Учебно-методический комплекс дисциплины история экономических учений Специальность

4.2. Содержание дисциплины

Т Е М А 1. Введение. Возникновение экономической мысли. Экономическая мысль Античности и Средневековья

Предмет истории экономических учений.

Цель и задачи курса; его практическое применение.

Возникновение термина «экономика».

Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима. Аристотель о богатстве в натуральной и денежной форме - «хрематистике». Древнеримские мыслители о рациональном ведении хозяйства.

Экономическая мысль Средневековья. Фома Аквинский и его экономические взгляды.

Экономические вопросы в Русской Правде

Т Е М А 2. Первые экономические школы: меркантилизм, физиократы

Меркантилизм- первая школа экономической мысли. Ранний и поздний меркантилизм. Доктрина торгового баланса. Обоснование протекционизма. Т. Мэн. А. Монкретьен.

Меркантилистские взгляды И.Т. Посошкова: «Книга о скудости и богатстве».

Экономическая школа физиократов. Ф. Кенэ «Экономическая таблица». Физиократы о государственном вмешательстве в экономику.

Т Е М А 3. Классическая школа политической экономии

Возникновение классической школы. «Политическая арифметика» У. Петти; его экономические взгляды. Формирование экономической науки как системы

Книга А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». Учение А. Смита об источниках роста богатства, о разделении труда, обмене, деньгах, стоимости, о капитале и его структуре, роли государства.

«Начала политической экономии и налогового обложения» Д. Рикардо: развитие трудовой теории стоимости, проблема распределения доходов, теория ренты, динамика заработной платы прибыли.

Теория внешней торговли А. Смита и Д. Риккардо.

Последователи и оппоненты классической школы. Ж.-Б. Сэй: теория трех факторов производства. Т. Мальтус: «Закон народонаселения».

Значение идей классической школы для современности

Т Е М А 4. Марксизм

Создатели марксистской теории- К. Марк и Ф. Энгельс.

К.Маркс о движущих силах и тенденциях общественного развития. Разработка экономической теории в «Капитале». Теория прибавочной стоимости. Решение проблем распределения и социальной справедливости в трудах К. Маркса. Всеобщий закон капиталистического накопления.

К. Маркс об экономических предпосылках революции и принципах построения будущего общества.

Распространение социалистических идей в России. В. И. Ленин как экономист и политик. Разработка экономических проблем в работах В.И. Ленина.

Т Е М А 5. Неоклассическое направление

Маржинальная революция как переход от концепции классической экономической школы к неоклассической теории. Основные положения маржинализма.

Этапы развития маржинализма.

Л. Вальрас- основоположник теории общего экономического равновесия.

Оптимум В. Парето.

Теория предельной производительности Дж. Б. Кларка.

А. Маршалл о взаимосвязи спроса и предложения, эластичности спроса, разграничении краткосрочного и долгосрочного периодов, теории цены.

Т Е М А 6. Австрийская школа

Австрийская школа в политической экономии: К. Менгер, Е. Бем - Баверк, Ф. Визер.

Формирование маржиналистской теории.

Субъективно- психологическая концепция стоимости и цены товара. Оценка полезности товара. Полезность благ и поведение потребителей.

Представители новой австрийской школы: Л. Фон Мизес, Й. Шумпетер, Ф. фон Хайек.

Л. фон Мизес о классических макроэкономических проблемах и свободной рыночной экономике.

Ф. фон Хайек о «спонтанном порядке»

Теория экономического развития Й. Шумпетера

Т Е М А 7. Кейнсианство

«Общая теория занятости, процента и денег» Д. М. Кейнса и переворот в экономической теории.

Д. М. Кейнс об уровне занятости и совокупном спросе, склонности населения к потреблению и сбережению. Сбережения и инвестиции. Инвестиционный мультипликатор.

Д. М. Кейнс о государственном регулировании, кредитно-денежной и бюджетной политике.

Современное кейнсианство. Д. Робинсон о несовершенной конкуренции.

Т Е М А 8. Монетаризм

Поиски новых подходов к восстановлению экономического равновесия. М. Фридмен - лидер монетаристского направления. Основные положения монетаристов.

Уравнение обмена И. Фишера.

Спрос на деньги и предложение денег.

Монетаристы об инфляции и занятости.

«Денежное правило» М. Фридмена.

Монетаризм в России.

Т Е М А 9. Институционализм

Сущность и основные представители институционализма.

Основные идеи «Теории праздного класса» Т. Веблена.

Дж. К. Гэлбрейт о «техноструктуре» и ее роли в экономике. Р. Коуз о транакционных издержках

Институционалисты о «пучке прав» собственности, типах и функциях государства.

Теория общественного выбора Дж. Бьюкенена.

Значение институционализма.

