Философия Историческое развитие философии Основные направления и школы

Наука участвует, главным образом, в формировании миропонимания посредством конструирования «научной картины мира». Философия принимает участие в разработке всех компонентов мировоззрения. Это основное отличие определения философии как мировоззрения от ее определения в качестве вида науки.

Однако отказ от претензий на научность в рассматриваемом подходе все же оставляет главенствующее место в философии Разума и почти полностью исключает философскую интуицию, веру, в конце концов, личность и свободу философа за «скобками» философии. В истории мышления реально существовало и существует множество различных учений, школ, течений и направлений, которые в какой-то мере солидарны друг с другом, а в чем-то противоречат, борются, опровергают друг друга. Как писал Мартин Хайдеггер: «А мировоззрение? Что оно такое, как не личное убеждение отдельного мыслителя, приведенное в систему и на некоторое время сплачивающее горстку приверженцев, которые вскоре сами построят свои системы? Не обстоит ли тогда дело с философией, словно на какой-то большой ярмарке?». Поэтому, хотя определения философии через понятие «мировоззрение» более точно, чем посредством понятия «наука», оно не может в полной мере охватить реально существовавшие и существующие философские учения.

Как отмечено выше, существуют и другие попытки дать философии явное определение. Например, А. Шопенгауэр подчеркивал, что «Философ никогда не должен забывать, что философия есть искусство, а не наука».

Однако, существует мнение, что философии вообще невозможно дать не только определение через род и видовые отличия, но и вообще никакое явное определение. Философии, с точки зрения этой позиции, можно давать лишь контекстуальные определения, т. е. через контекст. Так, М. К. Мамардашвили писал, что «… философию нельзя определить и ввести в обиход просто определением или суммой сведений о какой-то области, этим определением выделенной. Ибо она принадлежит к таким предметам, природу которых мы все знаем, лишь мысля их сами, когда мы уже в философии. Попытка же их определить чаще всего их только затемняет, рассеивая нашу первоначальную интуитивную ясность».

В данном подходе философия предстает как вполне самостоятельное явление человеческой культуры, не сводимое ни к каким иным сферам человеческого бытия. Именно исходя из этой сферы, можно определять и обосновывать и науку, и различные виды мировоззрений.

Иногда, с точки зрения этого направления, говорят о философии как об особом настроении, в котором переживается весь мир в целом, и вся жизнь человека как индивида и как рода. Или, образно говоря словами Новалиса: «Философия есть, собственно, ностальгия, тяга повсюду быть дома».

Очень часто представители данного направления (экзистенциально-персоналистский подход - см., например: Радугин А. А. Философия: курс лекций. М., 1998. С. 26-27.) склонны вообще отрицать общезначимость философии. С их точки зрения философия рождается из чувства неудовлетворенности и беспокойства и является результатом усилий мыслителя снять эти негативные эмоции. Каждая личность создает свою философскую систему. Сколько личностей, столько может быть и философских систем. На каждой значительной философской системе лежит печать личности философа.

Попытка придать философии как мировоззрению всеобщность и значимость приводит, по мнению многих философов, не только к утрате индивидуальности в философии, но и к насилию над реальностью. Так современный философ А. Швейцер полагает, что именно выработка взглядов, определяющих общее понимание мира, приводила к насилию над действительностью в духе мировоззрения, причем в двояком смысле. Выработанные мышлением воззрения ставились выше фактов естествознания и одновременно провозглашались идеалы, призванные изменить существующие взгляды и условия жизни людей. Такого рода построения, когда факты не признавались, а идеалы провозглашались, были чужды реальности, насиловали действительность в духе мировоззрения (Швейцер А.Благоговение перед жизнью. М., 1992. – С. 46.).

Как о неком настроении или отношении говорит и этимология слова «философия». В переводе с древнегреческого оно означает любовь к мудрости, любомудрие. В таком понимании явлено парадоксальное единство во многих моментах иррациональной любви и высшего проявления разума – мудрости; единство неповторимо личностного и общемирового, космического.

§ 2. Функции философии

Взаимосвязаны между собой понимание сущности философии и понимание ее значения для человека и общества в целом. Так, если мы понимаем философию как науку, то ее функции можно свести к следующим четырем, описанным О. Контом: «...единственное средство обнаружить логические законы человеческого ума, ... руководящая роль ее во всеобщем преобразовании нашей системы воспитания ... способствовать прогрессу отдельных положительных наук; ... положительную философию можно считать единственной прочной основой общественного преобразования, в котором так давно уже находятся наиболее цивилизованные народы».

