Учебник для студентов юридических вузов и факультетов

Можно было бы, вероятно, больше приводить примеров законодательства развивающихся стран, тем более что там немало любопытной экзотики. Однако нельзя упускать из вида и то обстоятельство, что очень многие конституционные нормы в этих странах суть мертвая буква, они не действуют в жизни. То же, что действует, зачастую нигде не записано, и получить об этом адекватное и систематизированное представление далеко не всегда было для нас возможно.

Цитируя иностранные конституции и законы, мы обычно пользовались опубликованными у нас русскими переводами, которые, к сожалению, нередко неточны, а порой содержат серьезные ошибки. В тех случаях, когда мы располагали оригинальными нормативными текстами и были в состоянии их прочесть и понять, мы уточняли либо даже заменяли своими опубликованные переводы. Разумеется, многие новейшие конституции у нас вообще не переведены, и мы в меру знания соответствующих языков пользовались в этих случаях только оригиналами.

И последнее. Наш учебник может показаться слишком объемным. В советские времена объем учебников, как, впрочем, и других книг, в первую голову специальных, жестко ограничивался. Опыт дидактики, однако, учит, что из учебника, в котором много иллюстративного материала, студент скорее усвоит всю концептуальную материю, чем из тощей книжицы, в которой, кроме концепции, ничего нет. От этой концепции в памяти студента в лучшем случае останется голая схема, а в худшем - отдельные фрагменты. Теми же соображениями мы руководствовались, допуская определенные повторения: одна и та же проблема, будучи освещена в разных контекстах, лучше понимается и, следовательно, лучше усваивается. Не случайно на Западе учебники толстые; по сравнению с ними наш и сейчас худоват.

Весь наш авторский коллектив надеется, что предлагаемый Учебник будет способствовать получению студентами необходимого минимума систематизированных знаний о конституционном праве. Для этого нужно, конечно, знакомиться и с текстами конституций и законов зарубежных стран, ибо нельзя научиться плавать, не входя в воду. Нельзя познать право, не видя его источников. Учебник призван быть путеводителем, ориентиром, помогающим студенту самостоятельно и правильно анализировать и оценивать нормативный материал.

Мы будем рады Вашим замечаниям и предложениям, которые помогут нам улучшить текст учебника при подготовке к будущим переизданиям.

Стремясь быстрее довести наши разработки до студентов, мы, по договоренности с издательством Бек, решили выпускать учебник по томам по мере их готовности. Таких томов намечается четыре. Первый том охватывает наряду с общим понятием конституционного (государственного) права и основами теории конституции проблемы взаимоотношений человека, общества и государства, опосредуемых конституционным правом. Второй том будет посвящен конституционно-правовым проблемам организации публичной власти. В третьем и четвертом томах будут изложены основы конституционного (государственного) права отдельных зарубежных государств, изучаемых в рамках данного учебного курса. Все издание будет завершено не позднее 1994 года.

Изложенная выше характеристика советской литературы по данному предмету (подробнее об этом см, п.3 § 2 гл. I учебника) вынуждает нас отказаться от приведения по каждой главе рекомендательного списка литературы. Той современной литературы на русском языке, которую мы сегодня могли бы рекомендовать студенту, практически нет или почти нет. В конце четвертого тома мы поместим небольшой список публикаций (преимущественно журнальных), которые будут полезны при изучении курса: надеемся, что к тому времени кое-что наберется, так как отдельные статьи с анализом проблем (главным образом конкретных стран) в области зарубежного конституционного права уже появляются.

В конце учебника мы поместим и алфавитно-предметный указатель, который облегчит пользование этим сравнительно объемным изданием.

Проф, Б.А.Страшун

Глава I. ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО
(ГОСУДАРСТВЕННОГО) ПРАВА
ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Конституционное (государственное) право в правоведении рассматривается в трех аспектах: как отрасль права конкретных государств, как наука и как учебная дисциплина в системе высшего юридического, образования.

Термины «конституционное право» и «государственное право» зачастую считаются синонимами. Действительно, подходя формально, нетрудно обнаружить, что круг регулируемых соответствующей отраслью права общественных отношений в странах, где употребляются тот или другой из указанных терминов, примерно одинаков. Выбор же термина обычно диктуется национальной традицией словоупотребления. Так, англосаксонская и романская правовые системы традиционно пользуются термином «конституционное право», тогда как для германской системы характерно употребление термина «государственное право».

