Учебно-методический комплекс по дисциплине Прикладная экология (название)

4. Содержание курса

Содержание курса нацелено на выполнение основных требований государственного образовательного стандарта специальности 020801 «Экология».

Тема 1. Прикладная экология – цели и задачи

Прикладная экология. Основные термины и понятия. Задачи прикладной экологии.

Тема 2.Рекреационная экология и ее возможности

Экологические основы охраны природы. Охраняемые природные территориии их виды. Заповедники. Национальные парки. Заказники. Памятники природы. Заповедно-охотничьи хозяйства. Резерваты. Памятники всемирного наследия. Санитарно-курортные зоны.

Заказники.Виды заказников: комплексные, ботанические, геологические, гидрологические, геологические, зоологические и др. Сроки организации заказников. Система охотничьих заказников и ее значение.

Заповедникикак эталоны природы. Их роль в охране окружающей среды. Распределение заповедников по основным типам ландшафтов. Заповедники биосферные. Международная научная программа ЮНЕСКО "Человек и биосфера".

Принципиальная схема биосферного заповедника. Ядро (абсолютно охраняемая территория), буферная зона (с частично ограниченной хозяйственной деятельностью), обычная зона со строго регламентированным рациональным природопользованием. Роль биосферного заповедника в осуществлении экологического мониторинга.

Тема 3. Основные принципы рационального природопользования.

Правовые и моральные требования к охране окружающей среды. Природные ресурсы Земли

РесурсыЗемли. Топливные и энергетические ресурсы. Ресурсы металлов и неметаллов. Водные, земельные, лесные ресурсы. Исчерпаемость природных ресурсов. Рекреационные и эстетические ресурсы. Ресурсосбережение. Минеральные ресурсы океана.

Земельный фондпланеты. Структура земельного фонда материков. Инвентаризация природных ресурсов, земельных, водных, лесных и т.п. Кадастр и его типы.

Тема 4.Виды загрязнения окружающей среды

Виды загрязнения окружающей среды: инградиентное (химическое), параметрическое (физическое), биоценотическое (на популяции), стациально-деструктивное. Радиационное и шумовое загрязнения окружающей среды. Ущерб от загрязнения окружающей среды. Глобальные, региональные и локальные загрязнения.

Тема 5.Окружающая среда и здоровье населения

«Здоровье», «окружающая среда». Кто здоров в России. Факторы, влияющие на здоровье и продолжительность жизни человека. Состояние санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Техногенные факторы воздействия на здоровье человека. Вода как фактор здоровья.

Право граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду.

Тема 6.Гигиеническое нормирование воздействия факторов окружающей среды на здоровье населения

Экология медицины. Санитарно-гигиенические нормативы химических соединений. Гигиеническое нормирование химических веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Нормирование химических веществ в воздухе рабочей зоны. Гигиеническое нормирование химических веществ в водной среде. Гигиеническое регламентирование химических веществ в почве.

Тема 7:Антропогенные экосистемы

Агроэкосистемы. Особенности структуры и энергетики сельскохозяйственных экосистем. Представления об экологически оптимизированных агропопуляциях, агроценозах, агросистемах. Урбоэкосистемы. Особенности структуры и энергетики городских и промышленных систем. Промышленная экосистема как перспективная модель функционирования промышленного производства. Региональные экологические проблемы, связанные с урбанизацией, промышленностью и сельским хозяйством.

Тема 8. Экологические аспекты деятельности предприятий

Экологический аспект энергетики. Взаимосвязь экологического и химического аспектов энергетики как отрасли промышленности. Традиционные и нетрадиционные источники энергии. Химические и перспективные источники энергии. Атомная энергетика. Использование энергии Солнца. Водородная энергетика. Производство биоэнергии. Риск и выгода.

Воздействие химической промышленности на окружающую среду. Отрасли химической промышленности. Экологические проблемы отраслей химической промышленности на примере нефтехимии. Структура нефтехимической промышленности. Сырьевая база. Способы переработки, продукты. Основные химические продукты переработки нефти и природного газа. Процессы обессеривания. Газообразные выбросы. Тепловые потери. Системы очистки сточных вод и утилизации отходов.

Воздействие горного производства на окружающую среду. Прямые типы воздействия. Сокращение полезной площади земель. Нарушение почвенного покрова. Уничтожение растительности. Создание техногенных форм рельефа (карьеры, отвалы, хвостохранилища и т.д.). Деформация грунтов и земной коры при подземном способе добычи полезных ископаемых.

