Примерная программа учебной дисциплины «Информатика и икт»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная программа учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» для учреждений НПО и СПО предназначена для изучения информатики и информационно-компьютерных технологий в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) информатика и ИКТ изучается в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО) с учетом профиля получаемого профессионального образования.

При освоении профессий НПО и специальностей СПО технического и социально-экономического профилей информатика и ИКТ изучается как профильный учебный предмет: в учреждениях НПО – в объеме 195-95* часов, в учреждениях СПО – 117 часов.

При освоении профессий НПО и специальностей СПО естественно-научного профиля информатика и ИКТ изучается как базовый учебный предмет – в объеме 78 часов. Как базовый информатика и ИКТ изучается также и при получении специальностей гуманитарного профиля в учреждениях СПО, но в объеме 117 часов.

Примерная программа ориентирована на достижение следующих целей:

освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основу примерной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

Содержание программы представлено пятью темами:

– информационная деятельность человека;

– информация и информационные процессы;

– средства информационно-коммуникационных технологий;

– технологии создания и преобразования информационных объектов;

– телекоммуникационные технологии.

Содержание каждой темы включает теоретический и практико-ориентированный материал, реализуемый в форме практикумов с использованием средств ИКТ.

При освоении программы у обучающихся формируется информационно-коммуникационная компетентность – знания, умения и навыки по информатике, необходимые для изучения других общеобразовательных предметов, для их использования в ходе изучения специальных дисциплин профессионального цикла, в практической деятельности и повседневной жизни.

Выполнение практикумов обеспечивает формирование у обучающихся умений самостоятельно и избирательно применять различные средства ИКТ, включая дополнительное цифровое оборудование (принтеры, графические планшеты, цифровые камеры, сканеры и др.), пользоваться комплексными способами представления и обработки информации, а также изучить возможности использования ИКТ для профессионального роста.

В программе учтены особенности содержания обучения по профессиям и специальностям технического, естественнонаучного, социально-экономического и гуманитарного профилей в учреждениях НПО и СПО.

Программа содержит несколько вариантов тематического планирования, в зависимости от часов, выделяемых на изучение информатики и ИКТ при овладении обучающимися профессиями и специальностями различных профилей в учреждениях НПО и СПО.

В каждом варианте тематического планирования предусмотрен резерв учебного времени, предоставляющий возможность преподавателю обобщить изученные темы, разделы, включить в содержание обучения дополнительный профессионально значимый материал.

Программа содержит примерную тематику учебных проектов для организации самостоятельной деятельности обучающихся в процессе изучения информатики и информационно-компьютерных технологий.

В программе курсивом выделен материал, который при изучении учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» контролю не подлежит.

Примерная программа учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» служит основой для разработки рабочих программ, в которых образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования уточняют последовательность изучения учебного материала, виды самостоятельной работы обучающихся, темы учебных проектов, профессионально значимый материал, распределение учебных часов с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Программа может использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.

Примерная программа предназначена для обучающихся, поступивших в учреждения начального или среднего профессионального образования после окончания основной школы. Освоение программы в полном объеме обеспечивает подготовку по информатике и формирование информационной компетентности обучающихся: приобретение практических навыков применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), необходимых для получения среднего (полного) общего образования и позволяющих обеспечить развитие этих навыков как в профессиональной подготовке, так и в дальнейшей образовательной деятельности и жизни.

Программа представлена одним концентром (циклом) содержания курса информатики, сформированном из инвариантных и вариативных модулей. Каждый из модулей имеет свой уровень глубины и степени охвата развития содержания курса, в том числе с учетом направлений профессиональной деятельности обучающихся: базовый и по направлениям профессиональной деятельности. Оба уровня изучения информатики с учетом специфики НПО и СПО в итоге соответствуют следующим целям обучения, направленным наосвоение курса информатики, согласованного с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования по этому предмету на базовом уровне:

  • – получение и закрепление знаний, умений и навыков по информатике необходимых для изучения как общеобразовательных, так и профессиональных (специальных) дисциплин, а также их использования в практической учебной профессионально ориентированной деятельности;

  • – дальнейшее развитие базовой информационной и коммуникационной компетентности учащихся, интеллектуальных качеств личности обучающегося.

Цели обучения.

Реализация программы на первом уровне освоения направлена на достижение следующих целей:

  • обобщение и систематизация знаний, составляющих основу общей информационной культуры обучающихся;

  • закрепление ключевых практических навыков информационной деятельности, составляющих основу общей информационной компетентности обучающихся;

  • освоение курса информатики старшей ступени общего образования на ознакомительном уровне для дальнейшего продвижения при изучении общеобразовательных дисциплин;

  • дальнейшее развитие практических навыков использования комплексных способов представления и обработки информации для решения учебных и практических задач;

  • развитие профессиональных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) с целью их самоопределения в возможности получения ими среднего (полного) образования.

