Учебник для студентов юридических вузов и факультетов

Во Франции Закон о свободе печати запрещает такие деяния, например, как оскорбление Президента речами, выкриками или угрозами в общественных местах или местах скопления народа либо плакатами и афишами, выставленными на виду у публики, а также недобросовестные публикации, распространение или воспроизведение любым путем ложных, сфабрикованных и фальсифицированных сообщений, равно как сообщений, ложно приписываемых третьим лицам, вызвавшие возмущение общественного спокойствия либо могущие привести к такому результату.

Законодательство многих стран предусматривает ответственность за диффамацию, то есть распространение порочащих сведений. В отличие от также наказуемой клеветы, при которой такие сведения заведомо ложны, при диффамации они могут быть правдивы или лицо может считать их правдивыми.

Во Франции под диффамацией Закон о свободе печати понимает обвинение в фактах и деяниях, порочащих честь или наносящих ущерб репутации лица или группы лиц, которым они приписываются. Различается диффамация по отношению к государственным органам и учреждениям и их должностным лицам и диффамация по отношению к частным лицам. Представители публичной власти наряду с привлечением печатного органа к ответственности за клевету или диффамацию вправе требовать бесплатного исправления допущенных печатным органом неточностей, связанных с их служебными действиями. Они также имеют право бесплатно опубликовать в печатном органе в трехдневный срок объяснение своих действий, однако объем этого объяснения не может превышать объема первоначального материала, неточно изложившего указанные действия.

Во многих странах установлены ограничения для СМИ в отношении освещения деятельности государственных органов, участвующих в судебной и квазисудебной деятельности. Так, во Франции запрещено публиковать обвинительное заключение и другие документы уголовного или исправительного процесса, пока они не оглашены в открытом судебном заседании, помещать отчеты о работе парламентских следственных комиссий, о работе или заседаниях Высшего совета магистратуры (кроме сообщений председателя Совета или его заместителя). Штраф до 90 тыс. франков грозит за использование в залах судебных заседаний при рассмотрении дел звукозаписывающих устройств, теле- и кинокамер. Фотографирование возможно лишь в исключительных случаях с разрешения министра юстиции. Судьи и трибуналы могут запретить публикацию отчетов о судебном разбирательстве любого гражданского дела. В США неуважением к суду признается публикация, которая может затруднить ведение судебного разбирательства и спровоцировать необъективность судей.

Что касается санкций за нарушения, связанные со свободой печати, то помимо упомянутых тюремного заключения и штрафа применяются и другие. Так, согласно 5-9 гл. 9 шведского Акта о свободе печати до решения суда на выпуск печатного произведения может быть наложен арест. Согласно абз. 5 ст. 20 Конституции Испании арест публикаций, записей и других средств передачи информации может производиться только судебным решением, однако в отношении периодических изданий может быть установлено запрещениевыпуска до решения суда.

В случае установления преступления против свободы печати соответствующее печатное издание может быть конфисковано, что, например, в соответствии с § 7 гл. 7 Акта о свободе печати Швеции означает уничтожение всех его экземпляров, предназначенных к выпуску в свет, и приведение в негодность матриц, литографических камней, стереотипов, печатных форм и других подобных предметов, предназначенных исключительно для печати данного материала.

Подробно определяют порядок конфискации печатных изданий Конституции Испании и Греции.

Согласно частям третьей и четвертой ст. 21 итальянской Конституции конфискация может быть применена лишь на основании мотивированного акта судебной власти. В случае абсолютной безотлагательности и при невозможности своевременного вмешательства судебной власти конфисковать периодическое издание могут должностные лица судебной полиции, которые обязаны незамедлительно и не позднее чем через 24 часа довести об этом до сведения судебной власти. Если последняя не утвердит конфискацию в течение последующих 24 часов, конфискация утрачивает силу.

Конституция Греции (абз. 3 и 4 ст. 14) содержит общее запрещение конфискации газет и других печатных изданий до или после их выхода в свет. Однако в исключительных случаях конфискация разрешается по приказу прокурора после выхода в свет: а) за оскорбление христианской или любой другой признаваемой религии; б) за оскорбление личности Президента Республики; в) если публикация содержит сведения о составе и вооружениях вооруженных сил или об оборонительных сооружениях страны или своим содержанием призывает к свержению режима силой либо направлена против территориальной целостности государства; г) если содержание публикации носит непристойный характер, посягающий на общественную нравственность в указанных законом случаях. Прокурор во всех этих случаях обязан в течение 24 часов после конфискации передать дело в распорядительное заседание суда; если в течение следующих 24 часов суд не подтвердит конфискацию, она отменяется. Апелляционное и кассационное обжалование разрешается издателю или другому лицу, выпустившему конфискованное издание, а также прокурору.

