Методическое пособие по выполнению (подготовке) и защите для студентов отделений / факультетов

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени В.И. УЛЬЯНОВА-ЛЕНИНА

КУРСОВАЯ РАБОТА

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ (ПОДГОТОВКЕ) И ЗАЩИТЕ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ОТДЕЛЕНИЙ / ФАКУЛЬТЕТОВ

ЖУРНАЛИСТИКИ

Казанский государственный университет

2009

УДК 070 (075)

ББК 76.01Я73

К 93

Печатается по решению Учебно-методической комиссии

факультета журналистики и социологии

Казанского государственного университета

Научный редактор

канд. филол. наук М.В. Симкачева

Составители:

докт. филос. наук, проф. С.К. Шайхитдинова;

канд. филол. наук, доц. Д.В.Туманов;

канд. филол. наук Р.П.Баканов;

канд. филол. наук М.В.Симкачева.

Рецензенты:

докт. пед. наук, доц. Ю.В. Андреева;

канд. ист. наук А.А. Лебедев.

Курсовая работа: методическое пособие по выполнению (подготовке) и защите для студентов отделений / факультетов журналистики / науч. ред. М.В. Симкачева. – Казань: Казан. гос. ун-т, 2009. – 64 с.

ISBN 978-5-98180-675-9

В методическом пособии даны рекомендации по написанию курсовых работ, правила оформления, примерные темы по направлениям и специализациям, а также разработанные преподавателями критерии оценки.

Адресовано студентам отделений и факультетов журналистики, руководителям УИРС.

УДК 070 (075)

ББК 76.01Я73

ISBN 978-5-98180-675-9© Казанский государственный

университет, 2009

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1
Виды курсовых работ
  1. Курсовая работа по специальности – самостоятельное научное исследование по направлению, специальности (специализации), выполняемое студентом в соответствии с учебным планом под руководством преподавателя кафедры (факультета) и служащее углубленному познанию избранной специальности. Курсовая работа по специальности является одной из форм отчетности студента по итогам обучения за соответствующий (курс) семестр. Научность исследования выражается в решении им некоторой познавательной проблемы, соотнесении теоретических положений с фактами, систематичности изложения, оперировании современной специальной терминологией и т.д.

Курсовых работ по специальности не может быть более двух для дневного отделения и трех для вечернего и заочного отделений за весь период обучения. Темы курсовых работ по специальности разрабатываются и утверждаются выпускающими кафедрами КГУ. Защита курсовых работ по специальности проводится на кафедре.

2. Курсовая работа по дисциплине учебного плана – самостоятельная учебно-методическая работа студента, выполняемая под руководством преподавателя по общенаучным и специальным предметам учебного плана. Имеет целью развитие у студентов навыков самостоятельной творческой работы, овладение методами современных научных исследований, углубленное изучение какого-либо вопроса, темы, раздела учебной дисциплины (включая изучение литературы и источников).

Курсовые работы по дисциплинам выполняются, если это предусмотрено учебным планом.

Руководителем курсовой работы по дисциплине является, как правило, преподаватель, ведущий данную дисциплину или практические занятия, или иной преподаватель кафедры.

Сроки выбора темы и регистрации курсовой работы и ее сдачи на кафедру

Кафедра ежегодно разрабатывает примерный список тем курсовых работ по специальности (направлению) отдельно для каждого курса с указанием предполагаемых научных руководителей по каждой теме. При разработке тематики курсовых работ кафедры должны учитывать теоретическое и практическое значение включаемых в нее проблем, по возможности предусматривать написание студентами работ по научным проблемам или вопросам.

Тематика курсовых работ по специальности (направлению) доводится до сведения студентов до 15 октября текущего учебного года, а тематика курсовых работ по дисциплине в течение 2 недель с начала семестра.

Студентам предоставляется право свободного выбора темы из предложенного списка курсовых работ. Изменение темы курсовой работы по специальности (направлению) допускается по согласованию с научным руководителем и заведующим кафедрой. Выбор темы курсовой работы по специальности (направлению) на текущий учебный год осуществляется студентами до 30 октября.

Темы курсовых работ по специальности (направлению) и научные руководители утверждаются на заседании кафедры до 15 ноября.

Выполнение курсовой работы студентом

Студентам дневного отделения рекомендуется выбирать тему курсовой работы исходя из того, в какой области практической деятельности они планируют работать в дальнейшем. Студентам заочного отделения целесообразно выбирать тему непосредственно связанную с их практической деятельностью по специальности.

Подбор литературы по теме курсовой работы осуществляется студентом самостоятельно. Научный руководитель лишь помогает ему определить основные направления работы, указывает наиболее важные научные источники, которые следует использовать при ее написании, разъясняет, где их можно отыскать. При подборе литературы рекомендуется использовать фонды научных библиотек, электронных каталогов и сети Интернет.

