Методические рекомендации Тара, 2011 г. Мук «тцбс» Тарская Центральная районная библиотека

Как строился сказкотерапевтический процесс в прежние времена? Дети забирались на печку и слушали сказки, девушки пряли кудель и рассказывали истории… И копились, копились истории в памяти. Накапливались знания о жизни, создавая в бессознательном запас жизненной прочности, пробуждая скрытые силы, формируя желания и планы.

И сегодня передаем мы детям знания о жизни, рассказывая сказки. Но часто мы ошибочно полагаем, что возраст сказок быстро проходит. Он не проходит, если к сказкам подходить осмысленно. Современному ребенку недостаточно просто прочитать сказку, раскрасить ее героев, поговорить о сюжете. С ребенком третьего тысячелетия необходимо осмыслить сказки, вместе искать и находить скрытые смыслы жизненные уроки. И в этом случае сказки никогда не уведут ребенка от реальности. Наоборот, помогут ему стать в реальной жизни активным созидателем.

Главные лекарства сказки – это добро, радость, справедливость, победа слабого существа над силами зла, утверждение могущества человеческого духа, бесконечно радостное удивление перед красотой мира, твердая вера в способность человека жить мудро, достойно, поступать красиво, гуманно.

В сказках отражен глубокий опыт проживания эмоциональных кризисов, характерных для развивающейся личности, и предложены пути их разрешения. Психотерапевтическая значимость сказок заключается в том, что в них всегда обнаруживаются некие необычные средства, помогающие герою справиться с препятствиями, трудностями и преодолеть их.

Иногда уход в сказку – это реакция ребенка на какие-то травмирующие обстоятельства (бегство от действительности), и именно в этом аспекте появляется возможность использования сказки как психотерапевтического средства.

Не секрет, что в руках умелого воспитателя книги облегчают также привитие детям необходимых гигиенических навыков, например, сказки К. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе» и т.д.

Действительно, когда начинаешь разгадывать сказочные уроки, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки, ребенок накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в случае необходимости. Но если мы вместе с ребенком будем размышлять над каждой прочитанной сказкой, знания, зашифрованные в них, будут находиться у ребенка не в пассиве, а в активе.

Специалисты считают, что выбор литературы для читателей-детей зависит от конкретных целей, чаще всего библиотерапевтическое направление работы предполагает интерес к книгам оптимистическим, веселым, с острым сюжетом и, что не менее важно, привлекательного вида.

Прежде, чем приступить к сказкотерапии, проведите изучение книжного фонда и отбору сказок для использования их в лечебных и профилактических целях. В терапевтических целях можно успешно использовать художественные сказки — авторские и народные.

При отборе сказок существенное значение имеют следующие критерии:

1. Наличие проблемной ситуации и способы ее решения.

2. Яркие эмоциональные переживания героя.

3. Высокий художественный уровень произведения.

Отобранную литературу сгруппируйте с учетом проблем и составьте рекомендательные списки – «рецепты доктора Айболита».

Рассмотрим общее значение книг, предлагаемых в рецептах:

1. В списке «От грусти и печали» представлены веселые книги, которые учат ребенка, которые учат ребенка оптимизму. Кроме того, веселые произведения могут быть успешно использованы, как «лечебное средство» от страха. По мнению психолога Т. Шишовой: «Смех снимает напряжение, помогает переключить внимание малыша, служит заградительным барьером между ним и страшными образами».

2. В списке «Для трусишек и бояк» собраны страшные сказки. По мнению психологов, слушая такие сказки, в подсознании ребенка вырабатывается защитный механизм, он получает своего рода «сказочную прививку» от страха. И если в жизни ребенок столкнется с чем-то опасным, то его психика не будет сильно травмирована. В результате эстетического переживания (катарсиса) происходит очищение души, освобождение от напряжения и страха.

Предлагаемые в этом списке произведения условно можно объединить в следующие группы:

  • «Почти страшные истории» – сказки, которые предлагают различные способы преодоления чувства страха: игру, аутотренинг. А, например, сказка А. Иванова «Как Хома страшные истории рассказывал» подсказывает эффективный и распространенный в психологии прием – вербализация страхов, т.е. сочинение историй на тему своих страхов. Главный герой размышляет таким образом: «О ком же страшные истории рассказывать, как не о хищниках? Не о зайцах же, не о воробьях! Кто их не боится?! Если сам рассказываешь, не так страшно. Особенно, если ты дома. В безопасности».

