Философия Историческое развитие философии Основные направления и школы

Кто же эти Боги? Боги эти есть природные силы, персонифицированные в человеческих идеализированных формах, воплощенные в ярких антропоморфных образах. В силу этого публичные религиозные верования греков реализованы в форме натурализма, а человек, к которому эта религия обращена, призван следовать своей природе, не выходить за ее пределы. Сделать что-то во славу Бога – значит подтвердить свою природу.

Но не всех греков удовлетворяла публичная форма религии, поэтому развивались специфические религиозные верования - мистерии, т. е. обряды посвящения в тайное, сокровенное знание.

Наибольшее влияние на формирование античной философии оказала религия орфиков, основателем которой был древний поэт Орфей. Особенно важной у орфиков является проблема человека и новая интерпретация человеческого существования. Суть в том, что, начиная с Гомера, традиционная концепция полагала человека смертным и со смертью связывала конец его существования. Орфизм провозгласил бессмертие души, поэтому осмысливая человека в соответствии с дуалистической схемой, противополагал душу и тело.

Ядро орфических верований можно представить следующим образом:

а) в человеке временно пребывает божественное начало, некий демон (душа), оказавшаяся в теле по причине изначального греха;

б) этот демон не только предсуществует телу, но и не погибает вместе с телом. Он осужден к реинкарнации (перевоплощению) в последующих телах и через серию рождений должен искупить изначальный грех;

в) «орфическая жизнь» со своими путями и практиками есть жизнь уединенная и добродетельная, имеет целью положить конец циклу реинкарнаций и освободить душу от тела;

г) для очистившегося (посвященного в орфические мистерии) в ином мире обещана награда, для непосвященных – наказание.

Без орфизма нельзя объяснить ни Пифагора, ни Гераклита, ни Эмпедокла, ни большей доли платоновской мысли, т. е. большую часть античной философии.

Принципиальным отличием греческой философии от восточной является формирование научно-теоретической базы как основы философского знания, что связано с рациональным методом познания. Для философии значим лишь аргумент, логическая мотивация, логос (разум). Именно рациональный, теоретический, научный характер философии отличает ее от мифологического и религиозного мировоззрений.

Формирование греческой философии и науки шло одновременно. Первые греческие философы получили от египтян математические и геометрические знания, от вавилонян – астрономические, которые имели преимущественно практический характер. Греки трансформировали эти знания в общую теорию чисел, геометрических фигур, создав рациональную картину мира.

Возникновение философии обусловлено и духовной потребностью человека. Как утверждал Аристотель, потребность философствования, укоренена в самой природе человека: все люди стремятся знать, невозможно жить без этого. Люди стремятся к знанию, переполненные изумлением и восторгом; начало философствования в удивлении. В этом корень философии.

В самом слове «фило-софия» заложена и цель философских размышлений – постижение истины в ее чистом созерцании. По убеждению Аристотеля, люди, философствуя, ищут знание ради самого знания, а не ради какой-то практической пользы. Хотя все другие науки более необходимы, но лучше нет ни одной.

Традиция приписывает введение термина «фило-софия» Пифагору, который утверждал, что лишь для Бога возможна некая «софия», мудрость, т. е. обладание полной истиной, в то время как человеку остается лишь стремление к ней, любовь к мудрости.

Чего же добивались греки, возлюбившие мудрость и искавшие её?

Что касается содержания, то философия хочет объяснить тотальность, всеобщность вещей, реальность во всех ее частях и моментах. Уже вопрос первых философов «Что есть начало всех вещей?» - полагает предметом бытие, реальность как целое. Бытие как целое открывается через это первоначало, т. е. первое «почему» всех вещей.

Изначально тотальность реального виделась как «физис» (природа) и как космос, поэтому философская проблема выступала как космологическая. Первые философы – натуралисты ставили вопрос так: как возник космос? Каковы фазы его развития? Каковы изначально действующие в нем силы?

