Учебно-методический комплекс по дисциплине Прикладная экология (название)

Тест самоатестации разработан в соответствии с рабочей программой дисциплины «Прикладная экология»

1. Укажите те позиции, которые соответствуют определению понятия «особо охраняемые территории»:

  1. территории промышленных предприятий;

  2. заповедники;

  3. заказники;

  4. территории военных объектов;

  5. национальные парки;

  6. территории, где расположены памятники природного и культурного наследия.

2. Укажите вид особо охраняемой территории, о котором идет речь в нижеследующем определении: «Режим использования этих территорий полностью исключает их посещение; они находятся под защитой закона; в них имеются специальные службы, несущие функции охраны»:

1) заповедник, 3) национальный парк,

2) заказник, 4) памятник природы.

3. Иерархия подразумевает упорядочение элементов:

  1. только от низшего к высшему,

  2. только от высшего к низшему,

  3. от низшего к высшему или от высшего к низшему.

4. Укажите название издания, признаки которого приведены ниже: «Список и описание редких и находящихся под угрозой исчезновения ви­дов млекопитающих, птиц, рептилий, амфибий. Здесь приводится инфор­мация об основных причинах вымирания конкретных видов и о путях их спасения»:

1) Белая книга, 3) Красная книга.

2) Зеленая книга,

5. Укажите верное название экологической ситуации по приведенным ниже признакам: «Это случайное событие техногенного характера, когда в окружающую среду за определенный период времени поступают вредные вещества в объемах, превышающих нормы ПДВ (ПДС) или ВСВ (ВСС)»:

1) экологическая авария; 4) экологическое равновесие;

2) экологический кризис; 5) экологическая катастрофа.

3)экологическое бедствие;

6. Укажите верные утверждения:

  1. Парниковый эффект выражается в постепенном потеплении климата Земли, которое возникает вследствие увеличения у ее поверхности коли­чества озона;

  2. Озоновая «дыра» – это значительное пространство в озоносфере с пониженным содержанием озона;

  3. Озоновый экран – это слой атмосферы, отличающийся пониженной концентрацией озона;

  4. Значение озонового слоя атмосферы – в поглощении инфракрасного излучения, гибельного для организмов;

  5. Экосистема представляет функциональное единство организмов и ок­ружающей среды.

7. В списке газов, содержащихся в атмосфере укажите те пять, кото­рые относят к «парниковым»:

1) углекислый газ, 6) аргон,

2) сероводород, 7) хлорфторуглероды,

3) метан, 8) водород,

4) оксиды азота, 9) угарный газ,

5) озон, 10) фреон.

8. Укажите верное определение понятия «биологическая адаптация»:

  1. это вид рекультивации нарушенных земель;

  2. это процесс окультуривания сельскохозяйственных растений;

  3. это изменение физиологических и морфологических характеристик организма человека под влиянием факторов природной среды.

9. Укажите неверные утверждения:

  1. Рост числа районов и площадей экологических бедствий свидетель­ствует о глобальном характере проблем природопользования;

  2. Рост численности населения не влияет на масштаб кризисных про­цессов антропогенного происхождения, которые обусловлены последстви­ями промышленных революций;

  3. Экологическая агрессия – это локальные экологические конфлик­ты, связанные с созданием новых экологически опасных в глазах населе­ния производств;

  4. Появление экологических беженцев предшествует росту экологичес­кой напряженности;

  5. Характерным признаком глобальности современных проблем приро­допользования являются значительные масштабы кризисных процессов и явлений антропогенного происхождения.

10. Укажите верное утверждение:

  1. Безотходное производство возможно при достаточно высоком уровне техники и технологий;

  2. Безотходное производство невозможно, так как отходы производства принципиально неустранимы, они могут быть толь переведены из одной формы в другую и перемещены в пространстве.

11. Согласно какой классификации природные ресурсы подразделяют по признаку исчерпаемости и возобновимости:

  1. генетической,

  2. экологической,

  3. хозяйственной?

