Планы семинарских занятий по предмету «Конституционное право России» Семинар по теме Конституционное право ведущая отрасль права (2 часа)

Планы семинарских занятий по предмету

«Конституционное право России»

Семинар по теме 1. Конституционное право – ведущая отрасль права (2 часа)

Вопросы семинара:

  1. Какие общественные отношения регулирует Конституция Российской Федерации?

  2. Что изучает наука конституционного права? В чем сходство и отличие конституционного и государственного права?

  3. В чем состоит специфика конституционно-правовых норм?

  4. Какими методами регулируются конституционно-правовые отношения?

  5. Как появилась и развивалось наука конституционного (государственного) права в России?

Практические задания:

1. Найтив Конституции РФ нормы, детально регулирующие конституционно-правовые отношения, а также нормы-принципы и нормы общего регулирования, которые затем получают конкретизацию в правовых актах других отраслей права.

Примером конституционной нормы, детально регулирующей общественные отношения, является ч.1 ст. 107 Конституции РФ.

Примером конституционной нормы-принципа является ч.1 ст.7 Конституции РФ.

Примером конституционной нормы общего регулирования является ч.1 ст. 8 Конституции РФ.

2. Составить таблицу порядка опубликования и вступления в силу правовых актов федеральных органов государственной власти. В таблице должны быть отражены срок официального опубликования со дня подписания, срок вступления в силу со дня первого официального опубликования и источники опубликования федеральных конституционных законов, федеральных законов, постановлений палат Федерального Собрания, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Таблица составляется с учетом Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», Указа Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

Семинар по теме 2. Источники конституционного права (2 часа)

Вопросы семинара:

Что такое источник права? В чем смысл этой правовой категории?

Каковы виды и отличительные особенности источников конституционного права?

Какие законы предусмотрены Конституцией РФ? Все ли виды законов названы в Конституции РФ?

Какие общественные отношения регулируются подзаконными актами?

Являются ли судебные решения источниками конституционного права? Если являются, то всякие ли?

Зачем нужно толковать нормы Конституции РФ, кто вправе и в каком порядке это делать?

Практические задания:

1. Со ссылками на статьи Конституции РФ выписать перечень вопросов, по которым Конституция РФ предусматривает принятие федеральных конституционных законов. Все ли конституционные законы приняты? Является ли конституционный перечень таких законов исчерпывающим?

2. Назвать статьи Конституции РФ, которые толковались Конституционным Судом РФ. Три постановления на свой выбор студенты должны прочитать и на основе Конституции РФ и Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» ответить на вопрос, творит ли Конституционный Суд РФ право? Если да, то необходимо привести примеры созданных Судом норм права, определить их юридическую силу, доказать, что эти нормы становятся составной частью Конституции РФ? Какой орган вправе отменить, изменить (дополнить) или оспорить данное Судом толкование Конституции РФ?

3. На основе Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», Постановления Конституционного Суда РФ по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126, 127 Конституции РФ, Постановления Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. № 6-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» ответьте на следующие вопросы: как должны поступать арбитражные суды и суды общей юрисдикции, если в ходе судебного разбирательства они придут к выводу о несоответствии Конституции РФ закона, подлежащего применению в конкретном деле? Могут ли суды признавать законы недействительными, если они, по их мнению, не соответствуют Конституции РФ?

4. Задачи:

  1. Во время обсуждения проекта Федерального закона о порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ одна из фракций Государственной Думы предложила установить 6-месячный срок рассмотрения конституционных поправок законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ. При этом факт нерассмотрения данного вопроса в указанный срок предлагалось расценивать как молчаливое одобрение конституционной поправки.

Вопросы: Дайте конституционно-правовую оценку предложениям фракции. В какие сроки и в каком порядке рассматриваются конституционные поправки в соответствии с действующим Федеральным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»?

  1. Президент РФ на основании решений государственных органов ряда субъектов РФ своими указами изменил ст.65 Конституции РФ (новые наименования республик, новый количественный состав субъектов РФ и их наименования).