Но уже у софистов – другая картина. Космология оставлена на втором плане, главное внимание концентрируется на человеке, формируется моральная проблематика. Проблема мира и человека, их отношения, место человека в мире, смысл его бытия стали вечными проблемами философии.

§2. Досократовская философия

Досократовскую философию открывает эпоха семи мудрецов – VII в. до н. э. Постичь философское мышление этого периода весьма сложно, прежде всего потому, что произведения досократовских мыслителей сохранились только во фрагментах и лишь благодаря цитированию и критике позднейших античных авторов.

Наиболее интересным источником является труд Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», написанном в первой половине третьего века эры Христа, а также труды других авторов - Плутарха, Секста Эмпирика, Ипполита, Климента Александрийского, Стобея и Симплиция.

В числе семи мудрецов был Фалес из Милета (640-562 гг. до н. э.), которого называли выдающимся общественным деятелем, ученым и основателем первой философской школы - Милетской или Ионийской.

Фалес является основателем философии «физиса» (природы). Он сформулировал проблему «архэ», т. е. первопричины всего сущего. Первопричина выступает в качестве праосновы, т. е. того, из чего происходит все сущее, и того, во что все разрешается. Архэ есть некая существенность, остающаяся постоянной при всех превращениях. У досократиков «архэ» был божественным началом бытия и жизни всех вещей.

В качестве архэ Фалес полагал воду. Но не стоит думать, что вода Фалеса есть то, что мы пьем, что она из ряда физико-химических элементов. Фалес мыслил воду как «физис» - жидкий, текучий, а то, что мы пьем, - лишь одно из его состояний.

Фалес - «натуралист» в античном смысле слова, но совсем не «материалист» в современном понимании. Его вода соотносится с божественным началом. «Бог, - говорил он, - есть нечто самое древнее, ибо никем не рожден», поэтому он - основа всего. Фалесом вводится новая концепция божественного, в которой доминирует разум, из него можно вывести всех богов мифилогического пантеона. Когда Фалес утверждал, что «все полно богов», он хотел лишь сказать, что все пропитано первоначалом. А поскольку жизнь первична, то все живо и все имеет душу. Это античный - панпсихизм. С Фалесом человеческий логос стал уверенно осваивать универсум как целое, так и его части, которые стали объектом частных наук.

Учеником Фалеса был Анаксимандр (611-546 гг до н. э.). До нас дошел фрагмент из трактата «О природе», в котором Анаксимандр продолжил разработку «физиса», а проблему архэ решал с помощью понятия апейрон.

Термин «апейрон» означает нечто, лишенное границ как внешних, пространственных, так и внутренних - качественных. Как количественно и качественно неограниченный апейрон дает начало другим вещам, ограничивая их различным образом. Апейрон обнимает и окружает, управляет и поддерживает все в качестве детерминирующего; все вещи производятся им, сосуществуют с ним и в нем.

Апейрон выступает как божественное, ибо это архе бессмертно и неразрушимо, но не в духе Гомера, а в духе натурализма, физиса, ибо апейрон есть сущность мира, и является понятием пантеистического типа: апейрон как сущность растворен в природе.

Поскольку апейрон бесконечен, значит, бесконечны и миры, а наш земной мир является одним в ряду других миров, сосуществует с множеством миров.

Анаксимандр размышлял над проблемой генезиса космоса. В некоем моменте вечности возникли первые две противоположности: холодное и горячее. Холодное по первоначальной природе было жидким. Частично трансформированное огнем, оно образует воздух, периферийные сферы. Огненная сфера утраивается, рождая солнце, луну и звезды. Жидкий элемент, собираясь в земных впадинах, образует море. Земля, имеющая форму цилиндра, покоится в подвешенном состоянии по причине одинаковой удаленности всех частей, т. е. равновесия сил.

Из жидкого элемента под воздействием солнца рождаются первые организмы, элементарные структуры, из которых постепенно развиваются животные все более сложные. Идея о зарождении жизни в водной среде содержит примитивное понятие эволюции жизни. Этого достаточно, чтобы понять, как далеко логос уходит от мифа.

