Проблемы организации уровневого образовательного процесса в высшей школе Москва 2010

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени Н.Э. БАУМАНА

Межотраслевой институт повышения квалификации кадров по новым направлениям техники и технологии

В.А. Богословский, Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтун, С.В. Коршунов, Н.И. Максимов, В.Л. Петров, Б.А. Сазонов, Д.В. Строганов, Ю.Г. Татур

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ ВУЗА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ УРОВНЕВОЙ

ПОДГОТОВКИ КАДРОВ НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

СТАНДАРТОВ.

Рекомендовано УМО по университетскому политехническому образованию в качестве учебно-методического пособия для слушателей курсов повышения квалификации по направлению «Проблемы организации уровневого образовательного процесса в высшей школе»

Москва 2010

УДК 378 ББК 74.202

Проектирование основных образовательных программ вуза при реализации уровневой подготовки кадров на основе федеральных государственных образовательных стандартов / Под ред. СВ. Коршунова. - М.: МИПК МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. - 212 с.

Учебно-методическое пособие содержит материалы для руководителей, учебно-методического персонала, преподавателей вузов по переходу на подготовку кадров с высшим профессиональным образованием в соответствии с принимаемыми в России федеральными государственными образовательными стандартами. В пособии дана характеристика реализации Болонского процесса в Российской Федерации, приведены комментарии принятых в 2007 г. федеральных законов в области образования (с учетом более поздних поправок), описана структура ФГОС и примерных основных образовательных программ на их основе. Даны рекомендации по формированию основных образовательных программ вузов в соответствии с компетентностным характером ФГОС, модульным построением образовательных программ и оценкой их трудоемкости в зачетных единицах. Изложены методические рекомендации по организации текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации, формированию фондов оценочных средств.

Данное учебно-методическое пособие подготовлено специалистами ведущих технических и классических университетов и Федерального института развития образования для проведения занятий по программе повышения квалификации на кафедре «Инновационные образовательные технологии в системе высшей школы» Межотраслевого института повышения квалификации МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Авторский коллектив:

Вадим Александрович Богословский,

Евгения Владимировна Караваева,

Елена Николаевна Ковтун,

Сергей Валерьевич Коршунов,

Николай Иванович Максимов,

Вадим Леонидович Петров,

Борис Алексеевич Сазонов

Дмитрий Викторович Строганов

Юрий Геннадиевич Татур

Учебно-методическое пособие

18ВМ

© Коллектив авторов-составителей, 2010 © МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010

2

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

106

3

  1. Виды и формы текущего контроля и промежуточной аттестации. 109

4

Введение

Настоящее учебное пособие, подготовленное специально для слушателей программ дополнительного образования (повышения квалификации) по направлению «Проблемы организации уровневого образовательного процесса в высшей школе», имеет целью:

  • ознакомить слушателей с сущностью и основными этапами реформ высшего профессионального образования в России, фактически начатых с сентября 2003 г. (момента присоединения Российской Федерации к странам, подписавшим Болонскую декларацию);

  • дать представление слушателям о базовых принципах, на которых строится единое европейское образовательное пространство (Болонский процесс);

  • разъяснить слушателям суть изменений в законодательной и нормативной базах системы российского высшего профессионального образования, произошедших в последние годы;

  • показать слушателям, как и в какой степени, использованы «болонские» подходы при разработке проектов федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) нового поколения;

  • дать слушателям методический инструментарий для проектирования основных образовательных программ вуза, реализующих ФГОС ВПО нового поколения (далее – ООП вуза нового поколения).

Читатель должен иметь в виду, что основной материал данного пособия подготовлен весной 2009 г. к началу занятий групп повышения квалификации, когда новые законодательные нормы (рассматриваемые в тексте) в полном объеме еще не вступили в действие, большая часть нормативных документов федерального значения, обеспечивающих реализацию этих норм, находилась в стадии формирования, проекты ФГОС ВПО нового поколения проходили экспертизу и находились на утверждении в Миобрнауки России, примерные основные образовательные программы, призванные дополнить и конкретизировать ФГОС, разрабатывались в учебно-методических объединениях (а их нормативный статус, структура и содержание являются до сих пор предметом дискуссии).

