Учебно-методический комплекс по дисциплине Прикладная экология (название)

6. Тематика рефератов

  1. Традиционные и нетрадиционные источники энергии.

  2. Химические и перспективные источники энергии.

  3. Атомная энергетика. Использование энергии Солнца.

  4. Водородная энергетика.

  5. Производство биоэнергии.

  6. Экологические проблемы отраслей химической промышленности на примере нефтехимии: структура, сырьевая база, способы переработки.

  7. Основные химические продукты переработки нефти и природного газа: процессы обессеривания, газообразные выбросы, тепловые потери.

  8. Системы очистки сточных вод и утилизации отходов.

  9. Воздействие горного производства на окружающую среду.

  10. Деформация грунтов и земной коры при подземном способе добычи полезных ископаемых.

  11. Загрязнение атмосферы токсинами.

  12. Загрязнение поверхностных и подземных водотоков. Подтопление и заболачивание.

  13. Повышение уровня заболеваемости населения.

  14. Безотходные технологии: чистые технологии, замкнутые циклы.

  15. Моделирование экологических производств: стратегические принципы будущего развития технологий.

  16. Характеристика и классификация отходов.

  17. Отходы производства: возвратные и безвозвратные.

  18. Радиоактивные отходы.

  19. Способы обеззараживания и переработки отходов.

  20. Переработка и хранение особо опасных токсических отходов.

  21. Вторичное использование сырья и отходов.

  22. Пиролиз и термолиз твердых отходов, сравнительный анализ.

  23. Система переработки отходов, совместимая с окружающей средой.

  24. Экологическое картографирование территорий.

  25. Какова экологическая ситуация в России?

  26. Назначение и содержание экологического паспорта предприятия.

  27. Порядок разработки и согласования экологического паспорта.

  28. Назначение и основные принципы экологической паспортизации селённых мест.

  29. Цель государственной экспертизы и её уровни.

  30. Назначение и объекты оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС).

  31. В чем заключается экологическая политика государства.

  32. Факторы, влияющие на здоровье и продолжительность жизни человека.

  33. Состояние санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

  34. Техногенные факторы воздействия на здоровье человека.

  35. Вода как фактор здоровья.

  36. Право граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду.

  37. Санитарно-гигиенические нормативы химических соединений.

  38. Гигиеническое нормирование химических веществ в атмосферном воздухе населенных мест.

  39. Нормирование химических веществ в воздухе рабочей зоны.

  40. Гигиеническое нормирование химических веществ в водной среде.

  41. Гигиеническое регламентирование химических веществ в почве.

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

7.1. Литература

а)основная литература:

  1. Двойнова Н.Ф., Денисова Я.В.Методическое пособие «Прикладная экология: учебно-полевая практика» (методическое пособие). Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2008. – 42 с.

  2. Денисова Я.В., Двойнова Н.Ф. Биоиндикация (учебно-методическое пособие). Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2008. – 62 с.

  3. Вронский В. А. Прикладная экология. //Уч. пос. для ст. вузов. - Ростов-на-Дону, 2005. – 231 с.

  4. Рамад Ф. Основы прикладной экологии /Пер. с франц. - Л., 1981. – 122 с.

  5. Банников А.Г., ВакулинА.А., Рустамов А.К. Основы экологии и охрана окружающей среды. - М., 2005. – 312 с.

б)дополнительная литература:

  1. Алексеев СВ., Беккер А.М. Изучаем экологию экспериментально. - СПб., 2004. – 116 с.

  2. Биоиндикация загрязнений наземных экосистем /Под. ред. Р. Шуберта. - М., 2000. – 187 с.

  3. Биологические методы оценки природной среды /Под. Ред. В.А. Стрельцова. - М., 2005.– 310 с.

  4. Брылов С А. Охрана окружающей среды. - М., 1999. – 110 с.

  5. Дессер Х.Г. Влияние загрязнений воздуха на растительность. - М., 1981. – 98 с.

  6. Загрязнение воздуха и жизнь растений /Под. ред. М. Трешоу. - М., 1988. – 145 с.

  7. Лурье Ю.Ю. Унифицированные методы анализа вод. - М., 2006. – 200 с.

  8. Макевнин С.Г., Вакулин А.А. Охрана природы. - М., 1991.– 164 с.

