Учебно-методический комплекс по дисциплине Прикладная экология (название)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экологии и природопользования

Ф.и.о. автора: Двойнова Наталья Федоровна

Учебно-методический комплекс по дисциплине

Прикладная экология

(название)

цикла ОПД. Ф.12

специальности (направления) 020801.65 «Экология»

специализация 013113 «Экология и охрана окружающей среды»

Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление Протокол №____

«____» _____________ 200__ г. «___» ___________ 200__ г.

________________________ Зав. кафедрой _________

ЮЖНО-САХАЛИНСК

2009

Автор-составитель:

Двойнова Наталья Федоровна, к. с.-х. н., доцент

Учебно-методический комплекс «Прикладная экология» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020801.65 – «Экология».

Дисциплина входит в федеральный компонент общепрофессиональных дисциплин специализации и является обязательной для изучения.

Согласование с деканом обучающего факультета:

Декан В.Н. Ефанов

Директор библиотеки Е.В. Квитченко

Автор-составитель Н.Ф. Двойнова

СОДЕРЖАНИЕ

I. Рабочая программа дисциплины …………………………………………………………4

  1. Цели и задачи изучения дисциплины ………………………………………….4

  2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины…………………………4

  3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля……………..5

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………………….5

  2. Распределение часов по темам … 5

  1. Содержание курса 6

  2. Темы практических занятий…………………………………………………….......8

  3. Тематика рефератов……………………………………………………………...…10

  4. Учебно-методическое обеспечение …...…11

    1. Литература………………………………………………………………………...11

7.2. Материально-техническое и информационное обеспечение
дисциплины……………………………………………………………………….…. 12

7.3 Методические указания студентам………………………………………….......13

7.4. Методические рекомендации для преподавателя……………………………..13

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций…………………………………………..14

I. Рабочая программа дисциплины

1. Цели и задачи изучения дисциплины

Цель дисциплины: формирование базовых знаний по экологическим основам рационального природопользования и инженерному решению экологических проблем, позволяющего планировать и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды.

Задачи дисциплины:обеспечить усвоение базовых знаний:

  • о порядке и методах контроля за соблюдением требований по охране и предотвращению загрязнения окружающей среды, рацио­нальным использованием природных ресурсов, организацией обезвреживания отходов;

  • о назначении мониторинга природной среды, методах наблюдения и анализа состояния экосистем, оценке антропогенных воздействий;

  • о принципах организации экологических экспертиз территорий, производств и технологических проектов;

  • об основных группах загрязнителей, путях их миграции, транс­формации и накоплениях в экосистемах;

  • о механизмах воздействия факторов среды на организм и преде­лах его устойчивости, путях адаптации к стрессорным воздействиям среды;

  • об особенностях влияния загрязнений различной природы на отдельные организмы и биоценозы, на организм человека;

  • обеспечить понимание основных признаков экологических ситуаций, механизмов взаимодействий техногенных систем с природными экосистемами;

  • сформировать умения осуществления мероприятий по охране биоразнообразия и рациональному использованию природных ресурсов в хозяйственных и медицинских целях;

  • сформировать умения по использованию нормативно-правовых, основ управления природопользованием, по организации взаимодействия с другими сферами управления.

2.Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен иметь представление:

  • о порядке и методах контроля за соблюдением требований по охране и предотвращению загрязнения окружающей среды, рациональном использовании природных ресурсов, организации обезвреживания отходов;

  • о назначении мониторинга природной среды, методах наблюдения и анализа состояния экосистем, оценке антропогенных воздействий;

  • о принципах организации экологических экспертиз территорий, производств и технологических проектов;

  • об основных группах загрязнителей, путях их миграции, трансформации и накопления в экосистемах;

  • о механизмах воздействия факторов среды на организм и пределах его устойчивости, путях адаптации к стрессовым воздействиям среды;

  • об особенностях влияния загрязнений различной природы на отдельные организмы и биоценозы, на организм человека;

уметь:

  • обеспечить усвоение базовых знаний:

  • обеспечить понимание основных признаков экологических ситуаций, механизмов взаимодействий техногенных систем с природными экосистемами;

  • сформировать умения осуществления мероприятий по охране биоразнообразия и рациональному использованию природных ресурсов в хозяйственных и медицинских целях;

  • сформировать умения по использованию нормативно-правовых основ управления природопользованием, по организации взаимодействия с другими сферами управления.