Вопросы: Вправе ли Президент РФ вносить изменения в Конституцию РФ? Если да, то на каком правовом основании?

Семинар по теме 3. Конституция и форма государства. Конституция и конституционализм. Общая характеристика Конституции РФ (2 часа)

Вопросы семинара:

  1. Зачем нужны конституции современным государствам? Что такое конституционный строй?

  2. Прав ли был Ф. Лассаль в своем определении конституции?

  3. Каковы виды конституций в зависимости от разных критериев?

  4. Чем конституция отличается от закона? Какими основным свойствами должна обладать конституция?

  5. Какова внутренняя логика Конституции России 1993 года?

  6. Какую общую оценку можно дать Конституции РФ 1993 г.?

Практические задания:

1. Провести письменное сравнение Конституции РСФСР 12 апреля 1978 г. и Конституции РФ 1993 г. Для этого в виде двух колонок сравнить:

положения об основах общественного строя и политики Конституции РСФСР 1978 г. и основах конституционного строя Конституции РФ 1993 г.

содержание раздела «Государство и личность» Конституции РСФСР 1978 г. и главы «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ 1993 г.

положения о федеративном устройстве в Конституции РСФСР 1978 г. и Конституции РФ 1993 г.

принципы организации и функционирования системы государственных органов в Конституции РСФСР 1978 г. и Конституции РФ 1993 г.

порядок изменения и принятия Конституции РСФСР 1978 г. и Конституции РФ 1993 г.

2. Доклады:

  1. О позициях государствоведов и политических деятелей Ф. Лассаля, Е.В. Спекторского и В.И. Ленина. Материал можно найти в учебном пособии: Конституционное право. Общая часть. Учебное пособие в 2-х частях. Хрестоматия. Конституционно-правовая мысль XIX – начала XX века. 2-е изд., испр. и доп. Ч. II. –М.: Изд-во «Юридический колледж МГУ», 1996.

  2. О проекте Конституции, который был разработан Конституционной комиссией Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. Попытаться отстоять идеи составителей проекта. Проект был опубликован в «Российской газете» от 8 мая 1993 г.

  3. О проекте Конституции, который был разработан Президентом РФ. Попытаться отстоять идеи составителей проекта. Проект был опубликован в «Российской газете» от 24 июня 1993 г. и в «Московской правде» от 5 мая 1993 г.

  4. О проекте Конституции, который был разработан группой депутатов-коммунистов.Попытаться отстоять идеи составителей проекта. Проект был опубликован в «Российской газете» от 24 июня 1993 г.

Все названные проекты можно также найти в книге: Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. – М.: РЮИД, 1997.

Семинар по теме 4. Основы конституционного строя России (4 часа)

Вопросы семинара:

  1. Что такое конституционный строй?

  2. Что такое основы конституционного строя?

  3. Что такое суверенитет? Кому он принадлежит? Что вытекает из его признания?

  4. Какие основные ценности провозглашает российская Конституция?

  5. Чем демократическое государство отличается от правового?

  6. Что такое политическая конкуренция и какие для нее необходимы условия?

  7. Какие существуют механизмы контроля общества над властью?

  8. В чем суть федеративного государства?

  9. В чем суть социального государства?

  10. В чем суть светского государства?

Практические задания:

1. Используя положения Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» составить жалобу в Конституционный Суд РФ с целью проверки конституционности п.4 и п.5 ст. 61 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи со следующим делом:

21 сентября 2001 г. в городе Сергач Нижегородской области был проведен местный референдум по следующему вопросу: Согласны ли Вы со строительством в черте города нефтеперерабатывающего завода? В референдуме приняло участие 80 % избирателей, из них 90 % высказались против строительства. По жалобе вице-мэра Губкина И.А. городской суд отменил решение, принятое на референдуме, по основанию, указанному в абз.4 п.5 ст. 61 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Группа жителей г. Сергач решила обратиться в Конституционный Суд РФ с жалобой о признании неконституционными п.4 и п.5 ст.61 названного Федерального закона как допускающие возможность отмены судом решения, принятого на референдуме.