6. Статус журналиста. Именно журналист, непосредственно собирающий информацию и подготавливающий сообщения для последующего распространения, представляет собой ключевую фигуру в СМИ. Деятельность его основана, как правило, на договорных отношениях с редакциями СМИ. Основы его, статуса регулируются законодательно, а подчас выходят и на конституционный уровень. Так, согласно абз. 8 ст. 14 Конституции Греции условия и квалификации, требуемые для занятия журналистской деятельностью, устанавливаются законом.

Возможно выделить следующие общие права журналиста: искать, получать и распространять информацию, посещать с этой целью государственные органы и учреждения, органы и учреждения общественных объединений или их пресс-бюро, получать доступ к документам и материалам, за установленными законом исключениями, копировать документы и материалы, производить записи, посещать специально охраняемые места стихийных и технологических бедствий, боевых действий, массовых мероприятий и т.п., публиковать свои личные оценки и суждения, распространять подготовленный материал под своим именем или псевдонимом либо анонимно (согласно § 1 гл. 3 шведского Акта о свободе печати нельзя обязывать автора печатного произведения указывать в нем свое имя, псевдоним или знак, указывающий на принадлежность произведения).

К обязанностям журналиста можно отнести: проверять достоверность сообщаемой информации; сохранять конфиденциальность информации и ее источника, если иное не установлено законом; получать согласие лица или его законных представителей на распространение сведений о его личной жизни; ставить в известность лицо, дающее информацию, об использовании для ее фиксирования технических средств; предъявлять по требованию редакционное удостоверение; уважать права, законные интересы, честь и достоинство лиц и организаций.

Злоупотребление правами и нарушение обязанностей со стороны журналиста влечет применение различных санкций, в том числе и запрещение заниматься журналистской деятельностью. Абзац 6 ст. 14 греческой Конституции предусматривает такое наказание в случае неоднократного совершения тяжких злоупотреблений свободой печати (оскорбление религии, личности Президента и др.). Во многих странах журналисты основывают свою деятельность на соблюдении кодекса профессиональной этики, который, в частности, требует распространять только точные и сбалансированные сообщения, исправлять неправильную информацию, проводить четкое различие между распространяемой информацией и собственными комментариями, не допускать распространения клеветнических утверждений, уважать право на личную жизнь, а также право на справедливое судебное разбирательство.

7. Опросы общественного мнения. Это процедура, позволяющая узнать взгляды общества по какому-либо вопросу на основании выявления мнения определенной его чисти. Опросы могут быть национального, регионального и локального характера либо обращаться к какой-то социальной группе. Теоретически возможно опросить все население, и результаты в этом случае будут наиболее точными. Такая процедура была бы, однако, чрезвычайно громоздкой и дорогостоящей, а кроме того, более или менее значительная часть людей наверняка уклонилась бы от участия в опросе. Выборочный опрос, если осуществляется в соответствии с выработанными социологической наукой правилами, позволяет получить достоверную информацию, которую иными способами получить зачастую невозможно.

Опрос представляет выявленное мнение как суммы индивидуальных согласий или несогласий с предложенными суждениями. Предполагается при этом, что по соответствующему вопросу они относительно однородны, не имеют больших различий и стабильны во времени. Опросы опираются на вероятностный подход и закон больших чисел.

Предметы опросов весьма разнообразны - от острых политических проблем (предсказание результатов выборов, популярность политических деятелей и пр.) до очень мелких вопросов, не имеющих серьезного общественного значения. Конечно, при определении предмета опроса должны существовать ограничения, диктуемые прежде всего этическими нормами и логикой. Вряд ли уместно в период избирательной кампании ставить перед гражданами вопросы об их отношении к личной жизни кандидатов или же вообще спрашивать о том, что может быть известно лишь специалистам (например, великий ли художник Рембрандт или кого следует считать изобретателем радио).

