Учебник для студентов юридических вузов и факультетов

КОНСТИТУЦИОННОЕ

(ГОСУДАРСТВЕННОЕ) ПРАВО

ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Учебник

для студентов юридических вузов

и факультетов

Рекомендован

Московским юридическим институтом

Руководитель авторского коллектива

и ответственный редактор

доктор юридических наук, проф. Б.А.СТРАШУН

ТОМ 1

ЧАСТЬ ОБЩАЯ:

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО

Издательство БЕК

МОСКВА - 1993

Авторский коллектив:

Андреева Г.Н., канд. юрид. наук, доц.- V (§ 3); Андреева И.А., канд. юрид. наук, доц.- V(§ 4); Будагова А.Ш., канд. юрид. наук - V(§ 5, кроме п. 7); Кашкин С.Ю., канд. юрид. наук, доц. - IV (пп. 3 и 4 § 5), V (§ 2); Маклаков В.В., докт. юрид. наук, проф. - II, III (совместно с Б.А.Страшуном), V (п.7 § 5); Мишин Ал.А., канд. юрид. наук, доц. - V (§ 1 совместно с Б.А.Страшуном); Рыжов В.А., канд. юрид. наук, доц. - I (кроме п.8 § 1), IV(совместно с Б.А.Страшуном; кроме пп. 3 и 4 § 5); Страшун Б.А., докт. юрид. наук, проф. - I (п. 8 § 1), III (совместно с В.В.Маклаковым), IV (совместно с В.А.Рыжовым; кроме пп. 3 и 4 § 5), V (§ 1 совместно с Ал.А.Мишиным).

Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. В 4-х томах. Т. 1. Отв. ред. Б.А.Страшун. - М.: Издательство БЕК, 1993, 246 с.

Это первый в России учебник по конституционному (государственному) праву зарубежных стран, излагающий основы этой научной дисциплины вне марксистской, социалистической идеологии. Авторы прилагаемого труда преподаватели кафедры конституционного (государственного) права зарубежных стран Московского юридического института - сосредоточиваются на важнейших правовых проблемах, на анализе многочисленных нормативных источников, опыте передовых демократических государств.

Первый том наряду с общим понятием конституционного (государственного) права и основами теории конституции включает конституционно-правовые проблемы взаимоотношений человека, общества, государства.

Учебник призван дать студентам необходимый минимум систематизированных знаний о конституционном праве, служить ориентиром для самостоятельного анализа и оценки нормативных материалов. Он может быть использован в тех же целях депутатами и работниками представительных исполнительных судебных органов.

(C) Коллектив авторов, 1993

(C) Издательство БЕК

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ 2

ПРЕДИСЛОВИЕ 4

Глава I. ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО
(ГОСУДАРСТВЕННОГО) ПРАВА
ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН 7

§ 1. Конституционное право как отрасль права в зарубежных странах 7

§ 2. Конституционное право как наука и учебная дисциплина 15

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 19

Глава II. ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОНСТИТУЦИИ 20

§ 1. Понятие конституции 20

§ 2. Форма и структура конституций 25

§ 3. Принятие, изменение и отмена конституций 26

§ 4. Классификация конституций 30

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 30

Глава III. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС
ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 31

§ 1. Основные понятия 31

§ 2. Гражданство и режим иностранцев 37

§ 3. Личные (гражданские) права, свободы и обязанности 40

§ 4. Политические права, свободы и обязанности 42

§ 5. Экономические, социальные и культурные права, свободы и обязанности 46

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 52

Глава IV. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ 53

§ 1. Понятие общественного строя 53

§ 2. Экономические отношения 54

§ 3. Социальные отношения 59

§ 4. Духовно-культурные отношения 63

§ 5. Политические отношения 65

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 68

Глава V. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС
ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ 69

§ 1. Государство 69

§ 2. Политические партии и партийные системы 76

§ 3. Социально-экономические и социально-культурные общественные объединения 82

§ 4. Религиозные общины и церковь 88

§ 5. Средства массовой информации 91

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 95

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящий учебник представляет собой первую попытку изложить основы данной учебной дисциплины вне тех идеологических границ и шор, которые ставились научному познанию в недавнем тоталитарном прошлом.

