Программа дисциплины «Практикум по методике преподавания русского языка и литературы» (факультатив) для специальности

4. Оценка эффективности способов деятельности преподавателя и учащихся

4.1. Рациональность и эффективность использования времени урока, оптимальность темпа, а также чередования и смены видов деятельности в ходе урока.

4.2. Степень целесообразности и эффективности использования наглядности и ТСО на уроке.

4.3. Степень рациональности и эффективности использованных методов и организационных форм работы.

4.4. Уровень обратной связи со всеми учащимися в ходе урока.

4.5. Эффективность контроля за работой учащихся и уровень требований, на котором проводилась оценка их знаний, умений и навыков.

4.6. Степень эстетического воздействия урока на учащихся.

4.7. Степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности преподавателем и учащимися в ходе урока.

5. Оценка цели и результатов проведенного урока

5.1. Степень конкретности, четкости и лаконичности формулировки цели урока.

5.2. Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели одновременно.

5.3. Степень обучающего воздействия проведенного урока на учащихся (чему и в какой степени научились).

5.4. Степень воспитательного воздействия (что и в какой степени способствовало воспитанию учащихся в ходе урока).

5.5. Степень воздействия урока на развитие учащихся (что и в какой степени способствовало их развитию).

Более детально с методическими рекомендациями по проведению анализа урока, видами анализа, планом самоанализа, анализа-прогноза урока можно познакомиться в следующих работах:

В.А. Онищук. Урок в современной школе. – М., 1981. – С. 186-190;

В.А. Сухомлинский. Разговор с молодым директором школы. – М., 1982. – С. 162-182;

Ю.Б. Зотов. Организация современного урока. – М., 1984. – С. 186-190;

Г.И. Блинов, Б.Т. Панов. Практические и лабораторные занятия по методике русского языка. – М., 1986. – С. 196-207;

Б.Т. Панов. Типы и структура уроков русского языка. – М., 1986. – С. 202-204;

Ю.А. Конаржевский. Система. Урок. Анализ/Серия «Управление образованием». Вып. 1. – Псков, 1996;

В.П. Симонов. О требованиях к уроку и его анализу//Советская педагогика. – 1980. - №1; Контроль за учебно-воспитательным процессом внутришкольного управления. – М.,1991; Методика и технология системного анализа урока// Специалист. – 1994. - №10;

Т.П. Иванова, А.П. Волчкова. Опыт системного анализа урока русского языка//РЯШ. – 1995. – №3. – С. 36-40;

А. М. Моисеев. Урок: методика самоанализа//Завуч. – 1998. - №2. – С. 15-21;

Схемы анализа и самоанализа урока. См. Завуч. – 1998. - №4; 1999. - №2;

Сидоренко В.А. Углубленное изучение русского языка. – М., 1996. – С. 54-56 (анализ-прогноз урока).

Приложение 2.

Темы и рекомендации к перспективному тематическому планированию учебного материала по русскому языку

Перспективное (тематическое) и краткосрочное (поурочное) планирование учебной деятельности – важнейшая составная часть подготовки учителя к урокам. Совершенно справедливо мнение о том, что в плане, конспекте должна быть заключена (отражена) мысль урока.

Долгосрочное планирование обеспечивает непрерывность, преемственность и перспективность в учебной работе. Составление тематического плана позволяет учителю планировать учебную работу не на один, а на несколько уроков, охватывающих изучение всей общей темы (раздела). Основной смысл тематического планирования состоит в том, чтобы при изучении каждого большого раздела предусмотреть разные типы уроков и охватить все стороны учебного процесса: усвоение знаний, формирование умений и навыков, творческое применение их на практике в измененных условиях, обобщение и систематизацию знаний, их проверку и коррекцию. Это дает возможность рассматривать урок не изолированно, а в системе, рационально построить учебный процесс: целесообразно распределить часы, предназначенные на изучение темы; сосредоточить внимание учащихся на главном, выделить основные вехи урока; эффективнее использовать различные методы и приемы, формы и средства обучения; правильно спланировать повторение; разнообразить дидактический материал и т.д.

Общие темы, рекомендуемые для тематического планирования в контрольной работе

5 класс: Лексика. Культура речи. Имя прилагательное.

