Литература стр. 17

Детская международная творческая олимпиада

KID OLIMP. RU

«Рекрутская обрядность,

как основа социального становления молодого поколения

(на примере сёл Шелоклейка и Сабаново

Никольского района Пензенской области)»

Выполнила: Косарева Александра

обучающаяся МОУ ДОД

Дом детского творчества

Никольского района Пензенской области

руководитель:

Пинимасова Наталья Ильдаровна

педагог дополнительного образования

МОУ ДОД Дом детского творчества

Никольского района Пензенской области

2011

Содержание

Введение ____________________________________________ стр.3-5

Глава 1. История изучения рекрутского обряда_____________ стр.6-7

Глава 2 Семейные традиции и обряды ____________________ стр.8-9

Глава 3 Обряд проводы рекрута русского села Шелоклейка __ стр.10-12

Глава 4 Особенности обряда проводы рекрута

у жителей мордовского села Сабаново ____________________стр.13-14

Заключение ____________________________________________стр. 14-15

Источники______________________________________________стр.16

Литература ____________________________________________ стр.17

Приложение _________________________________________ стр. 18-27

Введение. Передача накопленных знаний и житейского опыта всегда составляла важную часть духовной жизни общества. Люди веками и тысячелетиями решали задачу – осмыслить и передать следующим поколениям то всеобщее, на чём зиждется человечество, и то частное, что составляет неповторимое лицо каждого народа. Сложившиеся веками народные обычаи и традиции представляют большую ценность в духовной жизни общества. Традиции, обряды, обычаи, ритуалы, народные знания как часть духовной культуры передаются в единстве производственной деятельности и повседневного быта. Однако к настоящему времени они претерпели изменения, разрушились и поблекли.

В советское время национальные традиции чаще всего считались пережитками прошлого. Это не замедлило сказаться на идеалах и стиле поведения молодёжи, особенно в городах и крупных сёлах. Появилась агрессивность, развязность, лень и другие негативные черты. Иногда негативные явления в сельскую местность привносятся земляками, живущими в городе.

Как на месте вырубленного леса начинают прорастать молодые побеги, питающиеся от корней погибших деревьев, так и подрастающее поколение питается от наследия своих предков: их истории, обычаев и традиций. Историю не повернёшь вспять, жизнь идёт вперёд. С этим приходится мириться, но молодое поколение может сберечь это бесценное богатство. Их задача изучать, ценить и сохранять культурное наследие своего народа.

В ходе этнографических экспедиций по населённым пунктам Никольского района во время общения со старожилами выявилось, что обряд проводов рекрута является одним из малораспространенных и своеобразных обрядов нашего района. Меня заинтересовала рекрутская обрядность, и захотелось глубже изучить этот обряд и его истоки.

С древних времён принято было относиться к военной службе как достойному занятию для молодого человека. Вокруг рекрута, уходящего в армию, создавалась атмосфера доверия и уважения. Он начинал чувствовать свою значимость, старшее поколение начинали с ним общаться как с равным. Это была первая ступень во взрослую жизнь. Естественно с ней связывались многочисленные обряды и традиции, подчёркивающие значимость события. Не служившие в армии чувствовали какую то неловкость и неполноценность, поскольку их роль в данных обрядах была второстепенной.

В данный исторический период сложилось отрицательное отношение к службе в вооружённых силах. Оно сложилось из многих аспектов, таких как: постоянных нападок средств массовой информации на российскую армию, ухода властей от решения проблем армии, случаев унижения солдат на службе, непрекращающиеся военные действия на Кавказе и многое другое. Родители перестали относиться к армии как жизненной школе воспитывающей в юноше положительные качества, воспитание силы воли, закаливание. Они боятся посылать своих детей в армию, что приводит к тому, что юноши выдумывают разные способы, чтобы «увильнуть» от службы. Получается, что ценятся не будущие защитники Отечества, а ловкачи, которым удалость уйти от основной обязанности гражданина государства, в котором он живёт. В этих условиях возрастает ценность обрядов и традиций, помогающих поднять авторитет военной службы, дающих молодому человеку понять его патриотическую значимость в обществе.

Было опрошено 10 жителей сёл Шелоклейка и Сабаново, собраны два обряда (русский и мордовский) проводов рекрута в армию.

Цель: изучение влияния рекрутской обрядности на социальное становление молодого человека в третьем тысячелетие.

