Программа дисциплины «Практикум по методике преподавания русского языка и литературы» (факультатив) для специальности

Особенности действующих программ и учебников по русскому языку для средних общеобразовательных учебных заведений. Анализ учебных и учебно-методических комплексов, учебников по русскому языку для средних общеобразовательных учебных заведений

Введение русского языка как учебного предмета в школу (1786г.), закрепление (восстановление) в учебном плане (1828 г.). Содержание курса русского языка к началу XX века в оценке участников I (1903г.) и II (1916-1917гг.) съездов преподавателей русского языка.

Ведущее место русского языка в образовательной области «Филология» современного Базисного учебного плана (БУП), его познавательная практическая и воспитательная ценность в интеллектуальном, духовном и речевом развитии учащихся. Цели и задачи обучения русскому языку.

Проекты концепции образовательной области «Филология» в 12-летней школе» и «Концепции образования по русскому (родному) языку в 12-летней школе (основное и среднее/полное/ общее образование)». Государственный образовательный стандарт (ГОС) начального общего, основного общего и среднего (полного) образования. Образовательная область «язык и литература (Филология)».

Состав современного школьного курса русского языка как система лингвистических понятий разных языковых уровней, орфографических и пунктуационных правил, речевых умений, отражающих состояние развития науки о языке, и языковые (речевые) потребности общества.

Структура (распределение материала по классам) курса русского языка. Обязательный минимум содержания образовательных программ основного и среднего (полного) общего образования по русскому языку как основа современных программ по русскому языку.

Содержательные и структурные различия курса русского языка в учебных заведениях различных типов.

Виды знаний, умений и навыков по русскому языку, критерии и принципы их отбора. Система определений и правил. Единые требования к речевой, орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.

Основные тенденции, определяющие современное состояние лингвистического образования в средних общеобразовательных учебных заведениях: а) расширение объема предмета «русский язык» и соответственно объема содержания учебного материала как за счет сближения школьного и научного (вузовского) курсов, так и за счет включения в его орбиту дополнительных лингвистических дисциплин: культуры речи, стилистики, риторики; б) расширение временных рамок (по количеству часов, по годам обучения) изучения предмета «русский язык», а также названных лингвистических дисциплин, позволяющее реализовать идею дополнительной углубленной (при необходимости непрерывной)

лингвистической подготовки; в) усиление принципа интегративности, межпредметного взаимодействия русского языка и других дисциплин в образовательном процессе (курс «Русская словесность» и др.); г) усиление текстоцентрического подхода в лингвистической подготовке; д) принцип возрождения опоры на историю языка.

Программа по русскому языку как средство конкретизации содержания обучения данному учебному предмету в школе. Типологическая классификация программ по русскому языку: а) по месту, отводимому предмету в учебном плане; б) в зависимости от типа (вида, профиля) учебного заведения (класса) и целей образовательной подготовки. Принципы построения программ (расположения учебного материала в них): концентрический, линейный, линейно-концентрический, линейно-ступенчатый, линейно-параллельный (перемежающийся), блочный (модульный), спиральный. Структура и содержание программ. Отражение в программах дидактических принципов преемственности и перспективности в обучении языку. Последовательность изучения и распределения учебного материала по классам.

Программный материал по формированию языковой компетенции, предполагающей знание самого языка (разделы: фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и синтаксис, соответствующие языковым ярусам, подразделы по культуре речи (нормализаторский аспект); лингвистический компетенции, включающей знания о лингвистике как науке, общие сведения о языке и важнейшую информацию об ученых-лингвистах; коммуникативной (речевой) компетенции, связанной с овладением всеми видами речевой деятельности и культурой речи; культуроведческой компетенции, включающей сведения о языке как национально-культурном феномене.

Особенности действующих программ по русскому языку (основному курсу) для 5-9 классов:

1) программа изучения курса русского языка по стабильным учебникам (сост. М.Т. Баранов, Г.А. Ладыжинская, И.И. Кулибаба, С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков);

2) программы изучения курса русского языка по параллельным учебным комплексам: а) под ред. В.В. Бабайцевой; б) под ред. М.М. разумовской и П.А. Леканта;

3) программы по русскому языку для 5-9, 5-11 классов учебных заведений с углубленным изучением русского языка: а) по учебнику под ред. М.В. Панова; б) по новому учебному комплексу для 5-11 классов под ред. В.В. Бабайцевой.