Реализация программы на втором уровне освоения направлена на достижение следующих целей:

  • – получение и закрепление знаний, умений и навыков по информатике необходимых для изучения как общеобразовательных, так и профессиональных (специальных) дисциплин, а также их использования в практической учебной профессионально ориентированной деятельности;

  • –дальнейшее развитие базовой информационной и коммуникационной компетентности учащихся, интеллектуальных качеств личности обучающегося;

  • – освоение курса информатики старшей школы для итоговой аттестации

Цели обучения

Базовый уровень

(инвариантные модули)

Уровень по направлениям профессиональной деятельности

(вариативные модули)

получение и закрепление знаний, умений и навыков по информатике;

Овладение комплексными способами представления и обработки информации.

Формирование умения избирательно использовать способы представления и обработки информации для различных информационных процессов.

формирование информационной и коммуникационной компетентности учащихся, интеллектуальных качеств личности обучающегося.

Формирование базовой информационной компетентности

Развитие информационной компетентности для продвижения учащихся к дальнейшему овладению будущей профессией.

Цель формирования базовой информационной компетентности может быть достигнута как в освоении наиболее распространенных понятий информатики и ключевых умений использования информационных и коммуникационных технологий, так и ознакомлении с фундаментальными понятиями, методами решения информационных задач и формальными способами описания информационных объектов и процессов, а также способами их компьютерной реализации.

Базовый уровень является обязательным для итоговой аттестации учащихся. На этом уровне цели обучения достигаются при изучении инвариантной составляющей практико-ориентированной программы по курсу информатики (инвариантные модули программы), соответствующей базовому уровню общеобразовательной подготовки в старшей школе.

Профессионально значимые цели обучения достигаются при изучении вариативных модулей программы в приложении к направлениям профессиональной деятельности обучающихся. Это выражается в овладении комплексными способами представления и обработки информации и формировании способности самостоятельного избирательного использования этих способов для различных информационных процессов, а также умения использовать возможности ИКТ для продвижения обучающихся в будущей профессии или специальности.

Дополнительные разделы курса для профильной специализации представлены параграфами учебника профильной направленности и соответствующими им практическими работами из практикума по курсу информатики. Учреждение НПО вправе самостоятельно определить целесообразность использования тематического параграфа или нескольких параграфов внутри каждого модуля, а также определить общее количество часов, отводимых для их изучения.

Все разделы дополнительных модулей реализуются в форме расширенного практикума по профилям учебной деятельности: техническому (Т), социально-экономическому (СЭ), естественно-научному (ЕН). Примерные списки профессий, которые соответствуют каждому из профилей обучения, приведены ниже.

Технический профиль (Т): наладчики оборудования, радиомеханики, сварщик, слесарь, станочники, электромеханик, программист, чертежник-конструктор, мастер отделочных строительных работ, часовщик, машинист, ткач, корректор, оператор на наборно-компьютерной технике, оператор оборудования, печатник.

Социально-экономический профиль (СЭ): сортировщик изделий, контролер, официант, бармен, коммерческая деятельность, продавец, контроллер-кассир, киномеханик, раскройщик, парикмахер;

Гуманитарный профиль (Г): секретарь-референт, секретарь-машинистка, гравер, портной, вышивальщица, модельер, фотограф, ретушер, переплетчик, инкрустатор, ювелир, художник, реставратор

Естественнонаучный профиль (ЕН): лаборант-эколог, изготовитель хлебобулочных изделий, повар-кондитер, мастер животноводства, хозяйка усадьбы, фермер, фельдшер, переработчик скота и мяса, обработчик рыбы и морепродуктов.

Технический профиль

(учреждения начального профессионального образования и

среднего профессионального образования)

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах.

1. Информационная деятельность человека

1.1. Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.

Практикум. Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением.

Инсталляция программного обеспечения (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности), его использование и обновление.

1.2. Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности). Стоимостные характеристики информационной деятельности. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.

Практикум. Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты. Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет.

  1. Примерная программа учебной дисциплины информатика и икт.

    Программа
    Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования
  2. Примерная программа учебной дисциплины информатика и икт для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего (1)

    Примерная программа
    Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования
  3. Примерная программа учебной дисциплины информатика и икт для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего (2)

    Примерная программа
    Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования
  4. Примерная программа учебной дисциплины информатика и икт для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего (3)

    Примерная программа
    Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования
  5. Примерная программа учебной дисциплины информатика и икт для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего (4)

    Примерная программа
    Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования
  6. Примерная программа учебной дисциплины информатика и икт для профессий начального профессионального (1)

    Примерная программа
    Пех З.Н., старший методист отдела информационных и образовательных технологий ГОУ ДПО учебно-методический центр по профессиональному образованию Департамента образования г.
  7. Примерная программа учебной дисциплины информатика и икт для профессий начального профессионального (2)

    Примерная программа
    Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования
  8. Примерная программа учебной дисциплины информатика и икт для профессий начального профессионального (3)

    Примерная программа
    Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования
  9. Паспорт примерной программы учебной дисциплины информатика и икт Область применения примерной программы

    Рабочая программа
    Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО, входящим в состав укрупненной группы 050100 Педагогическое образование: 050146 Преподавание

Другие похожие документы..