А. Е. Михневич Рекомендовано к изданию

Русский Гуманитарный Интернет Университет

Библиотека

Учебной и научной литературы

WWW.I-U.RU

Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет

СТИЛИСТИКА

И

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Под общей редакцией профессора П. П. Шубы

Допущено Министерством образования

Республики Беларусь в качестве учебного пособия

для студентов филологических специальностей

высших учебных заведений

МИНСК

НТООО «ТетраСистемс»

2001

УДК 801 + 82.085 (075.8)

ББК 81.2-5-923

П38

Авторский коллектив:

кандидат филологических наук, доцент Т.П. Плещенко;

кандидат филологических наук, доцент Н.В. Федотова;

кандидат филологических наук, доцент Р.Г. Чечет

Рецензенты:

кафедра русского языка Одесского государственного

университета имени И.И. Мечникова;

доктор филологических наук, профессор А.Е. Михневич

Рекомендовано к изданию

кафедрой русского языка филологического факультета Белорусского государственного университета

Плещенко Т.П.

П38 Стилистика и культуры речи: Учеб. Пособие /Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет; Под ред. П.П. Шубы. ¾ Мн.: «ТетраСистемс», 2001. ¾ 544 с.

ISBN 985-6577-71-3.

В книге в первой части «Основы стилистики и культуры речи» освещаются теоретические основы функциональной стилистики и учения о культуре речи. Во второй части «Практические занятия» приведены упражнения по функциональной стилистике и культуре речи.

Предназначено для студентов филологических факультетов вузов. Может быть использовано преподавателями средних специ­альных учебных заведений, учителями средних школ, лицеев.

УДК 801 + 82.085 (075.8)

ББК 81.2-5-923

ISBN 985-6577-71-3 © НТООО «ТетраСистемс», 1999

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Часть первая. ОСНОВЫ СТИЛИСТИКИ И

КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Раздел I. Стилистика

ВВЕДЕНИЕ

§1. Предмет и задачи стилистики

Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СТИЛИСТИКИ

§1. Стилистические коннотации

§2. Стилистические средства

§3. Понятие функционального стиля. Основания классификации функциональных стилей

§4. О речевой системности функциональных стилей

§5. Дифференциация функциональных стилей.

Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ

§1. Официально-деловой стиль

§2. Научный стиль

§3. Публицистический стиль

§4. Стиль художественной литературы

§5. Разговорный стиль

Раздел II. Культура речи

ВВЕДЕНИЕ

§1. Предмет и задачи культуры речи

§2. Культура речи и другие науки

§3. Культура речи в условиях белорусско-русского двуязычия

Глава 1. НОРМА ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

§1. Определение нормы. Динамическая теория нормы

§2. Вариантность норм

§3. Типы норм. Понятие речевой ошибки

§4. Нормализация и кодификация

Глава 2. ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ

§1. Нормы произношения и ударения

§2. Грамматические нормы

2.1. Морфологические нормы

2.2. Синтаксические нормы

Глава 3. ТОЧНОСТЬ РЕЧИ

§1. Понятие точности речи

§2. Точность словоупотребления

§3. Синонимия и точность речи

§4. Паронимия и точность речи

§5. Полисемия, омонимия и точность речи

§6. Терминология и точность речи

§7. Межъязыковая лексико-семантическая интерференция

§8. Сочетаемость слов и точность

§9. Избыточность средств выражения и точность речи

§10. Речевая недостаточность

§11. Причины нарушения точности речи

§12. Точность речи и функциональные стили

Глава 4. ЛОГИЧНОСТЬ РЕЧИ

§1. Понятие логичности

§2. Экстралингвистические условия логичности речи

§3. Лингвистические условия логичности речи

§4. Логичность речи и функциональные стили

Глава 5. ЧИСТОТА РЕЧИ

§1. Понятие чистоты речи

§2. Использование в речи диалектных и профессиональных элементов

§3. Иноязычные слова и выражения в речи

§4. Речевые штампы и канцеляризмы

§5. Слова-сорняки

§6. Жаргонизмы и языковые элементы, не допускаемые нормами нравственности

Глава 6. БОГАТСТВО РЕЧИ

§1. Понятие богатства речи

§2. Лексико-фразеологическое и семантическое богатство речи

§3. Словообразование как источник речевого богатства

§4. Грамматические ресурсы речевого богатства

§5. Речевое богатство и функциональные стили

Глава 7. ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ

§1. Выразительность и ее основные условия

§2. Фонетические средства выразительности. Благозвучие речи

§3. Лексика и фразеология как основной источник выразительности речи

§4. Выразительные возможности грамматики

§5. Паралингвистические средства выразительности

§6. Функциональные стили в их отношении к выразительности речи

Глава 8. УМЕСТНОСТЬ РЕЧИ

§1. Понятие уместности речи

§2. Стилевая уместность

§3. Ситуативно-контекстуальная уместность

§4. Личностно-психологическая уместность

ЛИТЕРАТУРА К ЧАСТИ ПЕРВОЙ

Часть вторая.ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Глава 1. ТЕРМИНЫ "КУЛЬТУРА РЕЧИ" И "СТИЛИСТИКА" КАК ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