Обратите внимание на порядок обращения в Конституционный Суд РФ, какие субъекты могут обращаться в Конституционный Суд РФ, требования к запросу, ходатайству, жалобе и их допустимость (См. ст.ст. 36-39, 96-100 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Вместо жалобы в Конституционный Суд РФ можно составить правовое заключение, в котором в связи с изложенным делом дать конституционно-правовую оценку положений п.4 и п.5 ст. 61 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

2. Доклады:

  1. о формах непосредственной демократии на федеральном уровне;

  2. о формах непосредственной демократии на уровне субъектов РФ;

  3. о формах непосредственной демократии на уровне местного самоуправления.

3. Задачи:

  1. На съезде политической партии «Идущие рядом» в повестке дня стоял вопрос о порядке расходования финансовых средств, полученных от издательской деятельности партии и в качестве пожертвований от религиозной организации «Путь прославления». Большинством голосов было принято решение распределить финансовые средства между членами партии, которые могут использовать деньги на агитационную деятельность.

Вопросы: Найдите в задаче нарушения положений Федеральных законов «О политических партиях» и «О свободе совести и о религиозных объединениях»? Если вместо политической партии доходы по условиям задачи распределяются на съезде общественного движения, допустимо ли это по Федеральному закону «Об общественных объединениях»?

Семинар по теме 5. Конституционно-правовые основы взаимоотношений личности и государства (6 часов)

  1. Программа дисциплины «сравнительное правоведение (сравнительное конституционное право)» Направление030900. 68 «Юриспруденция» (1)

    Программа дисциплины
    Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умению студентов и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «проблемы теории государства и права» Для специальности 030501

    Учебно-методический комплекс
    понимать сущность и социальную значимость своей профессии, четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, занять основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь
  3. Рабочая программа дисциплины (модуля) «проблемы теории государства и права»

    Рабочая программа
    обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства.
  4. Методика преподавания начального курса математики История Москвы

    Учебно-методический комплекс
    Использование федеральных, региональных документов, периодической печати по вопросам защиты прав детей и правового регулирования сферы образования в РФ.
  5. Учебно-методический комплекс по опд. Ф. 15 «Конституционное право зарубежных стран» Направление подготовки

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран» составлен на основании «Положения об учебно-методическом комплексе», утвержденного приказом ректора ГОУ ВПО ВолГУ.
  6. Вузовская наука программы методики Графика дизайн фото мультимедиа игры Диссертации авторефераты

    Автореферат диссертации
    мы создаем новый проект в который войдут более 500 тыс. публикаций, аналогично представленным в этом каталоге. Вы всегда можете пожертвовать на развитие некоммерческого проекта Реквизиты: Яндекс-деньги 41001185 3 89 Библиотечное дело\
  7. Планы семинарских занятий (2)

    Документ
    Политическое, политика, функции политики, бихевиоризм, политологическая герменевтика, сравнительная политология, прикладные политические исследования, политическая парадигма, закономерности и законы политики, политические отношения,
  8. Планы семинарских занятий 70 Справочные материалы 80 Документы и задания к ним 90 раздел III. Россия в XVII xviii вв. 107

    Планы семинарских занятий
    Продолжительность курса - один семестр. Изучение дисциплины «Отечественная история», согласно учебному плану, предусматривает следующее распределение часов по видам учебных занятий:
  9. План семинарских занятий студентов очной формы обучения План семинарских занятий студентов заочной формы обучения

    Экзаменационные вопросы
    ОПД.Ф.05 Конституционное (государственное) право России. Понятие и предмет конституционного права; место российского конституционного права в системе права России; конституционное развитие России; Конституция РФ 1993 года; конституционные

Другие похожие документы..