Философия Историческое развитие философии Основные направления и школы

§ 4. Предмет философского исследования

Определение предмета и объекта исследования любой научной дисциплины является важнейшей ее характеристикой. По-видимому, даже яростные противники того, что философия является научной дисциплиной, согласятся с положением о том, что философия производит знание, и для нее характерно скорее познавательное, чем практически-деятельное отношение к миру.

Прежде чем приступить к описанию предмета и объекта философии, давайте обозначим содержание понятий «объект» и «предмет». Самое короткое определение объекта звучит следующим образом: «Объект - это то, на что направлена познавательная или иная деятельность субъекта».

О предмете познания в философском словаре можно прочитать: «Предмет познания - вовлеченные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства, отношения реальных объектов, которые в данных исторических условиях подлежат познанию. Предмет познания не тождественен объекту. Последний есть фрагмент мира самого по себе, тогда как первый есть фрагмент мира для нас. Один и тот же объект может быть предметом познания различных дисциплин: например, человек изучается социологией, биологией, медициной, биохимией и т. д.»

В общем-то, объектом любой дисциплины может быть весь мир, но под определенным углом зрения. Так медицина может изучать не только человека, но и даже периоды солнечной активности. Только солнечная активность интересует медицину с точки зрения влияния ее на человеческое здоровье.

Итак, что же является предметом философии? Если мы внимательно посмотрим на те вопросы, которые исследует философия, то становится ясно, что они относятся к области отношений человека и мира. Внимание может быть акцентировано на ценностном, или на познавательном отношении человека к миру, но всегда мы имеем отношение Человек-Мир. Это отношение и является предметом философского исследования. В разных философских системах этот предмет может быть представлен различными понятиями и категориями: субъект - объект, бытие - сознание, мышление - бытие, «Я» - «не-Я» и т.д. В иных философских системах этот предмет исследования может быть не выражен явно, но, тем не менее, он всегда присутствует.

Объект философии - знание. Философия напрямую, то есть эмпирически, не изучает ни мир, ни человека. П. Неторп в связи с этим писал: «Это для астронома звезды на небе. Для философа - звезды в книгах по астрономии». Философия исследует человеческие знания с точки зрения отношения человека к миру. Широта охвата философским исследованием знаний как своего объекта зависит от того или иного представления о философии, от философского самоопределения. Если философ считает, что философия есть наука, то, естественно, объектом его познания является, прежде всего, научное знание и научное мышление (мышление как способ получения знаний). Если философ полагает, что философия есть мировоззрение, то объектом его исследования может быть и обыденное познание, и искусство, и т. д., вплоть до культуры в целом. Исходя из третьего подхода в самоопределении философии, объектом исследования может стать индивидуальный человек как «микрокосмос», точнее, целостная универсальность человеческого переживания.

Исходя из такого понимания объекта философии, правы те, кто утверждает, что философия есть саморефлексия: рефлексия науки над наукой, рефлексия сознания над сознанием, рефлексия мышления над мышлением, рефлексия культуры над культурой, рефлексия человека над человеком. Неслучайно, одним из символов философии был медведь, сосущий собственную лапу с девизом «Сам собой питаюсь».

§ 5. Методы философии

В нашей теме рассмотрены проблемы роли философии по отношению к человеку и обществу. Сейчас мы попытаемся разобраться в философских методах, т. е. ответить на вопрос о том, как работает, что делает философия со знанием как объектом своего исследования. В базовом учебнике «Введение в философию» философские методы деятельности представлены как некоторые функции философии по отношению к своему объекту (знаниям): экспликация универсалий культуры, рационализация и систематизация. Мы попытаемся выяснить как и за счет чего эти функции могут реализовываться.

Прежде всего, философия выявляет наиболее общие идеи, представления, на которых базируется та или иная система научных знаний, та или иная конкретная культура, или общие свойства человеческого существования. Эти общие идеи и представления обычно называются категориями, или универсалиями культуры. Поэтому первую функцию философии авторы учебника назвали функцией экспликации универсалий. Эту функцию можно представить и как метод. Экспликация универсалий должна базироваться в идеале на методе индуктивного обобщения. Например, изучая знания различных наук (биологии, физики, математики и т.д.), философ обнаруживает, что все эти науки исследуют системы. Следующий шаг философа заключается в утверждении: «Весь мир системен». Но это в идеале, реальная же практика философской деятельности заключается в том, что каждый философ включен в определенную традицию, в определенную философскую школу, а каждая школа и традиция имеет сложившуюся теорию. Поэтому, экспликация универсалий культуры может осуществляться и путем дедуктивного вывода из имеющихся философских знаний, из философских теорий. Здесь исходная философская теория выступает своеобразным методом получения новых знаний.