Глава 2. СТИЛИСТИЧЕСКАЯ МАРКИРОВАННОСТЬ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ

Глава 3. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ

§ 1. Официально-деловой стиль

§ 2. Научный стиль

§ 3. Публицистический стиль

§ 4. Разговорный стиль

§ 5. Стиль художественной литературы

Глава 4. ПОВТОРИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СТИЛИСТИКЕ

Глава 5. НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА. ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ

§ 1. Нормы произношения и ударения

§ 2. Фразеологические нормы

§ 3. Морфологические нормы

3.1. Колебания в грамматическом роде имен существительных

3.2. Род неизменяемых имен существительных

3.3. Род сложносокращенных слов

3.4. Вариантность падежных окончаний

3.5. Синонимия полных и кратких форм имен прилагательных

3.6. Степени сравнения прилагательных

3.7. Синонимия прилагательных и форм косвенных падежей существительных

3.8. Вариантность в сочетаниях числительных с существительными

3.9. Употребление местоимений

3.10. Употребление форм глагола

3.11. Повторительные упражнения

§ 4. Синтаксические нормы

4.1. Порядок слов в предложении

4.2. Варианты координации главных членов предложения

4.3. Варианты согласования определений и приложений с определяемыми словами

4.4. Варианты форм, связанные с управлением

4.5. Простое и сложное предложение

4.6. Повторительные упражнения

Глава 6. ТОЧНОСТЬ РЕЧИ

§ 1. Точность словоупотребления

§ 2. Синонимия и точность речи

§ 3. Антонимия и точность речи

§ 4. Полисемия, омонимия и точность речи

§ 5. Терминология и точность речи

§ 6. Паронимия и точность речи

§ 7. Лексико-семантическая интерференция

§ 8. Сочетаемость слов и точность речи

§ 9. Речевая избыточность

§ 10. Речевая недостаточность

§11. Повторительные упражнения

Глава 7. ЛОГИЧНОСТЬ РЕЧИ

Глава 8. ЧИСТОТА РЕЧИ

§ 1. Использование в речи диалектной, профессиональной и терминологической лексики

§ 2. Иноязычные слова и выражения в речи

§ 3. Стилистическое использование канцеляризмов и речевых штампов

§ 4. Слова-паразиты, авторские неологизмы и чистота речи

§ 5. Стилистическое использование жаргонной лексики

Глава 9. БОГАТСТВО РЕЧИ

§ 1. Фонетические средства и речевое богатство

§ 2. Лексика и фразеология как источник богатства речи

§ 3. Грамматические средства как источник богатства речи

Глава 10. ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ

§ 1. Фонетические средства выразительности. Благозвучие речи. Звукопись в художественной речи

§ 2. Лексика и фразеология как источник выразительности речи

§ 3. Грамматические средства как источник выразительности речи

Глава 11. УМЕСТНОСТЬ РЕЧИ

Глава 12. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

ЛИТЕРАТУРА К ЧАСТИ ВТОРОЙ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Книга состоит из двух частей ¾ теоретического учебного по­собия и практических заданий. Основы стилистики и культуры речи ¾ сравнительно новая дисциплина на филологических факуль­тетах вузов. Данная книга является первой попыткой создания систематизирующего пособия для студентов-русистов на высшем этапе обучения русскому языку.

Материал излагается в теоретико-описательном аспекте, предваряющем практически-тренировочный. Рассматриваются наибо­лее сложные вопросы качества и эффективности русскоязычной деятельности, осмысливаются разнообразные формы речевого об­щения и взаимодействия носителей языка в современном общест­ве. При написании пособия авторы ставили следующие задачи:

— изложить теоретические основы стилистики как учения о функциональных стилях и основы учения о культуре речи как системе ее коммуникативных качеств,

— дать системное представление о нормах современного рус­ского литературного языка,

— расширить и углубить знания студентов о нормативности на стилистическом уровне,

— помочь студентам разобраться в причинах отступлений от норм русского литературного языка в реальной речевой практике,

— познакомить с некоторыми приемами и методами устра­нения речевых ошибок на разных языковых уровнях.

Вторая часть книги содержит разнообразные упражнения по всем разделам университетского курса «Основы стилистики и куль­туры речи». Структура и порядок подачи материала в книге опреде­ляются программой курса и соответствуют материалу первой части.

В настоящий сборник включены задания как репродуктивно­го (воспроизводящего), так и поискового характера, а также ком­бинированные. Задания предполагают не только тренировку ре­чевых навыков студентов, развитие их языкового чутья и оценоч­ного отношения к своей и чужой речи, но и проверку степени ус­воения теоретических положений стилистики и учения о культуре речи; отдельные упражнения специально ориентированы на за­крепление основных теоретических понятий и определений, на дискуссии по спорным вопросам.