  • «Страшно познавательные истории» – сказки о Бабе-яге, Кощее Бессмертном и прочей нечистой силе. Сказки помогают переоценить образы этих героев и вытеснить чувство страха.

  • «Страшно забавные истории» – сказки о ненастоящем, мнимом страхе литературных героев вызывают у ребенка веселый смех, который является адекватной реакцией на возникшую в произведении ситуацию не подлинного страха.

  • «Жуткий детский фольклор» – страшные истории и антистрашилки, произведения не с трагической, а с комической концовкой. Слушание, рассказывание подобных историй свойственно субкультуре младших школьников. Они помогают избавиться от страха, превращая страшное в смешное. Кроме того, страшная история дает ребенку возможность убедиться в своей способности пережить страх, справиться с ним самостоятельно.

3. В списки «От лени», «От гордости и непослушания», «Для воспитания добрых чувств» включены психологические сказки, а также рассказы, стихи, которые помогают ненавязчиво воспитывать ребенка, изменять негативные стороны его характера.

4. В список книг «Для воспитания веры в себя» включены сказки о ценности и неповторимости личности. Их цель — помочь ребенку обрести чувство уверенности в себе, сформировать адекватную самооценку – качество, необходимое для самореализации и самовыражения.

5. Наиболее полно сказки и другие литературные жанры с лечебным эффектом представьте в библиотерапевтической картотеке «Неболейкин», состоящей из двух разделов: «Библиотерапия для детей», «Библиотерапия для взрослых». В основе классификации – принцип соответствия книг конкретной проблеме ребенка и взрослого.

6. Оформите библиотерапевтическую информационную зону «Литературная аптека». Ее цель – актуализация эмоциональных и духовно-нравственных проблем ребенка; оказание семье информационной помощи. «Литературная аптека» – это целый комплекс информации: наглядной (книжная выставка по конкретной проблеме) и печатной (издательская деятельность по сказкотерапии: закладки, буклеты, дайджесты)

Категории Добра, Любви, Веры дети переживают, подбирая слова, соответствующие высоким чувствам, делают открытия чувств человека любящего, переживающего за других. Обратите внимание ребенка на книги В.Драгунского «Денискины рассказы», В. Голявкина «Мой добрый папа», попробуйте прочитать их вместе с юным читателем.

Сложилась практика отбора книг для детей, но принципы такого отбора недостаточно сформулированы.

Правильно отобранный материал для чтения имеет терапевтическую ценность, в первую очередь в том случае, когда чтение заменяет отрицательные эмоции положительными. Человек, применяющий библиотерапию, должен обладать литературной компетентностью.

Среди причин, по которым литература может быть использована для «терапии духа», называются следующие: отвлечение от грустных мыслей, нежелательного самокопания и страхов; снятие ненужного равнодушия или нетерпения, повышение управляемости, побуждение к рассмотрению собственных проблем со стороны; помощь в проведении времени (в больнице).

В некоторых случаях бывает достаточно вовремя прочесть ребенку умело подобранную книгу или рассказать, подходящую к случаю, чтобы помешать укоренению какой-нибудь дурной привычки.

Это ярко и образно показывает замечательный русский писатель и врач А.П.Чехов в своем рассказе «Дома». Герой рассказа неожиданно обнаруживает, что его семилетний сын Сережа начал курить. Суровые внушения не помогают. И тогда он рассказывает сыну сказку о прекрасном и добром царевиче, который испортил здоровье курением и умер в юном возрасте, оставив родных в глубоком горе. И нехитрая, но рассказанная к месту сказка, оказывается гораздо действенней серьезных бесед. Сережа навсегда отказывается от курения. Влияние художественных произведений особенно сильно потому, что оно сохраняет у ребенка приятное чувство свободы выбора решения, а не подчинения воле старших.

Библиотерапевты используют для успокоения детскую юмористическую литературу. Можно предположить, что любой ребенок (здоровый или больной, благополучный или нет, спокойный или нервный) испытывает при чтении и восприятии юмористической книги ее библиотерапевтического воздействия.

