Программа дисциплины «Практикум по методике преподавания русского языка и литературы» (факультатив) для специальности

Тема: Урок русского языка как основная форма организации учебного процесса

План

  1. Урок русского языка как основная форма организации учебного процесса, требования к уроку, возможные способы формулирования темы уроков русского языка.

  2. Структурные элементы урока русского языка, их функции и методика проведения:

    • организационный момент,

    • проверка домашнего задания,

    • подготовка к восприятию нового материала,

    • объяснение нового материала,

    • закрепление полученных знаний,

    • формирование умений и навыков,

    • подведение итогов урока,

    • инструктаж домашнего задания.

  1. Структура и особенности проведения различных типов уроков русского языка в зависимости от целей и содержания:

    • урок изучения нового материала,

    • урок закрепления изученного,

    • уроки выработки умений и навыков,

    • повторительно-обобщающие уроки,

    • уроки контроля,

    • комбинированный урок.

  1. Место, значение, методика организации уроков развития речи в системе обучения русскому языку.

  2. Виды и особенности организации нетрадиционных уроков русского языка в школе.

Литература:

  1. Воителева Т. М. Теория и методика обучения русскому языку: Учебное пособие. — М. : Дрофа, 2006. — 319 с. (С. 85—92).

  2. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник / Под ред. М. Т. Баранова. — М. : Академия, 2001. — 368 с. (§ 14—15).

  3. Теория и практика обучения русскому языку: Учебное пособие / Под ред. Р. Б. Сабаткоева. — М. : Академия, 2005. — 320 с. (С. 67—85).

  4. Панов Б. Т. Типы и структура уроков русского языка. — М., 1986.

  5. Приступа Г. Н. Современный урок. — Рязань, 1989. — 112 с.

Самостоятельная работа.

Тема: Планирование учебной работы по русскому языку

План

  1. Значение планирования учебной работы. Виды рабочих планов учителя:

    • годовой (календарный) план, его особенности,

    • тематический план, его структура и особенности,

    • виды поурочных планов-конспектов: описательные, схематические, планы-графики.

Практическое задание:

Подготовиться к составлению тематического планирования учебной работы по русскому языку в школе:

  • восстановить в памяти классификации методов обучения, форм организации учебной деятельности, упражнений по русскому языку;

  • отработать навык формулирования триединой цели урока;

  • принести школьные учебники по русскому языку.

Литература:

Методика преподавания русского языка в школе: Учебник / Под ред. М. Т. Баранова. — М. : Академия, 2001. — 368 с. (§ 13).

Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе. — М., 1980 (§ 7).

Власенков А. И. Общие вопросы методики русского языка в школе. — М., 1973 (Гл. 4).

Лабораторно-практическая работа.

Тема: Система и типология упражнений, письменных работ по русскому языку. Виды диктантов и методика их проведения.

1. Роль упражнений и письменных работ как метода практического усвоения русского языка: закрепления знаний, выработки умений и навыков.

2. Типология упражнений в зависимости от их содержания (изучаемого раздела программы), от цели проведения, формы и места выполнения, от степени трудности и самостоятельности (репродуктивные и продуктивные, творческого характера).

3. Диктанты как средство обучения и проверки орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, а также знаний по грамматике. Место диктантов в системе письменных работ и упражнений по русскому языку.

4. Виды диктантов (их типология): по цели проведения, по восприятию диктуемого (способу проведения диктантов), по времени объяснения диктуемого, по характеру записи (способу воспроизведения) диктуемого.

5. Методика проведения обучающих и контрольных диктантов. Требования к тексту диктанта.

Практическое задание:

На основе изучения учебной и методической литературы подготовить схему-таблицу типологии диктантов.

Методика формирования орфографической грамотности

Методика орфографии.Роль и место изучения орфографии в школьном курсе русского языка. Основные принципы русской орфографии. Зависимость методов и приемов обучения орфографии от принципов ее построения. Природа орфографического навыка и психологические основы его формирования. Орфографическая зоркость, способы ее развития. Понятие об орфограмме; типы и виды орфограмм, изучаемых в школе. Орфографическое правило, особенности его структуры, этапы изучения. Орфографический разбор, методика его поведения. Работа с орфографическим словарем. Обобщающая работа по орфографии ее значение для повышения грамотности учащихся.