12. Выделите два классификационных признака, характеризующие вод­ные ресурсы:

1) возобновимые, 3) исчерпаемые,

2) невозобновимые, 4) неисчерпаемые.

13. Укажите верное завершение следующего определения: «Рекреацион­ные ресурсы – это часть природных и культурных ресурсов, обеспечиваю­щих, . . »:

  1. отдых,

  2. промышленное производство,

  3. сельскохозяйственное производство.

14. Укажите неверные утверждения:

  1. Природное сырье – это та часть природных ресурсов, которую мож­но использовать в определенных технических, экономических и социальных целях;

  2. Природные ресурсы, лишенные природных связей в результате воз­действия труда переходят в разряд природного сырья;

  3. Согласно критериям экологической классификации выделяют реаль­ные и потенциальные природные ресурсы;

  4. Использование различных классификаций природных ресурсов поз­воляет выявить закономерности формирования отдельных групп ресурсов, возможности хозяйственного использования, сделать выводы о направле­ниях их рационального использования и охраны;

  5. Природные ресурсы – это часть всей совокупности природных усло­вий;

  6. Количественной характеристикой минеральных ресурсов является их запас.

15. Укажите исчерпаемые природные ресурсы:

  1. сланцы,

  2. торф,

  3. уголь,

  4. ресурсы атмосферного воздуха,

  5. геотермальные источники,

  6. энергия ветра,

  7. агроклиматические,

  8. руды цветных металлов,

  9. биологические,

  10. энергия Солнца.

16. Укажите неисчерпаемые природные ресурсы:

  1. ресурсы атмосферного воздуха,

  2. руды черных металлов,

  3. почвенные,

  4. климатические,

  5. энергия Солнца,

  6. минеральное топливо,

  7. поваренная соль,

  8. энергия приливов,

  9. геотермальная энергия,

  10. земельные.

17. Укажите исчерпаемые невозобновимые природные ресурсы:

  1. минеральное топливо,

  2. биогаз,

  3. гидроэнергоресурсы,

  4. агроклиматические,

  5. ресурсы животного мира,

  6. лесные,

  7. горно-химическое сырье,

  8. металлические ресурсы,

  9. водные,

  10. ресурсы атмосферного воздуха.

18. Укажите исчерпаемые возобновимые природные ресурсы :

  1. агроклиматические,

  2. ресурсы животного мира,

  3. растительные ресурсы,

  4. водные ресурсы,

  5. минеральное топливо,

  6. горно-химическое сырье,

  7. земельные,

  8. геотермальные источники,

  9. гидроэнергетические,

  10. энергия Солнца.

19. Укажите верные утверждения:

  1. Состояние здоровья населения зависит на 20–40% от состояния ок­ружающей среды, на 15–20% от генетических факторов, на 25–50% от образа жизни, на 10% – от деятельности служб здравоохранения;

  2. Популяционное здоровье – это комплексная характеристика состоя­ния самочувствия одной возрастной группы людей;

  3. Антропогенные заболевания – это заболевания, вызванные только природными загрязнителями окружающей среды и представляющие опас­ность только для людей;

  4. Эндемические заболевания – это группа заболеваний , связанная с избыточным или недостаточным содержанием каких-либо элементов в ок­ружающей среде (медь, цинк, кобальт, фтор и др.);

  5. Биогеохимические провинции – это территории с богатыми запаса­ми химического сырья и хорошо сохранившейся природной средой.

20. Укажите неверные утверждения:

  1. Онкологические заболевания в подавляющей мере (на 80%) вызваны неблагоприятными факторами окружающей среды;

  2. Недостаток фтора в воде приводит к образованию кариеса зубов;

  3. Окружающая среда влияет на состояние здоровья подрастающего по­коления: абсолютно здоровы не более 20% школьников, 80% – в той или иной мере не здоровы;

  4. Индивидуальное здоровье – это показатели здоровья конкретной демографической группы людей;

  5. Абсолютно здоровых людей в России сейчас чрезвычайно много в связи с большими достижениями современной медицины.