Причина такого воздействия в самой природе комического и юмора, как его особого вида. Немалая задача: «воспитать в ребенке юмор, драгоценное качество, – писал знаток детской психологии К.И.Чуковский, – которое, когда ребенок подрастет, увеличит его сопротивление неблагоприятной среде и поставит высоко над всякими мелочами и дрязгами».

Юмор, утверждая сущность явления, стремится его совершенствовать, очищать от недостатков. Он эстетически осваивает общественно ценные явления.

«Смех стоит гораздо дороже, чем я полагал, за него не жалко отдать целое королевство». Так говорит в детской повести Джеймса Крюса «Тим Талер, или Проданный смех» современный дьявол, которому мальчик Тим продал свой смех. При помощи друзей Тим отбирает смех обратно. Отбирает то, что ценнее всех богатств.

В мире художественной литературы множество произведений, посвященных природе комического, проблеме смеха. Назовем хотя бы те, в которых эта тема вынесена в название: «Проданный смех» Д. Крюса, «Человек, который смеется» В.Гюго, «Красный смех» Л.Андреева и, конечно, книги таких энциклопедистов смеха, как Н. Гоголь, А.Чехов, М.Зощенко и другие.

Особенно необходимы смех и радость, которые несут с собой добрые и веселые книги, больным детям. Об этом неоднократно говорил К.Чуковский, рассказывая, например, как благотворно влияли на детей, лечившихся в костнотуберкулезном санатории, чтение веселой книги Р.Э. Распэ о приключениях барона Мюнхгаузена.

Характерно, что свою первую стихотворную сказку для детей «Крокодил» К. Чуковский написал специально для болевшего маленького сына. «Единственная была у меня забота – отвлечь внимание больного ребенка от приступов болезни», – вспоминал позднее писатель.

Веселой книге для детей уделяют внимание литературоведы и литературные критики Б. Бегак, С. Сивоконь, которые анализируют природу юмора в основном на примере творчества русских детских писателей, начиная с 20-х годов ХХ века и по настоящее время.

Юмор – смех дружелюбный, хотя и не беззубый. Юмор помогает раскрыть прекрасное, человечное за неприглядным, невзрачным.

В жанровом отношении юмористическая литература представлена в чтении детей литературными сказками, поэмами, стихами, повестями, рассказами. Сейчас на счету нашей детской литературы не менее двух десятков писателей – юмористов: А. Барто, С. Маршак, Б. Заходер, Д. Хармс, С. Михалков и другие – в области поэзии. Е. Шварц, Н. Носов, Ю.С отник, Л. Давыдычев, В. Драгунский, В. Голявкин, Э.У спенский – в области прозы.

Очевидно, что такой богатый массив юмористической литературы, которым мы обладаем, может более активно использоваться в библиотерапевтической деятельности детской библиотеки. Юмористическая книга, воздействуя смехом и добротой на читателя, поможет ему справиться со многими проблемами. Веселые приключения героев, над которыми можно посмеяться, смеясь одновременно как бы и над собой, развивают чувство юмора, а вместе с тем и интеллект ребенка.

В то же время необходимо твердо помнить, что целый ряд книг в социобиблиотерапии может рассматриваться как самостоятельный стрессогенный фактор и по возможности исключаться из круга чтения

Необходимо учитывать также физическое и психическое состояние ребенка при рекомендации ему литературы. Не все произведения, жанры и авторы подходят для библиотерапии. Например, мрачные, депрессивные, печальные тексты и т.п. нежелательно использовать в библиотерапевтической практике.

Отбор и составление круга чтения для детей может вестись по такому принципу:

1. Произведения, жанры, авторы, не подходящие для библиотерапии.

2. Произведения, жанры, авторы, благоприятные для библиотерапевтической работы.

Единодушия среди специалистов пока не наблюдается. Особенно разноречивые рекомендации предлагают психологи и библиотековеды. Так, некоторыми специалистами книга А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» не рекомендуется детям как гипероптимистичная, сказка Л. Кэролла «Алиса в стране чудес» как эпилептоидная.

