Гический словарь институт "открытое общество" мегапроект "Пушкинская библиотека" книги для российских библиотек москва педагогика-пресса 1999

Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, П86 Б. Г. Мещерякова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 440 с.: ил.

психо

ЛОГИЧЕСКИЙ

СЛОВАРЬ

ИНСТИТУТ "ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО"

МЕГАПРОЕКТ

"Пушкинская библиотека"

книги для российских библиотек

МОСКВА

«ПЕДАГОГИКА-ПРЕССА

1999

УДК 159.9 ББК 88я2 П86

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:

В. В. Давыдов, В. П. Зинченко, В. И. Лубовский, Б. Г. Мещеряков, В. М. Мунипов, Е. Е. Соколова, Д. А. Фарбер, Е. Д. Хомская

Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, П86 Б. Г. Мещерякова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 440 с.: ил.

ISBN 5-7155-0720-0

В словарь включено более 1200 статей, раскрывающих содержание терминов и понятий практически из всех разделов психологии (об­щей, возрастной, медицинской, инженерной, педагогической и т. д.).

Второе издание словаря существенно отличается от первого (М.: Пе­дагогика, 1983): для него специально написано более 300 статей, от­ражающих то новое, что возникло в психологической науке и практи­ке за последние 10 — 15 лет; он дополнен сведениями о выдающихся отечественных и зарубежных психологах.

Для психологов, педагогов, философов, работников народного обра­зования, преподавателей, студентов и аспирантов университетов.

УДК 159.9 ББК 88я2

© Издательство «Педагогика», 1983 © Составление, художественное оформление,

ГП издательство «Педагогика-Пресс», 1997, ISBN 5-7155-0720-0 1998,1999

ПРЕДИСЛОВИЕ

Создание словаря любой живой науки — задача в высшей степени неблагодарная. Полученный результат всегда уязвим для критики. С точки зрения работающего исследователя, какие-то термины уже утратили первоначальный смысл, какие-то не имеют прямого отноше­ния к психологии, какие-то значимые для читателя термины странным образом выпали из поля зрения составителей, наконец, каким-то тер­минам дана неадекватная, а то и ложная интерпретация. Авторы, ре­дакторы и издатели, конечно, примут подобную критику и претензии. Надеемся, что некоторым оправданием может служить наше желание скорее удовлетворить давно назревшую потребность в Психологиче­ском словаре. При этом мы исходили из мудрого правила: «Лучшее — враг хорошего». Конечно, можно было бы пойти по «большому кругу» и начать создавать словарь заново. Но это надолго задержало бы его выход в свет. Поэтому мы пошли по пути переиздания достаточно хо­рошего словаря, в адрес которого не высказывалось суровых оценок.

Психологический словарь был издан в 1983 г. Инициатива его созда­ния принадлежала Анатолию Александровичу Смирнову (1894 — 1980), который в 60-е гг. организовал небольшую группу энтузиастов во гла­ве с Николаем Ивановичем Жинкиным (1893 — 1979) для составления словника и работы над словарем. Таким образом, работа над ним про­должалась более 20 лет. Не только А. А. Смирнову и Н. И. Жинкину, но и многим авторам, в числе которых Б. М. Теплое, П. А. Шеварев, А. Р. Лурия,А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко,Л. И. Бо-лсович, Н. А. Менчинская и др., не довелось дожить до выхода его в свет. Сейчас трудно сказать, почему Словарь не был издан на рубеже 60 — 70-х гг. К нему вернулось по настоянию того же А. А. Смирнова другое поколение психологов. Основу словаря сохранили, она была достаточно добротной. Аналогично происходило его обновление и се­годня.

Настоящее издание существенно дополнено и переработано как ны­не здравствующими авторами первого издания, так и новыми. При ре­дактировании сняты считавшиеся когда-то незыблемыми, а сейчас оказавшиеся вполне ситуативными идеологические штампы, чрезмер­ное восхваление советской науки, которое и тогда уже выглядело до­вольно комичным, тем более что реальные достижения отечественной науки в нем не нуждались. А такие достижения действительно имелись, и было их не так уж мало. Во всяком случае за годы так называемой пе­рестройки принципиально нового и сравнимого по значимости с ре­зультатами, полученными в научных школах Б. Г. Ананьева, П. П. Блонского, Л. И. Божович, В. А. Вагнера, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, Н. Ф. Добрынина, Н. И. Жинкина, А. В. Запорожца, Б. В. Зейгарник, П. И. Зинченко, Г. С. Костюка, С. В. Кравкова, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, А. Р. Лурия, Н. А. Менчинской, В. С. Мерлина, В. Н. Мясищева, В. Д. Небылицына, С. Л. Рубинштей-