Коммунистическая идеология в ее советском варианте, которая была навязана всему нашему обществу, требовала, в частности, делить все страны на две главные категории - социалистические и несоциалистические. Среди несоциалистических выделялись развитые капиталистические (империалистические) страны и страны развивающиеся. Последние, в свою очередь, делились на страны социалистической и капиталистической ориентации. Такое деление было продиктовано чисто политическими интересами правившей в Советском Союзе олигархии и не имело ничего общего с научным анализом. Развитые капиталистические страны полагалось разоблачать, доказывая, что демократия там чисто внешняя, а на деле ее нет, по крайней мере для подавляющего большинства населения трудящихся. Если что-то демократическое и есть, то реализуется с большим трудом, под давлением трудящихся, возглавляемых коммунистами. Социалистические страны полагалось хвалить, доказывая, что именно там-то, как и у нас, существует подлинная демократия для трудящихся, т.е. для всего народа, что именно эти страны показывают вслед за Советским Союзом путь, по которому рано или поздно пойдет весь остальной мир. Правда, те социалистические страны, которые не подчинялись руководству КПСС (Югославия, Китай, Албания, затем Румыния, КНДР), хвалить не следовало, но обычно не следовало и открыто ругать; надо было намекать на то, что они в чем-то отошли от марксизма-ленинизма, блюстителем чистоты которого являлась прежде всего КПСС, и от этого им же хуже. Что же касается развивающихся стран, то их тоже, учитывая их противоречия с развитым империалистическим Западом, надо было по возможности поддерживать, показывая в то же время преимущества социалистической ориентации по сравнению с капиталистической. Это называлось марксистско-ленинским научным подходом.

Таков был социальный заказ, который выполняла наша специальная литература, включая учебники. Это нетрудно видеть, если обратиться к книгам и статьям по зарубежному конституционному (государственному) праву, публиковавшимся не только в 70-е годы и ранее, но также и в период перестройки, то есть вплоть до начала 90-х годов. Писать иначе просто не разрешалось: никто не напечатал бы, а если что временами и проскакивало мимо бдительных редакторов и цензоров, то в таких случаях и они, и автор испытывали на себе различного рода санкции, причем автор, сколь ни парадоксально, подчас в меньшей мере. Обо всем этом уже достаточно много написано, и здесь не стоит на эту тему распространяться.

Важнее другое. Многие положения настоящего учебника противоречат тому, что его авторы, за исключением разве что самых молодых, писали раньше. Читатель вправе спросить: что же получается, они подделываются под конъюнктуру - прежде писали так, а теперь иначе, выполняя противоположный социальный заказ? На этот закономерный вопрос нужен честный ответ.

Он непрост, как непроста сама жизнь. Действительно, есть люди, готовые писать и говорить что угодно, лишь бы за это платили. Смею утверждать, что авторы настоящего учебника к числу таких людей не принадлежат.

На протяжении семи десятилетий каждый человек в Советском Союзе буквально с пеленок воспитывался в убеждении, что живет в стране, идущей в авангарде мирового прогресса. Именно наша страна первой в мире совершила победоносную социалистическую революцию, прорубила окно в светлое будущее для всего человечества. У нас создан самый передовой общественный строй, в котором осуществлена социальная справедливость: средства производства принадлежат всему народу, каждый человек обязан трудиться, а каждый трудящийся получает доход, соответствующий количеству и качеству его труда. Уничтожена эксплуатация человека человеком. Утвердилась нерушимая дружба всех многочисленных народов, населяющих нашу страну. У нас самая передовая демократия, которая обеспечивает власть не денежного мешка, а трудящихся. Благодаря нашему общественному строю мы одержали победу в Великой Отечественной войне, что ярко подтвердило преимущества социализма. Мы стали пионерами освоения Космоса, создали могучий ракетно-ядерный потенциал и превратились во вторую сверхдержаву мира. Наш пример привел к возникновению мировой социалистической системы, объединяющей ряд государств Европы, Азии и Латинской Америки, считающихся социалистическими, а также примыкающих к ним развивающихся стран социалистической ориентации, расположенных в Азии, Латинской Америке и Африке. Всеми этими успехами мы обязаны мудрому руководству авангарда народа - КПСС, которая в своей политике опирается на самую передовую теорию общественного развития марксизм-ленинизм и вносит решающий вклад в его развитие. Еще немного усилий, и мы догоним и перегоним наиболее развитые капиталистические страны по производству на душу населения и вот тогда заживем, вплотную приблизившись к коммунизму, при котором работать будем по способностям, а получать - по потребностям.