Косвенные типы воздействия. Изменение режима грунтовых вод. Загрязнение атмосферы токсинами. Загрязнение поверхностных и подземных водотоков. Подтопление и заболачивание. Повышение уровня заболеваемости населения. Химические механизмы оказываемых воздействий.

Перспективные промышленные технологии. Безотходные технологии. Чистые технологии и замкнутые циклы. Моделирование экологических производств. Стратегические принципы будущего развития технологий.

Тема 9:Отходы

Отходыжидкие, твердые и газообразные. Отходы коммунальные (бытовые), промышленные, сельскохозяйственные и строительные. Отходы производства: возвратные и безвозвратные. Радиоактивные отходы.

Способы обеззараживания и переработки отходов.Переработка и хранение особо опасных токсических отходов. Вторичное использование сырья и отходов. Примеры вторичного использования сырья в химической промышленности. Сжигание отходов. Пиролиз и термолиз твердых отходов, сравнительный анализ. Система переработки отходов, совместимая с окружающей средой.

Основные понятия дисциплины

Агломерация (городская)

Агробиоценоз (агробиогеоценоз, агроценоз)

Агроландшафт

Агроэкология

Агроэкосистама

Адаптация

Аквакультура

Антропогенное воздействие на природу

Антропогенное загрязнение

Аэротенки

Безотходные технологии

Биогеоценоз

Биоиндикация

Биологическое равновесие

Биомасса

Биомы

Биосфера

Биосферные заповедники

Биотестирование

Биотехнология

Бытовые выбросы

Водное хозяйство

Водный баланс

Генофонд

Гербициды

Демография

Динамика численности организмов

Емкость среды

Жизненная форма

Загрязнение окружающей среды

Загрязнение тяжелыми металлами

Загрязнение шумовое

Заказники

Закон взаимодействия экологических

факторов

Заповедники

Заповедно-охотничьи хозяйства

Зоны биологического бедствия

Зоны чрезвычайной экологической ситуации

Зоны экологического риска

Зооценоз

Инсектициды

Качество среды

Красная книга

Круговорот веществ

Ландшафт

Леса водоохранные

Лесной фонд

Лимитирующий фактор

Мониторинг

Национальный парк

Окружающая среда

Очистные сооружения

Памятники всемирного наследия

Памятники природы

Пестициды

Предельно допустимые концентрации

Природные ресурсы

Промышленные выбросы

Радиационное загрязнение

Рациональное природопользование

Резерват

Рекультивация земель

Санитарно-курортные зоны

Сточные воды

Техногенная система

Транспортные выбросы

Управление ландшафтами

Урбоэкология

Урбоэкосистема

Утилизация

Фумиганты

Хоминг

Эволюция

Экологическая толерантность

Экологический кризис

Экологический менеджмент

Экологический фактор

Экология

Экосистема

5. Темы практических занятий

Тема 3. Основные принципы рационального природопользования

Практическое занятие № 3

Тема: Анализ почвенных образцов

Цель занятия: Ознакомление с основными свойствами и показателями качества почв.

Вопросы к теме:

  1. Взятие почвенных образцов.

  2. Определение общих физических свойств.

  3. Приготовление водной солевой и кислотной вытяжек.

Рекомендуемая литература:

  1. Двойнова Н.Ф., Денисова Я.В.Методическое пособие «Прикладная экология: учебно-полевая практика» (методическое пособие). Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2008. – 42 с.

  2. Ломов А.В. Почвенно-экологический мониторинг. -М., 1994. С. 42–54

Тема 4.Виды загрязнения окружающей среды

Практическое занятие № 4

Тема: Методы биоиндикации загрязнений наземных и водных экосистем

Цель занятия: Ознакомление с методами биоиндикации загрязнений наземных и водных экосистем

Вопросы к теме:

  1. Биоиндикация загрязнений.

  2. Биоиндикация загрязнений солью, применяемой для таяния льда, по состоянию листвы лип.

  3. Биоиндикация газодымовых загрязнений по состоянию хвои сосны.

  4. Биоиндикация загрязнений водоемов по состоянию популяций водных растений семейства рясковых.

Рекомендуемая литература:

  1. Двойнова Н.Ф., Денисова Я.В.Методическое пособие «Прикладная экология: учебно-полевая практика» (методическое пособие). Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2008. – 42 с.