Лабораторно-практическая работа.

Тема: Методика формирования орфографической грамотности

План

Апробация фрагментов уроков объяснения и закрепления тем:

5 класс: Буквы ы и и после ц.

6 класс: Буквы ы и и после приставок на согласные.

6 класс: Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.

7 класс: Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов.

7 класс: Правописание не и ни с различными частями речи.

2. Образец устного и письменного орфографического разбора в школе на примере любого правила (в Методическую копилку).

Практическое задание:

В подгруппах разработать фрагменты урока русского языка по предложенным темам (на выбор), оформить конспект урока в соответствии с требованиями к школьной документации.

В конспект обязательно должны входить: «шапка», структура урока, этап объяснения нового материала, этапы первичного закрепления и формирования умений и навыков по данной теме, инструктаж домашнего задания. К конспекту приложить дидактический материал.

Подготовиться к проигрыванию фрагментов урока на занятии.

Литература:

Теория и практика обучения русскому языку: Учебное пособие / Под ред. Р. Б. Сабаткоева. — М. : Академия, 2005. — 320 с. (С. 178—212).

Методика преподавания русского языка в школе: Учебник / Под ред. М. Т. Баранова. — М. : Академия, 2001. — 368 с. (Глава VII).

Воителева Т. М. Теория и методика обучения русскому языку: Учебное пособие. — М. : Дрофа, 2006. — 319 с. (С. 171—178).

Текучев А. В. Очерки по методике обучения русскому языку. — М., 1980.

Алгазина Н. Н. Формирование орфографических навыков. — М., 1987.

Разумовская М. М. Методика обучения орфографии. — М., 2000.

Скобликова Е. С. Обобщающая работа по орфографии. — М., 1994.

Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.

Львова С. И. Использование схем при обучении орфографии и пунктуации. — М., 1995.

Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя. — М., 1996.

Богданова Г. А. Уроки русского языка в 6 классе: Книга для учителя. — М., 1998.

Богданова Г. А. Уроки русского языка в 7 классе: Книга для учителя. — М., 2000.

Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Универсальные дидактические материалы по русскому языку: 5—6 классы. — СПб., 1997.

Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Универсальные дидактические материалы по русскому языку: 6—7 классы. — СПб., 1997.

Методика формирования пунктуационной грамотности

Методика пунктуации. Значение, место и задачи пунктуационной работы в школе, ее содержание. Основы русской пунктуации и ее принципы: смысловой, интонационный, грамматический. Связь между пунктуационными правилами и синтаксической структурой предложения.

Понятие о пунктограмме и ее типах. Пунктуационные правила. Методика их изучения и работы над формированием пунктуационных навыков. Принципы обучения пунктуации :принцип анализа строения, состава и типов предложения, смысловых и синтаксических отношений между словами, предложениями и частями предложения; принцип развития речевого слуха учащихся; принцип выразительного «чтения» знаков препинания; принцип развития навыков расстановки знаков препинания в процессе письма; принцип системности и систематичности работы над пунктуацией.

Система упражнений (упражнения аналитические и синтетические), отбор дидактического материала для них. Пунктуационный разбор.

Трудные случаи пунктуации и методика работы над ними. Ознакомление учащихся с вариативным и факультативным употреблением знаков препинания с целью расширения их лингвистического кругозора.

Вопрос об орфографическом и пунктуационном минимуме в средней школе (А.В. Текучев).

Лабораторно-практическая работа.

Тема: Методика формирования пунктуационной грамотности

План

  1. Апробация фрагментов уроков объяснения и закрепления тем:

7 класс: Знаки препинания при приложении.

7 класс: Знаки препинания при сравнительном обороте.

8 класс: Обособленные определения.

8 класс: Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью.