21. Укажите верные утверждения:

  1. По имеющимся оценкам, благодаря экологической воспитательной и разъяснительной работе, к концу XX в. общий вес загрязняющих веществ, поступающих в Океан, сократится по сравнению с началом 80-х гг. в 1,5– 3 раза;

  2. К концу XX в. вероятность голода на Земле будет полностью сведена к нулю;

  3. Сейчас большую часть углекислого газа на планете Земля поглощают тропические леса, а не Океан, поскольку современные выбросы углекисло­го газа в три раза больше, чем может поглотить Океан;

  4. Накопление углекислого газа вызывает парниковый эффект –повы­шение температуры у поверхности Земли;

  5. Ослабление озонового слоя вокруг Земли объясняется попаданием в верхние слои атмосферы закиси азота, хлорорганических соединений (фре­она), что в конечном счете ведет к росту уровня заболеваний раком кожи;

  6. Загрязнение диоксидинами является особо опасным видом загрязне­ния.

22. Признаки какого вида загрязнения перечислены ниже: «Это загряз­нение окружающей среды связано с нарушением ее электромагнитных свойств; источником загрязнения может быть радиолокационная установ­ка; относится к особо опасным видам загрязнения»:

1) физическое, 4) биогенное,

2) химическое, 5) механическое?

3)биологическое,

23. К особо опасным видам загрязнения относят:

  1. химическое загрязнение веществами 4-го класса опасности;

  2. химическое загрязнение веществами 1-го класса опасности;

  3. механическое загрязнение.

24. Назовите четыре основные причины опустынивания:

  1. засоление почв;

  2. вырубка древесно-кустарниковой растительности;

  3. водная эрозия;

  4. неумеренное использование минеральных удобрений;

  5. перегрузка пастбищ большим поголовьем скота;

  6. ветровая эрозия;

  7. распашка непригодных или малопригодных для земледелия земель;

  8. строительство городов;

  9. строительство тепловых и атомных электростанций;

  10. создание полигонов для испытания оружия.

25. Укажите верное утверждение:

  1. Менее 60% мировых запасов воды сосредоточено в океанах и морях;

  2. Около 30% мировых запасов воды сосредоточено в реках и озерах;

  3. Ледники и ледниковые шапки сосредотачивают менее 3% запасов воды на земном шаре.

26. Население планеты составляло в 2000 году:

1) 3–4 млрд человек, 4) 6–7 млрд человек,

2) 4–5 млрд человек, 5) 8–10 млрд человек.

5–6 млрд человек,

27. Доля земель, которые обеспечивают население планеты большей частою продовольствия, составляет от всей суши:

1) 10–20%, 3) 30–40%,

2) 20–30%, 4) более 40% .

28. Размер земельных угодий, которые приходятся в России на душу населения составляет:

1) менее 0,3 га, 3) 0,7–1,0 га,

2) 0,3–0,6 га, 4) более 1,0 га.

29. Укажите верное определение понятия «рекультивация»:

  1. это использование вторичных ресурсов в промышленном производстве;

  2. это восстановление плодородия почвы, ее растительного покрова с помощью технических средств;

  3. это этап процесса обработки минеральных ресурсов;

  4. это способ выращивания сельскохозяйственных культур с примене­нием «паровой» системы культивирования.

30. Укажите, какой из перечисленных ниже признаков эвтрофикации водоемов является неверным:

  1. массовое развитие фитопланктона;

  2. изменение окраски воды;

  3. ухудшение кислородного режима водоема;

  4. усиление размножения рыбы в условиях увеличения корма.