  9. Методические рекомендации по осуществлению экологического экспресс-картирования на территории Ленинградской области. - Л, 1990. – 122 с.

  10. Михеев А.В., Галушин В.И., Гладков Н.Ф. Охрана природы. - М., 2002.– 291 с.

  11. Новиков Ю.В., Ласточкина К.О., Болдина Э.Н. Методы исследования качества воды водоемов. - М., 2000. – 200 с.

  12. Почвенно-экологический мониторинг. -М., 1994. – 116 с.

  13. Реймерс Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гепотезы). - М., 1994. – 284 с.

в) нормативная:

  1. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окру­жающей среды» // СЗ РФ. 2002..

  2. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологичес­кой экспертизе» (с изм. от 15 апреля 1998 г.) // СЗ РФ. 1995

  3. Федеральный закон от 5 июля 1996 г. № 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» (с изм. и доп. от 12 июля 2000 г.) // СЗ РФ. 1996. № 28. Ст. 3348; 2000.

  4. Федеральный закон от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном об­ращении с пестицидами и агрохимикатами» // СЗ РФ. 1997.

  5. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах произ­водства и потребления» (с изм. и доп. от 29 декабря 2000 г.) // СЗ РФ. 1998. 2001.

  6. Основные положения государственной стратегии Российской Федера­ции по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития. Утверждены Указом Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 236 // САПП РФ: 1994

7.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплин

Перечень необходимыхтехнических средств обучения, используемых в учебном процессе для освоения дисциплины:

  • компьютерное и мультимедийное оборудование на лекционных и практических занятиях;

  • приборы и оборудование учебного назначения на практических занятиях;

  • пакет прикладных обучающих программ;

  • видео- аудиовизуальные средства обучения на лекционных и практических занятиях.

7.3 Методические указания студентам

Методика изучения дисциплины строится на основе сочетания теоретического и практического обучения. При проведении занятий используются такие формы и методы обучения как лекции, организационно-деятельностные и деловые игры, разбор ситуационных задач, проводятся дискуссии по актуальным вопросам, работать с нормативно-правовыми и справочными документами.

Для развития творческой активности студентов уделяется внимание самостоятельной работе студентов: написанию рефератов, докладов, исследовательской работе.

При изучении дисциплины «Прикладная экология» обязательно учитываются знания, полученные студентами при изучении дисциплин: «Общая экология», «Экология растений», «Региональная экология», «Основы природопользования», «Экологический мониторинг», и др.

Практические занятия направлены на ознакомление студентов с основными современными методами обнаружения и количественной оценки основных загрязнителей в окружающей среде и формирование умений использовать их на практике. Выполнение практических работ сформирует у студентов умение формулировать цели и задачи исследования, план исследования, провести сбор и подготовку научных материалов, квалифи­цированно поставить исследовательские эксперименты, провести эксперименты и обработать результаты экспериментальных иссле­дований. Практические занятия включают четыре группы экспери-, ментов, направленных на физико-химическое исследование воздуха, воды и почв, а также на биоиндикацию загрязнений.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала:

  • научности, предполагающий отражение в содержании исторических аспектов развития экологии как науки и истории становления взаимоотношений природы и человечества, развитие социального опыта;

  • интеграции, предполагающий взаимопроникновение, взаимосвязь и единство идей, целей, содержания и процесса экологического образования;

  • универсальности, связанной с социальной, педагогической, профессиональной, личностной ценностью науки экологии и экологического образования;

  • гуманизации, вытекающей из идеи гуманистического образования и диктующий необходимость отражения в содержании гармоничности развития человека и природы, означающий устранение учебной перегрузки и усиление индивидуализации образования.

Самостоятельная работа студентов включает:

  • выполнение индивидуальных заданий по решению проблемных экологических задач, требующих теоретической подготовки и работы с дополнительной литературой;

  • подготовку к практическим занятиям;

  • написание доклада по выбранной экологической теме.

7.4. Методические рекомендации преподавателю

1. Изучив глубоко содержание учебной дисциплины, целесообразно разработать матрицу наиболее предпочтительных методов обучения и форм самостоятельной работы студентов, адекватных видам лекционных и семинарских занятий.

2. Необходимо предусмотреть развитие форм самостоятельной работы, выводя студентов к завершению изучения учебной дисциплины на её высший уровень.