6 класс: Лексика и фразеология. Имя числительное.

7 класс: Деепричастие. Предлог. Союз.

8 класс: Словосочетание и предложение. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Односоставные простые предложения. Прямая и косвенная речь.

9 класс: Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Бессоюзное сложное предложение. Сложные предложения с разными видами связи.

Приступая к работе над тематическим перспективным планом, можно познакомиться со статьей В.Ю. Земцова «О перспективном тематическом планировании»//РЯШ. – 1968. - №4. – С. 26-30.

Тематический перспективный план рекомендуется составлять по следующей форме, включая в него такие разделы:

Тематический перспективный план по теме __________________________

(указать общую тему, класс)

Порядковый номер урока

Название раздела

1 урок

2 урок

3 урок

4 урок

5 урок

6 урок

  1. 1. Тема урока

  2. 2. Цели и задачи урока:

а) учебная (образовательная), определяющая языковую, лингвистическую и коммуникативную компетенции, формируемые на уроке;

б) воспитательная;

в) развивающая

  1. 3. Тип урока

  2. 4. Методы и приемы

  3. 5. Формы работы с учащимися на уроке: коллективная, групповая, индивидуальная

  4. 6. Средства обучения:

а) наглядные пособия;

б) ТСО

7. Внутрипредметные и межпредметные связи

8. Дидактический материал

9. Характер тренировочных упражнений

10. Упражнения по развитию речи (РР)

11. Повторение

12. Домашнее задание

Другой вариант тематического планирования см. в кн. Сидоренков В.А. Углубленное изучение русского языка. – М., 1996. – (С. 44-68, Тематическое планирование).

При составлении тематического плана необходимо учесть, что количество уроков и их конкретные темы определяются в соответствии с количеством учебных часов, рекомендуемых для изучения каждой общей темы (раздела), что в свою очередь зависит от содержания, объема, значимости и трудности учебного материала. Поэтому при составлении тематического плана обязательно следует руководствоваться рекомендациями, составленными с учетом требований соответствующих программ и помещенными в журналах «Русский язык в школе» и «Русская словесность» в разделе «Примерное (ориентировочное) планирование работы по русскому языку (см. таблицы 1-5).

Рекомендации по примерному планированию работы

по русскому языку

Таблица 1. Рекомендации журнала «Русский язык в школе» по примерному (ориентировочному) планированию работы по русскому языку для V-IX классов на основе действующего (стабильного) учебного комплекса «Русский язык» под ред. Н.М. Шанского

четверть

класс

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

5 класс

№3, 1997,

с. 111-120;

№4, 1997,

с. 107-114.

№5, 1997,

с. 105-114.

№6, 1997,

с. 103-110;

№1, 1998,

с.107-110.

№1, 1998,

с. 113-113;

№2, 1998,

с. 116-122.

6 класс

№3, 1998,

с. 112-118;

№4, 1998,

с. 103-109.

№5, 1998,

с. 97-105.

№6, 1998,

с. 98-106;

№1, 1999,

с. 104-107.

№1, 1999,

с. 107-110;

№2, 1999,

с. 108-111.

7 класс

№3, 1999,

с. 102-109;

№4, 1999,

с. 105-110.

№5, 1999,

с. 107-114.

№6, 1999,

с. 102-110;

№1, 2000,

с. 108-112.

№1, 2000,

с. 112-115;

№2, 2000,

с. 110-116.

8 класс

№3, 2000,

с. 116-121;

№4, 2000,

с. 116-124.

№5, 2000,

с. 108-116.

№6, 2000,

с. 106-112;

№1, 2001,

с. 107-114.

№1, 2001,

с. 114-115;

№2, 2001,

с.

9 класс

№3, 1996,

с. 115-121;

№4, 1996,

с. 121-124.

№5, 1996,

с. 111-119.

№6, 1996,

с. 114-119;

№1, 1997,

с. 115-116.

№1, 1997,

с. 116-121;

№2, 1997,

с. 120-122.

См. также примерное планирование: Обучение русскому языку в 5 классе: Методические рекомендации к учебнику для 5 класса общеобразовательных учреждений (Г.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Ю. Комиссарова – М., Просвещение, 2000. – С. 5-53.