Результат опроса на деле не всегда адекватно отражает мнение той общественной группы, к которой принадлежат респонденты (опрашиваемые). Различие может колебаться довольно сильно, если методика исследования выбрана не совсем удачно. Особенно велика опасность ошибок при случайном подборе респондентов.

В 20-е - 30-е годы всемирную известность получили опросы, проводившиеся американским журналом «Литерэри дайджест» и направленные на предсказание победителя на президентских выборах. В результате этих опросов были правильно предсказаны президенты США, избранные в 1924, 1928 и 1932 годах. А вот в 1936 году предсказание не оправдалось, причем отклонение составило 19,6%. Журнал полагал, что за А.Лэндона будет подано 57,1%, а за Ф.Рузвельта - 42,9% голосов. Однако Ф.Рузвельт победил, получив 62,5% голосов. Ошибка была вызвана тем, что хотя опросных листов было разослано несколько миллионов, они рассылались владельцам телефонов и автомашин по адресам, взятым из соответствующих справочников. А этот контингент, имевший средний и высокий уровень дохода, был больше настроен в пользу республиканцев, чем большая часть общества, уровень жизни которой был ниже и которая симпатизировала Ф.Рузвельту39.

Для успеха опроса имеют значение прежде всего правильность выборки, то есть определения круга респондентов, а также способ постановки вопросов, квалификация интервьюеров. Очевидно, наиболее точные результаты дает выборка, учитывающая демографическую, географическую, социальную и иную структуру контингента, чье мнение выявляется, хотя и в этом случае респонденты могут не вполне адекватно отражать преобладающее в группе мнение.

В настоящее время всемирно известная фирма Дж.Гэллапа преимущественно пользуется выборкой в 1,5 тыс. человек, хотя в некоторых случаях диапазон составляет от 3 тыс. до 60 тыс. человек При выборке в 1,5 тыс. человек возможное отклонение может достигать примерно 4%, при выборке в 5 тыс. - около 2,5%. Фирма Л.Харриса пользуется выборкой в 1,6 тыс. человек и отклонение результатов голосования на президентских выборах от ее предсказаний составляет 2,4%. Она применяет шесть различных вариантов общенациональной выборки, используя данные общенациональных переписей населения и проводя опросы не менее чем в 100 различных точках страны40. Впрочем, в США больше, чем в других странах, имеется организаций, занимающихся опросами общественного мнения. Во Франции такой институт был учрежден в 1938 году.

Ныне существуют добровольные международные объединения организаций такого рода. Например, в 1947 году образована Европейская комиссия по изучению общественного мнения и рынков, примерно тогда же учреждена Всемирная ассоциация по изучению общественного мнения, ежегодно проводящая свои конгрессы.

Опросы общественного мнения используются в различных целях - политических, экономических, социальных и др. С их помощью выявляются желания и потребности определенных частей общества. В политической сфере они служат орудием политической разведки, позволяющей выявить реакцию на мероприятия правительства, на позиции политических партий и отдельных лидеров.

Другая их функция - служить инструментом обратной связи от общества к политическим силам. Выявление мнений общества, определение их тенденций, динамики поведения людей важны для проверки отношения к мероприятиям власти и для их возможных корректировок. В то же время в зарубежной литературе признается наличие вторичного эффекта опросов общественного мнения, который заключается в том, что опубликованные данные опросов становятся средством воздействия на то же общественное мнение, могут влиять на сознание и поведение людей. Оба аспекта опросов - прямой и обратный - взаимно дополняют друг друга и учитываются при принятии властных решений.

Упомянутый вторичный эффект имеет следствием то, что в ряде стран опубликование результатов опросов подверглось специальному конституционно-правовому регулированию. Так, во Франции с 1977 года запрещено в течение недели, предшествующей каждому туру голосования, а также в день голосования публиковать, распространять и комментировать результаты опросов, касающихся выборов в Парламент, региональные, генеральные и муниципальные советы и в Ассамблею Европейских Сообществ. А при более раннем опубликовании результатов опросов в каждом случае следует указывать организацию, проведшую опрос, заказчика опроса, число опрошенных лиц и дату опроса. Правительство назначает специальную комиссию из членов Государственного совета (высшего органа административной юстиции), Кассационного суда и Счетной палаты для наблюдения за проведением опросов. Она правомочна устанавливать некоторые условия в договорах о проведении опросов и следит за тем, чтобы лица или органы, проводящие опросы, результаты которых подлежат опубликованию или иному распространению, не осуществляли координированных действий, не вступали в соглашение, выраженным образом или молчаливо не объединялись или не заключали какой-либо сговор, который имеет целью или может иметь следствием воспрепятствование или ограничение аналогичной деятельности других лиц или организаций.