Задачи:

  • выявление источников рекрутской обрядности;

  • ритуальные ходы конструирования рекрутской обрядности;

  • соотношение рекрутской обрядности с другими обрядами жизненного цикла;

  • изучение и выявление отличительных особенностей обряда в селе Шелоклейка и Сабаново;

  • систематизация собранных материалов;

  • популяризация обряда среди населения области и района.

Методы: сравнительно - исторический, изучение и обобщение литературных источников, интервьюирование.

Обзор литературы. Первым обратил внимание на существование закономерности в разворачивании ритуальных сценариев Ван Геннеп Арнольд. Он предложил рассматривать любой ритуал как реализацию трехчастной схемы, описывающей смену состояний (в географическом и в социальном смысле) героя ритуала: десоциализация (снятие признаков прежнего состояния, выведение из коллектива), лиминальная стадия (пребывание в состоянии «противофазы» социуму), ресоциализация (наделение признаками нового состояния, возвращение в коллектив). Продолжением изысканий Ван - Геннепа и Тернера В. в области ритуала стал структурно - семиотический подход к изучению обряда, сформулированный в совместных работах А.К.Байбурина и Г.А.Левинтона. Книга Ж.В. Корминой «Проводы в армию в пореформенной России. Опыт этнографического анализа» является первым исследованием фольклора и ритуальных практик, связанных с проводами на военную службу в русской деревне конца XIX - ХХ в. На протяжении этого времени отношение к службе в армии, определявшее общую тональность проводов, изменялось от абсолютного неприятия армейской службы в конце XIX века до ее высокой престижности в 1960-1980-е гг. В книге анализируются причины этих изменений.

Постановка проблемы. Под рекрутским обрядом в данной работе понимается ритуал проводов на армейскую службу. Рекрутский обряд принципиально отличается от других обрядов жизненного цикла родильно - крестильного, свадебного, похоронно-поминального. В отличие  от них обряд проводов в армию не является «естественным» следствием существования человека как биологического существа. Он появляется в конкретное историческое время (и исчезнет или изменится с изменением принципа комплектования вооруженных сил - например, с введением профессиональной армии) и представляет собой реакцию культуры на ситуацию, задаваемую извне. Рекрутская обрядность является примером адаптации новой социально-исторической ситуации посредством традиционных схем конструирования реальности. Поводом для ее появления стало введение института рекрутства в начале XVIII века в ходе Петровских реформ. Происходившие на протяжении XIX и XX вв. изменения в сроках службы и порядке набора, так или иначе, влияли на обрядность. Однако ритуал проводов в армию продолжал свое существование: в некоторых локальных традициях он фиксируется и сейчас.

Актуальность и научная новизна работы. В отечественной этнологии рекрутский обряд не становился еще предметом специального исследования. Фольклористика и этнография, до некоторых пор были ориентированы исключительно на изучение свидетельств «живой старины», рекрутская обрядность не представляла особого интереса. Эпизодическое возникновение интереса к ритуалу проводов в армию обусловливалось, главным образом, причинами экстра научного характера, а именно - обстоятельствами внешней политики (участием России в военных действиях) или всплеском националистической активности. Полные этнографические описания обрядовых действий являются скорее исключением, нежели правилом. Для советского времени такие описания практически отсутствуют.

Возрождение обряда проводов в армию поможет поднять статус призывника и отразить его активную позицию – служение Отечеству.

Глава I. История изучения рекрутского обряда представляет собой описание материалов по рекрутской обрядности, как опубликованных, так и архивных. Круг привлекаемых источников достаточно широк и разнороден, что обусловлено специфичностью предмета исследования.

Каждый рекрутский набор становился, с одной стороны, значимым событием в частной жизни семьи и в судьбе конкретного человека, а с другой стороны, он являлся государственной акцией, проходящей в масштабах страны, губернии, города, деревни. В результате появлялись источники двух типов: во-первых, описывались обрядовые действия, сопровождавшие проводы на военную службу (этнографические описания) и фиксировались соответствующие фольклорные тексты. Во-вторых, в периодических изданиях появлялась информация о конкретных ситуациях отправления в армию (включая, например, речи священников перед жеребьевкой), сведения о результатах наборов. Сюда можно отнести законы и постановления, касающиеся организации набора, а также специальные издания или публикации в прессе, где эти законы разъяснялись.

Специальные работы о рекрутской обрядности появляются только в конце XIX века. В сезон рекрутских наборов в местных газетах регулярно появлялись сообщения о ходе кампании (с приведением статистических данных), в частности, описывались случаи злоупотреблений (взяточничество, членовредительство), а также участие населения в сборах и проводах новобранцев и пиры, устраиваемые для них и в их честь на средства властей или горожан.