Исходя из понимания философии как мировоззрения, можно согласиться с авторами «Введения в философию», которые полагают, что «по отношению к предшествующему и наличному культурно-историческому опыту философия выполняет роль своего рода мировоззренческого «сита». Передовые мыслители, как правило, ставят под сомнение, расшатывают, разрушают устаревшие взгляды, догмы, схемы миропонимания. Вместе с тем, они стараются не «выплеснуть вместе с водой и ребенка», стремятся сохранить в отвергаемых формах мировоззрения все ценное, рациональное, истинное, оказать ему поддержку, обосновать, развить. Это значит, что в системе культуры философия берет на себя роль критической «селекции», аккумуляции мировоззренческого опыта и его передачи (трансляции) последующим периодам истории».

Если обратиться к третьему направлению понимания философии, то, прежде всего, основной функцией философии будет, как считал, например, В. Соловьев, производство свободы. Мы уже цитировали высказывание Новалиса, а теперь подумаем, что означают слова «повсюду быть дома»? Быть дома - это быть и чувствовать себя свободным. Не случайно, чтобы ободрить гостя говорят: «Будьте как дома». Поэтому философия есть расширение дома и увеличение свободы.

Близка к функции производства свободы функция обретения смысла жизни. Так Карл Ясперс считает, что «философия содержит притязания обрести смысл жизни поверх всех целей в мире — явить смысл, охватывающий эти цели, осуществить, как бы пересекая жизнь, этот смысл в настоящем — служить посредством настоящего одновременно и будущему — никогда не низводить какого-либо человека или человека вообще до средства». И далее: «Постоянная задача философствования — такова: стать подлинным человеком посредством понимания бытия; или, что то же самое, стать самим собой...». На функцию производства человеческого в человеке указывал и отечественный философ М. К. Мамардашвили.

Подвести итог и наглядно представить результаты рассмотрения двух первых вопросов темы можно при помощи таблицы:

«Определения» философии

Функции философии

1.

Философия - это наука …

Построение общей научной картины мира, методологическая (разработка общих подходов и методов научного познания)

2.

Философия - это мировоззрение и форма общественного сознания …

Мировоззренческая (оценка и критика существующих взглядов на мир и места в нем человека), образовательная (хранение, трансляция и передача опыта и ценностных ориентиров новым поколениям)

3.

Философия – автономная сфера культуры и сущностное свойство человека …

Формирование личностных смыслов жизни, свободы как новых направлений выбора; производство человеческого в человеке …

§ 3. Философская проблематика

Как устроен мир? Как соотнесены в нем материальное и духовное? Хаотичен он или упорядочен? Какое место занимает в нем закономерность и случайность, устойчивость и изменение? Что есть истина и как отличить ее от заблуждений или преднамеренных искажений, лжи? Что такое совесть, честь, справедливость, добро и зло, красота? Что такое личность и каковы ее место и роль в общественной жизни, истории? В чем смысл человеческой жизни? Вот далеко не полный перечень вопросов, исследуемых в философии. Как их упорядочить и постараться ответить на них?

Рассматривая первый вопрос, мы лишь слегка упомянули о том, что существуют попытки дать определение философии через ее генезис и историю. В изучении последующих историко-философских тем мы увидим, чем была философия, какие задачи она решала. Но сейчас, с целью упорядочения философских проблем, мы попытаемся рассмотреть философию не в фило-, а в онтогенезе, т. е. начало философии не во всеобще историческом масштабе, а начало философствования отдельного человека, отдельной личности.

Каждый человек в определенные моменты жизни философствует. Например П. Л. Лавров писал: «Между тем, философия есть весьма обыденное, нечто до такой степени нераздельное с нашим существованием, что мы философствуем не учась, при каждом произносимом слове, при каждом осмысленном действии, философствуем хорошо или дурно, но постоянно и неудержимо. Может быть, мои слова представляются вам, мм. гг., резким парадоксом. Вероятно ли, что существовала невыделимая от нас деятельность, которую мы не сознаем? Позвольте вам тогда напомнить подобное явление, приводимое Мольером в одной из своих популярных комедий. Журден всю жизнь говорил прозой и не знал этого. Правда, проза Журдена не была прозой Паскаля и Боссюэ, но тем не менее это была проза».

И так, когда же мы начинаем философствовать? Из чего произрастает потребность индивида в философии? Прежде всего - из стремления понять смысл своего личного бытия, своей личной жизни. Из вопросов: зачем и почему Я есть; в чем ценность моей жизни и ее отношение к миру в целом? Как писал Альберт Камю: «Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное - имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями - второстепенно». Все мы, так или иначе, ответили на этот фундаментальный вопрос философии, о котором говорит А. Камю. Ответили уже тем, что живем. Наш ответ на этот вопрос и есть наша личная философия.

Э. Гуссерль писал, что возникновению европейской философии послужила «постоянная направленность на норму, внутренне присущая интенциональной жизни отдельной личности ...». Но если существует признаваемая человеком общезначимая норма, норма, определяющая его личностный смысл, то человеку незачем сознательно обращаться к философии. Философия перед человеком во весь рост встает только тогда и только в те моменты, когда в его сознании рушатся старые нормы и ценности, предписывавшие его бытию определенный смысл.