иметь опыт работы с нормативно-правовыми актами в области охраны окружающей природной среды.

3.Объем дисциплины

3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы 1

Форма обучения очная

Вид учебной работы

Количество часов по специальностям

020801.65 – «Экология»

– «Биология»

№№ семестров

6

9

Аудиторные занятия:

64

64

лекции

32

32

практические занятия

32

32

Самостоятельная работа

36

36

Всего часов на дисциплину

100

100

Текущий контроль

(количество и вид текущего контроля, №№ семестров)

контр, раб., устный доклад,

тест

(6 семестр)

контр, раб., устный доклад,

тест

(9 семестр)

Виды промежуточного контроля

Экзамен

(6 семестр)

Экзамен

(9 семестр)

3.2. Распределение часов по темам

Форма обучения очная

Наименование тем

Количество часов

всего

лекции

практ. занятия

сам.

раб.

Тема 1. Прикладная экология - цели и задачи

2

2

-

Тема 2. Рекреационная экология и ее возможности

8

4

4

Тема3.Основные принципы рационального природопользования

20

6

12

2

Тема 4:Виды загрязнения окружающей среды

15

4

7

4

Тема 5. Окружающая среда и здоровье населения

9

4

3

2

Тема 6. Гигиеническое нормирование воздействия факторов окружающей среды на здоровье населения

12

4

8

Тема 7. Антропогенные экосистемы

12

4

8

Тема 8. Экологические аспекты деятельности предприятий

14

2

10

2

Тема 9.Отходы

8

2

6

Итого:

100

32

32

36

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая экология» 4 курс (дневное отделение) (1)

    Учебно-методический комплекс
    Основные этапы развития экологической науки. Структура и задачи современной экологии. Среда и экологические факторы. Законы их действия на организмы. Основные пути воздействия организмов на среду обитания.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая экология» 4 курс (дневное отделение) (2)

    Учебно-методический комплекс
    Мутуалистические связи в сообществах. Механизмы регуляции численности популяций в биоценозах. Законы экологической сукцессии. Специфика островных биоценозов.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «социальная экология и природопользование» Составитель: к б. н., доцент

    Учебно-методический комплекс
    Экологические и социальные особенности человека. Экологическая история человечества. Биологическая и социальная специфика демографии человека. Демографические проблемы и пути их решения, демографические перспективы.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине Общая экология Специальность/направление

    Учебно-методический комплекс
    Курс «Общая экология» введен для подготовки специалистов по направлению 280202 Инженерная защита окружающей среды. Учебно-методический комплекс по данной дисциплине составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного
  5. Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине основы экологии и энергосбережения для студентов специальностей

    Учебно-методический комплекс
    ЭУМКД по дисциплине «Основы экологии и энергосбережения» разработан в соответствии с образовательным стандартом, типовыми и рабочими учебными программами для высших учебных заведений и предусматривает изучение односеместрового курса
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине ен. Ф. 06. Основы экологии Для специальности 020401 география (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы экологии» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020401 география.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине ен. Ф. 06. Основы экологии Для специальности 020401 география (2)

    Учебно-методический комплекс
    6.6. Перечень обучающих и контролируемых компьютерных программ, мультимедиа и интерактивные материалы 58 7. Текущая и итоговая аттестация студентов по дисциплине…… 59 8.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Механика» (название) (1)

    Учебно-методический комплекс
    Объем курса «Механики» для специальности ЭК по учебному плану составляет 170 час., в том числе лекций – 8 час.; практических занятий – 8 час; лабораторных занятий – 8 час.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине Общая и неорганическая химия (название)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина входит в федеральный компонент общих математических и естественнонаучных дисциплин и является обязательной для изучения для специальностей «Инженерная защита окружающей среды».

Другие похожие документы..