9 класс: Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

2. Образец устного и письменного пунктуационного разбора в школе на примере любого правила (в Методическую копилку).

Практическое задание:

В подгруппах разработать фрагменты урока русского языка по предложенным темам (на выбор), оформить конспект урока в соответствии с требованиями к школьной документации.

В конспект обязательно должны входить: «шапка», структура урока, этап объяснения нового материала, этапы первичного закрепления и формирования умений и навыков по данной теме, инструктаж домашнего задания. К конспекту приложить дидактический материал.

Подготовиться к проигрыванию фрагментов урока на занятии.

Литература:

Теория и практика обучения русскому языку: Учебное пособие / Под ред. Р. Б. Сабаткоева. — М. : Академия, 2005. — 320 с. (С. 213—237).

Методика преподавания русского языка в школе: Учебник / Под ред. М. Т. Баранова. — М. : Академия, 2001. — 368 с. (Глава VIII).

Воителева Т. М. Теория и методика обучения русскому языку: Учебное пособие. — М. : Дрофа, 2006. — 319 с. (С. 183—189).

Блинов Г. И. Методика изучения пунктуации в школе. — М., 1990.

Валгина Н. С. Трудности современной пунктуации. — М., 2000.

Львова С. И. Использование схем при обучении орфографии и пунктуации. — М., 1995.

Григорян Л. Т. Обучение пунктуации в средней школе. — М., 1982.

Работа по орфографии и пунктуации при изучении синтаксиса. — М., 1982.

Богданова Г. А. Уроки русского языка в 7 классе: Книга для учителя. — М., 2000.

Богданова Г. А. Уроки русского языка в 8 классе: Книга для учителя. — М., 1998.

Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Универсальные дидактические материалы по русскому языку: 6—7 классы. — СПб., 1997.

Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Универсальные дидактические материалы по русскому языку: 7—8 классы. — СПб., 1997.

Методика работы над обучающими изложением и сочинением

Развитие речи – обязательный компонент обучения родному языку. Язык и речь. Речь как процесс речевой деятельности. Виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо. Текст как продукт речевой деятельности.

Формирование коммуникативной компетенции, владения видами речевой деятельности на основе речеведческих знаний – одна из основных задач современной школы.

Методика формирования базовых речеведческих понятий. Речь как использование средств языка для целей общения. Условия общения. Разновидности речи: устная и письменная формы речи, диалогическая и монологическая речь.

Методические принципы формирования коммуникативной компетенции: 1) принцип единства развития речи и мышления; 2) принцип взаимосвязи в развитии устной и письменной речи; 3) принцип связи речевой работы с изучением грамматики и правописания, с занятиями по литературе; 4) принцип взаимосвязанности обучения языковым операциям, текстовым действиям и коммуникативной деятельности в рамках речевых ситуаций различных типов.

Основные направления работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка, составляющие единое целое: 1) овладение нормами русского литературного языка; 2) обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; 3) формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.

Система работы по развитию речи: работа над развитием речи в процессе изучения языкового материала (формирования языковой компетенции) и работа на специальных уроках по развитию речи.

Культура речи как две ступени овладения литературным языком: речь правильная и речь хорошая (коммуникативно целесообразная). Нормализаторский, текстовый и собственно коммуникативный аспекты речевой культуры. Формирование основ культуры речевого поведения, обучение речевому этикету.

Методика работы над словом и обогащением словарного запаса учащихся.

Стилистический аспект, стилистическая направленность обучения русскому языку в школе. Значение, задачи, место и содержание работы по стилистике. Методика формирования основных стилистических понятий и изучения функциональных стилей: научного, делового, публицистического, художественного и разговорного.

Понятие о сфере употребления, задача, целях и условиях общения; стилевых чертах, языковых средствах. Виды стилистических упражнений, их типология, последовательность проведения.

Связная речь как методическое понятие. Значение, задачи, содержание и этапы работы по развитию связной речи учащихся.

Системное формирование у учащихся рецептивных, репродуктивных и продуктивных текстовых умений (содержательных, композиционных, стилистико-языковых).