Особенности действующих программ по русскому языку для 10-11 классов: а) составитель А.И. Власенков; б) составитель Г.А. Богданова.

Программы компенсирующего обучения по русскому языку для V-IX классов: а) составители: М.М. Разумовская, Ю.Н. Гостева; б) составители: Т.А. Костяева, Ю.С. Бичерова. 9

Лабораторно-практическая работа.

Вариант 1. Тема: Особенности действующих программ и учебников по русскому языку

для средних общеобразовательных учебных заведений.

План

  1. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования: образовательная область «Филология»: Русский как государственный и Русский как родной.

  2. Типология современных программ по русскому языку. Состав и структура школьной программы по русскому языку (объяснительная записка, собственно программа, принципы распределения материала по годам обучения, структура языковой и речевой части, требования к знаниям и умениям).

  3. Анализ и характеристика программ и учебников по русскому языку, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в 2010—2011 уч. году для 5—9 классов:

под ред. Н. М. Шанского,

под ред. В. В. Бабайцевой,

под ред. М. М. Разумовской и П. А. Леканта,

под ред. А. А. Леонтьева,

под ред. М. В. Панова,

под ред. Львовой С. И., Львова В. В.

  1. Другие средства наглядности в обучении русскому языку (визуальные средства, аудиальные средства, визуально-аудиальные средства обучения).

Практическое задание:

Подготовить описание одной из программ по русскому языку и соответствующего ей учебно-методического комплекса (в Методическую копилку). Анализ должен быть проведён по следующему плану:

  1. аннотация программы (цель, задачи преподавания русского языка, особенности структуры программы, принципы построения),

  2. состав соответствующего учебно-методического комплекса, сопровождаемый иллюстрациями обложек учебника, рабочих тетрадей и проч.,

  3. принципы подачи теоретического материала в учебниках для разных классов и его соотношение с практическим материалом,

  4. виды упражнений и практических заданий,

  5. система работы по развитию речи,

  6. система повторения,

  7. характер дидактического (текстового) материала, его образовательная (информационная) и воспитательная ценность,

  8. наглядность,

  9. принятые условные и графические обозначения.

Анализ можно представить в виде таблицы с соответствующими графами.

Сделать вывод о соответствии учебника требованиям, предъявляемым к средствам обучения, отметить достоинства и недостатки.

Литература:

  1. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник / Под ред. М. Т. Баранова. — М. : Академия, 2001. — 368 с. (§ 8).

  2. Теория и практика обучения русскому языку: Учебное пособие / Под ред. Р. Б. Сабаткоева. — М. : Академия, 2005. — 320 с. (С. 32—44).

  3. Воителева Т. М. Теория и методика обучения русскому языку: Учебное пособие. — М. : Дрофа, 2006. — 319 с. (С. 42—45).

  4. Государственный общеобразовательный стандарт по русскому (родному) языку.

  5. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования: Образовательная область «Филология»: Русский язык как родной.

  6. Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык: V—IX классы / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. — М. : Просвещение, 2006. — 40 с.

  7. Соответствующий учебник по русскому языку для школы.

Анализ учебных и учебно-методических комплексов, учебников по русскому языку для средних общеобразовательных учебных заведений.

Лабораторно-практическая работа.

План

1. Учебник как ведущее средство обучения. Его основные функции и значение. Понятие об учебном и учебно-методическом комплексах (УК и УМК) и федеральном комплекте учебников.

2. Характеристика стабильного УК по русскому языку для 5-9 классов.

3. Анализ и характеристика параллельных УК по русскому языку: под ред. В.В. Бабайцевой; под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта.

4. Учебные пособия по русскому языку для 10-11 классов.

5. Учебные комплексы и учебники для углубленного изучения русского языка (5-9, 5-11 классов): под ред. М.В. Панова; под ред. В.В. Бабайцевой.