Эта ценностно-смысловая направленность человеческого сознания является исходным пунктом, мотивом и в то же время конечной целью любого философствования. Вопросы и различные на них ответы с ценностным осмыслением бытия, мира и человеческого существования выделяются в философии в особую группу проблем и знаний, названную аксиологией (греч. axia - ценность и logos - учение, слово). Эта первая проблемная область философии.

Но, чтобы ответить на вопрос о том, в чем ценность бытия, необходимо знать, а что же бытие есть, что оно из себя представляет и как устроено. Этими вопросами открывается следующее проблемное поле философии, которое получило название - онтология (греч. ontos - сущее).

Следующая группа вопросов логически связана с аксиологическими и онтологическими проблемами. Ее можно обрисовать вопросами: откуда мы знаем, что есть бытие и как мы его познаем; возможно ли познание мира и до какой степени и т. д. Эти и подобные им вопросы, связанные с познанием, исследуются в одной из сфер философии, которая называется гносеология (греч. gnosis - познание).

Предположим, что мы ответили на вопросы гносеологии, онтологии и аксиологии. Что же дальше? - спросите Вы. А если мир и его ценности меня не устраивают? Меняться мне самому или менять мир? А как можно измениться, и можно ли изменить мир? На эти вполне законные вопросы можно ответить только то, что они определяют последнюю проблемную область философии - праксиологию (греч. praktikos – деятельный). Надо отметить, что далеко не все философы и философские направления признают праксиологию как отрасль философского знания. Кроме этого, праксиологией называют также область социологических исследований, направленных на изучение действий и установления их эффективности).

Таким образом, все философские вопросы можно свести к четырем проблемным сферам: аксиологии, онтологии, гносеологии и праксиологии.

Вы можете спросить: «Хорошо, какие вопросы решает философия мы поняли, но ответьте нам, а разрешила ли философия хотя бы одну из перечисленных проблем?»

«И да, и нет», - отвечу я вам. Да, потому что для каждой культурно-исторической эпохи философия так или иначе формулирует определенный набор ответов на поставленные вопросы. Нет, потому что для других поколений эти ответы не подходят, и они вынуждены сами искать ответы.

Неслучайно поэтому о философских проблемах говорят как о вечных.

  1. Программа дисциплины Философия для направления 080700. 62 Бизнес-информатика Утверждена

    Программа дисциплины
    ГСЭ.Ф.01 Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития.
  2. Рабочая программа по дисциплине «Философия» для студентов очной формы обучения всех специальностей (2)

    Рабочая программа
    Высшее техническое образование не может быть сведено только к овладению специальностью, сугубо профессиональными знаниями, а предполагает также социально-гуманитарную и, прежде всего, философскую подготовку будущих инженеров.
  3. Философия (8)

    Методические указания
    Философия. Программа, методические указания и задания для самостоятельной работы студентов заочной и заочно-ускоренной форм обучения. Составители: М.Л.
  4. Методические указания и контрольные задания по дисциплине «философия права» для студентов заочной формы обучения специальности 030501. 65 «Юриспруденция»

    Методические указания
    В условиях актуализации проблем современности, реформирования российского общества возрастает значение философского знания. Реальная диалектика перемен требует соответствующего опережающего совершенствования и оптимизации философской
  5. Предварительная программа Оргкомитет оставляет за собой право внесения изменений в предварительную программу

    Программа
    18 ноября 2010 года состоится официальное открытие Дней Петербургской философии – 2010, посвященных 70-летию Философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета.
  6. В. Г. Кушнаренко-Суртаева Магия Знаний Горно-Алтайск Серия «София Ургас» История развития Интеллекта и Сознания Человечества Земли

    Документ
    Первая Коренная Раса Земного Человечества не имела плотных тел и поэтому не оставила после себя материальных признаков своего существования. Это были прообразы людей, (их «электронные прообразы», так называемые «ЗАРОДЫШИ»).
  7. Рабочая программа по философии для специальностей: «Стоматология» 060105

    Рабочая программа
    В соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования и типовой программой по философии для студентов высших медицинских и фармацевтических учебных заведений.
  8. Программа вступительного экзамена по приему в магистратуру по специальности 6М020100 «Философия»

    Программа
    Объект и предмет изучения учебной дисциплины: Объектом изучения учебной дисциплины является философия как особая форма духовного производства в её культурно-историческом развитии и современном состоянии.
  9. Рабочая программа разработана для студентов, обучающихся по специальностям 351400 «Прикладная информатика»

    Рабочая программа
    Настоящая рабочая программа разработана для студентов, обучающихся по специальностям 351400 «Прикладная информатика», 220400 «Программное обеспечение ВТ и АС», 071900 «Информационные системы и технологии» и направлению 654600 «Информатика

Другие похожие документы..