Романова С.А. Тематическая разработка уроков русского языка в 5 классе. – М., 2000. – Ч. 2.

Таблица 2. Рекомендации журнала «Русский язык в школе» попримерному (ориентировочному) планированию работы по русскому языку для V-IX классов на основе параллельного учебного комплекса «Русский язык» под ред. В.В. Бабайцевой

54

Четверть

Класс

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

5 класс

№3, 1997,

с. 121-128;

№4, 1997,

с. 115-121.

№5, 1997,

с. 115-123.

№6, 1997,

с. 111-118;

№1, 1998,

с. 114-117.

№1, 1998,

с. 117-121;

№2, 1998,

с. 122-124.

6 класс

№3, 1998,

с. 118-121;

№4, 1998,

с. 110-116.

№5, 1998,

с. 105-113.

№6, 1998,

с. 106-116;

№1, 1999,

с. 111-112.

№1, 1999,

с. 112-116;

№2, 1999,

с. 112-116.

7 класс

№3, 1999,

с. 109-114;

№4, 1999,

с. 110-116.

№5, 1999,

с.114-122.

№6, 1999,

с. 11-117;

№1, 2000,

с. 116-120.

№1, 2000,

с. 120-123;

№2, 2000,

с. 116-123.

8 класс

№3, 2000,

с. 122-124;

№4, 2000,

с. 124-128.

№5, 2000,

с. 116-124.

№6, 2000,

с. 112-120;

№1, 2001,

с. 116-122.

№1, 2001,

с. 122-125;

№2, 2001,

с.

9 класс

№3, 1996,

с. 122-128;

№4, 1996,

с. 124-128.

№ 5, 1996,

с. 119-123.

№6, 1996,

с. 119-123;

№1, 1997,

с. 122-126.

№1, 1997,

с. 126-128;

№2, 1997,

с. 122-126.

Полный вариант примерного (ориентировочного) планирования см.: «Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку: 5 кл.»/Сост. А.Ю. Купалова. 1992. - С. 111-142. См. также: Поурочное планирование: К учебному комплексу под ред. В.В. Бабайцевой «Русский язык: 5-9 кл.»/А.Ю. Купалова, Т.М. Пахнова, С.Н. Пименова, Ю.С. Пичугов. – М.: Дрофа, 1998 (Библиотека учителя. Русский язык).

Таблица 3. Рекомендации журналов «Русская словесность» и «Русский язык в школе» по примерному (ориентировочному) планированию по русскому языку для V-IX классов на основе параллельного учебного пособия (комплекса) «Русский язык» для общеобразовательных учреждений под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта

Четверть

Класс

Журнал

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

5 класс

РС

РЯШ

№4, 1996,

с. 44-49.

№4, 1997,

с. 122-128.

№5, 1996,

с. 43-48.

№5, 1997,

с. 124-128.

№6, 1996,

с. 48-54.

№6, 1997,

с. 118-124.

№1, 1997,

с. 49-56.

№1, 1998,

с. 122-126.

6 класс

РС

РЯШ

№4, 1997,

с. 41-48.

№3, 1998,

с. 121-124;

№4, 1998,

с. 116-119.

№5, 1997,

с. 68-75.

№5, 1998,

с. 113-116.

№6, 1997,

с. 52-57.

№6, 1998,

с. 116-118;

№1, 1999,

с. 117-119.

№1, 1998,

с. 67-72

№1, 1999,

с. 119-121;

32, 1999,

с. 116-117.

7 класс

РС

РЯШ

№4, 1998,

с. 52-55.

№3, 1999,

с. 115-117;

№4, 1999,

с. 118-121.

№5, 1998,

с. 49-51.

№5, 1999,

с. 122-126.

№6, 1998,

с. 54-57.

№6, 1999,

с. 117-121;

№1, 2000,

с. 123-124.

№1, 1999,

с. 29-32.

№1, 2000,

с. 124-126;

№2, 2000,

с. 123-126.

8 класс

РС

РЯШ

№3, 1999,

с. 37-41.

№3, 2000,

с. 125-128

№4, 1999,

с. 29-31.