6. Учебники по русскому языку нового поколения: под ред. П.А. Леканта; под ред. А.А. Леонтьева.

Практическое задание:

Подготовить письменный анализ одного из учебных комплексов (учебников) по русскому языку, включающий описание: его структуры; принципов подачи теоретического материала в учебниках для разных классов и его соотношения с практическим материалом; видов упражнений и практических заданий; системы работы по развитию речи; системы повторения; характера дидактического (текстового) материала, его образовательной (информационной) и воспитательной ценности; наглядности, принятых условных и графических обозначений.

Литература:

  1. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник / Под ред. М. Т. Баранова. — М. : Академия, 2001. — 368 с. (§ 8).

  2. Теория и практика обучения русскому языку: Учебное пособие / Под ред. Р. Б. Сабаткоева. — М. : Академия, 2005. — 320 с. (С. 32—44).

  3. Воителева Т. М. Теория и методика обучения русскому языку: Учебное пособие. — М. : Дрофа, 2006. — 319 с. (С. 42—45).

  4. Государственный общеобразовательный стандарт по русскому (родному) языку.

  5. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования: Образовательная область «Филология»: Русский язык как родной.

  6. Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык: V—IX классы / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. — М. : Просвещение, 2006. — 40 с.

  7. Соответствующий учебник по русскому языку для школы.

Урок русского языка как основная форма организации учебного процесса. Принципы и виды анализа уроков

Формы организации учебной работы по русскому языку.Уроккак основная форма учебных занятий. Типы уроков по русскому языку в зависимости от их целей и содержания. Урок изучения нового материала (усвоения новых знаний), урок закрепления изученного (ЗУНов), уроки выработки умения и навыков, повторительно-обобщающие уроки, уроки контроля (проверки) ЗУНов. Специфика комбинированного урока, включающего сообщение новых знаний, закрепление и контроль ЗУНов. Место и значение уроков развития речи в системе обучения русскому языку. Нетрадиционные (нестандартные) уроки: урок-лекция, урока-практикум, урок-лабораторная работа, урок-семинар, урок-игра (деловая, ролевая), урок-зачет и др. Основные структурные элементы урока (макро- и микроструктура) и связь между ними.

Опрос учащихся на уроках русского языка, его задачи, функции, место. Виды опроса: устный опрос и его варианты, письменные работы (работа по карточкам). Формы опроса: индивидуальный, фронтальный, уплотненный.

Виды заданий на уроках русского языка: работа с карточками, построение схем и таблиц, списывание и др. Виды упражнений и письменных работ по русскому языку.

Домашние задания, их виды, способы дифференциации, индивидуализации, разнообразие содержания, правильная дозировка. Разнообразие форм проверки домашних заданий. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся на уроках русского языка. Формы работы на уроке: коллективная (фронтальная), групповая, индивидуальная.

Оценка знаний, умений и навыков учащихся, мотивировка оценок на уроке и их стимулирующая роль. Проблема «поурочного балла».

Планирование работы по русскому языку. Цели, задачи и принципы планирования учебного материла. Виды рабочих планов учителя: годовые (календарные), тематические и поурочные планы-конспекты. Виды поурочных планов-конспектов: описательные, схематические, планы-графики.

Система уроков по одной теме. Учет принципов преемственности и перспективности в построении системы уроков. Постепенное наращивание трудностей дидактического материала. Повторение на уроках русского языка, его виды.

Основные требования к современному уроку русского языка.

Этапы и технология подготовки учителя к уроку.

Принципы анализа урока, его виды (поэлементный, системный и др.) и параметры. Значение владения самоанализом урока.

Факультативные занятиякак форма углубленной теоретической и практической подготовки учащихся по русскому языку, средство осуществления дифференцированного, личностноориентированного обучения, развития интереса к изучению языка.