Таков приблизительно круг основных идей, которые (перефразируя Ленина) «ежечасно, ежеминутно и в массовом масштабе» внедрялись в головы многих поколений советских людей. Эти идеи на протяжении истории несколько корректировались, однако в середине 80-х годов выглядели примерно так, как изложено выше. Для их подтверждения использовались как бесспорные факты (победа в мировой войне, успехи в исследовании Космоса и др.), так и ложь, и полуправда. Режим всеми силами стремился оградить население страны от источников правдивой или во всяком случае альтернативной информации. Иностранные газеты можно было приобрести только коммунистические, и то далеко не все. Передачи иностранного радио на языках народов СССР глушились. Неугодные режиму книги и другие письменные материалы либо уничтожались, либо прятались в фонды «специального хранения», доступные лишь проверенным людям. Только таким людям, как правило, разрешалось выезжать в капиталистические страны. В этом информационном заповеднике жило население одной трети земного шара. В таких условиях пришлось жить и работать и авторам этого учебника.

Будучи с детства воспитаны в духе изложенных выше идей и веря в них, будучи отрезаны от альтернативной информации, мы все же не могли не замечать того, что фарисейски называлось «разрывом между теорией и практикой». Но, к сожалению, те характерные черты советского общественного строя, которые каждодневно и на каждом шагу унижали человека, отравляли ему жизнь, уродовали его личность, слишком долго воспринимались нами как отдельные ошибки, упущения, даже извращения на в общем-то правильном пути. И когда мы не могли в усвоенной нами теории найти ответы на какие-то важные вопросы, поставленные жизнью, то полагали, что эти ответы именно эта теория рано или поздно даст.

Со временем многие из нас стали понимать, что советский общественный строй, как, впрочем, общественный строй и в других социалистических странах, не имел ничего или почти ничего общего с той идеей социализма, которая обосновывалась в трудах К.Маркса, Ф.Энгельса и даже В.И.Ленина. Концепция (а точнее лозунг) реального и затем развитого социализма, разрабатывавшаяся идеологическим аппаратом КПСС вкупе с идеологами других правящих компартий, представляла собой насмешку над этой идеей. В советском общественном строе причудливо сочетались черты феодализма, государственного капитализма, рабовладения с современным антуражем, включая тоталитарный политический режим. В течение 70-х годов, позднее названных застойными, происходило постепенное вползание во всеобъемлющий кризис общественной системы, развернувшийся на рубеже 80-х годов, за несколько лет до так называемой перестройки, которая закономерно привела к краху этой системы.

В конце 80-х - начале 90-х годов, наблюдая бесславный конец мировой социалистической системы и получив доступ к альтернативной информации, изучение и осмысление которой потребовало известного времени, мы стали осознавать, что идея социализма вообще утопична, поскольку несбыточна ее квинтэссенция - идея социальной справедливости, понимаемая как распределение по труду. Нас можно упрекать за то, что мы осознавали это слишком медленно, этот упрек мы принимаем. Можем лишь сказать, что все же наконец осознали.

Вот наш ответ на поставленный вопрос. Исходя из сказанного, мы помещаем в кавычки слова «социализм», «социалистический», когда речь идет об общественном строе, существовавшем в нашей стране и группе других стран. То же мы делаем применительно к таким понятиям, как «марксизм» или «марксизм-ленинизм», когда речь идет о политических взглядах, распространявшихся идеологами КПСС и других компартий.

