировалась и исследованиями экономических вопросов занимались не профессиональные экономисты, а главным образом философы, которые опирались не на специальные методы исследования, а на простой здравый смысл.

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины «история экономических учений» для студентов, обучающихся по специальностям

    Учебно-методический комплекс
    080105.65 «Финансы и кредит» , 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» , 080502.65 «Экономика и управление на предприятии» , 030602.65 «Связи с общественностью»)
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины «История экономических учений» Для направления направлению 080500 «Менеджмент»

    Учебно-методический комплекс
    Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом направлению 080500 «Менеджмент»
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины История Кузбасса Для специальностей (1)

    Учебно-методический комплекс
    Для специальностей: 061 Государственное и муниципальное управление; 061500 Маркетинг; 061100 Менеджмент организации; 020300 Социология; 060400 Финансы и кредит; 060800 Экономика и управление на предприятии (по отраслям); 021100 Юриспруденция
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины История Кузбасса Для специальностей (2)

    Учебно-методический комплекс
    Для специальностей: 030501 – «Юриспруденция», 230102 – «Автоматизированные системы обработки информации и управления», 080109 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080105 – «Финансы и кредит», 080102 – «Мировая экономика», 080 –
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины История Кузбасса Для специальностей (3)

    Учебно-методический комплекс
    Для специальностей: 030501 – «Юриспруденция», 230102 – «Автоматизированные системы обработки информации и управления», 080109 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080105 – «Финансы и кредит», 080102 – «Мировая экономика», 080 –
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины История зарубежной литературы Специальность

    Учебно-методический комплекс
    1.1.1 Цель курса. Курс, основанный на современных достижениях российского и зарубежного литературоведения, имеет познавательную, интеллектуально-развивающую и мировоззренческую функции.
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины «История русской литературы» Специальности – 031001 «Филология»

    Экзаменационные билеты
    «История русской литературы» - дисциплина, которая является базовой для студентов-филологов: соответствующей ей курс читается на 1 курсе. В течении двух семестров.
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины история мировых цивилизаций

    Учебно-методический комплекс
    По специальности 080801 «Прикладная информатика (в экономике) является дисциплиной по выбору студента, установленных Ученым Советом вуза цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины: Этика и эстетика Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Этика и эстетика: Познакомить слушателей с понятиями «этика и эстетика». Выявить этические нормы в учениях учителей человечества: Конфуция, Будды, Моисея, Иисуса Христа, Мухаммада.

Другие похожие документы..