Цели и задачи факультативных занятий. Виды факультативов (типология): углубляющие, расширяющие, восполняющие. Разнообразие программ факультативных курсов. Пособия для учителей и учащихся по факультативным курсам (учебные комплекты) Виды занятий, методы используемые при проведении факультативов. Развитие познавательной активности и творческих способностей у учащихся, выработка у них навыков самостоятельной работы, обучение конспектированию и реферированию. Вопрос о специфике и соотношении факультативных курсов и обязательных занятий (курсов) по выбору (элективах), выделяемых в действующем БУП и новом его проекте (в виде школьного компонента).

Внеклассная (внеурочная) работапо русскому языку как форма формирования интереса к предмету, ее значение и место в образовательном процессе. Принципы организации внеклассной работы: добровольность и избирательность, доступность, практическая направленность, научная углубленность, занимательность и др. Содержание внеклассной работы: массовые, групповые, индивидуальные и коллективные («объединяющие»); постоянно действующие и эпизодические. Виды внеклассных мероприятий по русскому языку: олимпиады, викторины, конкурсы, КВН, утренники и вечера, недели русского языка, ученические конференции, лингвистические экспедиции и экскурсии, устные журналы и др. Выпуск в классе занимательных материалов (уголок русского языка, лингвистический бюллетень). Кружок как традиционная форма внеклассной работы. Методы работы на внеклассных занятиях. Пособия и методическая литература по внеклассной работе.

Лабораторно-практическая работа.

  1. Программа дисциплины «Практикум по методике преподавания русского языка и литературы» (факультатив) для специальности (1)

    Программа дисциплины
    В основе дисциплины — исторически сложившаяся методо­логия лингвистического знания, достижения современных наук развитии языковой личности школьника, ориентация на социо- и лингвокультуроведческий, коммуникативный, функциональный подходы,
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины «теория и методика обучения русскому языку и литературе. Раздел: преподавание русского языка» специальность

    Учебно-методический комплекс
    Профессиональная подготовка будущих преподавателей-словесников в педагогических институтах требует не только основательной теоретической, но и методической подготовки.
  3. Методика преподавания иностранного языка (английский язык)

    Документ
    Кафедра теории и практики английского языка Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Я.Купалы» (заведующая кафедрой – кандидат филологических наук, доцент Л.
  4. Рабочая программа дисциплина «Методика преподавания русского языка» для студентов III курса дневной формы обучения по направлению 031000 «Филология» Москва 2008

    Рабочая программа
    Одной из основных целей курса является знакомство будущих учителей-филологов с теоретическими и практическими решениями проблем развивающего обучения средствами дифференцированной методики.
  5. На выполнение муниципального заказа по поставке кабинета русского языка и литературы для Муниципального образовательного учреждения Топкинская средняя общеобраз

    Документ
    Муниципальное образовательное учреждение Топкинская средняя общеобразовательная школа, почтовый адрес: 652320, Топкинский район, с. Топки, Микрорайон,
  6. Профиль биология аннотация к программам дисциплин (модулей)

    Программа
    Дисциплина «Иностранный язык» включена в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла ООП. К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «Иностранный язык», относятся знания, умения и виды деятельности,
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (29)

    Учебно-методический комплекс
    Т Теория и методика обучения русскому языку [Текст] : Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Л.И. Чиркова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.
  8. Курсы и модули по вопросам подготовки к внедрению фгос, п рограммы которых нацелены на подготовку педагогических и руководящих работников к внедрению фгос

    Документ
    Нижегородский институт развития образования в 2011 году предлагает новые формы организации образовательной деятельности, связанные с реализацией накопительной системы повышения квалификации и созданием условий для индивидуализации
  9. Ю. С. Кардычко начальник отдела общеобразовательных дисциплин гуо «во иро», Л. Г. Ермоленко, Т. Т. Талькова, В. В. Пикулик, С. М. Шингарёва, О. В. Лазинская, Л. И. Титова, Л. Ф. Зубенко, В. И. Моисеенко, В. А. Гончарова, Р. И. Баба

    Документ
    Ю.С. Кардычко - начальник отдела общеобразовательных дисциплин ГУО «ВО ИРО», Л.Г.Ермоленко, Т.Т.Талькова, В.В. Пикулик, С.М.Шингарёва, О.В.Лазинская, Л.

Другие похожие документы..