Среди авторов книг, которые помогают детям справиться с проблемами, восстановить душевное равновесие, спокойствие называют В. Шекспира, Э. Войнич, А. Сент-Экзюпери, В. Каверина, А. Алексина, И. Бунина, К. Паустовского, Ж. Верна, Р. Бредбери, Ю. Коваля, Н. Носова и др.

Рекомендуется также составлять индивидуальные списки литературы с учетом особенностей восприятия каждого конкретного читателя.

Главный принцип отбора – герой книги обязан сам, без посторонней помощи побороть свое несчастье или болезнь, справиться с трудностями.

Списки библиотерапевтической литературы рекомендуется пополнить веселыми и сказочными историями на школьную тему:

«В стране невыученных уроков» (Л. Гераскина);

«Не надо врать» (М. Зощенко);

«Дядя Федор идет в школу» (Э. Успенский);

«Урок смеха» (Л. Каминский);

«Витя Малеев в школе и дома» (Н.Носов) и многие другие.

В библиотеке можно провести дайджест "Сказки в школе и для школы". В дайджесте дайте рекомендации для родителей по использованию коррекционных сказок для детей, впервые идущих в школу. Это торжественное событие для некоторых первоклассников омрачается тревогой, страхом. Чтобы избежать негативных эмоций, помочь им адаптироваться в школе, рекомендуется использовать сказку М. Панфиловой «Лесная школа».

Используйте дидактические сказки в помощь школьному процессу. Считается, что опорными сказками для развития русского языка являются «Снежная королева» Г.Х. Андерсена и «Как было написано первое письмо» Р. Киплинга. Усвоить математические понятия помогут: «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и сером волке», «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», «Теремок» и др. О географических понятиях расскажет сказка «Никита Кожемяка». Причины смены дня и ночи объяснит сказка "Снегурочка" и т.д.

Преимущества библиотерапии

1. Процедура может занимать мало времени.

2. Не требует никаких специальных приспособлений и оборудования за исключением книги.

3. Библиотерапия является надежным и доказавшим свою эффективность методом психотерапии, активно использующимся в нашей стране и за рубежом.

4. Библиотерапия поэзии давно используется, например, в Финляндии и доказала свою состоятельность.

5. Не требуется обязательное присутствие психотерапевта.

6. В искренних и абсолютно честных строках «настоящих поэтов» отсутствует элемент показной доброжелательности и искусственности, присущей позиции и поведению психотерапевта.

7. Книги воздействуют исподволь: они ненавязчивы и незаметны. Более того, окинув свою жизнь с таких позиций, каждый с удивлением обнаружит, что он находился или находится под библиотерапевтическим воздействием, зачастую не зная об этом.

8. К книге можно легко «возвращаться». Перечитывание любимой книги тоже является библиотерапевтическим приемом.

Английский критик и эссеист Уильям Хэзлитт писал: «Когда я беру в руки книгу, которую уже читал раньше (чем чаще, тем лучше), я знаю, чего ожидать. Удовлетворение не становится меньше от того, что это предчувствуешь. Читая книгу, которую давно люблю, я наслаждаюсь не только богатством воображения автора и художественным совершенством его творения – к этому наслаждению добавляется радость собственных воспоминаний. Книги вызывают те же чувства и ассоциации, которые я испытывал, читая их впервые, и которые не могу воспроизвести никаким другим путем. Они созданы для мысли и воспоминания».

О.Л. Кабачок считает, что «известный феномен перечитывания любимой книги, прослушивания давно знакомых произведений свидетельствует о том, что не только голая информация, фабула волнует читателя, но что его притягивает, не в последнюю очередь, возможность еще раз испытать сильные эмоциональные переживания – здесь чтение выступает как своеобразный тренинг чувств

9. Вторая цель перечитывания – найти ответы на жизненно важные вопросы, получить конкретные советы: ведь нередко читатель возвращается к книге спустя много лет, когда какая-то жизненная ситуация побуждает его выяснить, как именно решалась эта проблема героями и автором полузабытой книги.

Замечательно говорит об этом английский драматург Джон Флетчер:

О, только б не лишиться тех владений,

Где царствую средь книг моих любимых!

Здесь я могу прислушаться к совету

Бессмертных саг и древних мудрецов...

Обращение к читателю:

Итак, мы советуем вам начать принимать мягкие, природосообразные, целительные, поддерживающие силу и крепость духа золотые пилюли поэзии.