Лингвистические основы работы над связной речью. Усвоение основных речеведческих понятий («текст», «типы текста» и др.).

Основные характеристики текста, тема и основная мысль; развитие мысли в тексте, «данное» и «новое» в предложениях текста, цепной и параллельный способы связи предложений, деление текста на абзацы; строение абзаца: зачин, средняя часть, концовка; план текста простой и сложный; композиция целого текста.

Методика обучения анализу и созданию текстов основных функционально-смысловых типов речи: повествования, описания, рассуждения. Методика обучения различным речевым жанрам. Упражнения по развитию письменной и устной связной речи учащихся. Изложения и сочинения, их типы и классификация. Методика подготовки к изложениям и сочинениям и методика их проведения.

Нормы оценки изложений, сочинений, устных высказываний учащихся. Ошибки речевые, стилистические, фактические, логические.

Значение работы на уроках развития речи со словарями различных типов.

Место, задачи и методика лингвистического, стилистического, лингвостилистического и комплексного анализов текста на уроках русского языка.

Лабораторно-практическая работа.

  1. Программа дисциплины «Практикум по методике преподавания русского языка и литературы» (факультатив) для специальности (1)

    Программа дисциплины
    В основе дисциплины — исторически сложившаяся методо­логия лингвистического знания, достижения современных наук развитии языковой личности школьника, ориентация на социо- и лингвокультуроведческий, коммуникативный, функциональный подходы,
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины «теория и методика обучения русскому языку и литературе. Раздел: преподавание русского языка» специальность

    Учебно-методический комплекс
    Профессиональная подготовка будущих преподавателей-словесников в педагогических институтах требует не только основательной теоретической, но и методической подготовки.
  3. Методика преподавания иностранного языка (английский язык)

    Документ
    Кафедра теории и практики английского языка Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Я.Купалы» (заведующая кафедрой – кандидат филологических наук, доцент Л.
  4. Рабочая программа дисциплина «Методика преподавания русского языка» для студентов III курса дневной формы обучения по направлению 031000 «Филология» Москва 2008

    Рабочая программа
    Одной из основных целей курса является знакомство будущих учителей-филологов с теоретическими и практическими решениями проблем развивающего обучения средствами дифференцированной методики.
  5. На выполнение муниципального заказа по поставке кабинета русского языка и литературы для Муниципального образовательного учреждения Топкинская средняя общеобраз

    Документ
    Муниципальное образовательное учреждение Топкинская средняя общеобразовательная школа, почтовый адрес: 652320, Топкинский район, с. Топки, Микрорайон,
  6. Профиль биология аннотация к программам дисциплин (модулей)

    Программа
    Дисциплина «Иностранный язык» включена в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла ООП. К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «Иностранный язык», относятся знания, умения и виды деятельности,
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (29)

    Учебно-методический комплекс
    Т Теория и методика обучения русскому языку [Текст] : Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Л.И. Чиркова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.
  8. Курсы и модули по вопросам подготовки к внедрению фгос, п рограммы которых нацелены на подготовку педагогических и руководящих работников к внедрению фгос

    Документ
    Нижегородский институт развития образования в 2011 году предлагает новые формы организации образовательной деятельности, связанные с реализацией накопительной системы повышения квалификации и созданием условий для индивидуализации
  9. Ю. С. Кардычко начальник отдела общеобразовательных дисциплин гуо «во иро», Л. Г. Ермоленко, Т. Т. Талькова, В. В. Пикулик, С. М. Шингарёва, О. В. Лазинская, Л. И. Титова, Л. Ф. Зубенко, В. И. Моисеенко, В. А. Гончарова, Р. И. Баба

    Документ
    Ю.С. Кардычко - начальник отдела общеобразовательных дисциплин ГУО «ВО ИРО», Л.Г.Ермоленко, Т.Т.Талькова, В.В. Пикулик, С.М.Шингарёва, О.В.Лазинская, Л.

Другие похожие документы..