31. Укажите верные утверждения:

  1. В общем парке автотранспортных средств с экологических позиций наибольшую опасность представляют грузовые автомобили, составляющие основную часть автопарка;

  2. На долю транспорта приходится до 60–70% химического и до 90% шумового загрязнения, особенно в городах;

  3. При разгоне и торможении повышается выброс токсических веществ, вот почему в городе нужно форсировать создание зон безостановочного движения автотранспорта и скоростных магистралей;

  4. В будущем не будут широко использоваться газомобили и электромо­били, поскольку будут созданы экологически безукоризненные транспорт­ные средства с двигателями внутреннего сгорания.

32. Укажите три отрасли промышленности, дающие максимальные вы­бросы вредных веществ в атмосферу:

1) лесной комплекс, 4) топливная промышленность,

2) электроэнергетика, 5) химия и нефтехимия,

3) цветная металлургия, 6) черная металлургия.

33. Укажите верные утверждения:

  1. В настоящее время сельское хозяйство пока еще не является мощ­ным фактором воздействия на окружающую среду;

  2. Эрозия почвы – это процесс разрушения и сноса почвенного покрова потоками воды или ветром;

  3. Эрозия не является основным бичом земледелия на всем земном шаре.

34. Укажите верное содержание понятия «трансграничное загрязнение»:

  1. это загрязнение на границе двух природных сред – воздушной и водной;

  2. это загрязнение, возникшее в границах одного региона, последствия которого проявляются в пределах другого (других) регионов;

  3. это загрязнение, источник возникновения которого чрезвычайно об­ширен и поддается локализации.

35. Укажите, какие вещества из перечисленных ниже представляют канцерогенную опасность для человека:

1) нитраты, 2) нитриты, 3) нитрозамины.

36. Среди перечисленных ниже негативных последствий внесения удоб­рений укажите, к которому приводит внесение в высоких дозах азотных удобрений:

  1. зарастание и гибель водоемов;

  2. накопление в растениях, используемых в пищу, и пищевое отравление;

  3. загрязнение атмосферного воздуха.

37. Укажите, какова доля (%) усвоения растениями удобрений при со­временных способах их внесения:

1) 20, 4) 70,

2) 30, 5) 90,

3) 50, 6) 100.

38. Укажите два верных определения понятия «рекуперация»:

  1. это форма рекультивации земель;

  2. это искусственное восстановление плодородия почв;

  3. это цикл реутилизации;

  4. это процесс извлечения ценных веществ из отходов производства;

  5. это процесс разложения остатков органических веществ.

39. Назовите международную организацию, которая ведет список уни­кальных природных территорий, имеющих мировое значение:

1) ЮНЕП, 4) МСОП,

2) ЮНЕСКО, 5) СИПО,

3) ЮНИДО, 6) ВМО.

40. Укажите верные утверждения:

  1. В конфликтных ситуациях между двумя государствами приоритет­ными считаются нормы национального законодательства;

  2. Право человека на благоприятную окружающую среду, а также обя­занность каждого сохранять природу закреплены в «Законе об окружаю­щей природной среде» (1991 г.);

  3. Право человека на достоверную информацию о состоянии окружаю­щей среды закреплено в Конституции РФ (1993 г.);

  4. Систему экологического законодательства возглавляет Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.);

  5. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.) вхо­дит в «поресурсную» (особенную) часть экологического законодательства.

41. Нормативы качества окружающей среды должны быть рассчитаны, исходя из последствий их воздействия:

  1. на человека;

  2. на самые чувствительные организмы экосистемы.

42. Мониторинг окружающей среды – это:

  1. контроль за состоянием окружающей среды;

  2. наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды.

43. Обеспечение населения текущей и экстренной информацией о про­цессах, происходящих в воздухе, воде, почве, уровне их загрязнения яв­ляется целью:

  1. мониторинга окружающей природной среды;

  2. государственного инспекционного контроля;

  3. производственного экологического контроля;

  4. общественного экологического контроля.

44. Укажите верное утверждение:

  1. Норматив предельно допустимого выброса устанавливается на основе норматива предельно допустимой концентрации;

  2. Положительное заключение экологической экспертизы не влияет на осуществление работ по проекту.