Однако регламентация опросов общественного мнения нечаста в зарубежных странах. Обычно эта деятельность подводится под нормы о свободе распространения информации. Что же касается попыток ввести указанную регламентацию, то можно вспомнить внесенное в 1968 году предложение о том, чтобы результаты опроса, документы о нем, сведения о примененном методе в течение 72 часов представлялись в библиотеку Конгресса США; в 1978 году сходные положения были приняты в штате Нью-Йорк (в течение 48 часов документы должны представляться властям штата для определения качества опроса). В Великобритании в 1968 году был предложен проект закона о том, чтобы запретить публикацию результатов опросов общественного мнения за 72 часа до голосования на выборах; Правительство не поддержало проект. В Германии же в июле 1979 года в избирательное законодательство внесли норму, запрещающую под угрозой значительного штрафа публиковать результаты опросов о намерениях голосовать во время выборов.

Опросы общественного мнения, методы их проведения находятся в сфере отношений, существующих в каждой стране. Влияние социального заказа при проведении опросов несомненно, что сказывается и на выборе их методики. Это проявляется в установлении выборки, постановке вопросов, акцентировании или замалчивании каких-либо проблем, в выработке и проведении даже самого плана исследования. Думается, права М.Гравитц, принадлежащая к числу ведущих французских политологов: «Условия, в которых работают институты общественного мнения, свидетельствуют о том, что они отвечают требованиям тех, кто им платит. Концепции и проблематика, которыми руководствуются в исследованиях, выбор и формулировка вопросов, право публиковать или не публиковать результаты - все это слишком привязано к политической конъюнктуре, чтобы могла быть сохранена свобода анкетирования (опросов, исследовании). Опрос общественного мнения есть политический инструмент»41.

Кроме того, опросы общественного мнения могут быть подвергнуты различного рода манипулированию, которое может осуществляться действиями организаторов и исполнителей опросов, субъективным характером выборки. Умело поданные в СМИ результаты опросов общественного мнения создают определенный настрой вокруг соответствующих проблем или людей или политических партий и др.

В общем, опросы, конечно, - инструмент выявления настроений и желаний общества, однако, как любой инструмент, он может использоваться как в точном соответствии со своим назначением, так и вопреки ему, учитывая отмеченный выше встречный эффект. Поэтому относиться к соответствующим публикациям в СМИ следует с осторожностью, а законодательные ограничения типа французских представляются вполне оправданными.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что такое государство? Какие значения этого понятия Вам известны? В каких смыслах оно употребляется в источниках конституционного права зарубежных стран?

2. В чем смысл конституционных характеристик государства как демократического, социального, правового, светского?

3. В чем смысл конституционного установления принципов внутренней и внешней политики государства?

4. В чем различие между государственным механизмом и государственным аппаратом?

5. Как отличить государственный орган от государственного учреждения?

6. Что такое правовой статус государственного органа? Из каких элементов он складывается? Проанализируйте конституционный статус любого государственного органа, содержащийся в конституции какой-либо страны.

7. Что такое деполитизация? К каким частям государственного механизма применимо это понятие? В каких конституционно-правовых формах она выражается?

8. Что такое политическая партия? Чем она отличается от других политических общественных объединений?

9. Какое различие между конфессиональными и клерикальными партиями?

10. Как соотносится название партии с ее политикой, ее социальной базой? Приведите примеры.

11. Что такое институционализация политических партий? В чем она проявляется?

12. Что такое политический плюрализм? Как он соотносится с партийными системами?

13. Что представляют собой неполитические общественные объединения? Какова их политическая роль? Приведите примеры их институционализации.

14. Что Вам известно о политической роли религии, религиозных общин и церкви? Что такое церковь? Что можно сказать об институционализации религии, религиозных общин и церкви? Приведите примеры.

15. Какова политическая роль СМИ? Каков их конституционно-правовой статус?

16. Почему ведется борьба с монополизмом на рынке СМИ? Какова роль в этом конституционного права?

17. Какова политическая роль опросов общественного мнения? Для чего нужно их правовое регулирование?