Краткий терминологический словарь

Арт-терапия – терапия средствами искусства.

Беседа – метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. В психотерапии и библиотерапии беседа проходит в форме свободного общения.

Библиопсихология – область психологии, разрабатывавшаяся Н.А. Рубакиным. Изучает психотерапевтический потенциал печатного слова, типологию литературы согласно ее терапевтическому воздействию, процессы ведущие к созданию предложений, текстов и др.

Библиотерапевт – специалист в области библиотерапии, решающий широкий круг психолого-педагогических,библиотечно-информационных, психотерапевтических; социологических задач, связанных с личностным и профессиональным развитием человека.

Библиотерапевтическая деятельность – обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию условий актуализации потенциала самопомощи, реализации мотивов к эффективному труду, к самообеспечению с целью формирования здорового образа жизни как культурной ценности.

Библиотерапевтический процесс – специально организованное, целенаправленное взаимодействие библиотерапевта и читателя, направленное на решение развивающихся и образовательных задач.

Библиотерапевтические воздействие – действие, направленное на оказание психотерапевтической помощи читателю с использованием специально подобранных информационных материалов в качестве вспомогательного лечебного средства.

Библиотерапия – наука о закономерностях, механизмах, способах сохранения и укрепления физического и духовного здоровья, целостности личности в неблагоприятных условиях посредством синтезирования ситуаций чтения специально подобранной литературы.

Библиотерапия чтением – развитие и коррекция личности в процессе чтения.

Библиотечная педагогика – научная библиотековедческая дисциплина, формирующаяся на базе интеграции педагогики и библиотековедения; рассматривает педагогические основы библиотечного дела, проблемы теории чтения, пропаганды литературы и руководства чтением на основе положений педагогики о теоретических основах воспитания, об объеме и содержании знаний, характеризующих различные ступени культурного развития человека.

Библиотечная психология – научная библиотековедческая дисциплина, образовавшаяся в результате интеграции психологии и библиотековедения. Изучает психологические основы библиотечного дела.

План чтения читателя – перечень книг, составленный библиотерапевтом исходя из значимого конфликта с учетом читательского уровня. Он обычно состоит из 7–12 названий и рассчитан на три-четыре недели.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение I

Победить своего дракона...

Цель: диагностическая, эмоциональное раскрепощение, развитие творческих способностей.
Возраст: средний, старший.
Реквизит: карты Проппа.

Ведущий рассказывает ребятам о том, что почти у каждого есть «свой дракон», выращенный в домашних условиях: это наши недостатки, которые мешают нам жить, но с которыми мы почему-то миримся. В один прекрасный день почти каждый решается убить своего дракона. Но потом оказывается, что дело это долгое, что на месте одной отрубленной головы как-то незаметно вырастает другая, потом третья. И мы приучаемся жить со своим драконом, хотя со временем он все больше портит и нашу жизнь, и жизнь наших близких.

Ребятам предлагается нарисовать или склеить по типу коллажа «своего дракона» и назвать его в целом и каждую его голову в отдельности.

После выполнения задания ребятам предлагается придумать историю или сказку о том, как они победят своих драконов. История может быть изображена в виде комикса, представлена в виде рассказа или сценария фильма. Желающие могут объединиться в группы и придумать общую историю, но и драконов, и героев должно быть столько же, сколько членов в группе.

Для сочинения в каждой группе или отдельному ребенку можно предложить набор «игральных карт», сделанных по типу так называемых «карт Проппа».

«Карты Проппа» – это колода карт по типу игральных (хорошо, если они иллюстрированы, особенно шутливыми, юмористическими рисунками), на каждой из которых записана функция действующего лица или какая-либо тема для сочинения истории. Подчеркивается, что колода сложена по порядку, обычному для сказок, но они могут работать с перетасованной колодой, могут вытащить наугад несколько «карт» и создать историю по ним и т.д. Единственное условие – герой должен действовать, как человек, уверенный в себе.

Набор «карт Проппа» включает 31 карту (по числу функций, выделенных В.Я. Проппом) или (в варианте, используемом Дж. Родари) – 20.