В начале 2009 г. норма закона предписывала российской системе ВПО перейти на новую систему подготовки кадров после 1 сентября 2009 г. Авторы данного издания, являясь разработчиками проектов ФГОС ВПО для направлений подготовки в области техники и технологии, естественных и гуманитарных наук, попытались помочь читателю

5

разобраться в сложившейся ситуации и максимально вооружить его методами и инструментарием для того, чтобы на нынешнем этапе развернуть в своем вузе деятельность по проектированию образовательных программ, реализующих требования новых законодательных норм и стандартов нового поколения.

Федеральные законы, принятые летом 2009 г. (№184-ФЗ от 18.07.2009 г.) и осенью (№260-ФЗ от 10.11.2009 г.), перенесли срок перехода на обучение по ФГОС ВПО на 1 января 2011 г. (прием на обучение по стандартам второго поколения заканчивается 30.12.2010 г.). Это обстоятельство дает возможность федеральным органам управления образованием закончить в 2010 г. разработку необходимых нормативных документов, переоформить лицензии и свидетельства аккредитации вузам по соответствующим программам, установить новые правила и контрольные цифры приема абитуриентов. А вузы получили время для более тщательной подготовки к переходу на новые образовательные стандарты, что требует разработки основных образовательных программ вузов в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными программами и примерными основными образовательными программами и проведения необходимых, весьма значительных, мероприятий по организации приема в вуз, организации учебного процесса, переоснащения лабораторий и модернизации информационной и учебно-методической базы.

При этом актуальность проведения курсов повышения квалификации для управленческого персонала и научно-педагогических работников вузов становится еще более значимой, о чем обстоятельно говорилось на коллегии Федерального агентства по образованию 26 января 2010 г.

Таким образом, данное учебное пособие фиксирует методические наработки авторов программы повышения квалификации и опыт проведения занятий весной и осенью 2009 г. Его можно рассматривать как первое издание из серии подобных учебно-методических материалов. Для слушателей 2010 г. будет подготовлено новое издание, которое учтет последние законодательные изменения и утвержденные нормативные документы в системе подготовки кадров высшего профессионального образования.

Авторы выражают большую благодарность начальнику отдела Научно-методического центра «Инженерное образование» МГТУ им. Н.Э. Баумана Е.В. Дербеневу за подготовку рукописи к изданию.

6

Глава 1. Болонский процесс и реформа российской системы образования.

Болонская декларация (1999 г.) и иные документы об образовании, принятые в последние годы в Европе, предусматривают создание единого европейского образовательного пространства, неотъемлемой частью которого является высшее профессиональное образование [1-5]. Необходимость создания подобного пространства в Европе продиктована прежде всего следующими факторами:

а) настоятельной потребностью сделать европейское образование конкуренто-
способным по отношению к образовательным системам Северной Америки, Австралии,
Юго-Восточной Азии и иных регионов, куда в настоящее время происходит значительный
отток обучающихся как из стран Европы, так и из государств «третьего мира»;

б) объективными закономерностями развития глобальной мировой экономики,
вынуждающими менять подходы к образованию и обучению.

В числе данных закономерностей значимы, прежде всего, следующие:

  • в профессиональной деятельности все большую роль играет информационный и творческий фактор; происходит «интеллектуализация» и «дематериализация» труда;

  • возрастает роль гибких краткосрочных проектов, для решения которых выгоднее иметь временные трудовые коллективы вместо постоянного персонала;

  • исчезает понятие стабильного профессионального роста – карьеры, сделанной на одном рабочем месте, в штате одного учреждения или предприятия;

  • однотипность и взаимозаменяемость работников уступает место персонализации профессиональных задач; ценится «нестандартизированный» характер рабочей силы;

  • утрачивается идентификация традиционных видов труда; разрушается замкнутость профессиональных каст, формируются «плавающие» границы профессий;

  • нарастает динамика и глобализация профессий; профессиональное образование утрачивает ориентировку на единственную дальнейшую специализацию и т.п.