Специфическим типом этнографических источников являются крестьянские самоописания, которые появляются в конце XIX - начале XX вв. Описательная этнография по большей части была занятием разночинцев, главным образом, учителей и священников, которые были включены в крестьянское сообщество на особых основаниях. Социальная дистанция между крестьянами, с одной стороны, и образованными специалистами, с другой, создавала предпосылки для появления у последних определенной рефлексии по поводу хорошо знакомых им культурных практик. Отличительной чертой такого рода текстов является экспликация авторской позиции по отношению к описываемому предмету, что нередко выражается в оценке реалий крестьянской жизни с точки зрения морально-этических норм.

Всплеск интереса к рекрутской обрядности приходится на годы I мировой войны. В местных газетах практически повсеместно появляются репортажи с описанием проводов на военную службу. Спецификой публикаций, появляющихся в центральных периодических изданиях этого времени, является их политическая ангажированность, сказавшаяся как на принципах отбора материалов, так и на качестве их интерпретации.

Особым источником являются интервью, полученные в результате этнографических экспедиций. Они построены на воспоминаниях информантов 1925 - 1940-х годов рождения о том, как происходили проводы в армию. Ценность этих источников состоит в том, что они позволяют судить, во-первых, об актуальности события для жизни деревни, семьи, конкретного человека и его месте в соответствующих обрядовых циклах, а, во-вторых, о значимости тех или иных эпизодов рекрутской обрядности с точки зрения носителей культуры. На протяжении XIX – XX веков в крестьянской культуре изменилось отношение к явлению, вызвавшему возникновение рекрутской обрядности, – к службе в армии. Произошла смена акцентов в смыслах, которые носители культуры придавали этому событию. Если в XIX веке уход на службу осмыслялся, прежде всего, как уход из социума и репрезентировался в терминах похоронно-поминальной обрядности, то к середине XX века служба в армии воспринималась как обязательный этап в жизни каждого мужчины и наделялась инициационным (от лат. initiatio - совершение таинств). Инициация - посвятительные обряды общества, связанные с переводом юношей и девушек в возрастной класс взрослых мужчин и женщин. Некоторые из обрядов инициации, утратившие первоначальное значение, совершались над лицами более молодого возраста1.

Именно этот параметр – отношение к событию (набору в армию) – определяет способы его ритуального «оформления» (конструирования обряда). Конструирование состоит в выборе существующих в культуре символических средств для репрезентации этого события.

  1. Литература стр. 31

    Литература
    Каждый человек испытывал его, все говорят о нем, но почти никто не берет на себя труд выяснить, что же такое стресс, стресс-угроза, беда, напасть. Служащий страдает от несправедливых нападок своего шефа, и его язва желудка, скорее,
  2. Литература стр. 21 (2)

    Литература
    В 30-е годы вышли в свет известные всему миру романы М. Шолохова «Тихий Дон» и «Поднятая целина» (1-я книга). Шолохов — выдающийся писатель нашей страны, крупнейший мастер художественного слова.
  3. Литература стр. 9

    Литература
    Кое-кто, возможно, считает, что различные замысловатые линии, фигуры, поверхности можно встретить только в книгах учёных-математиков. Однако, стоит осмотреться, и мы увидим, что многие предметы имеют форму, похожую на уже знакомые
  4. Литература стр. 14

    Литература
    Современное естественнонаучное образование обладает огромным воспитательным потенциалом. Одну из важнейших ролей в экологическом образовании играет школьная биология.
  5. Литература стр. 18 (1)

    Литература
    Содержание раздела "Охрана труда" должно соответствовать основной теме дипломного проекта. Выполняя дипломный проект, студент обязан предвидеть все возможные опасности и вредности, связанные с производственными процессами
  6. Литература стр. 26 (1)

    Литература
    Начало нашего века прошло вихрем, яркой вспышкой, огненным всплеском. В воронке истории смешались и революции, и войны, и новые открытия. А рядом была литература.
  7. Литература стр. 54

    Литература
    Начало школьной жизни – серьёзное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.
  8. Литература стр. 18 (2)

    Литература
    1. Больше 200 лет существуют законы механики, теория всемирного тяготения, законы сохранения (энергии, импульса, момента импульса, массы и электрического заряда).
  9. Литература стр. 19 (1)

    Литература
    Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Витим» муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия)

Другие похожие документы..