Мы предлагаем использовать набор из пятнадцати карт: предписание или запрет, нарушение, принятие решения о битве с драконом, сбор вооружения, путь к дракону, встреча с дарителем, волшебные дары, препятствия, враги, помощники, вызов дракона на бой, условия битвы, битва, победа, возвращение героя, последействия победы.

На описание истории ребятам дается 25 минут. Затем желающим предлагается рассказать или показать свои истории.

Ведущий говорит о том, что для борьбы с драконом почти всем понадобились помощники, друзья. Друзья очень важны в жизни.

Способность заводить друзей зависит от того, насколько мы умеем находить хорошее в окружающих нас людях. Каждому ребенку раздаются бланки «телеграмм» с проставленным именем адресата. Адресатами являются все участники занятий, в том числе и тот, кто посылает «телеграммы». Надо написать каждому, в том числе и самому себе, самое хорошее, что можно о нем сказать.

В заключение еще раз подчеркивается, что умение найти хорошее в каждом человеке характеризует не только адресата, но и того, кто это делает.

Приложение II

"Бином фантазии" Джанни Родари

Бином фантазии – это термин из книги Джанни Родари «Грамматика фантазии». Книга посвящена приёмам сочинения сказок. Суть приёма бином фантазии (би – два, ном –- имя, наименование): берем два произвольных слова, и по-разному соединяя эти слова с помощью предлогов, находим осмысленную сюжетную связь между ними, в результате получается сказка. То есть мы вспомнили одновременно два понятия и дали мозгу команду объединить эти понятия в форме сказки. Сказок может получиться множество, смотря каким путём идём, соединяя понятия: можно по прямой, а можно разными витиеватыми тропинками… Пример: книжка + голубь (слова надо брать далёкие друг от друга по смыслу, так больше шансов получить оригинальную идею). Соединяем слова с помощью предлогов:

– книжка с голубем;

– голубь с книжкой;

– книжка в голубе;

– голубь в книжке;

– голубь под книжкой;

– книжка под голубем; и т.д.

Чувствуете, уже какие-то направления для мысли даны? «Книжка в голубе» даёт идею сказочного голубя, который наизусть знает, например, сказки Шахерезады, может их без конца рассказывать, отвечать на вопросы цитатами из сказок, может все волшебные действия из этих сказок производить и т. д… «Голубь под книжкой» вызвал у меня представление о грустном бездомном голубе, который живёт под книжкой, поставленной домиком, заодно он учится читать, книжка оказалась сборником фокусов, он осваивает это дело, приносит всем радость и сам становится весёлым! У вас, вероятно, другие ассоциации возникнут от тех же исходных слов. Если в качестве одного элемента БФ взять изделие (варежки, дверь и т.д.) и, соединяя мысленно это изделие с произвольным словом, дать мозгу команду получить дизайнерскую или изобретательскую идею, то, соответственно, мозг будет работать в этом направлении. Например: БФ «Варежки + облако», это сочетание могло дать и сказочную идею, но, если мы решим изобретать новые варежки, то можем получить, например, идею надувных варежек. А если возьмём «дверь + ветер» (дверь с ветром, ветер в двери – попробуйте и с другими предлогами сочетания составить), можно получить идею двери, оборудованной специальной системой, запасающей сжатый воздух при открывании-закрывании двери и расходующей его потом на «подметание» крылечка от снега и пыли. БФ можно использовать для поиска идей по применению какого-то материала, явления, закона. Например, надо найти применение сухим осенним листьям с помощью БФ. «Сухие листья + цирк» – идея небольшого номера жонглёра: подкидывает охапку сухих листьев и, пока они медленно кружатся и падают, он их все ловит. «Сухие листья + подоконник» - отделка поверхности подоконника красивыми листьями с последующей лакировкой и полировкой. «Сухие листья + болезнь» – наверняка какие-то болезни можно лечить запахом сухих листьев определённого вида (сделать подушку или матрац из листьев). «Сухие листья + электричество» – в каких-то экстремальных обстоятельствах сухие листья могут служить электроизоляцией. Таким образом, я вижу в биноме фантазии достаточно универсальную технологию генерирования идей в том случае, когда практически нет ограничений: мы даём для мышления направление движения (от одного понятия к другому – случайному!) и определяем цель движения (сочинить сказку; придумать новый вариант применения какого-то материала, изделия, закона природы; получить ряд дизайнерских и изобретательских идей по поводу совершенствования любого изделия).

