Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Минобразования России)

113833, Москва, М-230, ГСП, ул. Люсиновская, 51

Телефон: 237-97-63; Факс: 924-69-89

Телетайп: 114027 КОНОИД

17.12.2001 -№ 9S7/13-13

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

ПО ВОПРОСАМ ОБУЧЕНИЯ

ИНФОРМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В связи с экспериментом по совершенствованию струк­туры и содержания общего образования, и начальной шко­лы в том числе, следует отметить основные характеристи­ки предмета информатики в начальном обучении как но­вой составляющей грамоты младших школьников.

1. Информатикав начальной школе представлена с 2002/03 учебного года как отдельный предмет, обладаю­щий собственной методикой изучения, имеющий свою структуру и содержание, неразрывно связанные с мини­мумом содержания предмета информатика, и информа­ционные технологии основной школы. Обучение инфор­матике во 2-4-х классах рекомендуется проводить учите­лям начальной школы.

2. Цели обучения информатике в начальной школе: формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с исполь­зованием компьютера.

Задачи обучения информатике в начальной школе.

- познакомить школьников с основными свойствами информации, научить приемам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении поставленных задач;

- дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных и коммуникационных тех­нологиях;

- дать представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и го­сударства.

3. Линии обучения информатике в начальной школе соответствуют линиям основной школы, но реализуются на пропедевтическом уровне.

Примерное содержание курса информатики в начальном обучении

Основы понятия информатики

Информация и ее свойства: смысл, описание, оценка. Роль человека в преобразовании и создании новой инфор­мации. Обработка, передача, хранение информации с по­мощью технических устройств. Виды информации: текст, число, изображение, звук. Способы организации инфор­мации: таблицы, схемы, каталоги и др. Организация дея­тельности человека по преобразованию информации. По­нятие об алгоритме. Свойства алгоритма. Исполнитель алгоритма. Команды. Предписания. Примеры алгоритмов.

Первоначальные представления о компьютере, ин­формационных и коммуникационных технологиях.

Компьютер как исполнитель алгоритма. Основные уст­ройства компьютера. Организация информации в компью­тере. Основные команды, понимаемые компьютером. Пре­образование числовой, текстовой, графической и звуковой информации с помощью компьютера. Хранение информа­ции с помощью компьютера. Передача информации с по­мощью компьютера. Компьютерные сети. Использование сетей для получения информации.

Информация в жизни общества и человека

Понятие об информационной деятельности человека. Организация обществен незначимой информации. Нрав­ственно-этические нормы работы с информацией. Поня­тие об информационной безопасности личности и госу­дарства.

4. Предмет информатика реализует межпредметные свя­зи, то есть при его изучении целесообразно практические задания по информатике наполнять различным предметным содержанием. Примерные темы для интеграции предметов в рамках практических заданий по информатике предложе­ны авторами комплектов, например, таких, как А.В. Горя-чев (со всеми предметами начального обучения, см. Прило­жение), А.Л. Семенов (проекты) и др.

Для начальной школы рекомендуется использовать учебники-тетради и рабочие тетради по информатике:

• по курсу информатики автора А.В. Горячева - учеб­ники-тетради № 1-4. Во 2-м классе используется учебник-тетрадь №2. Учебник-тетрадь № 1 может использоваться по желанию учителя в 1 -м классе на дополнительных за­нятиях.

• по курсу информатики автора А.Л. Семенова - новый комплект рабочих тетрадей для 2-4-го классов.

5. Практическая составляющая содержания предмета информатика формируется из задач по информатике с пред­метным содержанием (бескомпьютерная составляющая обучения) и компьютерных практических заданий. В свя­зи с этим требуется обеспечить доступ к средствам информационных технологий всех участников педагогического процесса в соответствии с уровнем оснащения школы.

6. Формы организации обучения информатике в начальной школе. Обучение информатике и информационным технологиям можно реализовать несколькими вариантами силами учителей начальной школы.

1-й вариант. Бескомпьютерное изучение информати­ки в рамках одного урока в интеграции с предметами.

Совместное обучение информатике с такими предме­тами, как математика, риторика, рисование, труд, музыка, окружающий мир, в бескомпьютерном варианте обучения возможно реализовать по схеме: один урок информатики и использование практических заданий в содержании дру-гих предметных уроков. Обучение проводит учитель на­чальных классов без деления класса на группы. Рекомен­дуется в расписании устанавливать урок информатики вслед или перед уроками, рекомендованными для интег­рации авторами пособий (см, Приложение).

2-й вариант. Организация компьютерной поддержки предмета информатика в рамках одного урока без деле­ния на группы.

В этом случае необходимо учитывать наличие компью­теров в начальной школе (например, компьютер учителя или 3—7 компьютеров в классе), электронных средств обу­чения и готовность учителей начальной школы к исполь­зованию компьютерной поддержки на уроках информатики. При обучении информатике с компьютерной поддерж­кой также возможно использовать интегрированный под­ход по схеме первого с использованием 15-минутного ком­пьютерного практикума. В этом случае практические за­нятия возможно провести несколько раз: на уроке инфор­матики с одной группой учащихся, на уроке по изучению других предметов - с другими группами с привлечением компьютерных программ из перечня электронных средств обучения, рекомендованных для начального обучения.