Т Е М А 10. Русская экономическая мысль конца 19-20 веков

Один из феноменов российской науки - разработка теоретических идей, основанных на применении математических методов в экономических исследованиях.

В.К.Дмитриев-представитель отечественной математической школы в политической экономии о полных и общественно необходимых затратах труда на производство продукции, двух математических моделях цены, о влиянии конкуренции на издержки и цену.

Е. Е. Слуцкий – один из создателей ординалистского подхода к полезности. Математическая взаимосвязь циклических колебаний в экономике с разного рода погрешностями в ходе хозяйственного процесса.

М. И. Туган- Барановский – один из создателей теории экономического цикла и крупнейший теоретик кооперативного движения.

Концепция А. В.Чаянова о семейно-трудовом хозяйстве и сельскохозяйственной кооперации.

Н. Д. Кондратьев: теория больших циклов конъюнктуры.

Г. А. Фельдман: модель условий оптимального соотношения роста двух основных подразделений общественного производства.

В.В. Навожилов - выдающийся исследователь проблем экономико - математической науки, один из основоположников теории оптимального планирования, крупнейший специалист в области ценообразования, теории рынка и методологии расчета экономической эффективности.

Лауреат Нобелевской премии по экономике (1975 г.) Л. В. Канторович: метод линейного программирования и оптимальное размещение производственных и потребительских факторов, проблема разработки оптимального плана всего народного хозяйства как математической модели.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1.РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Автономов В.С., Ананьин О.И., Макашева Н.А. История экономических учений: Учебное пособие / Под ред. В.С. Автономова, О.И. Ананбина, Н.А. Макашевой.- М.: ИНФРА-М, 2009.- 784с.

2.Агапова И.И. История экономических учений: курс лекций.- М.: Юристъ,2001.-285с.

3.Бартенев С.А. история экономических учений: учебник для вузов. - М.:Малистр Издательство,2009.-478с.

4.Булгаков С.Н.История экономических и социальных учений. - М.: Астрель,2007.-988с

5.Гусейнов Р.М. Экономическая история и история экономических учений: учебник [для студентов вузов] – М.: ОМЕГА-Л, 2009.- 383с.

6.Гусейнов Р.М., Горбачева Ю.В., Рябцева В.М. История экономических учений: Учебник/ Под общ. Ред. Ю.В.Горбачевой.- М.: ИНФРА-М, Новосибирск: Сибирское согнлашение,2001.-252с.

7.История экономических учений (Современный этап): Учебник/Под общ. ред. А.Г.Худокормова.-М.:2009.-733с.

8.Корниенко О.В. История экономических учений: конспект лекций.- Ростов н / Д, 2005.-256с.

9.Кошелев А.Н. Краткий курс по истории и экономических учений: учебное пособие.- М.: Окей-книга,2008.-156с.

10.Левита Р.Я. История экономических учений/ Полный курс в кратком изложении.- М.:ИНФРА-М,2002.-224с.

11.Маркова А.Н., Федулов Ю.К. История экономических учений: Учебник для вузов. -ЮНИТИ,2009.-471с.

12.Потапова И.С. История экономических учений: учебное пособие.- Изд-во МГИУ,2008.-244с.

13.Рыжов И.В. История экономических у4чений: Учебник для студентов вузов.-М.:Перспектива,2004.-422с.

14.Сорвиров Б.В. История экономических учений: курс лекций. - М.: Издательство Экзамен.-2008.-382с.

15.Сурин А.И. История экономики и экономических учений: учебно-методическое пособие. - М.: Финансы и статистика,2002.-200с

16.Фомишин С. История экономических учений. - Ростов н / Дону: феникс,2008.-352с.

6. Материально-техничесrое обеспечение дисциплины

Раздаточный материал на лекциях, тесты для итогового контроля

7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

7.1.ВОПРОСЫ К зачету / ЭКЗАМЕНУ

1.Предмет, цель, задачи и практическое применение курса «История экономических учений»

2.Экономическая мысль Древнего Востока

3.Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима.

4.Экономическая мысль Средневековья. Фома Аквинский и его экономические взгляды.

5.Особенности экономической мысли средневековой Руси

6.Возникновение классической школы: П. Буагильбер и У. Петти

7.Экономические взгляды А. Смита

8.Д. Рикардо – экономист эпохи промышленной революции.

9.Последователи и оппоненты классической школы: Ж.-Б. Сэй и Т. Мальтус

10.Предпосылки возникновения марксизма

11.Исходные положения марксизма

12.Роль экономического учения К.Маркса

13.Маржинальная революция как переход от концепции классической экономической школы к неоклассической теории. Основные положения маржинализма.