Библиография

  1. Балашова, Е.В. Библиотерапия: компенсаторное чтение художественной литературы / Е.В. Балашова.- Москва, 2001. - 64 с. - (Библиотерапия: задачи, подходы, методы).

  2. Гончарова, А.И. Комическое (смех) в художественной литературе как одно из средств библиотерапевтического воздействия на читателя /А.И. Гончарова. - Москва, 2001. - 48 с. - (Библиотерапия: задачи, подходы, методы).

  3. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2000. - 310 с.

  4. Кабачек, О.Л. Библиотерапия как она есть / О.Л. Кабачек // Библиотечный психолог: грани творчества. - Москва, 2002. - 80 с.

  5. Кабачек, О.Л. Сказка в век компьютера / О.Л Кабачек. - Москва: Либерея, 2001. - 208 с.: ил.

  6. Кукарев, Н.С. Использование символов волшебных сказок в работе по самопостижению личности / Н.С. Кукарев. - Москва, 2001. - 60 с. - (Библиотерапия: задачи, подходы, методы)

  7. Малахова, Н.Г. О работе библиотечного психолога со старшими дошкольниками / Н.Г. Малахова // Библиотека - дошкольнику. – Москва, 2001. - С. 93-97.

  8. Родари, Дж. Грамматика фантазии: введение в искусство придумывания историй / Дж. Родари; пер. с итал. - 2-е изд. - Москва: Прогресс, 1990. - 191.: ил.

  9. Соколов, Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. - / Д.Ю. Соколов. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Класс, 1997. - 160 с.: ил. - (Библиотека психологии и психотерапии).

  10. Тихомирова, И.И. Что такое библиотерапия и могут ли книги врачевать душу? / И.И Тихомирова // Домашняя школьная библиотека. - 2003. - № 1. - С. 15-16.

Составитель:

И.А. Иванова

зав. информационно-методическим

сектором «Ориентир»

Компьютерный набор:

И.А. Иванова

Ответственный за выпуск:

Л.А. Шатова

зам. директора по работе с детьми

МУК «ТЦБС»

  1. Методические рекомендации по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

    Методические рекомендации
    Приложение 1. Нормативные правовые, руководящие и методические документы по вопросам создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций……….
  2. Методические рекомендации по применению новых санитарных норм в дошкольных учреждениях и организациях

    Методические рекомендации
    Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека приняла постановление № 91 от 22 июля 2010 года, которым утверждены новые «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
  3. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины

    Методические рекомендации
    Разработано на основе типовой учебной программы дисциплины «Общее товароведение», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь от 14. 08.
  4. Методические рекомендации по созданию и использованию резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций

    Методические рекомендации
    Постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 г. № 1340 «О Порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
  5. Методические рекомендации для работы с учащимися и молодежью по обучению правилам безопасности жизнедеятельности в Клубах юных спасателей-пожарных, общеобразовательных учреждениях и иных общественных организациях

    Методические рекомендации
    Данные методические рекомендации обобщают опыт работников КЮСП, центров пропаганды и обучения при управлениях МЧС и центров внешкольной работы по темам безопасности.
  6. Методические рекомендации к разработке показателей прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации Москва

    Методические рекомендации
    4. Методические рекомендации по расчету индексов потребительских цен и индексов-дефляторов для прогноза социально-экономического развития Российской Федерации 201
  7. Методические рекомендации к выполнению контрольной работы

    Методические рекомендации
    Сборник контрольных работ для студентов- заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности: 100701 Коммерция (по отраслям).
  8. Методические рекомендации по организации и созданию приходской библиотеки

    Методические рекомендации
    Святейший Патриарх Кирилл придает огромное значение деятельности православных библиотек. Выступая перед работниками Синодальной библиотеки, он, в частности, сказал: «Любая библиотека – это хранилище интеллектуальных ценностей».
  9. Учебно-методический комплекс Минск 2011 удк 338. 45

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс содержит материалы для изучения дисциплины «Организация и экономика предприятий автосервиса»: перечень и содержание тем, учебное пособие, методические указания по выполнению практических занятий, материалы

Другие похожие документы..