При более тщательном рассмотрении вопроса можно, однако, заметить, что различие терминологии отражает (не всегда, но достаточно часто) сущностную разницу между соответствующими понятиями. Так, в Великобритании, США, Франции к началу или в начале XIX века утвердился конституционный строй, минимальными признаками которого являются судебная защита прав человека и разделение властей. В Германии это произошло позднее. Примечательно, что ныне и в Германии стал употребляться термин «конституционное право». Впрочем, для обозначения учебной дисциплины в германских юридических вузах часто используется термин «публичное право», который охватывает и административное право, и судебное право, и некоторые другие отрасли права. Государственное право рассматривается как основополагающая часть публичного права. Например, выдержавший десяток изданий учебник д-ра А.Катца (Германия)1 так и называется: «Государственное право. Основной курс в публичном праве».

Что касается так называемых социалистических стран, то по советскому примеру (а у нас в стране полноценного конституционного строя и, следовательно, конституционного права никогда не было) у них первоначально использовался термин «государственное право», за исключением разве что Кубы, где в основном сохранилась традиционная правовая терминология, включавшая термин «конституционное право» даже при отсутствии конституционного строя. Позднее в качестве одного из формальных признаков действительной или иллюзорной демократизации в Венгрии, Польше, Румынии, Югославии соответствующую отрасль права стали называть конституционным правом. Сейчас в восточноевропейских бывших «социалистических» странах, а также в Монголии, как и у нас, начался процесс создания конституционного строя и действительного конституционного права. То же можно констатировать и применительно к ряду стран бывшей «социалистической ориентации» (Алжир, Бенин, Мозамбик, Никарагуа и др.), хотя там это движение находится еще в зачаточной стадии и возможны разные варианты развития.

Тем не менее сегодня в мире есть такая группа стран, в которых, несмотря на традиционное употребление термина «конституционное право», движение к конституционному строю даже не началось (Кот д'Ивуар, Малави и др.), тогда как, скажем, в Швейцарии, хотя в ее преобладающей немецкоязычной части используется термин «государственное право», конституционный строй существует уже давно.

В литературе, впрочем, можно встретить и иное понимание различия между конституционным и государственным правом, чем изложенное выше. Так, германский конституционалист К.Хессе полагает, что поскольку конституция не ограничивается установлением государственного строя, а охватывает также основы устройства негосударственной жизни (брак, собственность и др.), постольку «конституционное» право более объемлюще, чем право «государственное», которое по смыслу и содержанию означает лишь право государства. С другой стороны, «конституционное» право ограничено по сравнению с «государственным» в том плане, что «государственное» право включает в себя, например, административное и процессуальное право...»2 Сходная позиция выражалась иногда и в отечественной литературе3.

Сегодня лишь сравнительно небольшая группа стран пользуется термином «государственное право», подавляющее же их большинство обозначает основополагающую отрасль своего права термином «конституционное право». Поэтому в целях облегчения текста в учебнике в дальнейшем, как правило, используется только этот последний термин.

§ 1. Конституционное право как отрасль права в зарубежных странах

1. Предмет и метод конституционного права. Самостоятельность конституционного права в правовой системе любой страны обусловливается прежде всего его особым предметом регулирования. Конституционное право регулирует общественные отношения, которые образуют основу всего устройства общества и государства и непосредственно связаны с осуществлением государственной власти. Это отношения между человеком, обществом и государством и основополагающие отношения, определяющие устройство государства и его функционирование.

Дополнительным основанием отграничения конституционного права от других отраслей права служит метод правового регулирования, то есть совокупность приемов и способов правового воздействия на общественные отношения.

Преобладающей формой конституционно-правового регулирования общественных отношений является метод обязывания. Именно в такой форме провозглашается большинство норм конституционного права, относящихся к организации власти: «Все органы и государственные предприятия обязаны оказывать депутатам необходимое содействие в выполнении ими своих обязанностей» (ст. 85 Конституции Республики Куба 1976 г.); «Правительство должно получить доверие палат» (ст. 94 Конституции Италии 1947 г.).

Наряду с этим в конституционном праве часто можно встретить запрещающие нормы: «Дискриминация по мотивам расы, цвета кожи, пола и национального происхождения запрещена и карается законом» (ст. 41 Конституции Республики Куба); «Всякий императивный мандат является недействительным» (ст. 27 Конституции Французской Республики 1958 г.), «Свобода мысли и совести не должна нарушаться» (ст. 19 Конституции Японии 1946 г.4).