Зададим вопрос: «Почему, происходит несоответствие идеала и реальной практики философской деятельности?» По-видимому, потому, что не существуют идеальных условий. Не существует человека, который одинаково хорошо разбирался бы во всех науках сразу (и кроме того, еще во многих областях культуры). Не существует человека, который был бы полностью изолирован от прошлой познавательной традиции, ведь только в ней человек становится познающим человеком.

Можно задать следующий вопрос: «Зачем иметь такие идеалы, которые не выполняются?» В данном случае философия заимствовала этот идеал из естественных наук. Помня о том, что все знание в научном идеале должно выводиться из эмпирической реальности, философ как бы «задним числом» ищет в научных знаниях и других областях культуры подтверждения своим положениям. Этот процесс задает большую обоснованность философским положениям, но, самое главное, позволяет интерпретировать и рационализировать выявленные категории и универсалии культуры.

Что значит интерпретировать и рационализировать? Предположим, что мы выявили категорию «система». Но физика изучает совершенно иные системы, чем биология, социология, психология и т.д. Следовательно, философ должен подвести понятие «система» под такое определение, которое устраивало бы и физика, и биолога, и социолога, т.е. философу необходимо выявить общую сущность понятия «система». Этот процесс выявления сущности и смысла понятий мы и будем называть рационализацией.

Рационализация и интерпретация в основном базируются на герменевтическом методе понимания. Мудрость, а тем более философия как «любовь к мудрости», означает не только познать, но и понять.

Что же представляет из себя метод герменевтической интерпретации и понимания? П. В. Алексеев и А. В. Панин пишут: «Этот метод нацелен на раскрытие различных текстов, их внутреннего смысла. Через текст выявляются цели, замысел автора, его внутренний духовный мир, чувства, отношение к окружающему миру, мир его жизни, культурный и исторический фон его деятельности. Для философов такой способ познания не ограничен литературными текстами, взятыми из истории философии, он охватывает все, во что вложены человеческие действия, мысли и чувства; жизненный опыт самого философа и других людей, осмысливаемый философом, тоже осваивается посредством герменевтики. Применительно к явлениям природы понимание связано с выявлением значения тех или иных явлений в общей системе природы для человека и человеческой цивилизации, их мировоззренческой значимости. За ними не стоит деятельность человека или какого-то иного духа, подлежащая расшифровке. В данном случае понимание есть истолкование, интерпретация».

Содержание истолкования той или иной категории, той или иной универсалии культуры определяет взаимосвязь выявленной категории или универсалии с другими категориями или универсалиями. Систематизация универсалий есть, с точки зрения авторов «Введения в философию», третья функция философии. Систематизация, по-видимому, базируется на всем аппарате формальной логики. Систематизировать - это, собственно, означает задать те или иные структурные связи, а сделать это вне дедуктивного аппарата формальной логики представляется делом затруднительным.

Здесь уместно задать вопрос: «Что является главным методом для философа, который полагает, что предметом его философии является целостность человеческого переживания, внутренний мир человека в его целостности, настроение, в конечном счете?» Тут без эмпатии не обойтись.

Эмпатия (от англ. empathy - вчувствование, проникновение) означает восприятие внутреннего мира другого человека как целостного, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков, сопереживание его духовной жизни.

Как мы видим, философия пользуется достаточно широким спектром методов. Но какие из них являются специфичными, чисто философскими методами? С нашей точки зрения, это философская теория как метод и мудрость как понимание. Поэтому, как эти методы не описывай и не определяй, научится философствованию можно, только изучая философию.

Контрольные вопросы

1. Объясните причины сложности определения философии?

2. Расскажите, какие способы самоопределения философии даны в представленном тексте?

3. Опишите роль и значение философии для человека и общества в зависимости от способа самоопределения философии?

4. Ответьте, какие вопросы изучают аксиология, онтология, гносеология, праксеология?

5. Как вы думаете, в чем специфичность философских проблем?

6. В чем отличия предмета и объекта познания?

7. Назовите предмет и объект философской деятельности.

8. Какие функции свойственны философии по отношению к своему объекту, и посредством каких методов философия реализует эти функции?

9. Какие методы являются специфичными, чисто философскими методами?

Дополнительная литература

  1. Адуло Т. И. Культура, философия и духовный мир человека. Минск, 1986. С. 8-24, 35-38, 45.