1 Katz F. Staatsrect. Grundkurs im oeffentlichen Recht. Heidelberg: C.F.Mueller Juristisher Verlag, 1991. См. особенно: S. 8f.

2 Хессе К Основы конституционного права ФРГ. М.: ЮЛ, 1981, с. 29.

3 См.: Актуальные теоретические проблемы развития государственного права и советского строительства. М.: ИГПАН СССР, с. 180-182,216-220. Следует отметить, что в советской литературе неоднократно возникали споры о названии данной отрасли права. Последний их всплеск приходится на 60-е годы, когда была предпринята не завершившаяся тогда ничем попытка разработать и принять новую Конституцию СССР (см. работы С.С.Кравчука, В.Ф.Котока, А.И. Лепешкина, И.Е.Фарбера). В 1975 году коллектив ленинградских авторов под руководством Б.А.Рянжина издал даже учебник под названием «Советское конституционное право», однако традиция именовать отрасль государственным правом устояла.

4 У нас в литературе Конституция Японии обычно датируется 1947 годом, когда она вступила в силу. Однако общеупотребительная практика датировать нормативные акты временем их принятия, и следовательно японскую Конституцию нужно относить к 1946 году, когда она была принята.

5 На такой позиции стоят, например, немецкие юристы Э. Бенда и Э. Кляйн - авторы учебника (!) конституционного процессуального права. «Для осуществления возложенных на него задач ФКС (Федеральный конституционный суд. - Авт.) нуждается не только в материальных нормах, на основе которых возможно вынесение решения, - пишут они. - Еще больше надо позаботиться и о том, чтобы решение можно было выносить «упорядоченным юридическим путем». Такое производство есть конституционный процесс(конституционно-судебный, - уточняют они в сноске. - Авт.), и все правовые нормы, регулирующие производство конституционных судов и в конституционных судах, в которых должны разрешаться материальные конституционные вопросы, образуют конституционное процессуальное право». Benda E., Klein E. Lehrbuch des Verfassungsprozessrechts. Heidelberg: C.F. Mueller Juris-

tischer Verlag, 1991, S. 12.

6 К сожалению, указанные нормы испанской Конституции в опубликованных русских переводах конституции буржуазных государств. М.: ЮЛ, 1982, с. 314; Испания. Конституция и законодательные акты, М.: Прогресс, 1932, с. 79-80) сформулированы неточно.

7 Давид Р. Основные правовые системы современности, М.: Прогресс, 1988, с. 143.

8 Термин «социальные отношения» употребляется в двух смыслах: в шикоком смысле это всякие общественные отношения, а в узком смысле - отношения между социальными общностями (классами, демографическими групами и т.п.)

9 В любом советском учебнике государственного права можно найти в связи с этим ленинскую цитату «Сущность конституции в том, что основные законы государства вообще и законы, касающиеся избирательного права в представительные учреждения, их компетенции и пр., выражают действительное соотношение сил в классовой борьбе» (Ленин В.И, Полн. собр. соч.т. 17. с. 345). В последнем официально допущенном для студентов юридических вузов и факультетов учебнике «Государственное право буржуазных и развивающихся стран» (М.: ЮЛ, 1989, с. 68) указанной цитате предпослано утверждение: «Качественный скачок в учении о конституции был осуществлен тогда, когда марксистская теория сформулировала, обосновала и истолковала положение о сущности конституции. Эта заслуга принадлежит В.И. Ленину». В действительности же данная идея была сформулирована значительно раньше германским социалистом Ф. Лассалем (1825-1864), притом более точно, чем это выражено у В.И. Ленина, сводившего всю сложную палитру политических отношений к классовой борьбе. Ср., в частности, текст Ф. Лассаля: «...Действительная конституция страны, это фактические соотношения сил, существующих в стране; писанная конституция тогда лишь прочна и имеет значение, когда является точным выражением реальных соотношений общественных сил» (Лассаль Ф. Сущность конституции. Что же дальше? СПб.: Молот, 1905, с. 33-34). В этой же речи Ф. Лассаль рассмотрел вопрос о реальности и фиктивности конституции, который у нас также обычно излагался со ссылками на цитированную статью В.И. Ленина, опубликованную лишь в 1909 году.

10 Можно в этой связи вспомнить, что ст. 58 Конституции СССР 1977 года, предусмотревшая судебный контроль законности административных актов, в течение 10 лет не реализовывалась из-за отсутствия соответствующего процессуального закона. Такая практика типична именно для авторитарного режима, презирающего закон, и не может быть свойственна режиму демократическому.