План выполнения курсовой работы составляется студентом самостоятельно и согласовывается с научным руководителем. Содержание курсовой работы должно соответствовать ее теме и плану.

Курсовая работа должна включать следующие разделы:

  • Титульный лист. Оформляется по образцу, приведенному в приложении.

  • Содержание. Включает порядок расположения отдельных частей курсовой работы с указанием страниц, на которых соответствующий раздел начинается.

  • Введение. В нем автор обосновывает научную актуальность, практическую значимость, новизну темы, а также указывает цель и задачи проводимого исследования.

  • Основная часть. Структура и состав основной части может меняться в зависимости от специфики и направления выполняемой работы. Структура основной части устанавливается научными руководителями и кафедрами самостоятельно.

  • Заключение (или выводы). В заключении подводится итог проведенному исследованию, формулируются предложения и выводы автора, вытекающие из всей работы.

  • Список литературы. В список литературы включаются только те работы, на которые сделаны ссылки в тексте курсовой работы. Список оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003.

  • Приложения. Приводятся используемые в работе документы, таблицы, графики, схемы и др. (аналитические табличные и графические материалы могут быть приведены также в основной части).

Порядок защиты курсовой работы

Курсовая работа по специальности (направлению) допускается к защите при условии законченного оформления, положительного отзыва научного руководителя и наличия рецензии.

При защите курсовой работы по специальности студенту предоставляется время для выступления, в котором студент докладывает об основных результатах курсовой работы. После выступления студент отвечает на вопросы комиссии, оглашаются письменные отзывы руководителя и рецензента, студент отвечает на имеющиеся в них вопросы и замечания.

Оценка по курсовой работе по специальности (направлению) объявляется после защиты и выставляется в ведомости и зачетной книжке.

В случае получения неудовлетворительной оценки по итогам защиты курсовой работы по специальности (направлению) студент должен представить исправленную работу в установленный комиссией срок, но не позднее начала экзаменационной сессии.

В случае неудовлетворительной оценки за курсовую работу по дисциплине студент должен представить исправленную работу в установленный преподавателем срок.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ,
ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ ПО
СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЖУРНАЛИСТИКА»

Учебно-исследовательская работа студента, включенная в учебный процесс в различных формах, должна помочь будущему профессионалу эффективно и компетентно привлекать к осмыслению «текущего времени» новейшие достижения теоретической мысли.

Среди актуальных проблем современности сегодня можно выделить, в первую очередь, умение адекватно оценить собственное творчество. Поэтому в тематике исследований специалисты называют:

  • информационное общество и средства массовой информации;

  • новые коммуникационные технологии и журналистика, СМИ и Интернет;

  • экономика и менеджмент СМИ;

  • рекламные технологии в информационном обществе;

  • проблемы региональной журналистики;

  • тенденции развития печатных и электронных СМИ;

  • жанры, язык и стиль современных СМИ;

  • медиаобразование и журналистика;

  • проблемы права массовой информации;

  • инновационные методы в журналистском образовании;

  • проблемы саморегулирования СМИ в России и за рубежом;

  • журналистика и регионалистика: история региональной прессы;

  • творческое наследие ведущих публицистов в контексте российской журналистики XX века;

  • печать русского зарубежья: периодизация развития;

  • методология изучения современной зарубежной прессы;

  • политическая журналистика: обозрение, комментарий и электоральный прогноз;

  • деловая журналистика, экономический анализ и обзоры рынков;

  • журналистика постмодерна: управление контентом, веб-дизайн, интерактив и гипертекстуальность;

  • просветительская журналистика и популяризация науки: методы работы научных обозревателей;

  • спортивная журналистика: история, теория и практика;

  • правовые и этические аспекты деятельности журналиста.

Студентам, имеющим солидный опыт работы в СМИ, по сути дела практикующим журналистам, предоставляется возможность вести исследования всех выше перечисленных проблем на основе образцов самостоятельного творчества, с опорой на собственные публикации.

По жанровой шкале творческие работы должны соответствовать высокому уровню журналистского мастерства: ведение постоянной рубрики в газете или журнале, подборка статей аналитического характера, цикл актуальных репортажей и т.п. В курсовой работе на разных этапах своего обучения студент одновременно показывает умение теоретически осмыслять свои творческие достижения и практические навыки реализации теоретических познаний.

Курсовые работы, в таком случае, опираются на анализ собственного творчества и являются формой саморефлексии студента в рамках изучаемого курса.