В том же Милете жил ученик Анаксимандра Анаксимен (585 - 524 гг. до н. э.). До нас дошли три фрагмента из его сочинения «О природе». Разрабатывая философию «физиса», Анаксимен полагал, что первоначало бесконечно, но это бесконечное - воздух, воздушная безграничная субстанция: «совсем как наша душа, - говорил он, - воздух поддерживает все и управляет всем; дыхание и воздух обнимают космос». По этой причине Анаксимен полагает воздух божественным, как и двое других милетцев, его предшественников.

Следуя необходимости ввести некий «физис», из которого были бы выводимы все вещи наиболее логичным и рациональным способом, Анаксимен нашел в воздушном элементе, благодаря его наиболее подвижной природе и постоянным изменениям, основу для вариаций и трансформаций. Конденсируясь, воздух охлаждается и превращается в воду, затем в землю; ослабляясь и расширяясь, он нагревается и становится огнем. Анаксимен вводит понятие динамической причины, которая неразрывно связана с «физисом», приводя его в гармонию.

Философию «физиса» разрабатывал Гераклит из Эфеса (540-480 гг. до н. э.). Он написал книгу «О природе», откуда до нас дошло множество фрагментов в виде серии афоризмов в туманном, трудно доступном пониманию стилем, за что его называли Гераклитом Темным.

Гераклит прежде всего обратил внимание на динамизм вещей: все вещи универсума возникают, растут и гибнут, все миры подчинены этому процессу. Динамизм вещей является производным от динамизма первоначала, от архэ. Поэтому Гераклита принято считать одним из основоположников диалектики.

Рассматривая состояние универсума, Гераклит утверждал «все движется», «все живет», ничто не остается неподвижным и постоянным, все изменяется и превращается без исключения. «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды»; «мы выходим и не входим в одну и ту же реку, мы те же самые и не те же самые».

Смысл этих фрагментов ясен: река видимым образом та же, между тем в реальности она состоит из воды всякий раз новой, которая пребывает и исчезает. Поэтому, входя в реку второй раз, мы омываемся уже другой водой. Но мы и сами меняемся: в момент полного погружения в реку мы уже другие, не те, что были.

Следующий важный момент философии Гераклита заключается в том, что первопричина архэ является единством противоположностей в самом себе и является источником развития универсума. Эти противоположности соединяются в гармонии: «Дорога вверх и дорога вниз есть та же самая дорога», «общее - конец и начало круга», «одно и то же - живое и мертвое». Итак, «все есть одно», а «из одного проистекает все».

Эта гармония «единства противоположностей» и есть Бог и божества: «Бог есть день-ночь, зима-лето, война и мир, сытость и голод».

Диалектика Гераклита укоренена в философии «физиса», поэтому за первосущность универсума он принимает огонь, все остальное - размен огня, и один огонь меняет все вещи, как товары, они - суть размен золота, и на золото меняются все вещи». Этот огонь подобен «молнии, всем управляющей», а то, что руководит, есть понимание, разум, логос, разумные законы.

В размышлениях о человеке Гераклит подчеркивал дуализм души и тела, причем главную роль отводил душе. Душа - огонь, а стало быть, душа наиболее сухая - наиболее мудрая, а безумие - это влажность, сырость. Никогда не отыскать границы души, сколько бы путей ее ни отслеживать, так как глубина ее - это ее логос. Гераклит возрождает идею орфиков о том, что телесная жизнь - умершвление души, а смерть тела взывает к жизни душу.

Новое понимание «физиса» разработал Пифагор с острова Самоса (570 - ок. 500 гг. до н. э.). Диоген Лаэртский сообщает, что Пифагор в юности беседовал с Фалесом, был в Египте и Вавилоне, где приобщился к знаниям жрецов. Вернувшись на Самос, Пифагор нашел родину под игом тирана Поликрата, поэтому отплыл на парусах в итальянский город Кротон, где создал свою школу, получившую название Пифагорейский союз, в котором было около 300 учеников. Политическим идеалом Пифагора была аристократическая республика, поэтому демократически настроенные кротонцы восстали против Пифагора, подожгли здание, где были пифагорейцы и в результате этого Пифагор погиб, но школа существовала еще долго.

