Методические рекомендации Тара, 2011 г. Мук «тцбс» Тарская Центральная районная библиотека

Использование библиотерапии в работе с читателями

Важнейшим направлением в библиотерапевтической работе с детьми необходимо назвать игротерапию, или терапию творчеством.

Одним из методов такой работы является совместное сочинение с ребятами новой истории "Рассказ с эпитетами". Называются любые прилагательные, которые вписываются в любой текст, где были пропущены прилагательные, и получается новая забавная или страшная история. Для развития художественного воображения и фантазии предлагается придумать историю из двух совершенно не связанных предметов.

Следующий метод – незаконченные истории "Что было бы, если ...?". Далее дети сами придумывают конец любой сказки. Больше всего детей увлекают самые нелепые и неожиданные варианты. Вот как, например, звучит сказка "Красная Шапочка на новый лад":

Красную шапочку Танюше мама надевала.

И послала ее в гости к бабушке с подарком:

"Вот здесь в узелке масло и лепешки.

Ты иди да не шали по дороге, крошка!"

Побежали по дорожке ножки в красных босоножках,

Платьице в горошину – девочка хорошая!

А на солнечной поляне из тарелки голубой

Вышел Инопланетянин и задергал головой...

(дальше продолжите сами)

Оздоровительное воздействие оказывает также прием "Перевирания сказок" – когда старая сказка рассказывается на новый лад. Вставляются смешные неправильности, а дети должны эти неточности узнать и поправить. Такая сказка укрепляет у детей уверенность в себе; ведь ребенок знает, как правильно звучит текст сказки, и легко может исправить неточности.

Все дети – прирожденные актеры и с увлечением участвуют в различных розыгрышах и спектаклях. И совсем не случайно особой популярностью пользуется такая форма, как театр-экспромт. На мероприятиях можно тут же отобрать «артистов» и разыграть мини-спектакли. Детям раздаются листочки с готовыми словами, присваивается роль – это может быть роль замка, льва, дерева, Кощея Бессмертного, Бабы Яги и т.п. Ведущий зачитывает текст, и, когда называется имя героя, каждый участник спектакля произносит те слова, которые ему выдали. Наиболее удачно и смешно разыгранные роли вызывают смех и веселье. Такая игра с детьми помогает им успокоиться, отвлекает от проблем и тревог, учит общаться и развивать свои творческие способности.

Очень интересны в этом плане цикл сказок Дж. Родари «Сказки, у которых три конца». Это книжка-игра. Сказки в ней необычные – у каждой сразу три конца. А играть надо так: прочитать сказку, рассмотреть картинки, подумать над ними и решить, какой же все-таки у сказки должен быть конец и почему. Можно также самим придумать конец сказки или нарисовать его. Кроме того, знакомство практически со всеми произведениями Родари и может завершиться литературной игрой. Важно, чтобы, кроме традиционных заданий типа: «Из какой сказки прочитан отрывок?», «О ком из героев идет речь?», в игре были творческие задания, неожиданные вопросы.

Попробуйте использовать в работе с детьми с детьми медитативные сказки. Для начала составьте программу по экологическому, духовно-нравственному воспитанию. Формы работы в ней используйте самые разные:

- диалоги-беседы о шедеврах пейзажной живописи;

- путешествия с художником;

- пейзажно-музыкальные часы;

- интегрированные уроки и т.д.

Все занятия проводите в сопровождении лучшей музыки о природе с включением живых голосов природы. Например, вы знакомите ребят с творчеством И. Шишкина, в частности с картиной "Родник в лесу". Можно обратиться к ним так: "Посмотрите, пожалуйста, на этот пейзаж, а теперь успокойтесь, закройте глаза и мысленно перенеситесь в картину. Представьте, что вы стоите у родника, подходите к нему, опускаете руки в родник, умываетесь прозрачной водой. А теперь просто сидите и слушаете окружающую природу". Включите аудиозапись: раздаются голоса птиц, стрекочут кузнечики, что-то шепчет листва на деревьях, воздух наполняет звенящая лесная тишина. А голос ведущей в это время рассказывает о творческом пути И.И. Шишкина.

Программа "Путешествие к центру своего "Я" – цикл духовно-психологических занятий с элементами библио- и искусствотерапии. Агрессивность, страхи, повышенная тревожность и возбудимость – вот чем награждает детей современное общество. Цель этой программы – с помощью детской книги познакомить ребят с их внутренним миром, пробудить желание к самосовершенствованию. Специально подобранные книги, музыка, картины, игровые упражнения помогают создать позитивное восприятие ребенком самого себя и окружающего мира, учат видеть в жизни хорошее и создавать это хорошее самому.