Надо сказать, что и понятия «капиталистический», «буржуазный», «империалистический», более или менее адекватно отражавшие соответствующие явления в прошлом веке и в первой половине нынешнего, сегодня вряд ли годятся для характеристики общественного строя, существующего в наиболее развитых странах мира. При сохранении господства рыночных отношений в экономике и обусловленной этим социальной структуры общества в указанных странах в заметных масштабах используется государственное регулирование, предназначенное исключить разрушительные проявления рыночной стихии и обеспечить высокий уровень социальной и правовой защищенности человека, во всяком случае более высокий, чем в «социалистических» странах.

Широко употреблявшиеся у нас термины «монополии», «монополистический» также вряд ли уместны, ибо таких действительных монополий, какими были у нас, да еще и остаются хозяйственные ведомства и их наследники, в тех странах нет. Есть крупный капитал, но монополизм, исключающий или существенно ограничивающий конкуренцию, законом обычно не допускается.

В отличие от советских учебников, идеологизировавших все и вся, мы старались сосредоточиться на правовых проблемах изучаемого курса. Однако учитывая, что новой литературы по курсу почти нет, а старая насквозь идеологизирована, основана на так называемом классовом подходе, мы сочли целесообразным по ходу изложения опровергать некоторые особо распространенные в советской литературе мифы, связанные с теми или иными институтами конституционного права. Возможно, что при последующих переизданиях учебника этого уже не потребуется, но сейчас такие положения представляются необходимыми.

При написании учебника мы стремились опираться на нормативные источники возможно более широкого круга стран, однако придирчивый читатель наверняка заметит преобладание примеров из конституционно-правового законодательства развитых стран Запада и Японии, а также бывших «социалистических» стран. Это неудивительно, ибо мы хотели, во-первых, возможно шире представить опыт тех стран, которые действительно идут в авангарде прогресса человечества. Его абсолютно необходимо знать, если мы хотим войти когда-нибудь в этот ряд. Во-вторых, необходимо знать и опыт тех стран, которые подобно нам преодолевают тоталитарное прошлое, решают в общественных преобразованиях примерно те же задачи, которые стоят и перед нами.

  1. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 октября 2006 года Издание третье, исправленное и дополненное

    Список учебников
    Третье издание учебника выполнено по программе, разработанной на кафедре гражданского процесса юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Программа как необходимый компонент процесса обучения студентов дается в начале учебника.
  2. Басков В. И. Курс прокурорского надзора. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов с приложением нормативных актов

    Список учебников
    Басков В.И. Курс прокурорского надзора. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов с приложением нормативных актов. – М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 1 .
  3. Учебное пособие для студентов юридических вузов и факультетов

    Учебное пособие
    Практикум составлен по ключевым темам курса арбитражного процесса и включает задачи, подготовленные на основе конкретных дел, взятых из прак­тики судов, арбитражных судов, методику их решения, перечни необходи­мых для этого законодательных
  4. В. В. Ярков Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений

    Список учебников
    Яковлев В.Ф. - доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент РАН, заслуженный юрист РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  5. Учебник для студентов медицинских вузов (1)

    Список учебников
    В учебнике, подготовленном известными учеными и организаторами психотерапевтической службы, изложены современные представления о психотерапии: ее интердисциплинарные основы, механизмы лечебного действия и оценка его эффективности,
  6. Учебник для студентов медицинских вузов (2)

    Список учебников
    В учебнике, подготовленном известными учеными и организаторами психотерапевтической службы, изложены современные представления о психотерапии: ее интердисциплинарные основы, механизмы лечебного действия и оценка его эффективности,
  7. Методические материалы для студентов 3 курса заочного отделения юридического факультета (1)

    Документ
    Предназначаются для студентов 3 курса заочного отделения юридического факультета, обучающихся по специальности «Юриспруденция» на базе высшего образования.
  8. Методические материалы для студентов 1 курса заочного отделения юридического факультета (2)

    Документ
    Предназначаются для студентов 1 курса заочного отделения юридического факультета, обучающихся по специальности «Юриспруденция» на базе высшего образования.
  9. Методические материалы для студентов 5 курса заочного отделения юридического факультета

    Документ
    Составители: Моисеева О.Г. (к.ю.н., доцент); Букшина С.В. (к.ю.н., доцент); Пятков Д.В. (к.ю.н., доцент); Аничкин Е.С. (к.ю.н., доцент); Должиков А.В.

Другие похожие документы..