3

на, А. А. Смирнова, Б. М. Теплова, Д. Н. Узнадзе, Г. И. Челпанова, Г. Г. Шпета, Д. Г. Элькина,Д Б. Эльконина, практически нет. Этим на­следием опасно пренебрегать. Ветви без корней чахнут. Память дана, чтобы помнить, в том числе и о том, в какое время жили и творили названные ученые. И тем не менее они создали свою эпоху в развитии отечественной психологии, которая продолжается, правда, не в коллек­тивном сознании психологии (она сегодня без царя в голове), а в инди­видуальном. Может быть, это и не плохо. Стадный инстинкт в науке гу­бителен. Вопреки представлениям А. Н. Леонтьева, психология разви­вается не в ствол, а в куст. Возникли многие новые точки приложения ее усилий, академическая психология ушла в тень, наступила «методо­логическая передышка», исчезли «концептоманы», теоретические изы­ски оказались не в чести. Прошла пора, когда «каждый сам себе Выгот­ский», как заметила как-то Б. В. Зейгарник. И вместе со всем этим по­явилось новое разнообразие, которое делает психологию более остой­чивой, чем прежде.

И с этой точки зрения предлагаемый читателю Психологический словарь имеет существенные изъяны. Он не в полной мере охватывает появившиеся и размножающиеся новые отрасли психологии (менедж­мент, рекламу, диагностику, тесты, политическую психологию, этно­психологию, экологическую психологию и пр.). Весьма скромно представлены в нем развившаяся социальная психология, эргономика, зоопсихология. Необходимы отраслевые словари, нужна и Психологи­ческая энциклопедия, над которой уже началась работа.

Подготовка нового издания словаря велась в исключительно сжатые сроки, что потребовало от многих авторов самоотверженной напря­женной работы. Все они заслуживают благодарности редакторов, изда­тельства и читателей. Также следует отметить существенную помощь на этапе редактирования, которую оказала ст. науч. сотр. Центра со­циологии образования РАО И. А. Мещерякова.

В. П. Зинченко

А

А. А. (или Эй. Эй., от англ. сокраще­ния А. А. — Alcoholic Anonymous — Ано­нимные Алкоголики) —добровольное «со­дружество мужчин и женщин, которых объединяет опыт, воля и общее желание излечиться от алкоголизма самим и по­мочь в этом другим». А. А. — уникальные непрофессиональные, неформальные пси­хотерапевтические группы само- и взаимо­помощи.

А. А. возникли в США в 1935 г. Ини­циатором выступил алкоголик-бизнесмен, который пытался бросить пить и на своем опыте понял, что гораздо легче переносить абстинентный синдром, помогая другим сделать то же самое. Движение охватило свыше 1 млн. человек более чем из 110 стран и в конце 80-х гг. стало проникать в Россию. Многие медики, психотерапевты и психологи позитивно оценивают А. А. Американская ассоциация врачей в 1967 г. объявила членство в группах самым эф­фективным методом лечения алкоголизма. А. А. — свободное сообщество: нет ни чет­кой структуры (каждая группа действует самостоятельно); ни центрального руко­водства (только некоторая координация);

ни процедуры вступления (достаточно же­лать бросить пить и посещать встречи группы); ни каких бы то ни было взносов (только добровольные пожертвования), ни обязательности посещения собраний. Чле­ны А. А. различаются полом, возрастом, национальностью, семейным, имущест­венным, социальным положением, вероис­поведанием, алкогольным стажем и пр., объединяет их лишь общий подход к про­блеме алкоголизма. Алкоголизм рассмат­ривается как прогрессирующая болезнь, которую нельзя излечить, но при сильном желании можно купировать.

Успех деятельности А. А. определяется целым рядом факторов: 1. Хорошо извест­но, что в лечении алкоголизма одна из наиболее трудных проблем — преодолеть психологическую защиту больного и убе­дить его в необходимости лечения. В А. А. неофит начинает именно с осознания себя как алкоголика. Человек может быть либо алкоголиком, либо неалкоголиком; «уме­ренный алкоголик» — это иллюзия. Пони­мание этого — первый шаг к освобожде­