Умелое сочетание творческого таланта и теоретического осмысления профессиональных навыков в курсовой работе является высочайшим достижением студента и особо поощряется преподавателями отделения журналистики.

Любое научное исследование имеет известную общепринятую структуру, в которой выделяются: введение; основная часть, состоящая из разделов, частей, глав, параграфов; заключение, приложения, список литературы. В свою очередь, каждый из этих элементов пишется по своим, принятым в научной среде правилам, некой общей матрице, легко считываемой любым другим исследователем (для всех гуманитарных наук характерна единая система научно-категориального оформления исследования).

Очень важно, поэтому, владеть научным аппаратом, иметь представление о последовательности, взаимодействии различных составляющих элементов в работе, прежде всего – во введении и заключении, содержащих основные характеристики, положения и выводы по вашей работе.

В структуре введения выделяются следующие основные элементы: актуальность исследования, его цель, задачи, объект и предмет исследования, гипотезы, степень изученности, новизна, методология, заявленная структура всей работы, практическая значимость.

Актуальность исследования – самая объёмная часть введения, от нескольких абзацев до нескольких страниц. Может обосновываться актуальность проблемы для общества в целом. Затем – актуальность исследования данной проблемы именно с позиций конкретной науки (в нашем случае: теории и истории журналистики). Также работа может быть актуальной собственно для науки-журналистики, если изучаются некоторые чрезвычайно малоисследованные, но важные для развития науки темы. В таком случае, возрастают теоретическая и практическая значимость работы.

Цель работы. На уровне курсовых и дипломных работ обычно формулируется лишь одна основная цель, отражённая и в заголовке вашей работы. Связь заголовка с целью – одна из ключевых при формулировке цели.

Научные работы нацелены на приобретение некоего нового знания о предмете. В этой связи, целями не могут быть исследовательские операции (ошибочны формулировки начинающиеся со слов «проанализировать», «исследовать», если они не подкрепляются дополняющим – «с целью»). Действительно, анализируют предметы, явления тоже с некоторой целью, значит анализ – не есть сам по себе конечная цель, если речь, конечно, не идёт об учебных курсовых по дисциплинам, связанным с обучением методике анализа.

Правильно формулировку цели начинать со слов: «определить», охарактеризовать», «выявить», «найти», «сформировать/создать» или близких по значению синонимов.

Цель не должна подменятся гипотезой. Поэтому неверно и ненаучно начинать формулировку цели со слов «доказать». Вы не знаете заранее, докажете или нет. При такой цели резонно упрекнуть вас в фальсификации результатов, подогнанных под нужную вам гипотезу.

Памятуя, что цель связана с названием, старайтесь при выборе темы вынести в заголовок некий проблемный аспект, легко переводящийся в цель, в одной из предложенных выше формулировок.

Объект исследования – ограниченная конкретными рамками сущность, либо некое явление, совокупность однородных элементов, процесс/функционирование и др., содержащие в себе предмет вашего исследования. Связь объекта и предмета легко запоминаются по формуле: «исследуем такой-то объект на предмет чего-то». Всегда в объекте содержится предмет, а не наоборот.

Предмет исследования совпадает с названием работы и содержится в цели сразу после сказуемого («выявить… что?», «определить… что?», «сформировать… что?»).

Предмет и объект исследования должны соответствовать общему предмету науки-журналистики.

Задачи – исследовательские операции, которые вам необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели. Таким образом, они также связаны с целью, и чаще всего – со структурой работы.

На первом месте в списке задач стоят теоретические, осмысляющие либо обозревающие, выявляющие типологические характеристики некого явления, раскрывающие тенденцию в журналистике. Задачи, соответствующие теоретической главе в курсовой либо дипломной работе.

Затем следуют задачи практические. Формулировка начинается со слов «проанализировать», «исследовать с позиций» и др. Часто уже здесь заявляются некоторые из использованных вами методов. Эта группа задач направлена на объект вашего исследования. Какие операции я должен провести над объектом для вычленения и раскрытия свойств предмета.

Третья группа задач – осмысляющая полученные результаты, задача по сбору, сопоставлению, систематизации данных, анализу полученных результатов, соотнесению с гипотезами, и формулировке научного заключения по цели.

Степень изученности показывает ваше знакомство с историей вопроса, здесь перечисляются основные труды ученых и специалистов, ближайшие по тематике к вашей работе, выясняются предметы этих исследований.

Исходя из степени изученности – формулируется новизна работа: что-то исследовалось до вас, но «– этот аспект», либо «– в этом ключе» научных изысканий до вас не проводилось.

