Конспект урока. Организационный момент. Сообщение о целях и задачах урока. Психологическая подготовка к восприятию темы. Ребята, здравствуйте, садитесь, пожалуйста. Ярада видеть вас и наших гостей на сегодняшнем уроке

Тема«Сочинение-описание предметов (цветов)»

(урок развития речи).

Цель:

  • Обучать написанию сочинения-описания.

  • Обогащать словарь учащихся лексикой определенных тематических групп.

  • Способствовать овладению синонимическими средствами языка.

  • Обучать умению анализировать мини-тексты с целью определения связи между содержанием и отбором языковых средств.

  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

  • Воспитывать внимательное отношение к людям.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок развития речи.

Технология: на традиционной основе.

Оборудование: раздаточный материал (таблицы «Стили речи», «Типы речи», образец текстов различных типов, примерный план для написания сочинения); эпиграф, памятки, музыкальная композиция П.И. Чайковского «Вальс цветов», фотографии с изображением цветов.

Эпиграф: «Красота обладает силой и даром вносить мир в сердце».

М. Сервантес.

Конспект урока.

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение о целях и задачах урока. Психологическая подготовка к восприятию темы.

  • Ребята, здравствуйте, садитесь, пожалуйста. Я рада видеть вас и наших гостей на сегодняшнем уроке.

  • Дети, посмотрите в окно. Что вы там увидели? (Снег, темно, холодно…)

  • А что вы чувствуете, глядя на этот пейзаж? Какие чувства вами овладевают, какое настроение появляется?

  • А сейчас вернемся в наш уютный, теплый, светлый кабинет №88. Что вы чувствуете, сидя здесь сейчас? Каковы ваши ощущения, настроение?

  • Пронесем наше хорошее настроение на протяжении всего урока, оно поможет нам в написании сегодняшней творческой работы. Итак, у нас урок развития речи.

  • Что мы делаем на таких уроках? (Развиваем речь.)

  • Что значит развивать речь?(Ответы детей.)

  • Вы, наверное, догадались, что наш урок будет необычным, очень интересным, ярким, а главное, полезным (глядя на оформление класса). Мы вновь развиваем речь, учимся делать ее образной, выразительной, богатой, яркой и красивой. Но сегодня мы не просто развиваем ее , а будем работать над отдельными элементами, над одним из типов речи. Каким? Вспомним типы речи.

  • Когда мы о чем-то повествуем, рассказываем, наш текст отвечает на какой вопрос? Какой это тип речи?

  • А когда мы отвечаем текстом на вопрос « почему?», какой тип речи представлен нам?

  • А если текст отвечает на вопрос «какой?» и в нем говорится о признаках какого-либо предмета, как называется такой тип речи?

  • Молодцы, ребята. Наверное, вы сами сможете определить, чем мы займемся на уроке, о чем будем говорить. Итак, определим задачи урока (будем учиться описывать предмет, в данном случае – цветы).

  • Запишем в тетради дату и тему урока.

  1. Введение в тему. Беседа.

  • Итак , цветы. А цветы – это прежде всего красота.

  • Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Какие образы возникают? Что такое красота? Как она может проявляться? Где вы ее наблюдали, когда с ней встречались?

  • Да, красота обитает повсюду, везде окружает нас; красивы небо, дорога, трава, школа, класс, мальчики, девочки и т.д. Красивыми могут быть отношения между людьми, ваши замечательные ответы на уроках, умение общаться, слушать друг друга… То есть красота воплощается в разных формах. И одно из самых совершенных ее воплощений – цветы. Цветы – это самое прекрасное, что есть на земле. Они разные, но в них гармония красоты, любовь, они чудесны и загадочны.

  • Тысячелетиями люди пытались найти объяснение этому настоящему, живому чуду. Слагали легенды о неземном происхождении цветов, о волшебных превращениях сказочных и мифологических существ в изящные растения.

  1. Прослушивание легенд о цветах : хризантема , примула , незабудка , сирень ,гиацинт

( см.приложение).Легенды рассказывают заранее подготовленные ученики.

  1. Выборочный диктант.

  • Но, придумывая легенды и предания, человек нередко сам творит чудеса, и создания природы иногда бледнеют перед созданиями его рук. Анютины глазки, жасмин, хризантема и даже роза никогда бы не появились на нашей клумбе, если бы не труд… кого? (Садовода.)

  • Ребята, а что же делать, если человек живет в условиях, где невозможно вырастить цветы? Чем можно заменить естественные условия для выращивания цветов? (Построить теплицу, оранжерею.)

  • Что такое оранжерея? (Это теплое, застекленное помещение для выращивания растений, теплица.)

  • У вас на партах лежат тексты с названием «Оранжерея». Читаем текст. Задание: найти и выписать в тетрадь прилагательные – определения, которые помогают увидеть каждый цветок (см. приложение).

