Программа «Детская литература»

Пояснительная записка

В основу программы «Детская литература» положены следующие принципы:

  • историко-хронологический — детская литература рассматривается в ее историческом развитии;

  • единство литературного процесса — детская литература является частью мировой литературы в целом;

  • специфики детской литературы — т.е. ее связи с развитием общественной мысли, педагогическими и социологическими теориями и историей культуры.

Курс детской литературы имеет целью: получить целостное представление о детской литературе как о вполне самостоятельном историко-литературном явлении, отражающем общие тенденции развития отечественной и мировой культуры, литературы, а также педагогической мысли; дать понятие о специфике детской литературы; познакомить студентов с наиболее значительным авторами и их произведениями; научить студентов анализу произведений детской литературы.

В результате изучения дисциплины студент будет иметь представление об историческом развитии детской литературы.

  • знать творчество выдающихся детских писателей, поэтов и драматургов.

  • уметь использовать различные методы литературоведческого анализа.

  • иметь навыки аналитического подхода к художествен­ному тексту, имеющему своим адресатом ребенка или под­ростка.

Рабочая программа

1. Содержание и структура дисциплины

1.1 Сводные данные об учебной дисциплине

Блок, модуль, раздел, тема

Количество часов занятий

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа студентов

Лекции

Практические (семинарские) занятия

Лабораторные занятия

1

Введение. Детская литература как учебная дисциплина

2

2

Возникновение детской литературы и ее развитие в 17—18 вв.

2

3

Детский фольклор и детская литература: проблемы взаимодействия

2

4

Детская литература 1-й половины 19 в. Творчество А.С. Пушкина для детей

2

5

Литературная сказка 1-й половины 19 века (на примере сказок А. Погорельского и В. Одоевского)

2

6

Детская литература 1-й половины 19 в. (И.А. Крылов, В.А. Жуковский, П. Ершов, В.И. Даль, С. Аксаков)

2

7

Творчество Л.Н. Толстого для детей. Художественные особенности рассказов Л.Н. Толстого

2

8

Автобиографическая повесть Л.Н. Толстого «Детство»: Проблематика и поэтика

2

9

Повесть С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука»

2

10

Русская поэзия второй половины 19 в. для детей

2

11

Святочный рассказ в детской литературе конца 19—начала 20 вв.

2

12

Детская литература конца 19—начала 20 вв.

2

13

Детская литература конца 19—начала 20 вв. (Ф.М. Достоевский, В.Г. Короленко, Д.Н. Мамин-Сибиряк, А.П. Чехов, Л.Н. Андреев)

2

14

Повесть А.М. Горького «Детство»: Проблематика и поэтика

2

15

Творчество Л. Чарской

2

16

Повести о гимназическом детстве. Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Темы», А. Куприн «На переломе». Д. Мамин-Сибиряк «Из далекого прошлого».

2

17

Поэзия С.Я. Маршака

2

18

Поэтические сказки К.И. Чуковского. Фольклорные традиции в стихотворениях поэта

2

19

Творчество В.В. Маяковского для детей

2

20

Своеобразие поэзии обэриутов для детей

2

21

Художественное своеобразие рассказов Б. Житкова

2

22

Повесть «Детство Никиты» А. Толстого

2

23

Литературная сказка 20—30-х гг. ХХ века. Роман-сказка Ю.К. Олеши «Три толстяка»

2

24

Сложные судьбы жанра литературной сказки в детской литературе 20—30 гг.

2

25

Тема беспризорного детства в произведениях Л. Пантелеева

2

26

Проблематика и поэтика повести Л. Кассиля «Кондуит и Швамбрания»

2

27

Повесть В. Катаева «Белеет парус одинокий»

2

28

Творчество А.П. Гайдара

2

29

Тема семьи в рассказах А.П. Гайдара «Голубая чашка» и «Чук и Гек»

2

30

Художественно-познавательная литература для детей

2

31

Юмористическая литература. Творчество Н.Н. Носова

2

32

Детская научно-техническая книга

2

33

Повесть Р. Фраермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»

2

34

Поэзия А. Барто и С. Михалкова

2

35

Повести и рассказы периода Великой Отечественной войны

2

36

Жанр приключенческой повести в творчестве В. Каверина («Два капитана») и А. Рыбакова («Кортик»)

2

37

Детская поэзия конца 50—90-х гг.

2

38

Литературная сказка 50-х гг.

2

39

Поэтика сказки-были М. Пришвина «Кладовая солнца»

2

40

Произведения К. Паустовского в детском и юношеском чтении

2

41

Природоведческая литература 60—90-х гг.

2

42

Рассказы для детей А. Платонова

2

43

Рассказы для детей М. Зощенко

2

44

Психологическая повесть и психологический рассказ в детской литературе 50-90-х гг.

2

45

Военная тема в детской литературе 60—80-х гг.

2

46

Повесть В. Железникова «Чучело»

2

47

Исторический жанр в детской литературе 60—80-х гг.

2

48

Творчество Э. Успенского

2

49

Сказки и сказочные повести 60—80-х гг.

2

50

Повести В. Крапивина

2

51

Образ подростка в современной детской литературе

2

52

Тема семьи в детской литературе 70—80-х гг.

2

53

Современная детская поэзия (конец 90-х ХХ в.—начало ХХI века)

2

54

Моя любимая детская книжка

2

55

Сказочные и фантастические образы в детской прозе 60—90-х гг.

2

56

Современная детская проза (конец 90-х ХХ в.—начало ХХI века)

2

1.2 Лекции

  1. Программа по литературе для 5-9 классов Введение 5 класс

    Программа
    Книга — твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни чело­века и общества (родина, край, искусство, нравственная па­мять). Литература как искусство слова.
  2. Программа по зарубежной детской литературе, как инновация в системе начального образования Хузиахметова Т. В

    Программа
    Содержание образования начальной школы реализуется через 6 образовательных областей, обеспечивающих целостное восприятие мира, направлено на познавательное, художественное, эстетическое, социальное и физическое развитие, позволяет
  3. Учебная программа по дисциплине «детская литература» Для специальности дефектология

    Программа
    Учебная программа «Детская литература» предназначена для обучения студентов 3 курса педагогического высшего учебного заведения, специальности «Дефектология.
  4. Программа по литературе для специальных (коррекционных) классов VII вида

    Программа
    Современное школьное литературное образование несет в себе важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации.
  5. Программа детского пресс-центра «Свой голос»

    Программа
    Автор и руководитель проекта: председатель Мариинско-Посадской районной общественной организации «Сеспель» Ракова Роза Николаевна. Т.2-27-68, metodc @
  6. Программа «Детский музей как способ организации образовательной среды» Огарева Елена Михайловна

    Программа
    Рыбинский государственный историко – архитектурный и художественный музей – заповедник предлагает ряд разносторонних тем, которые, гармонично включаясь в школьную программу с другими предметами, способствуют повышению эстетического
  7. Программа по литературе 2011-2012 учебный год 5-9 классы

    Программа
    - приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации,
  8. Программа по литературе 5-11-й классы

    Программа
    Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 года и обеспечена учебниками «Литература» для 5–9 кл.
  9. Программа по литературе для преподавания в школе «Эрудит» (7-9 класс)

    Программа
    Программа предназначена для преподавания литературы в школе одаренных детей «Эрудит» при гимназии №25 г.Ставрополя. В основе содержания и структуры предлагаемой программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности.

Другие похожие документы..