№5, 2000,

с. 124-128.

№5, 1999,

с. 32-36.

№6, 2000,

с. 120-124.

№6, 1999,

с. 20-22.

№1, 2001,

с.125-128.

9 класс

РС

РЯШ

№3, 2000,

с. 18-21.

№5, 2000,

с. 23-26.

№6, 2000,

с. 54-57.

№1, 2001,

с. 51-54.

Таблица 4. Рекомендации журнала «Русская словесность» по примерному (ориентировочному) планированию уроков русского языка по учебному комплексу В.В.Бабайцевой «Русский язык» (для углубленного изучения: 5-9 классы). – М.: Дрофа, 1995, 1997, 1998.

Четверть

Класс

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

5 класс

№3, 1999,

с. 31-37.

№4, 1999,

с. 25-31.

№5, 1999,

с. 26-32.

№6, 1999,

с. 15-20.

6 класс

№4, 2000,

с. 19-25.

№5, 2000,

с. 20-23.

№ 6, 2000,

с. 49-53.

№1, 2001,

с. 45-51.

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

Таблица5. Рекомендации журнала «Русская словесность» по примерному (ориентировочному) планированию уроков русского языка по пособию А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: 10-11 классы». – М.: Просвещение, 1996, 1997, 1998.

Полугодие

Класс

I полугодие

II полугодие

10 класс

I четверть - №3, 2000,

с. 21-27;

II четверть - №5, 2000,

с. 26-31.

III четверть - №6, 2000,

с. 57-60;

IV четверть - №1, 2001,

с. 54-58.

11 класс

При определении целей урока (что нередко вызывает затруднение) следует руководствоваться рекомендациями, изложенными в следующих работах, статьях: С.Э. Грицевская. Определение цели и задачи урока//РЯШ. – 1980. - №4. – С. 19-24; Она же. Роль учебника в подготовке учителя к уроку русского языка//РЯШ. – 1983. - №5. – С. 11-14; А.И. Власенков. Развивающее обучение русскому языку. – М., 1983.

Приложение 3.

Рекомендации к подготовке поурочных планов-конспектов

Наиболее сложной и ответственной является подготовка учителя к каждому отдельному уроку. В результате тщательной подготовки к занятиям, продумывания всех элементов урока, учитель составляет более или менее подробный письменный план-конспект каждого урока, без которого невозможно успешно проводить занятия.

Насколько подробным должен быть план урока? В этом вопросе следует исходить из принципа: план должен помогать учителю в четкой организации и проведении урока. Его следует составлять так, чтобы эта помощь была оптимальной. Структура плана, его объем, степень подробности зависят от особенностей личности учителя, его опыта и стажа работы. Начинающему учителю (тем более студенту, студенту-практиканту) необходимо составлять подробные поурочные планы-конспекты, в которых должны отражаться структура урока, содержание учебного материала, а также методы преподавания и приемы учебной деятельности школьников. Последнее позволяет учителю тщательно продумывать методику урока.

Условно в плане-конспекте урока можно выделить три структурные части:

а) «шапку» конспекта,

б) описание хода (структуры, этапов) урока,

в) содержательно-методическую часть урока.

1. «Шапка» плана-конспекта включает следующие пункты:

Дата _______ Класс ______ Номер урока ______ Тема урока ________

Цели и задачи урока:

а) дидактические, образовательные;

б) воспитательные;

в) задачи развития личности учащегося (развивающие).

Тип урока …

Основные методы и приемы, применяемые на уроке ….

Оборудование урока (наглядные пособия, ТСО).

2. Ход урока отражает состав и последовательность основных его этапов, структурных элементов, из которых складывается урок (его макроструктру). Следует помнить. Что макроструктура урока не является застывшей, она подвижна, динамична и зависит от типа урока, этапа изучения темы, решаемых дидактических задач. Описывая ход урока, следует указать время, запланированное для каждого этапа (элемента) урока из расчета 40-45 минут, отводимых на урок.