нию от алкогольной зависимости. Поэто­му первая из 12 заповедей гласит: «Мы признали, что алкоголизм подчинил нас себе и что он, а не мы, распоряжается на­шими судьбами». 2. Принцип анонимно­сти является важным фактором для испы­тывающих стыд или страх перед тем, что соседи, коллеги, начальство узнают об их алкоголизме, Естественно, члены группы не встречаются в масках и знают друг дру­га, но они не должны раскрывать имени других без их согласия. 3. А. А. не требует невозможного, напр. клятвы не пить до конца дней или даже «завтра». Они ставят сложную, но выполнимую «программу на сутки» — не пить «сегодня». А. А. знают, что практически всегда существует опас­ность рецидива («срыва»). 4. Психотера­певтический эффект группы является след­ствием того, что каждый А. А., борясь с собственной тягой к алкоголю, стремится помочь другим. Общность проблем и ин­тересов приводит к обмену опытом, вза­имной поддержке. Кроме того, собираясь вместе, развлекаясь, знакомясь семьями, А. А. тем самым образуют «безалкоголь­ный микросоциум» в «алкогольном мире». 5. Принципы А. А. кратко и доступно сформулированы в «12 заповедях» и «12 традициях», а подробно — в ряде книг («alcoholics Anonymous», «Twelve Steps and Twelve Traditions», «The A. A. Way of Life» и др.); специальном журнале, многочис­ленных брошюрах, (см. также Ал-Анон).

АБАЗИЯ (от греч. а — отрицат. части­ца, basis ходьба) — нарушение способ­ности ходить при сохранности других дви­жений ног; встречается чаще при истерии.

АБЕРРАЦИЯ (от лат. abenatio — ук­лонение) —явление, заключающееся в том, что световые лучи, испускаемые точечным источником света, после прохождения че­рез линзу не пересекаются в одной точке, а дают расплывчатое изображение. При сфе­рической А. лучи света, прошедшие через периферическую часть линзы, собираются в фокус ближе за линзой (в глазу челове­ка — за хрусталиком), чем лучи, прошед­шие через центральную часть линзы. При хроматической А. фокус коротковолновых лучей спектра (сине-фиолетовых) находит­ся ближе фокуса длинноволновых (красно-оранжевых). В глазу человека существует как сферическая, так и хроматическая А.

5

АБЕРРАЦИЯ ПОЛОВАЯ — см.

Половые извращения.

АБСОЛЮТНЫЙ ПОРОГ — раз­новидность сенсорного порога. Как поня­тие традиционной психофизики означает такую величину раздражителя, выше кото­рой его предъявление вызывает ответную реакцию (обычно осознанное ощущение) и ниже которой он перестает воспринимать­ся. Операциональные значения А. п., полу­чаемые с помощью метода постоянных раздражителей, метода минимальных из­менений или, весьма редко, с помощью ме­тода средней ошибки, со времен основателя психофизики Г. Фехнера используются в качестве показателя чувствительности сен­сорной системы (см.).

АБСОЛЮТНЫЙ СЛУХ - способ­ность правильно определять и воспроизво­дить голосом высоту отдельных звуков без соотнесения их с др. звуками, высота кото­рых известна.

А. с. — это не абсолютное развитие му­зыкального слуха вообще, а особая форма восприятия звуков. Лица без А. с. при опре­деленных условиях могут хорошо узнавать высоту тонов, напр. сравнивая заданный звук с самым высоким или самым низким звуком собственного голоса (т, н. псевдо­абсолютный слух). Лица с А. с. могут узна­вать и правильно называть музыкальные тоны без вспомогательных звуковысотных отношений и «внутреннего пения».

По данным исследователей, время оп­ределения высоты звуков у людей с А. с. значительно короче, чем у не обладающих этой способностью (от 0,4 до 0,7 с у первых и несколько секунд у вторых). Точность А. с. максимальна в средних регистрах и минимальна в крайних.

Различают пассивный А. с., когда испы­туемый правильно определяет высоту слы­шимого звука, но не может воспроизвести ее голосом по заданному названию, и ак­тивный А. с., когда он может и называть, и воспроизводить звуки по их высоте.

А. с. обычно обнаруживается в раннем школьном, а иногда и в дошкольном воз­расте.

АБСТРАКЦИЯ (от лат. abstractio — отвлечение) — один из основных процес­сов умственной деятельности человека, по­зволяющий мысленно вычленить и превра­тить в самостоятельный объект рассмотре-

6

ния отдельные свойства, стороны или со­стояния предмета. Иногда под А. понима­ется лишь результат этого процесса абст­рагирования, т. е. уже вычлененное и са­мостоятельное, в «чистом виде» рассмат­риваемое свойство предмета. Способность к А. позволяет человеку мысленно ориен­тироваться на такое свойство, устойчивое выделение которого служит условием ре­шения соответствующей задачи (в этом плане А. тесно связана с процессом внима­ния (см.).