Источниковая база исследования – конкретизация вашего объекта до конкретных изданных любым способом периодических и непериодических СМК, с чёткой хронологией выхода, перечислением конкретных номеров (если речь о периодически выходящих или обновляющихся масс-медиа). Пример: Объект исследования – публицистика Д. Писарева 1860-х годов; Источники: Д.И. Писарев Полное собрание сочинений, издательство «Наука», 1997-2002.

Теоретико-методологическая база. Здесь перечисляются виды теоретического знания, давшие обоснование методам, используемым в вашей работе, а также собственно методология. Показывается обоснованность применения именно этих методов, по отношению к задачам исследования.

Структура работы.Здесь перечисляются основные части работы, начиная с введения, заканчивая списком литературы. На уровне курсовых работ достаточно использование системы: «Глава – Параграф – Пункт». В дипломных работах иногда допускаются вариант: «Часть – Глава - Параграф».

В случае использования терминов, имеющих разное толкование в междисциплинарном исследовательском поле – вводят дополнительный пункт во введение: «категории исследования», где проясняются значения терминов, избранные именно вами для настоящей работы, подтверждённые научными справочниками или словарями.

Практическая значимость исследования предполагает возможность использования результатов работы в практической, педагогической, научной деятельности журналистов.

Заключение к работе строится следующим образом. В преамбуле подтверждается важность избранной темы, даётся обоснование избранному вами научному подходу. Перечисляются предварительные гипотезы.

Следом идут выводы по задачам, формулировку которых можно начинать с деепричастных конструкций: «проанализировав…, мы пришли к следующему выводу (достигли таких результатов)».

Затем делается конкретный вывод по цели, выделяется гипотеза, нашедшая своё подтверждение в ходе вашей работы. Намечаются перспективы продолжения исследования.

  1. Методические указания по выполнению и оформлению дипломных работ для студентов экономических специальностей дневной и заочной форм обучения (1)

    Методические указания
    Методические указания по выполнению и оформлению дипломных работ. Для студентов дневной и заочной форм обучения экономических специальностей: 050506 «Экономика», 050511 «Маркетинг», 050509 «Финансы», 050508 «Учет и аудит», 050507 «Менеджмент».
  2. Методические указания по выполнению и оформлению дипломных работ для студентов экономических специальностей дневной и заочной форм обучения (2)

    Методические указания
    На заключительном этапе обучения по программам высшего базового образования в соответствии с государственными общеобязательными стандартами образования и учебными планами специальностей выпускники выполняют письменную выпускную работу – дипломную работу.
  3. Методические указания по написанию и оформлению дипломных работ для студентов Института парламентаризма и предпринимательства специальности 1-25 01 04 «Финансы и кредит»

    Методические указания
    Методические рекомендации по выполнению и оформлению дипломных работ для студентов факультета заочного обучения составлены на основе «Общие требования к содержанию, порядок выполнения и правила оформления студенческих работ: СТП 20-04-2008,
  4. Рекомендации по выполнению и оформлению дипломных работ для студентов всех форм обучения

    Дипломная работа
    В «Методических рекомендациях» рассматриваются порядок подготовки дипломных работ/проектов к защите, основные правила изложения и оформления основного текста, приложений, слайдов, а также процедура защиты.
  5. Методические указания по изучению курса 79 Планы семинаров для студентов дневного факультета 83 (1)

    Методические указания
    “Нотариат в Российской Федерации” – специальная учебная дисциплина, введённая в программу юридических факультетов высших учебных заведений вследствие возросшей роли нотариата в предупреждении гражданско-правовых споров и конфликтных
  6. Методические указания по изучению курса 79 Планы семинаров для студентов дневного факультета 83 (2)

    Методические указания
    “Нотариат в Российской Федерации” – специальная учебная дисциплина, введённая в программу юридических факультетов высших учебных заведений вследствие возросшей роли нотариата в предупреждении гражданско-правовых споров и конфликтных
  7. Методическое пособие по выполнению курсовых работ по дисциплине

    Информационно-методическое пособие
    Методическое пособие по выполнению курсовых работ по дисциплине «Web-дизайн и Web-программирование» для студентов очной и заочной форм обучения по специальности 080801 «Прикладная информатика».
  8. Методические указания по выполнению и оформлению дипломных работ для специальности

    Методические указания
    А 38 Методические указания к выполнению и оформлению дипломных работ: учебно-методическое пособие. Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева, 2007. - 58 с.
  9. Методическое пособие по выполнению курсовой работы по экономической теории для студентов факультета экономики финансов и коммерции очного и заочного обучения Пермь 2009

    Информационно-методическое пособие
    Настоящее методическое пособие предназначено для студентов очного и заочного отделений с целью ознакомления их с требованиями, предъявляемыми к выполнению курсовой работы по экономической теории.

Другие похожие документы..