  2. Денисова Я.В., Двойнова Н.Ф. Биоиндикация (учебно-методическое пособие). Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2008. – 62 с.

Тема 5.Окружающая среда и здоровье населения

Практическое занятие № 1

Тема: Оценка санитарно-гигиенического состояния помещений

Цель занятия: Ознакомление с санитарно-гигиеническими показателями состояния помещений.

Вопросы к теме:

  1. Оценка условий освещенности рабочих мест.

  2. Определение уровня шума.

  3. Определение запыленности атмосферного воздуха.

  4. Радиационный контроль состояния окружающей среды.

Рекомендуемая литература:

  1. Алексеев СВ., Беккер А.М. Изучаем экологию - экспериментально. - СПб., 2004. С. 58–62

  2. Вронский В. А. Прикладная экология. // Уч. пос. для ст. вузов. – Ростов-на-Дону, 2001. С. 42–48

Тема 8. Экологические аспекты деятельности предприятий

Практическое занятие № 2

Тема: Физико-химические методы анализа проб воды

Цель занятия: Ознакомление с физико-химическими методами анализа проб воды

Вопросы к теме:

  1. Отбор и консервация проб воды, снега, льда, дождевой воды.

  2. Определение показателей качества воды: прозрачность; цвет; запах; сухой остаток; общее содержание примесей; кислотность; щелочность; жесткость; растворенный в воде кислород; окисляемость; остаточный активный хлор; нитриты; хлориды; сульфаты; сульфиды и сероводород; алюминий; железо; калий, натрий, кальций и барий; медь; никель; свинец; хром; цинк; масла и жиры.

Рекомендуемая литература:

  1. Двойнова Н.Ф., Денисова Я.В.Методическое пособие «Прикладная экология: учебно-полевая практика» (методическое пособие). Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2008. – 42 с.

  2. Лурье Ю.Ю. Унифицированные методы анализа вод. - М., 2006. С. 112–130

  3. Новиков Ю.В., Ласточкина К.О., Болдина Э.Н. Методы исследования качества воды водоемов. - М., 2000. С. 89–94

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая экология» 4 курс (дневное отделение) (1)

    Учебно-методический комплекс
    Основные этапы развития экологической науки. Структура и задачи современной экологии. Среда и экологические факторы. Законы их действия на организмы. Основные пути воздействия организмов на среду обитания.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая экология» 4 курс (дневное отделение) (2)

    Учебно-методический комплекс
    Мутуалистические связи в сообществах. Механизмы регуляции численности популяций в биоценозах. Законы экологической сукцессии. Специфика островных биоценозов.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «социальная экология и природопользование» Составитель: к б. н., доцент

    Учебно-методический комплекс
    Экологические и социальные особенности человека. Экологическая история человечества. Биологическая и социальная специфика демографии человека. Демографические проблемы и пути их решения, демографические перспективы.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине Общая экология Специальность/направление

    Учебно-методический комплекс
    Курс «Общая экология» введен для подготовки специалистов по направлению 280202 Инженерная защита окружающей среды. Учебно-методический комплекс по данной дисциплине составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного
  5. Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине основы экологии и энергосбережения для студентов специальностей

    Учебно-методический комплекс
    ЭУМКД по дисциплине «Основы экологии и энергосбережения» разработан в соответствии с образовательным стандартом, типовыми и рабочими учебными программами для высших учебных заведений и предусматривает изучение односеместрового курса
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине ен. Ф. 06. Основы экологии Для специальности 020401 география (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы экологии» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020401 география.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине ен. Ф. 06. Основы экологии Для специальности 020401 география (2)

    Учебно-методический комплекс
    6.6. Перечень обучающих и контролируемых компьютерных программ, мультимедиа и интерактивные материалы 58 7. Текущая и итоговая аттестация студентов по дисциплине…… 59 8.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Механика» (название) (1)

    Учебно-методический комплекс
    Объем курса «Механики» для специальности ЭК по учебному плану составляет 170 час., в том числе лекций – 8 час.; практических занятий – 8 час; лабораторных занятий – 8 час.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине Общая и неорганическая химия (название)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина входит в федеральный компонент общих математических и естественнонаучных дисциплин и является обязательной для изучения для специальностей «Инженерная защита окружающей среды».

Другие похожие документы..