Компьютерный практикум может быть индивидуаль­ным (один ученик за одним компьютером) и демонстраци­онным. При этом компьютер учителя в классе может быть использован как "электронная" доска.

3-й вариант. Урок информатики с делением на группы в кабинете информатики школы в рамках одного урока.

При выборе школой формы обучения информатике с компьютерной поддержкой с использованием компьютер­ного кабинета школы (12 мест) рекомендуется привлекать к проведению урока информатики (1 час) учителя информа­тики школы для совместного параллельного проведения за­нятий двумя учителями: учителем начальной школы и учи­телем информатики блоками по 15 минут. Теоретическая часть для первой группы и компьютерная часть урока для второй группы соответственно, и наоборот.

При компьютерной поддержке обучения информатике необходимо соблюдать требования к оборудованию каби­нета вычислительной техникой (см. журнал "Информати­ка и образование" № 4, 5, 7, 10 - "Педагогико-эргономи-ческие условия безопасного и эффективного использова­ния средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования", И.В. Роберт и др., ИИО РАО), санитарные нормы организации труда детей за компьютером (см. СанПиН 2.2.2.542-96). Работу за компьютером следует заканчивать профилактическими упражнениями для зрения (1 мин) и осанки (1-2 мин).

7. Примерный тематический перечень электронных средств учебного назначения.

Рекомендуется компьютерную поддержку осуществлять электронными средствами учебного назначения сообразно планированию курса.

  • Компьютерные азбуки и буквари для ознакомления работы с текстом.

  • Клавиатурные тренажёры с ненавязчивой скоростью работы.

  • Компьютерные раскраски и геометрические конструкторы.

  • Компьютерные лабиринты для управления объектом.

  • Компьютерные мозаики.

  • Логические игры на компьютере.

  • Компьютерные энциклопедии, путешествия.

  • Компьютерные топологические схемы (района, метро).

  • Компьютерные учебники с иллюстрациями и заданиями (по технике безопасности, правилами движения), удовлетворяющие возможности использования фрагментами по 5 минут с дальнейшим обслуживанием.

  • Компьютерные вычислительные игровые и алгоритмические среды.

  • Компьютерные синтезаторы звука.

  • Игры-кроссворды и азбуки на компьютере на иностранных языках.

  • Компьютерные среды управления исполнителем.

Тематическое планирование учебного материала по программе «Информатика»

автора А.Л. Семёнова (2-й класс)

(1 час информатика и 1 час факультативное занятие)

Распределение часов, особенно на разделы: информационные технологии и социальная информатика, носит приблизительный характер, так как их количество зависит от уровня оснащения школы средствами ИКТ и степени интегрированности учебного процесса. На проектную деятельность могут быть использованы как часы информатики, так и часы других предметов. Информационные технологии изучаются в рамках проектной и другой учебной деятельности на различных предметах начальной школы. При выделении на курс информатики одного часа в неделю в кабинете информационных технологий необходимо проводить уроки, сочетая компьютерные занятия информационными технологиями с занятиями теоретической информатикой так, чтобы время работы с компьютером не превышало санитарные нормы.

2-й класс

Теоретическая информатика (34 часа)

  1. Правила игры. Правила работы с тетрадью и учебником, правила решения задач и пр. – 1час.

  2. Объекты курса: фигурки (геометрические объекты), бусины, буквы и цифры, области картинки. Свойства объектов – цвет, форма. Одинаковость объектов – 2 часа.

3. Цепочки (последовательности) - работа с цепочками бусин, цепочками букв и цепочками цифр, порядок объек­тов в последовательности. Одинаковые цепочки - 3 часа,

4. Построение объекта по заданным свойствам. Дост­раивание разных объектов до одинаковых. Выделение объекта по свойствам или образцу. Выделение пары объек­тов по заданным свойствам. Выделение труппы объектов, каждый из которых обладает заданным свойством, поня­тия все, каждый - 4 часа.

5. Утверждения, истинность, ложность, неопределен­ность утверждений в данной ситуации. Построение объек­та, для которого заданные утверждения имеют заданные значения - истина или ложь. Выделение подмножества объектов, удовлетворяющих одновременно двум свойствам. Начала классификации. Подсчет областей картинки (нача­ла топологий) - 4 часа.

6. Алфавитная цепочка, алфавитный порядок. Имена и значения. Частичный порядок - 4 часа.

7. Мешок объектов (мультимножество). Одинаковость мешков. Мешок бусин цепочки. Таблица мешка - 4 часа.

8. Индуктивные построения цепочек - восстановление/ построение цепочки по индуктивному описанию - 4 часа.

9. Буквы и знаки в русском тексте - прописные и строч­ные буквы, знаки препинания. Алфавитный порядок слов. Поиск заданного слова в словаре - 3 часа.

10. Исполнитель, система команд исполнителя, линей­ные программы - 5 часов.

Информационные технологии (30 часов)

1. Обращение с компьютером. Техника безопасности, гигиена - 1 час.