Конституционному праву известен и метод дозволения, применяемый по преимуществу к регулированию статуса человека и гражданина, что само по себе естественно, но также иногда при определении полномочий государственных органов: «Председатель исполнительного комитета может делегировать какую-либо из функций, которыми он наделен, заместителю председателя» (ст. 120 Конституции Республики Куба); «Кабинет может принять решение о созыве чрезвычайной сессии Парламента» (ст. 53 Конституции Японии).

В целом конституционно-правовой метод регулирования общественных отношений основывается на властно-императивных началах. Это объясняется природой тех общественных отношений, которые подпадают под воздействие норм конституционного права. Властеотношения определяют содержание значительной части, если не большинства этих норм. В то же время немалая их часть в демократических государствах устанавливает содержание и гарантии прав человека, что означает соответствующие ограничения для государственной власти.

Содержание конституционного права во многом определяется социальными противоречиями, борьбой классов и иных общественных групп за свои интересы. В демократическом государстве конституционное право неизбежно представляет собой выражение социального компромисса. Что же касается формы тех или иных конституционно-правовых институтов, то она зачастую представляет собой плод субъективного выбора правящих в стране сил. Если, например, наличие в парламенте одной или двух палат чаще всего зависит от позиций заинтересованных политических сил, прежде всего политических партий, то число депутатов, скажем, в палате общенационального представительства определяется нередко просто предпочтением непосредственных составителей конституционного текста, которое может не иметь ничего общего с их политико-партийной принадлежностью.

2. Определение конституционного права зарубежных стран. Выявив предмет и метод конституционного права, раскрыв его существенные качества, можно сформулировать наиболее общее определение данной отрасли права.

Конституционное право - это система правовых норм конкретной страны, регулирующих положение человека в обществе и государстве, основы общественного строя, основы организации и деятельности системы государственных органов, а также органов самоуправления.

Это наиболее общее определение, охватывающее самые существенные объекты регулирования. Естественно, что оно оставляет без внимания некоторые более частные предметы, как, например, государственные символы.

В литературе часто можно встретить более краткое определение, дававшееся обычно советскому государственному праву. Говорилось, что это отрасль права, которая регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением государственной власти. Такое определение, в частности, встречается в работах С.С.Кравчука и его учеников. Думается, что это слишком широкий подход к определению, более уместный, пожалуй, для определения публичного права. Ведь то же административное право также регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением государственной власти, да и не только оно.

Критики этого определения (В.Ф.Коток, И.Е.Фарбер и др.) также были неправы, когда считали все такие отношения властеотношениями и указывали, что, например, нормы о правах и свободах не регулируют властеотношений. Действительно, нормы о правах и свободах властеотношений не регулируют, но пределы государственной власти устанавливают, а следовательно, регулируют отношения, связанные с осуществлением государственной власти.

3. Система конституционного права. Конституционное право является сложной системой, включающей множество взаимодействующих частей и элементов, которые характеризуют его внутреннее строение и обособляют его. Основные части и элементы системы конституционного права - это его общие принципы, его институты и нормы.

Общие принципы конституционного права суть его выраженные в содержании данной отрасли права основные начала, в соответствии с которыми оно строится как система правовых норм, а также осуществляется конституционно-правовое регулирование общественных отношений. Общие принципы составляют как бы остов, каркас системы конституционного права и придают ей единую направленность. Они регулируют общественные отношения не непосредственно, а через конкретные конституционно-правовые нормы и воплощаются в этих нормах и в правоприменительной деятельности органов государства.

