Программа дисциплины «Практикум по методике преподавания русского языка и литературы» (факультатив) для специальности

2011-2012 уч.г. группа ИФ3Р

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

36

6

Аудиторные занятия

34

6

Практические занятия

34

6

Самостоятельная работа

2

6

Вид итогового контроля

зачет

6*

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

Разделы дисциплины и виды занятий.

Раздел дисциплины

Практические занятия

Самостоятельная работа

Теория и методика преподавания русского языка и литературы как наука и учебная дисциплина

2

Закон об образовании РФ. Государственный образовательный стандарт.

2

Планирование учебной работы по русскому языку. Базисный учебный план. Календарно-тематический план.

2

Средства обучения русскому языку. УМК, учебники, вспомогательные и дидактические материалы по русскому языку.

2

Особенности действующих программ и учебников по русскому языку для средних общеобразовательных учебных заведений

2

Метод как категория методики. Этапы обучения. Связь метода с этапом обучения.

2

2

Урок русского языка как основная форма организации учебного процесса. Структура уроков русского языка.

2

Система и типология упражнений, письменных работ по русскому языку.

2

Виды диктантов, методика их подготовки и проведения.

2

Методика изучения фонетики и графики.

2

Методика изучения лексики и лексикографии.

2

Методика изучения морфемики и словообразования.

2

Методика изучения морфологии.

2

Методика изучения синтаксиса.

2

Методика формирования орфографической и пунктуационной грамотности.

2

Контрольная работа (зачет)

2

Итого:

34

2

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Теория и методика преподавания русского языка и литературы как наука и учебная дисциплина

Методика преподавания русского языка (МПРЯ) как прикладная наука и учебная дисциплина. МПРЯ как часть лингводидактики. Объект и предмет МПРЯ, ее задачи: определение целей и задач, содержания обучения русскому языку; формы, методы и приемы, средства обучения и контроля. Базисные понятия МПРЯ. Цель, задачи и структура вузовского курса МПРЯ. Содержание профессионально-методической подготовки будущего преподавателя русского языка средних учебных заведений. Характеристика важнейших учебных пособий по курсу.

Методы исследования МПРЯ: анализ литературы, метод наблюдения, анкетирование и тестирование учащихся, анализ документации, методический эксперимент, статистические методы, обобщение опыта передовых учителей, изучение методического наследия и др.

Методика и ее базисные науки. Философия как методологическая основа методики. Логика и МПРЯ. Связь МПРЯ с лингвистикой. Зависимость содержания обучения от уровня развития лингвистики. Терминология. Отражение в методике обучения языку и его изучения разграничения лингвистических дисциплин: 1) изучающих языковую систему по языковым ярусам (уровням), по хронологическому принципу (история языка и современный русский язык); 2) изучающих употребление языка, его функционирование (культура речи, стилистика, риторика, лингвистика текста и др.). Вопрос о целесообразности освещения в средних учебных заведениях разных принципов, подходов, понятий, представленных лингвистическими школами. Требование соответствия изучаемых в школе сведений в языке и речи положениями современной филологической науки.

Связь МПРЯ с психологией: использование в процессе обучения разных данных общей, возрастной и педагогической психологии о процессах восприятия, усвоения знаний учащихся; особенностях памяти, интересе к учению и др.

Связь МПРЯ с педагогикой и дидактикой. Использование в практике преподавания русского языка общедидактических принципов (принципы научности, преемственности и перспективности, доступности, прочности, наглядности, дифференцированного и развивающего обучения, индивидуального подхода к обучаемым, учета их возрастных особенностей и др.) и частнодидактических (специальных методических) принципов (принцип практической направленности обучения языку при опоре на практические знания, принцип коммуникативности, обучения языку как средству речевой деятельности, принцип системности и систематичности, принцип синхронности в описании языковых уровней и др.).

Теоретические основы курса методики преподавания литературы. Предмет, объект и методы исследования методики преподавания литературы как научной дисциплины. Взаимосвязь методики преподавания литературы с общественными науками, литературоведением, лингвистикой, методикой преподавания русского языка, педагогикой, психологией, эстетикой. Основные направления развития методики преподавания литературы как науки на современном этапе. Методика преподавания литературы в школе и вузе. Монологические и диалогические основания преподавания литературы в школе и вузе. Диалог как способ сохранения методической культуры. Специфика курса методики преподавания литературы. Цель и задачи курса. Требования, предъявляемые к выпускнику вуза по специальности "Филолог. Преподаватель". Программа и методическая концепция курса. Аппарат курса. О реформе школы и высшего образования. О педагогической практике.

Литература как учебный предмет в современной средней школе.

Многообразие социальных и эстетических функций литературы. Своеобразие литературы как учебного предмета. Задачи изучения литературы. Взаимодействие изучения литературы с опытом освоения других видов искусства.

  1. Программа дисциплины «Практикум по методике преподавания русского языка и литературы» (факультатив) для специальности (1)

    Программа дисциплины
    В основе дисциплины — исторически сложившаяся методо­логия лингвистического знания, достижения современных наук развитии языковой личности школьника, ориентация на социо- и лингвокультуроведческий, коммуникативный, функциональный подходы,
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины «теория и методика обучения русскому языку и литературе. Раздел: преподавание русского языка» специальность

    Учебно-методический комплекс
    Профессиональная подготовка будущих преподавателей-словесников в педагогических институтах требует не только основательной теоретической, но и методической подготовки.
  3. Методика преподавания иностранного языка (английский язык)

    Документ
    Кафедра теории и практики английского языка Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Я.Купалы» (заведующая кафедрой – кандидат филологических наук, доцент Л.
  4. Рабочая программа дисциплина «Методика преподавания русского языка» для студентов III курса дневной формы обучения по направлению 031000 «Филология» Москва 2008

    Рабочая программа
    Одной из основных целей курса является знакомство будущих учителей-филологов с теоретическими и практическими решениями проблем развивающего обучения средствами дифференцированной методики.
  5. На выполнение муниципального заказа по поставке кабинета русского языка и литературы для Муниципального образовательного учреждения Топкинская средняя общеобраз

    Документ
    Муниципальное образовательное учреждение Топкинская средняя общеобразовательная школа, почтовый адрес: 652320, Топкинский район, с. Топки, Микрорайон,
  6. Профиль биология аннотация к программам дисциплин (модулей)

    Программа
    Дисциплина «Иностранный язык» включена в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла ООП. К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «Иностранный язык», относятся знания, умения и виды деятельности,
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (29)

    Учебно-методический комплекс
    Т Теория и методика обучения русскому языку [Текст] : Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Л.И. Чиркова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.
  8. Курсы и модули по вопросам подготовки к внедрению фгос, п рограммы которых нацелены на подготовку педагогических и руководящих работников к внедрению фгос

    Документ
    Нижегородский институт развития образования в 2011 году предлагает новые формы организации образовательной деятельности, связанные с реализацией накопительной системы повышения квалификации и созданием условий для индивидуализации
  9. Ю. С. Кардычко начальник отдела общеобразовательных дисциплин гуо «во иро», Л. Г. Ермоленко, Т. Т. Талькова, В. В. Пикулик, С. М. Шингарёва, О. В. Лазинская, Л. И. Титова, Л. Ф. Зубенко, В. И. Моисеенко, В. А. Гончарова, Р. И. Баба

    Документ
    Ю.С. Кардычко - начальник отдела общеобразовательных дисциплин ГУО «ВО ИРО», Л.Г.Ермоленко, Т.Т.Талькова, В.В. Пикулик, С.М.Шингарёва, О.В.Лазинская, Л.

Другие похожие документы..