А. лежит в основе процессов обобщения (см.) и образования понятий. Эмпириче­скому и теоретическому уровням мышле­ния соответствуют формальная и содержа­тельная абстракции.

Формальная А. состоит в вычленении таких свойств предмета, которые сами по себе и независимо от него не существуют. Такое отчленение и изолированное выра­жение его результата возможно только в мысленном плане (в абстракции). Так, гео­метрическая форма тела сама по себе ре­ально не существует и от тела отделиться не может. Но благодаря формальной А. она мысленно выделяется, фиксируется, напр., с помощью чертежа и самостоятель­но рассматривается в своих особых свой­ствах. Одна из основных функций такой А. заключается в выделении общих свойств некоторого множества предметов и в фик­сации этих свойств каким-либо знаком (чаще всего словесным или чертежом). А. такого вида называется обобщающей. Комплекс абстрагированных свойств (формальное общее) становится предста­вителем соответствующего класса предме­тов и позволяет отличить этот класс от всех других (напр., все тела прямоуголь­ной формы отличить от тел других форм). Этот комплекс, фиксированный каким-ли­бо знаком, становится его значением. На основе системы взаимосвязанных значе­ний эмпирическое мышление строит раз­личные классификации, каталоги и опре­делители, которые позволяют человеку в сокращенном виде охватывать чувствен­ное многообразие предметов сообразно их общим свойствам. Значения слов повсе­дневного языка и специальных слов-тер­минов, создаваемые на основе формаль­ной А., являются носителями таких сокра­щений.

Содержательная А. вычленяет те свой­ства, стороны и состояния предмета, кото­

рые сами по себе обладают относительной самостоятельностью. Эта А. отражает ста­новление подобной самостоятельности и его результат, имеющий форму сравни­тельно простого и однородного состояния.

«Абстрактное» как результат А. обо­значает, т. о., нечто выделенное, односто­роннее, простое, приобретшее относитель­ную самостоятельность внутри сложной системы. Ему противостоит «конкретное» как нечто целостное, взаимосвязанное, многостороннее и сложное. Развитое мыш­ление человека первоначально образует различные А., а затем на их основе путем конкретизации воспроизводит эту целост­ность (мысленное конкретное). Такое мышление одновременно и абстрактное (осуществляется в форме А.) и конкретное (движется к конкретному и воспроизводит его). В этом единстве противоположных моментов состоит диалектика теоретиче­ского мышления.

  1. Математика.

    Документ
    1. Алгебра и начала анализа. 10 класс:Учебник для общеобра­зовательных учреждений/ [ С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н.Решетников, А. В. Шевкин].-М.
  2. Мастерская чтения: новые идеи и успешные технологии

    Книга
    В ноябре 2006 г., в преддверии Национального года чтения и русского языка, руководители и специалисты детских и юношеских библиотек Уральского региона из Екатеринбурга и Свердловской области, Челябинска и Челябинской области, Перми
  3. Центральный федеральный округ (цфо) Белгородская область

    Документ
    Выступая 27 марта 2008 года на заседании областной Думы с отчетом «О выполнении программ социально-экономического развития области за 2007 год» губернатор Белгородской области Е.
  4. Отчетный доклад (5)

    Содержательный отчет
    Настоящий отчет подготовлен согласно ст. 27 (д) Устава РАН в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. № 233-р об утверждении Программы фундаментальных исследований государственных академий
  5. Академии наук

    Реферат
    6.Актуальные про-блемы физики кон-денсированных сред, в том числе кванто-вой макрофизики, мезоскопики, физики наноструктур, спин-троники, сверх-проводимости 79
  6. Основная образовательная программа начального, основного и среднего общего образования муниципального общеобразовательного учреждения

    Основная образовательная программа
    2.3.6. Этапы организации социализации обучающихся, совместной деятельности образовательного учреждения с предприятиями, общественными организациями, системой дополнительного образования,
  7. Издание осуществлено в рамках программы «Пушкин» при поддержке Министерства иностранных дел Франции и Посольства Франции в России (1)

    Книга
    Б 91 Практический смысл / Пер. с фр.: А. Т. Бикбов, К. Д. Вознесенская, С. Н. Зенкин, Н. А. Шматко; Отв. ред. пер. и Послесл. Н. А. Шматко. — СПб.: Алетейя, 2001 г.

Другие похожие документы..