  • Проверяем, читаем определения.

  • Почему автор назвал цветы капризными? Что значит «капризный»? (С прихотью, с причудами.)

  1. Проверка домашнего задания.

  • Ребята, дома вы подготовили небольшие зарисовки о цветах, которые вам наиболее приятны, а может быть, о ваших любимых цветах. Я рекомендовала вам обратиться к различного рода словарям, справочникам, энциклопедиям с тем, чтобы вы могли найти материал о том, почему тот или иной цветок получил такое название.

  • Итак, слушаем и пытаемся понять, почему ученик выбрал именно этот цветок, чем он ему понравился, т.е. обращаем внимание на слова, помогающие определить отношение говорящего к своему высказыванию, это могут быть прилагательные-определения и оценочная лексика.

После прослушивания зарисовок заострить внимание учащихся на том, что не во всех текстах мы увидели отношение автора к цветку.

  1. Анализ текстов-образцов различных стилей.

  • А сейчас обратимся к текстам №1 и №2, которые лежат у вас на партах. Читаем тексты вслух.

  • Чем похожи тексты? Чем отличаются? В каком из двух видно отношение автора к цветку? (Описание ландыша.)

  • Где можно встретить такое описание, как в тексте №1? (В научной литературе.) А такое, как в тексте №2? (В художественной книге.)

  • В каком из текстов описание ландыша более сочное, яркое, красивое? А за счет чего создается яркость, красочность, образность описания? (Прилагательные.)

  • Посчитайте и скажите, какая часть речи преобладает в тексте? (Прилагательные.) Какой части речи совсем нет? Почему? А по какой причине прилагательное оказывает такое влияние на текст? (Потому что прилагательное обозначает признак предмета.)

  • Как называются образные прилагательные? (Это эпитеты.)

  • Найдите эпитеты и другие художественные средства языка в тексте.

  • Выразительное чтение стихотворения С.Я. Маршака «Ландыш».

  1. Выполнение творческой работы – зарисовка «Цветочная фантазия».

    • Красота, цветы – это всегда вдохновение, полет творческой мысли. О красоте, о цветах слагают стихи, песни, изображают на холсте красками, пишут музыку. У каждого из создателей прекрасного свое орудие: у художника – кисть, у музыканта – ноты и инструменты, у поэтов и писателей – слово. Но мы-то с вами на уроке русского языка, поэтому будем «орудовать словом». Итак, объявляется конкурс на лучшего художника слова, назовем его «Цветочная фантазия».

    • Но прежде чем будем писать, послушаем музыкальную композицию П.И. Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик». Закройте глаза и мысленно перенеситесь в прекрасный мир музыки, цветов , мир запахов, красок, ощущений. Ребята, это вальс, посмотрите, автор относится к цветам как к людям. Слушая музыку, представьте себе какой-нибудь цветок, как он выглядит, с чем можно сравнить, на какого человека похож. (Прослушивание.)

Тихо повторно включить музыку, ребята пишут. Тем, кому трудно выполнять работу, предлагается примерный план ( см.приложение).

  1. Чтение ученических работ – зарисовок (без комментария).

  • А вот как удалось передать характер цветов художнику Ивану Хруцкову. Читает учитель «Характеры цветов» (см. приложение).

  1. Итог урока.

    • Какие задачи ставились перед нами на уроке?

(Создать текст, тип речи – описание.)

  • В каком стиле? (В художественном.)

  • А почему ваше описание художественное?

(Потому что это образное описание, которое создавалось при помощи художественных средств языка, в каждой миниатюре проявилась ваша творческая индивидуальность.)

-Что вам особенно понравилось на уроке? Что вы делали с большим удовольствием, а что с меньшим?

-Как мы с вами поработали, как слушали друг друга? Можно ли сказать, что мы работали красиво? (Обращение к эпиграфу.)

  1. Комментирование оценок учащихся.

Описание методической разработки.

1.Тема « Сочинение – описание предметов ( цветов )».

2.Вид урока : урок развития речи.

Тип урока : изучение нового материала.

Технология : на традиционной основе.

Программа ,учебный комплекс под редакцией В. В. Бабайцевой.

Учебник для общеобразовательных учреждений Е.И.Никитиной «Русская речь: Развитие речи.5 класс».

Место урока в системе уроков по теме « Типы речи : повествование , описание , рассуждение».

3.Русский язык.

4.5 класс.

5.Классно-урочная.

6.Описание разработки.

Выбор данного типа урока продиктован дидактическими целями занятия, которые поставлены с учетом программных требований , возрастных особенностей учащихся, необходимого уровня знаний и умений учащихся, места урока в системе уроков по данной теме.