11 См., например: Михалева Н.А. Социалистическая конституция (проблемы теории). М.: ЮЛ, 1981, с. 121.

12 В литературе нередко называют неписаными конституции смешанного типа (Великобритании, Новой Зеландии, Израиля), но, как мы видели, это неточно.

13 Можно отметить в связи с этим договорный характер Основного Закона (Конституции) СССР 1924 года В действующую Конституцию Российской Федерации России 21 апреля 1992 г. внесены положения, сформулированные на базе Федеративных договоров, заключенных 31 марта 1992 г., а сами эти договоры включены в Конституцию в качестве приложений.

14 Хессе К. Основы конституционного права ФРГ. М.: ЮЛ, 1981, с. 214-215.

15 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2, т. 8, с. 132.

16 Хессе К. Указ. соч., с. 165.

17 Закон СССР о гражданстве СССР 1990 года определял в преамбуле гражданство как политико-правовую связь гражданина с государством. Это был явный рудимент тоталитаризма Получается, что если человек находится в политической оппозиции к государству, точнее к его правящим кругам, не разделяет их политики, то он вроде бы уже и не гражданин. На этом, в частности, строилась существовавшая до середины 80-х годов антидемократическая практика лишения гражданства и высылки «диссидентов», которым трудно было сколько-нибудь убедительно вменить совершение преступления. В действительности же гражданство - именно правовая, а никоим образом не политическая связь человека с государством.

18 Иногда, впрочем, иностранцами называют только иностранных граждан.

19 На выборах в органы местного самоуправления постоянно проживающие иностранцы, не являющиеся официальными представителями иностранных государств и международных организаций, все чаще получают право голоса, а иногда и пассивное избирательное право. Нередко, хотя и не всегда, это право предоставляется на основе взаимности.

20 Испанский законодатель под иностранцами в данном случае имеет в виду иностранных граждан, ибо применительно к лицам без гражданства речь о взаимности идти не может.

21 В советских учениках государственного права и в специальной литературе вслед за соответствующими формулировками советских конституций пассивное избирательное право характеризуется как право быть избранным. Однако юридически это не вполне грамотно, ибо праву быть избранным должна бы, по логике, корреспондировать обязанность избирателей избрать данное лицо. Обязанности же такой, разумеется, быть не может, а следовательно, не может существовать и право быть избранным.

22 О значении идеологического фактора в пост-«социалистическом» конституционном регулировании отношений собственности см.: Андреева Г.Н. Конституция и экономика в зарубежных странах: основные параметры регламентации // Современное конституционное право зарубежных стран. Часть 2. М.: ИНИОН - МЮИ, 1991, с. 29-32.

23 Киров В.Ц. Парадоксы государственной власти в гражданском обществе (констуционно-правовые аспекты). М.: Манускрипт, 1992, с. 124-132.

24 Термин «публичная власть» иногда определяется как «общественная власть». Это верно в том смысле, что речь идет о власти над обществом или его территориальной частью либо о власти самого общества над его составными частями. Следует учитывать, однако, что термин «общественная власть» может употребляться также как антоним термина «государственная власть» (в рамках дихотомии «общество - госу-

дарство»), и поэтому лучше по возможности обходиться без него.

25 Некоторые исследователи, однако, пытаются это сделать. Например, Л.С.Мамут выделяет следующие общие стадии политического процесса 1) образование политической системы; 2) воспроизводство ее элементов и частей; 3) принятие и исполнение политико-властных решений по управлению обществом; 4) контроль за их реализацией (см.: Мамут Л.С. Политический процесс // Советское государство и право, 1982, № 5, с. 44). Думается все же, что эта схема не охватывает всего многообразия политических общественных отношений, образующих в своей совокупности

политический процесс. Скажем, безуспешные попытки политической партии воздействовать на принятие и исполнение политико-властных решений суть часть политического процесса, однако в схему не укладываются.

26 Не смешивать с понятием «политический судебный процесс», означающим расправу с политическими противниками посредством судебной процедуры по сфабрикованным обвинениям.

27 Не смешивать с психологией как наукой об отражении действительности в сознании.

28 Характеристика конституции как демократической не всегда означает, что и соответствующее государство является демократическим. Государства с сильной печатью авторитаризма ныне нередко имеют вполне демократические конституции, положения которых во многом фиктивны.