14.Представители первого этапа маржинальной революции: К. Менгер, У.С.Джевонс, Л. Вальрас

15. Второй этап маржинальной революции: вклад В. Парето и Дж.Б.Кларка в маржиналистскую теорию

16.Экономическое учение А. Маршалла

17.Учение Д.М. Кейнса и переворот в экономической науке

18.Основныеположения «Общей теории занятости, процента и денег»

19.Значение работы Д.М.Кейнса «Общая тория занятости, процента денег»

20.Монетаризм: новые подходы к восстановлению экономического равновесия

21.Основные положения монетаристов

22.Сущность, этапы и течения институционализма.

23Социально психологический институционализм

24.Социально-правовое направление институционализма

25.Конъюнктурно-статистическое (эмпирическое) направление институционализма.

26.Значение институционализма

27. Туган- Барановский М.И.: теории экономического цикла и кооперативного движения

28.Создание российской экономико-математической школы: работы В.К.Дмитриева и Е.Е.Слуцкого

29..Канторович Л.В.: разработка теории линейного программирования

30.Концепция Чаянова А.В. семейно-трудового хозяйства и сельскохозяйственной кооперации.

31. Кондратьев Н.Д.: теория больших циклов конъюнктуры.

32.Фельдман Г.А.: модель условий оптимального соотношения роста двух основных подразделений общественного производства

8. Формы текущего и итогового контроля

Форма текущего контроля – опрос на семинарских занятиях, заслушивание и обсуждение докладов.

Форма итогового контроля – зачет.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 080507.65 – «Менеджмент организации».

Программу составила:

Лаврова Нина Григорьевна, к.э.н., доцент

Программа одобрена и утверждена на заседании кафедры экономики и менеджмента Протокол № от 2010г.

Министерство культуры Российской Федерации

Алтайский филиал федерального государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

Кафедра экономики и менеджмента

Учебно-методический комплекс дисциплины

История экономических учений

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА

080507.65 – «Менеджмент организации».

Ведущий лектор

ЛАВРОВА Н.Г, к.э.н, доцент

Барнаул

2010

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА

Т Е М А 1. Введение. Возникновение экономической мысли. Экономическая мысль Античности и Средневековья

План лекции

1.Предмет, цель, задачи и практическое применение курса «История экономических учений»

2.Экономическая мысль Древнего Востока

3.Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима.Аристотель о богатстве в натуральной и денежной форме - «хрематистике».

4.Экономическая мысль Средневековья. Фома Аквинский и его экономические взгляды.

5.Особенности экономической мысли средневековой Руси

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины «история экономических учений» для студентов, обучающихся по специальностям

    Учебно-методический комплекс
    080105.65 «Финансы и кредит» , 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» , 080502.65 «Экономика и управление на предприятии» , 030602.65 «Связи с общественностью»)
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины «История экономических учений» Для направления направлению 080500 «Менеджмент»

    Учебно-методический комплекс
    Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом направлению 080500 «Менеджмент»
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины История Кузбасса Для специальностей (1)

    Учебно-методический комплекс
    Для специальностей: 061 Государственное и муниципальное управление; 061500 Маркетинг; 061100 Менеджмент организации; 020300 Социология; 060400 Финансы и кредит; 060800 Экономика и управление на предприятии (по отраслям); 021100 Юриспруденция
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины История Кузбасса Для специальностей (2)

    Учебно-методический комплекс
    Для специальностей: 030501 – «Юриспруденция», 230102 – «Автоматизированные системы обработки информации и управления», 080109 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080105 – «Финансы и кредит», 080102 – «Мировая экономика», 080 –
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины История Кузбасса Для специальностей (3)

    Учебно-методический комплекс
    Для специальностей: 030501 – «Юриспруденция», 230102 – «Автоматизированные системы обработки информации и управления», 080109 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080105 – «Финансы и кредит», 080102 – «Мировая экономика», 080 –
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины История зарубежной литературы Специальность

    Учебно-методический комплекс
    1.1.1 Цель курса. Курс, основанный на современных достижениях российского и зарубежного литературоведения, имеет познавательную, интеллектуально-развивающую и мировоззренческую функции.
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины «История русской литературы» Специальности – 031001 «Филология»

    Экзаменационные билеты
    «История русской литературы» - дисциплина, которая является базовой для студентов-филологов: соответствующей ей курс читается на 1 курсе. В течении двух семестров.
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины история мировых цивилизаций

    Учебно-методический комплекс
    По специальности 080801 «Прикладная информатика (в экономике) является дисциплиной по выбору студента, установленных Ученым Советом вуза цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины: Этика и эстетика Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Этика и эстетика: Познакомить слушателей с понятиями «этика и эстетика». Выявить этические нормы в учениях учителей человечества: Конфуция, Будды, Моисея, Иисуса Христа, Мухаммада.

Другие похожие документы..