3. Пакет заданий для самостоятельной работы следует выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы желательно составлять из обязательной и факультативной частей.

  1. Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам такой работы.

  2. Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель – формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:

  • изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;

  • логичность, четкость и ясность в изложении материала;

  • возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов;

  • опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;

  • тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов.

Преподаватель, читающий лекционные курсы в вузе, должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике варианты лекций, их дидактические и воспитывающие возможности, а также их методическое место в структуре процесса обучения.

6. Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала:

  • формулировка темы, соответствующей программе и госстандарту;

  • определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия;

  • выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;

  • подбор литературы для преподавателя и студентов;

  • при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя:

  • составление плана семинара из 3-4 вопросов;

  • предоставление студентам 4-5 дней для подготовки к семинару;

  • предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, законы и постановления, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и бюллютени, статистические данные и др.);

  • создание набора наглядных пособий.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов:

  • полнота и конкретность ответа;

  • последовательность и логика изложения;

  • связь теоретических положений с практикой;

  • обоснованность и доказательность излагаемых положений;

  • наличие качественных и количественных показателей;

  • наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.;

  • уровень культуры речи;

  • использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:

  • качество подготовки;

  • степень усвоения знаний;

  • активность;

  • положительные стороны в работе студентов;

  • ценные и конструктивные предложения;

  • недостатки в работе студентов;

  • -задачи и пути устранения недостатков.

После проведения первого семинарского курса, начинающему преподавателю целесообразно осуществить общий анализ проделанной работы, извлекая при этом полезные уроки.

7. При изложении материала важно помнить, что почти половина информации на лекции передается через интонацию. Учитывать тот факт, что первый кризис внимания студентов наступает на 15-20-й минутах, второй – на 30-35-й минутах. В профессиональном общении исходить из того, что восприятие лекций студентами младших и старших курсов существенно отличается по готовности и умению.

8. При проведении аттестации студентов важно всегда помнить, что систематичность, объективность, аргументированность –главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценка знаний студента, требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки знаний обязательно для преподавателя и студента.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая экология» 4 курс (дневное отделение) (1)

    Учебно-методический комплекс
    Основные этапы развития экологической науки. Структура и задачи современной экологии. Среда и экологические факторы. Законы их действия на организмы. Основные пути воздействия организмов на среду обитания.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая экология» 4 курс (дневное отделение) (2)

    Учебно-методический комплекс
    Мутуалистические связи в сообществах. Механизмы регуляции численности популяций в биоценозах. Законы экологической сукцессии. Специфика островных биоценозов.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «социальная экология и природопользование» Составитель: к б. н., доцент

    Учебно-методический комплекс
    Экологические и социальные особенности человека. Экологическая история человечества. Биологическая и социальная специфика демографии человека. Демографические проблемы и пути их решения, демографические перспективы.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине Общая экология Специальность/направление

    Учебно-методический комплекс
    Курс «Общая экология» введен для подготовки специалистов по направлению 280202 Инженерная защита окружающей среды. Учебно-методический комплекс по данной дисциплине составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного
  5. Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине основы экологии и энергосбережения для студентов специальностей

    Учебно-методический комплекс
    ЭУМКД по дисциплине «Основы экологии и энергосбережения» разработан в соответствии с образовательным стандартом, типовыми и рабочими учебными программами для высших учебных заведений и предусматривает изучение односеместрового курса
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине ен. Ф. 06. Основы экологии Для специальности 020401 география (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы экологии» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020401 география.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине ен. Ф. 06. Основы экологии Для специальности 020401 география (2)

    Учебно-методический комплекс
    6.6. Перечень обучающих и контролируемых компьютерных программ, мультимедиа и интерактивные материалы 58 7. Текущая и итоговая аттестация студентов по дисциплине…… 59 8.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Механика» (название) (1)

    Учебно-методический комплекс
    Объем курса «Механики» для специальности ЭК по учебному плану составляет 170 час., в том числе лекций – 8 час.; практических занятий – 8 час; лабораторных занятий – 8 час.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине Общая и неорганическая химия (название)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина входит в федеральный компонент общих математических и естественнонаучных дисциплин и является обязательной для изучения для специальностей «Инженерная защита окружающей среды».

Другие похожие документы..