На уроке ребята учатся составлению микротекстов-описаний в художественном стиле; формируются умения устанавливать логические связи между предложениями, осмысливать слова и фразы в контексте ,способность воспринимать информацию ,содержащуюся в тексте , понимать авторскую позицию , развиваются навыки смыслового анализа текста , определение типа , стиля речи ,нахождение и определение наиболее типичных средств выразительности и использование их в своих текстах-миниатюрах. На всех этапах урока осуществляется связь со знаниями детей по данной теме, полученными на предыдущих уроках.

Структура урока соответствует целям, задачам, типу и виду урока, этапы логически последовательны и взаимосвязаны.

На данном уроке мотивация процесса обучения осуществляется на всех этапах: вступительное слово учителя, беседа о красоте и цветах, анализ текстов разных стилей, чтение стихотворения, при проверке домашнего задания и выполнении задания выборочного диктанта, во время прослушивания легенд о цветах.

Специфике урока соответствует уровень трудности, содержание материала, виды, методы и приемы работы. На уроке применяются следующие методы:

  • Словесный (беседа, вступительное слово учителя, сообщения учеников, выразительное чтение стихотворения).

  • Практический (творческая работа школьников, анализ тестов-образцов).

  • Наглядный (изображения цветов, образцы тестов, памятки).

Используются разные виды работ: фронтальная, коллективная, самостоятельная. На уроке чередуются разные виды работ с учетом нарастания трудностей. Система методов, применяемая на уроке, положительно влияет на общее развитие школьников. Развиваются все виды речевой деятельности: говорение, слушание, чтение и письмо. Проводится работа по развитию учебно-научной речи, словарно-орфографическая работа и , главное, развитие творческих способностей учащихся. Раскрытию творческого потенциала, развитию детской фантазии способствует введение « музыкального» этапа урока - прослушивание композиции П.И. Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», которая настроит учащихся на «добрый лад», на полет творческой фантазии.

Сообщения детей (легенды о цветах), написание домашних заготовок позволят учащимся обратиться к словарям, справочникам, энциклопедиям с целью узнать о цветах что-нибудь интересное, новое; словарно-орфографическая работа, выборочный диктант, анализ текстов различных стилей обогатят словарь учащихся лексикой определенных тематических групп и способствуют овладению синонимичными средствами языка, развитию навыка по нахождению в художественных текстах выразительных средств языка и использованию их учащимися в своих собственных миниатюрах-зарисовках. Текст «Характеры цветов», прочитанный учителем в конце урока, приведет детей к написанию того, что цветы как люди, имеющие каждый свой характер, это живые существа, которые имеют право на любовь и бережное отношение к ним со стороны людей. Природа, красота помогут нам внимательнее относиться друг к другу, «внесут мир в сердце».

Приложение

Легенды о растениях

Гиацинт

Название цветка «гиацинт» по-гречески означает «цветок дождей», но греки одновременно называли его цветком печали и еще «цветком памяти» о Гиацинте. Юный сын царя Спарты Гиацинт был так прекрасен, что затмевал красотою даже богов-олимпийцев. Красивому юноше покровительствовали бог южного ветра Зефир и бог солнца Аполлон. Однажды Аполлон и Гиацинт состязались в метании диска. Все выше и выше вздымался бронзовый снаряд, но отдать предпочтение кому-либо из спортсменов было невозможно — Гиацинт ни в чем не уступал богу. Напрягая последние силы, метнул диск Аполлон под самые облака, но Зефир, опасаясь поражения друга, так сильно подул, что диск неожиданно ударил в лицо Гиацинту. Рана оказалась смертельной. Аполлон, опечаленный смертью юноши, превратил капли его крови в прекрасные цветы, чтобы память в нем вечно жила среди людей. Если смотреть на растение сбоку, то каждый его цветок напоминает две греческие буквы ипсилон (с которой начинается греческое имя Гиацинт) и перевернутую альфу. Как бы слились первые буквы Гиацинта и Аполлона.

Ирис

По легенде, первый ирис расцвел несколько миллионов лет назад на опушке субтропического леса в Юго-Восточной Азии.

Он был так прекрасен, что полюбоваться им собрались не только все звери, птицы и насекомые, но даже вода и ветер, которые затем и разнесли созревшие семена цветка по всему земному шару.

А когда семена проросли и расцвели, цветы ириса стали одними из любимых растений человека.

Флоренция лишь потому названа римлянами Флоренцией, что вокруг этого этрусского поселения в свое время в изобилии росли ирисы, а дословный перевод с латинского на русский «Флоренция» - означает «цветущая». Арабы еще в глубокой древности высаживали на могилах дикий ирис с белыми цветами. А в Древнем Египте его разводили еще в XVI—XV веках до нашей эры, и он был там символом красноречия. Из Египта цветок пожаловал в Испанию, Францию, Англию, Россию и другие страны.