2. Навыки именования файлов, поиска, открытия. Орга­низация рабочего пространства (компьютерный стол и обычная парта). Запуск приложений. Простейшие опера­ции с информационными объектами - 6 часов.

3. Опыт создания информационных объектов (рису­нок, текст, звук, простейшая гиперструктура). Опыт фик­сации (записи) информационных объектов, конструиро­вания информационных (виртуальных и материальных) объектов - 8 часов.

4. Простейшие операции с информационными объек­тами. Опыт создания информационных объектов (рисунок, текст, звук). Опыт фиксации (записи) информационных объектов, конструирования информационных (виртуаль­ных и материальных) объектов - 10 часов.

5. Слепой клавиатурный ввод (от 10 до 15 часов в слу­чае интеграции с уроками русского языка).

Информационная культура (4 часа)

Материал изучается в рамках интеграции с другими предметами.

1. Информационные технологии в окружающем мире (телефон, справочники).

2. Словари.

  1. Формирование начальных навыков использования в своих написанных и произнесенных текстах мыслей других людей. Ссылки при цитировании.

Межпредметные связи в проектах.

Список проектов и время на его реализацию может варьироваться в зависимости от технических возможно­стей школы. Рекомендуемое время на работу над каждым проектом 2-4 часа.

1. Проект "Мое имя".

2. Проект "Моя семья".

3. Проект "Мои друзья. Записная книжка".

4. Проект "Я сам".

5. Проект "Наша сказка".

6. Проект "Наш класс", "Наш микрорайон".

Тематическое планирование учебного материала по программе "Информатика в играх и задачах" автора А.В. Горячева (2-й класс)


№ Тема урока

1 Признаки предметов

2 Описания предметов

3 Состав предметов

4 Действия предметов

  1. Симметрия

  2. Координатная сетка

7 Контрольная работа

8 Разбор контрольной работы

9 Повторение

10 Действия предметов

11 Обратные действия

12 Последовательность событий

13 Алгоритм

14 Ветвление

15 Контрольная работа

16 Разбор контрольной работы

17 Повторение

18 Множества. Элементы множества

19 Способы задания множеств

20 Сравнение множеств

Равенство множеств

Сравнение множеств по числу элементов

21 Отображение множеств

22 Кодирование

23 Вложенность (включение) множеств

24 Пересечение множеств

25 Объединение множеств

26 Контрольная работа

27 Разбор контрольной работы

28 Повторение

29 Понятия "истина" и "ложь"

30 Отрицания

31 Логические операции "и" и "или"

32 Графы, деревья

33 Комбинаторика

34 Контрольная работа

35 Разбор контрольной работы

36 Повторение

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Минобразования России)

113833, Москва,М-230, ГСП, ул. Люсиновская, 51

Телефон: 237-97-63; Факс: 924-69-89

Телетайп: 114027 КОНОИД

28.03.02 № 199/3

  1. Цели обучения информатике в начальной школе

    Документ
    1. Информатика в начальной школе представлена с 2002/03 учебного года как отдельный предмет, обладающий собственной методикой изучения, имеющий свою структуру и содержание, неразрывно связанные с минимумом содержания предмета информатика
  2. Методические материалы для учителей начальной школы 18 Методические материалы по преподаванию информатики и применению компьютерных технологий в младших классах 19

    Документ
    Сетевой проект Ассоциации Независимых Кураторов. На этом информационном сервере представлены участ­ники современного художе­ственного процесса со всей России, здесь можно найти их работы и отзывы о них, другие критические тексты, информацию
  3. Инструктивно-методическое письмо Министерства (2)

    Инструктивно-методическое письмо
    Министерство образования и науки Республики Татарстан об особенностях преподавания предметов федерального компонента государственного стандарта начального общего образования в условиях перехода на федеральный компонент государственных
  4. Инструктивно-методическое письмо Министерства (5)

    Инструктивно-методическое письмо
    Министерство образования и науки Республики Татарстан об особенностях преподавания предметов федерального компонента государственного стандарта начального общего образования в условиях перехода на федеральный компонент государственных
  5. Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения есаульская средняя общеобразовательная школа

    Программа
    "Самопознание и самореализация школьника в системе личностно - ориентированного обучения. Создание социо - культурного образовательного комплекса на базе общеобразовательной школы ".
  6. Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Кировском, Красносельском, Петродворцовом районах

    Документ
    Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Кировском,
  7. Рабочая программа дисциплины информатика с методикой преподавания для специальности 050709 Преподавание в начальных классах 2002 пояснительная записка

    Рабочая программа
    Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать умениями и планировать свою деятельность, и находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи, и строить информационную
  8. Рабочая программа дисциплины: «Информатика с методикой преподавания» Для специальности: 050709 «Преподавание в начальных классах»

    Рабочая программа
    Информатизация современного общества поставила перед средним педагогическим учреждением задачу подготовки студентов к преподаванию информатики в начальной школе.
  9. Рабочая программа дисциплины «Информатика с методикой преподавания» для специальности 0320 «Коррекционная педагогика в начальном образовании» Канск

    Рабочая программа
    Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 0320 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Другие похожие документы..