В конституционном праве можно выявить, во-первых, общие принципы, которые декларируются конституциями: народный суверенитет (ст. 3 Конституции Франции), народное представительство (преамбула Конституции Японии), разделение властей (ст. 20 Основного закона для Германии 1949 г.), равноправие (ст. 3 Конституции Италии), неотчуждаемые права (ст. 1 Основного закона Германии) и т.п. Эти принципы не формулируют конкретные права и обязанности и не всегда обеспечены правовыми санкциями, однако имеют определяющее значение для многих конституционно-правовых норм. Во-вторых, это принципы, которые имеют четкую юридическую форму выражения и непосредственно применимы в государственной деятельности: независимость депутатов от избирателей (ст. 27 Конституции Франции), судебная защита конституционных прав (ст. 53 Конституции Испании 1978 г.), неответственность главы государства (ст. 56 Конституции Испании) и т.п. В странах, где в конституциях провозглашены социалистические идеи в качестве основы общественного развития, наряду с общепризнанными демократическими принципами (равноправие, народное представительство и др.) подчас конституционно провозглашаются такие новые общие принципы, которыми по существу отрицаются предыдущие: руководящая роль марксистско-ленинской партии, социалистический интернационализм, от каждого по способностям, каждому - по труду и т.п. (ст. 5, 12, 19 Конституции Кубы). Они нередко представляют собой не что иное, как идеологические мифы, реализовать которые невозможно ни юридическими, ни политическими средствами. Например, распределять по труду вне рыночной системы хозяйства нельзя из-за отсутствия критерия, на основе которого можно было бы количественно сравнить разнородный труд (например, шахтера и врача). Принцип руководящей роли одной партии подрывает принципы народного суверенитета и народного представительства и вообще несовместимы ни с каким принципом демократии.

Конституционно-правовые институты представляют собой определенную систему норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу. К числу конституционно-правовых институтов относятся такие, как правовой статус человека и гражданина, основы общественного строя, форма правления, избирательное право (в объективном смысле), народное представительство, конституционный контроль (надзор) и др. Эти крупные институты, в свою очередь, состоят из более частных. Например, институт избирательного права включает такие более частные институты, как избирательное право (в субъективном смысле), избирательный процесс. Последний, в свою очередь, включает ряд стадий (назначение выборов, выдвижение кандидатов и др.), которые представляют собой еще более частные институты конституционного права.

Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений, которые осуществляются через конкретные права и обязанности и обеспечиваются принудительной силой государства.

Конституционно-правовые нормы имеют внутреннюю структуру: гипотезу, диспозицию и санкцию. Например, в ст. 16 Конституции Франции они выражены в следующей форме: «Когда установления Республики, независимость Нации, целостность ее территории или выполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование органов государственной власти, созданных в соответствии с Конституцией, нарушено [гипотеза], Президент Республики принимает меры, которые диктуются обстоятельствами...[диспозиция и санкция]».

  1. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 октября 2006 года Издание третье, исправленное и дополненное

    Список учебников
    Третье издание учебника выполнено по программе, разработанной на кафедре гражданского процесса юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Программа как необходимый компонент процесса обучения студентов дается в начале учебника.
  2. Басков В. И. Курс прокурорского надзора. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов с приложением нормативных актов

    Список учебников
    Басков В.И. Курс прокурорского надзора. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов с приложением нормативных актов. – М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 1 .
  3. Учебное пособие для студентов юридических вузов и факультетов

    Учебное пособие
    Практикум составлен по ключевым темам курса арбитражного процесса и включает задачи, подготовленные на основе конкретных дел, взятых из прак­тики судов, арбитражных судов, методику их решения, перечни необходи­мых для этого законодательных
  4. В. В. Ярков Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений

    Список учебников
    Яковлев В.Ф. - доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент РАН, заслуженный юрист РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  5. Учебник для студентов медицинских вузов (1)

    Список учебников
    В учебнике, подготовленном известными учеными и организаторами психотерапевтической службы, изложены современные представления о психотерапии: ее интердисциплинарные основы, механизмы лечебного действия и оценка его эффективности,
  6. Учебник для студентов медицинских вузов (2)

    Список учебников
    В учебнике, подготовленном известными учеными и организаторами психотерапевтической службы, изложены современные представления о психотерапии: ее интердисциплинарные основы, механизмы лечебного действия и оценка его эффективности,
  7. Методические материалы для студентов 3 курса заочного отделения юридического факультета (1)

    Документ
    Предназначаются для студентов 3 курса заочного отделения юридического факультета, обучающихся по специальности «Юриспруденция» на базе высшего образования.
  8. Методические материалы для студентов 1 курса заочного отделения юридического факультета (2)

    Документ
    Предназначаются для студентов 1 курса заочного отделения юридического факультета, обучающихся по специальности «Юриспруденция» на базе высшего образования.
  9. Методические материалы для студентов 5 курса заочного отделения юридического факультета

    Документ
    Составители: Моисеева О.Г. (к.ю.н., доцент); Букшина С.В. (к.ю.н., доцент); Пятков Д.В. (к.ю.н., доцент); Аничкин Е.С. (к.ю.н., доцент); Должиков А.В.

Другие похожие документы..