29 Hesselberger D. unter Mitarbeit von Noerenberg H. Das Grundgesetz. Kommentar fuer die politische Bilding. Bonn: Bundeszentrle fuer politische Bildung, 1990, S. 163 f.

30 Международный Суд - судебный орган Организации Объединенных Наций, находящийся в Гааге (Нидерланды).

31 Регламентарная власть - в Испании, Франции и некоторых других странах право правительства регулировать общественные отношения актами (регламентами, т.е. положениями), юридическая сила которых ниже юридической силы закона Однако это и не подзаконные акты, ибо могут издаваться по вопросам, которые законом не регулируются (а во Франции и не могут регулироваться). - Прим. авт.

32 См.: Марченко М,Н. Политическая система современного буржуазного общества М.: Изд-во МГУ, 1981, с. 184.

33 Следует иметь в виду, что у нас в России нередко используется обратная терминология: левыми называют тех, кто выступает за реформы, за либеральные ценности, а правыми, консерваторами - коммунистов и их сторонников, желающих вернуть прежний строй.

34 См.: Конституционное право развивающихся стран. Общество, власть, личность. М.: Наука, 1990, с. 165-166.

35 Хессе К. Основы конституционного права ФРГ. М.: ЮЛ, 1981, с. 205.

36 Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики М.: Наука, 1986, с. 113, 132-134.

37 Подробнее см.: Энтин В.Л. Средства массовой информации в политической системе современного капитализма М.: МО, 1988. Ряд приводимых ниже данных взят из этой книги.

38 Подробнее см.: Власов Ю.М. Средства массовой информации и современное буржуазное государство. М.: Изд-во МГУ, 1988. Ряд приводимых ниже данных взят из этой книги.

39 См. подробнее: Петровская М.М. Общественное мнение США: опросы и политика. М.: МО, 1977, с. 15-17.

40 См. подробнее: Американское общественное мнение и политика М.: Наука, 1978, с. 89-91.

41 Le Figaro, 1972, 14 mars.

  1. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 октября 2006 года Издание третье, исправленное и дополненное

    Список учебников
    Третье издание учебника выполнено по программе, разработанной на кафедре гражданского процесса юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Программа как необходимый компонент процесса обучения студентов дается в начале учебника.
  2. Басков В. И. Курс прокурорского надзора. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов с приложением нормативных актов

    Список учебников
    Басков В.И. Курс прокурорского надзора. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов с приложением нормативных актов. – М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 1 .
  3. Учебное пособие для студентов юридических вузов и факультетов

    Учебное пособие
    Практикум составлен по ключевым темам курса арбитражного процесса и включает задачи, подготовленные на основе конкретных дел, взятых из прак­тики судов, арбитражных судов, методику их решения, перечни необходи­мых для этого законодательных
  4. В. В. Ярков Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений

    Список учебников
    Яковлев В.Ф. - доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент РАН, заслуженный юрист РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  5. Учебник для студентов медицинских вузов (1)

    Список учебников
    В учебнике, подготовленном известными учеными и организаторами психотерапевтической службы, изложены современные представления о психотерапии: ее интердисциплинарные основы, механизмы лечебного действия и оценка его эффективности,
  6. Учебник для студентов медицинских вузов (2)

    Список учебников
    В учебнике, подготовленном известными учеными и организаторами психотерапевтической службы, изложены современные представления о психотерапии: ее интердисциплинарные основы, механизмы лечебного действия и оценка его эффективности,
  7. Методические материалы для студентов 3 курса заочного отделения юридического факультета (1)

    Документ
    Предназначаются для студентов 3 курса заочного отделения юридического факультета, обучающихся по специальности «Юриспруденция» на базе высшего образования.
  8. Методические материалы для студентов 1 курса заочного отделения юридического факультета (2)

    Документ
    Предназначаются для студентов 1 курса заочного отделения юридического факультета, обучающихся по специальности «Юриспруденция» на базе высшего образования.
  9. Методические материалы для студентов 5 курса заочного отделения юридического факультета

    Документ
    Составители: Моисеева О.Г. (к.ю.н., доцент); Букшина С.В. (к.ю.н., доцент); Пятков Д.В. (к.ю.н., доцент); Аничкин Е.С. (к.ю.н., доцент); Должиков А.В.

Другие похожие документы..