Согласно Диогену Лаэртскому, Пифагор написал три книги: «О воспитании», «О делах общины», «О природе». Пифагору приписывается и целый ряд других трудов, которые создавались пифагорийской школой и, как тогда было в обычае, были подписаны именем руководителя школы. Деятельность Пифагорийского союза была окутана тайной, учение было доступно только посвященным, публикация работ запрещалась. Первым пифагорейцем, опубликовавшим свое сочинение, был Филолай современник Сократа.

Пифагор и его союз разработали философию «физиса» (натурфилософию) на основе математики и геометрии и научили видеть мир другими глазами: как порядок, совершенным образом проницаемый разумом.

Традиция утверждает, что уже в беседе с Фалесом Пифагор заявил: «Все есть число», тем самым за первосущность принял не природное первоначало (вода, воздух, огонь), а духовное образование - «число». Но если для нас «число» есть порождение человеческого разума, то для античной мысли «число» есть реальность самостоятельная, т. е. «физис» вещей.

Реально как «физис» существует числовой ряд, в который заложена божественная гармония, по образу которой Бог из хаотической материи построил космос - обустроенную, упорядоченную часть Вселенной.

За исходное число берется единица, Единое, что есть Бог. Богу противостоит Двоица - мертвая материя. Вхождение Бога в материю дает Троицу - сформированные три мира: Божественный, человеческий, природный. Число четыре означает, что природный и человеческий миры состоят из четырех элементов - огонь, воздух, земля, вода.

Совершенным, священным числом является десять, выступающее как сумма первых четырех чисел. Оно выражает единство Бога (Единица) и построенного мира, что обозначается кругом (О). Так возникла теория десятичной системы, которая работает и до сих пор.

На основе десятичной системы пифагорейцы осуществили фундаментальное описание космоса. Если число есть порядок, то все - это порядок: небо, земля, Боги и люди всегда поддерживаются порядком, и этот порядок есть Космос. Небеса, вращаясь согласно числовой гармонии, производят «божественную музыку сфер», которая реализуется в музыкальной гармонии.

Пифагор разработал учение о метемпсихозе, согласно которому душа по причине первородного греха вынуждена воплощаться в различные телесные существа, чтобы искупить свою вину.

Цель жизни человека - освободить душу от тела через ее очищение (катарсис). Путь очищения не только в добродетельной жизни, но, прежде всего, в науке, в постижении истины. Путь познания, поиск истины и блага и есть высшее очищение, что приводит к соединению с божественным.

Философию «физиса» завершают натурфилософские взгляды Левкиппа (500-440 гг до н. э.) и Демокрита (460-370 гг до н. э.), которые разработали атомистическое учение о бытии мира и человека.

Диоген Лаэртский сообщает, что Левкипп был родом из Милета, а Демокрит из Абдер. Левкиппу приписывают авторство книг «Великий диакосмос» и «Об уме», которые не сохранились. Демокрит написал более семидесяти работ из области физики, этики, математики, музыки, риторики, астрономии и т.д., которые снискали ему уважение всех выдающихся мыслителей древности, таких как Аристотель, Цицерон, Плутарх и других. До нас дошло лишь множество фрагментов его работ.

Сообщения античных авторов об учении Левкиппа в своем большинстве были тесно связаны со взглядами Демокрита, и многие авторы начинали свои сообщения словами «Левкипп и Демокрит говорили ...». Поэтому их взгляды рассматривают как единое целое.

Принципиально новое решение проблемы бытия связано с введением понятия атома, что по-гречески означает то, что не делится. Принципы атомистической теории сводятся к следующим основным положениям.