В настоящем пособии представлены также упражнения, по­строенные на сопоставлении тех или иных явлений в русском и белорусском языках и направленные на предупреждение возмож­ной интерференции.

С целью укрепления нужных речевых навыков и ослабления ненужных в пособие наряду с позитивным включен и негативный («отрицательный») материал, анализ которого способствует выра­ботке навыков и умений без затруднений находить и устранять речевые ошибки, определять их характер, причины нарушения норм литературного языка, совершенствовать высказывание, пра­вильно оценивать языковые варианты и наиболее целесообразно использовать их в конкретном акте общения. Этим объясняется большое количество упражнений, посвященных анализу отклоне­ний от норм литературного языка, стилистической правке текстов.

Негативный материал (в пособии он, как правило, не докумен­тирован) извлекался из сочинений школьников и абитуриентов, курсовых и дипломных работ студентов, научной литературы, из периодической печати, радиопередач и других источников.

К некоторым упражнениям приведены образцы их выполне­ния, определяющие форму ответов на поставленные в задании вопросы. Правильное оформление ответа (полного, обстоятельно­го и в то же время не содержащего ничего лишнего) ¾ это тоже один из видов тренировочной работы по стилистике и культуре речи.

В отдельных упражнениях после текста даны постзадания, которые носят главным образом обобщающий и повторительный характер; они направлены на закрепление теоретического мате­риала по частным вопросам и. выработку умений на основании анализа фактического материала делать выводы.

Упражнения в конце разделов и в конце пособия носят кон­трольно-тренировочный характер.

В конце каждой части книги приводится список литературы по предмету, словарей и справочников, к которым должны обра­щаться студенты при выполнении заданий, рассчитанных на са­мостоятельную работу.

Авторы глубоко признательны кафедре русского языка Одес­ского государственного университета имени И.И. Мечникова (за­ведующий кафедрой доктор филологических наук, профессор Ю.А. Карпенко) и доктору филологических наук, профессору А.Е. Михневичу, внесшим ряд предложений, направленных на улучшение пособия.

Часть первая

ОСНОВЫ СТИЛИСТИКИ

  1. Методические материалы утверждены и рекомендованы к изданию на заседании кафедры экономической теории и менеджмента, протокол №7 от 10. 04. 2006 г. Автор-составитель

    Учебное пособие
    Экономическая теория: учебно-методические материалы для студентов экономического факультета / сост. С.В. Шалагинова. – Киров: филиал НОУ ВПО «СПбИВЭСЭП» в г.
  2. Альманах издан при поддержке народного депутата Украины

    Документ
    Редакционная коллегия: Бажан О. Г. кандидат исторических наук; Гансова Э.А. доктор философских наук, профессор; Гонтар А.В. доктор исторических наук, профессор; Демин О.
  3. А. С. Кручинина. - м.: Айрис-пресс, 2005. - 512 с.: ил. + вклейка 8 с. - (Белая Россия). Тираж 3000 экз. Isbn 5-8112-1411 /// Первое издание (1 т.)

    Книга
    Деникин А. И. Старая армия. Офицеры / А. И. Деникин; предисл. А. С. Кручинина. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 512 с.: ил. + вклейка 8 с. — (Белая Россия). Тираж 3 экз.
  4. Человек в изменяющейся россии: философская и междисциплинарная парадигма

    Документ
    Современная европейская антропологическая парадигма слагается как минимум из трех моделей (образов, версий и т.п.) человека: религиозно-традиционалистской, модернистской и постмодернистской, а религиозно-традиционалистская модель человека
  5. Рекомендательный список литературы / сост. Т. Р. Елисеева. – Челябинск: гук «Челябинская областная юношеская библиотека», 2009. 27 с. Рекомендовано к печати редакционно-издательским советом гук чоюб ©

    Документ
  6. Л. Ф. Достоевская об отце (впервые переведенные главы воспоминаний) Публикация С. В. Белова. Перевод с немецкого Е. С. Кибар

    Статья
    К публикации новых материалов, освещающих жизненный и творческий путь Ф. М. Достоевского, редакция "Литературного наследства" обратилась еще на заре своей деятельности.
  7. Учебное пособие Оренбург 2004 Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    Учебное пособие
    Учебное пособие к.п.н. Якушевой С.Д. предназначено для преподавателей и студентов (обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям) вузов и колледжей при организации учебного процесса по дисциплине «Основы педагогического мастерства».
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине гражданское право (часть I) Направление 030900. 62 Юриспруденция

    Учебно-методический комплекс
    Колобова Г.А., Фролов А.Д. Гражданское право (часть I): учебно-методический комплекс для студентов направления 030900.62 «Юриспруденция». - Уфа: БАГСУ, 2011.
  9. Учебно-методическое пособие по истории мировых религий брянск 2007

    Учебно-методическое пособие
    Учебно-методическое пособие предназначено в помощь студентам исторического факультета для лучшего усвоения материала по истории мировых религий. Оно содержит тематику лекций, семинарских занятий, методические рекомендации, список литературы,

Другие похожие документы..