3. Содержательно-методическая часть (собственно конспект урока) должна включать в себя: подробную поэтапную запись содержания основных частей урока; методы и приемы изложения нового материала, его закрепления и усвоения; формулировки основных правил, определений, а также основные понятия, вводимые на уроке; номера страниц в учебнике (учебном пособии), которым учащимся следует проработать самостоятельно; точные формулировки всех вопросов для учащихся (без предполагаемых ответов); номера упражнений, а также виды и тексты заданий (упражнений), не содержащихся в стабильных учебниках и предназначенных для закрепления полученных знаний, выработки умений и навыков; дидактический материал, тексты обучающих диктантов, материл для развития речи, карточки для индивидуальной работы, опроса, используемые на уроке и т.д.

Домашнее задание с указанием того, что и как делать; с дополнительным заданием для сильных учеников, с заданием творческого характера.

Итоги урока: краткие выводы о проделанной работе, анализ выставленных на уроке оценок с небольшими комментариями, общая перспектива на следующий урок.

Примеры планов–конспектов уроков можно найти в методической литературе для учителей: Уроки русского языка в 5/6/7/8/9 классе /Авт. Г.А. Богданова; Г.П Соколова.; М.В. Федорова и др. (См. в списке рекомендуемой дополнительной литературы). См. также раздел «Поурочные методические разработки (по теме «Лексика»)» в кн. В.А. Сидоренко «Углубленное изучение русского языка». – М., 1996. – С. 68-106.

  1. Программа дисциплины «Практикум по методике преподавания русского языка и литературы» (факультатив) для специальности (1)

    Программа дисциплины
    В основе дисциплины — исторически сложившаяся методо­логия лингвистического знания, достижения современных наук развитии языковой личности школьника, ориентация на социо- и лингвокультуроведческий, коммуникативный, функциональный подходы,
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины «теория и методика обучения русскому языку и литературе. Раздел: преподавание русского языка» специальность

    Учебно-методический комплекс
    Профессиональная подготовка будущих преподавателей-словесников в педагогических институтах требует не только основательной теоретической, но и методической подготовки.
  3. Методика преподавания иностранного языка (английский язык)

    Документ
    Кафедра теории и практики английского языка Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Я.Купалы» (заведующая кафедрой – кандидат филологических наук, доцент Л.
  4. Рабочая программа дисциплина «Методика преподавания русского языка» для студентов III курса дневной формы обучения по направлению 031000 «Филология» Москва 2008

    Рабочая программа
    Одной из основных целей курса является знакомство будущих учителей-филологов с теоретическими и практическими решениями проблем развивающего обучения средствами дифференцированной методики.
  5. На выполнение муниципального заказа по поставке кабинета русского языка и литературы для Муниципального образовательного учреждения Топкинская средняя общеобраз

    Документ
    Муниципальное образовательное учреждение Топкинская средняя общеобразовательная школа, почтовый адрес: 652320, Топкинский район, с. Топки, Микрорайон,
  6. Профиль биология аннотация к программам дисциплин (модулей)

    Программа
    Дисциплина «Иностранный язык» включена в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла ООП. К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «Иностранный язык», относятся знания, умения и виды деятельности,
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (29)

    Учебно-методический комплекс
    Т Теория и методика обучения русскому языку [Текст] : Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Л.И. Чиркова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.
  8. Курсы и модули по вопросам подготовки к внедрению фгос, п рограммы которых нацелены на подготовку педагогических и руководящих работников к внедрению фгос

    Документ
    Нижегородский институт развития образования в 2011 году предлагает новые формы организации образовательной деятельности, связанные с реализацией накопительной системы повышения квалификации и созданием условий для индивидуализации
  9. Ю. С. Кардычко начальник отдела общеобразовательных дисциплин гуо «во иро», Л. Г. Ермоленко, Т. Т. Талькова, В. В. Пикулик, С. М. Шингарёва, О. В. Лазинская, Л. И. Титова, Л. Ф. Зубенко, В. И. Моисеенко, В. А. Гончарова, Р. И. Баба

    Документ
    Ю.С. Кардычко - начальник отдела общеобразовательных дисциплин ГУО «ВО ИРО», Л.Г.Ермоленко, Т.Т.Талькова, В.В. Пикулик, С.М.Шингарёва, О.В.Лазинская, Л.

Другие похожие документы..