  2. Аристотель. Метафизика. М., 1934. Кн.1, гл.2; Кн.2, гл.2.

  3. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.1. М., 1990. С. 10-73.

  4. Виндельбанд В. Что такое философия? (О понятии и истории философии) // Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. М., 1995. С. 22-57.

  5. Гегель Г. Лекции по истории философии. Введение в историю философии // Сочинения: В 13 т. М., 1932-1939. Т. 9. С. 12, 26, 48-52.

  6. Григорян Б. Г. Что такое философия и зачем она? Западная философия в поисках своего местоопределения // Вопросы философии. 1985. № 6. С. 107 - 119.

  7. Декарт Р. Начала философии // Избр. произв. М., 1950. - С. 411 - 414.

  8. Как я понимаю философию. Беседа с М. К. Мамардашвили // Вестник высшей школы. 1989. № 2. С. 80-87.

  9. Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1966. Т.6. С. 180, 202-203; Т.2. С.257-258; Т.4. С. 79, 142; Т.5. С. 374-375.

  10. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М., 1985. С. 12-26.

  11. Лосев А. Ф. Дерзание духа. М., 1988. С. 287-313.

  12. Мир философии: Книга для чтения. В 2 ч. Ч.1. М., 1991. С. 10-129.

  13. Никифоров А. Л. Является ли философия наукой? // Философские науки. 1989. № 6.

  14. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Вопросы философии. 1989. №. 5.

  15. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991. С. 256 - 275, 290 - 330.

  16. Платон. Государство // Сочинения: В 3 т. М., 1968-1978. Т.3. С.279-284, 288-289.

  17. Фейербах Л. Основные положения философии будущего // Избр. произв.: В 2 т. М.: Мысль, 1955. Т.1. §§ 55, 64.

  18. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики. Гл. 1,2. // Вопросы философии. 1989. №. 9.

  19. Ясперс К. Философская вера // Ясперс К. Смысл и назначение истории. 2-е изд. М., 1994. С. 420-508.

  1. Программа дисциплины Философия для направления 080700. 62 Бизнес-информатика Утверждена

    Программа дисциплины
    ГСЭ.Ф.01 Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития.
  2. Рабочая программа по дисциплине «Философия» для студентов очной формы обучения всех специальностей (2)

    Рабочая программа
    Высшее техническое образование не может быть сведено только к овладению специальностью, сугубо профессиональными знаниями, а предполагает также социально-гуманитарную и, прежде всего, философскую подготовку будущих инженеров.
  3. Философия (8)

    Методические указания
    Философия. Программа, методические указания и задания для самостоятельной работы студентов заочной и заочно-ускоренной форм обучения. Составители: М.Л.
  4. Методические указания и контрольные задания по дисциплине «философия права» для студентов заочной формы обучения специальности 030501. 65 «Юриспруденция»

    Методические указания
    В условиях актуализации проблем современности, реформирования российского общества возрастает значение философского знания. Реальная диалектика перемен требует соответствующего опережающего совершенствования и оптимизации философской
  5. Предварительная программа Оргкомитет оставляет за собой право внесения изменений в предварительную программу

    Программа
    18 ноября 2010 года состоится официальное открытие Дней Петербургской философии – 2010, посвященных 70-летию Философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета.
  6. В. Г. Кушнаренко-Суртаева Магия Знаний Горно-Алтайск Серия «София Ургас» История развития Интеллекта и Сознания Человечества Земли

    Документ
    Первая Коренная Раса Земного Человечества не имела плотных тел и поэтому не оставила после себя материальных признаков своего существования. Это были прообразы людей, (их «электронные прообразы», так называемые «ЗАРОДЫШИ»).
  7. Рабочая программа по философии для специальностей: «Стоматология» 060105

    Рабочая программа
    В соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования и типовой программой по философии для студентов высших медицинских и фармацевтических учебных заведений.
  8. Программа вступительного экзамена по приему в магистратуру по специальности 6М020100 «Философия»

    Программа
    Объект и предмет изучения учебной дисциплины: Объектом изучения учебной дисциплины является философия как особая форма духовного производства в её культурно-историческом развитии и современном состоянии.
  9. Рабочая программа разработана для студентов, обучающихся по специальностям 351400 «Прикладная информатика»

    Рабочая программа
    Настоящая рабочая программа разработана для студентов, обучающихся по специальностям 351400 «Прикладная информатика», 220400 «Программное обеспечение ВТ и АС», 071900 «Информационные системы и технологии» и направлению 654600 «Информатика

Другие похожие документы..