Атомы есть сущее, они размещаются и движутся в пустоте. Пустота есть условие существования и движения атомов, поэтому она есть небытие (не - сущее). Атомы характеризуются величиной, формой, порядком и положением. Они являются причиной вещей, которые возникают и гибнут благодаря их соединению и разъединению. Число атомов бесконечно, значит и количество миров, которые они образуют, так же бесконечно. Все миры рождаются, развиваются и затем разрушаются, чтобы дать источник другим мирам, а это происходит бесконечно и в силу необходимости.

Проблему бытия человека Левкипп-Демокрит рассматривали в русле атомистического учения. Тело и душа человека состоят из атомов, причем душа - это огненное соединение постигаемых разумом частиц, она имеет шаровидную форму, причем душа объявляется смертной, т. е. распадается на атомы вместе со смертью тела.

С душой человека связано решение проблемы познания. Утверждается, что существует чувственное и рациональное познание. Познание объясняется как результат контакта атомов тел, испускающих флюиды, с нашими чувствами. Знание, полученное с помощью рассуждения (разума), является подлинным. Знания, полученные с помощью чувств, называются темными, они есть лишь мнение о вещах.

Атомисты разработали этическое учение. Центральным в этике является «достижение доброй мысли». Главным средством достижения добродетели является убеждение и воспитание в духе нравственности, ибо принуждением человека нельзя сделать добрым. Мерилом нравственности должен быть сам человек.

  1. Программа дисциплины Философия для направления 080700. 62 Бизнес-информатика Утверждена

    Программа дисциплины
    ГСЭ.Ф.01 Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития.
  2. Рабочая программа по дисциплине «Философия» для студентов очной формы обучения всех специальностей (2)

    Рабочая программа
    Высшее техническое образование не может быть сведено только к овладению специальностью, сугубо профессиональными знаниями, а предполагает также социально-гуманитарную и, прежде всего, философскую подготовку будущих инженеров.
  3. Философия (8)

    Методические указания
    Философия. Программа, методические указания и задания для самостоятельной работы студентов заочной и заочно-ускоренной форм обучения. Составители: М.Л.
  4. Методические указания и контрольные задания по дисциплине «философия права» для студентов заочной формы обучения специальности 030501. 65 «Юриспруденция»

    Методические указания
    В условиях актуализации проблем современности, реформирования российского общества возрастает значение философского знания. Реальная диалектика перемен требует соответствующего опережающего совершенствования и оптимизации философской
  5. Предварительная программа Оргкомитет оставляет за собой право внесения изменений в предварительную программу

    Программа
    18 ноября 2010 года состоится официальное открытие Дней Петербургской философии – 2010, посвященных 70-летию Философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета.
  6. В. Г. Кушнаренко-Суртаева Магия Знаний Горно-Алтайск Серия «София Ургас» История развития Интеллекта и Сознания Человечества Земли

    Документ
    Первая Коренная Раса Земного Человечества не имела плотных тел и поэтому не оставила после себя материальных признаков своего существования. Это были прообразы людей, (их «электронные прообразы», так называемые «ЗАРОДЫШИ»).
  7. Рабочая программа по философии для специальностей: «Стоматология» 060105

    Рабочая программа
    В соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования и типовой программой по философии для студентов высших медицинских и фармацевтических учебных заведений.
  8. Программа вступительного экзамена по приему в магистратуру по специальности 6М020100 «Философия»

    Программа
    Объект и предмет изучения учебной дисциплины: Объектом изучения учебной дисциплины является философия как особая форма духовного производства в её культурно-историческом развитии и современном состоянии.
  9. Рабочая программа разработана для студентов, обучающихся по специальностям 351400 «Прикладная информатика»

    Рабочая программа
    Настоящая рабочая программа разработана для студентов, обучающихся по специальностям 351400 «Прикладная информатика», 220400 «Программное обеспечение ВТ и АС», 071900 «Информационные системы и технологии» и направлению 654600 «Информатика

Другие похожие документы..