45. При нормировании качества окружающей среды (почвы, воздуха,) норма качества среды должна устанавливаться:

  1. по реакции самого чуткого к изменениям среды вида организмов;

  2. по реакции человеческого организма на изменения качества окружающей среды;

  3. исходя из экономической целесообразности достижения нормативн­ых показателей.

46. Назовите субъект РФ, в котором находится единственная в Европе пустыня, сформировавшаяся под влиянием техногенных факторов (слишком большая нагрузка на пастбища поголовья скота):

  1. Ростовская область,

  2. Чеченская Республика,

  3. Республика Дагестан,

  4. Республика Татарстан,

  5. Республика Хакасия,

  6. Республика Саха (Якутия),

  7. Республика Калмыкия,

  8. Республика Алтай,

  9. Астраханская область,

  10. Саратовская область.

47. Выберите три страны, в которых численность населения растет осо­бенно быстро:

  1. Китай,

  2. Бангладеш,

  3. Индия,

  4. Индонезия,

  5. Пакистан,

  6. Бразилия.

48. Закончите предложение: «Площадь земель, незатронутых хозяйствен­ной деятельностью в Российской Федерации составляет ...»:

1) 20–30% , 4) 50–60% ,

2) 30–40% , 5) 60–70% ,

3) 40–50% , 6) 70–80%.

49. Закончите предложение: «Первая приливная электростанция пост­роена ...»:

1) в России, 3) в Дании,

2) во Франции, 4) в США.

50. Укажите, какую долю площади земного шара (%) охватывает про­цесс техногенного опустынивания:

1) менее 10, 3) от 20 до 30,

2) от 10 до 20, 4) от 30 и более.

2


  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая экология» 4 курс (дневное отделение) (1)

    Учебно-методический комплекс
    Основные этапы развития экологической науки. Структура и задачи современной экологии. Среда и экологические факторы. Законы их действия на организмы. Основные пути воздействия организмов на среду обитания.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая экология» 4 курс (дневное отделение) (2)

    Учебно-методический комплекс
    Мутуалистические связи в сообществах. Механизмы регуляции численности популяций в биоценозах. Законы экологической сукцессии. Специфика островных биоценозов.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «социальная экология и природопользование» Составитель: к б. н., доцент

    Учебно-методический комплекс
    Экологические и социальные особенности человека. Экологическая история человечества. Биологическая и социальная специфика демографии человека. Демографические проблемы и пути их решения, демографические перспективы.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине Общая экология Специальность/направление

    Учебно-методический комплекс
    Курс «Общая экология» введен для подготовки специалистов по направлению 280202 Инженерная защита окружающей среды. Учебно-методический комплекс по данной дисциплине составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного
  5. Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине основы экологии и энергосбережения для студентов специальностей

    Учебно-методический комплекс
    ЭУМКД по дисциплине «Основы экологии и энергосбережения» разработан в соответствии с образовательным стандартом, типовыми и рабочими учебными программами для высших учебных заведений и предусматривает изучение односеместрового курса
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине ен. Ф. 06. Основы экологии Для специальности 020401 география (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы экологии» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020401 география.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине ен. Ф. 06. Основы экологии Для специальности 020401 география (2)

    Учебно-методический комплекс
    6.6. Перечень обучающих и контролируемых компьютерных программ, мультимедиа и интерактивные материалы 58 7. Текущая и итоговая аттестация студентов по дисциплине…… 59 8.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Механика» (название) (1)

    Учебно-методический комплекс
    Объем курса «Механики» для специальности ЭК по учебному плану составляет 170 час., в том числе лекций – 8 час.; практических занятий – 8 час; лабораторных занятий – 8 час.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине Общая и неорганическая химия (название)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина входит в федеральный компонент общих математических и естественнонаучных дисциплин и является обязательной для изучения для специальностей «Инженерная защита окружающей среды».

Другие похожие документы..