Таким образом, происходит кардинальное изменение подходов к оценке профессиональных качеств работников. А потому сформировавшиеся ранее и реализуемые по сей день образовательные модели, рассчитанные в первую очередь на передачу теоретических знаний и профессиональных навыков, обеспечивающих стабильный карьерный рост и занятость в течение всего периода трудовой деятельности на одном или нескольких аналогичных рабочих местах, более не в состоянии обеспечить подготовку профессионалов, в которых нуждается современная экономика.

Исходя из этого, в рамках Болонского процесса было решено перенести акценты с содержания образования на результаты обучения. Образовательные модели разных

7

стран путем перехода на многоуровневую систему подготовки (бакалавр–магистр– доктор), сопоставимые классификаторы образовательных программ и профессиональных квалификаций (базирующиеся на единой Европейской рамке квалификаций, ЕРК) и выдачу взаимно признаваемых документов об образовании предполагается сделать прозрачными, т.е. понятными для всех заинтересованных сторон. Суть договоренностей можно сформулировать следующим образом: из документов об образовании, выданных в любой стране – участнице Болонского процесса, должно быть ясно, чему именно и в какой степени (с какой глубиной) научился выпускник, какие профессиональные действия он способен совершать и на какие рабочие места может быть принят.

Результаты обучения предполагается описывать с помощью компетенций, представляющих собой динамичную совокупность знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, которую студент может продемонстрировать после завершения образовательной программы (или ее части). В отличие от традиционных для российского образования комплексов так называемых «ЗУНов» – знаний, умений и навыков, – которые ранее оценивались (как в совокупности, так и по отдельности) в процессе обучения и по его завершении, компетенции имеют комплексный характер и включают, кроме знаниевой компоненты, поведенческий аспект, то есть систему социальных, нравственных и профессиональных ориентиров, позволяющих выпускнику «правильно» (разумно, продуктивно, приемлемо для окружающих и т.п.) вести себя в различных ситуациях – профессиональных и внепрофессиональных.

  1. Диплом кт №063703. Москва. 18. 01. 2002 г., «Педагогические условия профессионального развития студентов колледжа»

    Дипломная работа
    Сведения об образовании: Высшее, Арзамасский государственный педагогический институт, 1998 г., специальность «математика», квалификация «учитель математики и физики».
  2. И программа издательство Московского государственного университета леса Москва 2010

    Программа
    Н 34 Научно-техническая конференция профессорско-преподавательского состава и аспирантов университета по итогам научно-исследовательских работ за 2009 г.
  3. Вузы, организующие повышение квалификации по приказу Рособразования от 23. 11. 2009 №2142

    Документ
    ВНИМАНИЕ! Во избежание недоразумений, всю информацию обязательно уточняйте у ответственного! В обязательном порядке ознакомьтесь с информацией в графе "Дополнительная информация, бланки, тексты программ и проч.
  4. Развитие взаимодействия субъектов образовательного процесса университета 13. 00. 01 − Общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат диссертации
    Осознание происходящих изменений помогает определить стратегию и тактику построения инновационного образовательного процесса в вузе на основе компетентностного подхода, что предполагает постановку образовательных целей в контексте развития у студентов
  5. Наличие программы информатизации школы. (Приложение 2) Использование икт в образовательном процессе, включая управление школой. (Приложение 3)

    Документ
    1. Проект «Обеспечение лицензионной поддержки стандартного базового пакета программного обеспечения для использования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» выполняется в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
  6. Отчет о работе кафедры социальной педагогики

    Содержательный отчет
  7. Москва 2010

    Документ
    Переход российских вузов на уровневую систему подготовки кадров в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: нормативно-методические аспекты
  8. Образовательная программа моу «Репьевская школа» среднего (полного) общего образования на 2011 -2015 годы

    Образовательная программа
    Образовательная программа является нормативно-управленческим документом МОУ «Репьевская школа», характеризует специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса.
  9. Образовательная программа. Программа развития школы

    Образовательная программа
    История ГОУ СОШ № 938 насчитывает 27 лет плодотворной работы. Год основания образовательного учреждения 1984 г. За годы своего существования школой руководило два директора: Евдокимова Ирина Геннадьевна до 1987 года Рыбкина Т.

Другие похожие документы..