Одно из мероприятий этой программы назовите "Художники настроения". Лето, Осень, Зима и Весна просят ребят помочь: у них перепутались все краски. Дети должны нарисовать палитру красок для каждого времени года. Посмотрим, что же рисуют дети. Вот краски яркие, светлые, веселые – это краски хорошего настроения. А вот: блеклые, темные или размытые – у этого человека плохое настроение. А теперь посмотрим на картины знаменитых художников. Лето на картинах А.И. Куинджи обладает светом, теплом и солнечными зайчиками, зима у И.Э. Грабаря – искрящаяся, звенящая. Вся пестрота и богатство осеннего леса представлена в картинах С.Ю. Жуковского, а вот октябрьский лес Е.Е. Волкова – уныл и сер. Попросите ребят сделать вывод: в каждом времени года есть свои краски хорошего и плохого настроения. Каждый человек сам себе художник и каждый день, каждый час он раскрашивает красками настроения. "А какого цвета ваш сегодняшний день? – спрашивает ведущая, – Можно ли "перекрасить" серый день в более светлый?" У японцев есть пословица "Сильнейший тот – кто улыбается". Улыбнитесь друг другу, и в ваш день вольется теплый желтый цвет; скажите доброе слово – и вы брызнете в него красным, а добрые дела раскрасят ваш, даже неудачный, день всеми цветами радуги. Нарисуйте свою палитру и раскрасьте ее нужными красками – это будет ваша палитра настроения на весь год...

Такая форма работы учит детей по-доброму обращаться с окружающей природой, учит любви и терпению. Через знакомство с великими творениями художников, архитекторов дети строят идеальные отношения с окружающим миром. Так, например, архитектурная сказка-урок "Что за чудо из чудес" знакомит с замечательными архитектурными сооружениями. Сказочный персонаж Баба Яга, попадая в различные сказочные переделки, видит необыкновенные дворцы и замки, монастыри, памятники истории…

Можно составить программу "Самое обыкновенное чудо". Это цикл занятий по информационной культуре для дошкольников. Программа состоит из 3-х блоков, перемежающихся игровыми паузами. С помощью информации и театрализованного действия дети мягко переходят из мира сказочного в мир реальный, в мир истории книги, архитектуры, живописи, мифологии. В игровой форме дети узнают, откуда пришла азбука, что такое иероглифы, пиктограммы, глиняные таблички, кто такие книгопечатники, из чего состоит книга, откуда пришла сказка, знакомятся с энциклопедиями, словарями и т.п.

В сказочной форме введите детей и в мир каталогов. Например, обыкновенный мальчик, скажем, Петя хочет прочитать много книг, но не знает, как их найти по каталогу. И снится ему сон: на машине времени он переносится в сказочное здание, заполненное большими шкафами с говорящими книгами и карточками. С мальчиком происходят необыкновенные приключения. Спасая новых друзей, наш герой учится пользоваться каталожными карточками и справочным аппаратом книг. Проснувшись, мальчик идет в библиотеку и легко находит все необходимые книги.

Не секрет, что работа с маленькими детьми всегда требует особого подхода, а с детьми с ограниченными возможностями – вдвойне сложнее. Для таких детей требуется определенная программа. Именно по ней проводите в библиотеке встречи-беседы с детьми с замедленным развитием. Через сказку, через красочно оформленные книги дети знакомятся с различными предметами, учатся рисовать, приобщаются к народному творчеству. Посещение библиотеки для таких детей – огромное событие, праздник, а пропустить занятия в библиотеке – настоящая трагедия.

Среди качеств, которые присущи людям, занимающимися библиотерапевтической работой, преобладают: доброжелательность, умение советовать, простота в общении, умение вести беседу, знание традиций и обычаев и, конечно же – доверие к читателю.

Не последнюю роль играет и оформление библиотеки. Умение грамотно оформить выставки, подготовить интересное мероприятие является одной из основных функций библиотекаря. Например, при входе в библиотеку читателей встречает Великий терапевт – Читалкин. Вместе с ребятами он "гуляет" по библиотеке, знакомит их с выставками, с книжным богатством. И везде он разный - Читалкин с мешком юмора, Читалкин с книжкой в руках. А вот и "Чудо-дерево", под которым сидит Читалкин-Айболит, и вместо лекарств предлагает веселые книжки, лечащие хандру, грусть-тоску, страхи и агрессию. Да, правы были древние египтяне, когда утверждали, что самым лучшим лекарством для души являются библиотеки.

И зачем тебе аптека, если есть библиотека?

Она душу исцелит, словно Доктор Айболит!

Дифференцированный подход к читателям является естественным и необходимым для библиотерапии, так как она является как раз методом воздействия на личность читателя.

Определяя литературные интересы детей-читателей, анализируя материалы исследования чтения книг конкретного автора, следует учитывать дополнительные трудности, с которыми сталкивается исследователь психологии детского чтения. Дело в том, что детям трудно самим сказать, а еще трудней написать о том, что они чувствуют и о чем думают, читая ту или иную книгу. Для этой цели наиболее плодотворным является метод беседы с тщательно продуманными вопросами.

Беседы о книгах с детьми 7-9 лет – это чтение с пояснениями, где главная цель помочь воспринять содержание, понять главную мысль автора, обращая внимание на то, какими лексическими средствами она выражена. В процессе беседы задаются вопросы, которые побуждают детей выражать свое отношение к прочитанному: О чем книга? Она тебе понравилась? Почему? А кто там самый хороший? А плохой? Почему этот мальчик поступил так? Ты бы тоже так сделал? А почему книжка так называется? и т.д.

Беседу после чтения лучше проводить не сразу, а когда улягутся первые впечатления, если только ребенок не захочет сам сразу поделиться своими переживаниями после прочитанного.

Актуальной проблемой является вопрос определения круга чтения с целью библиотерапевтического воздействия в условиях библиотеки. Ведь далеко не каждая книга может быть рекомендована с библиотерапевтической целью.

Так какие же книги следует «прописывать» читателям, и в каких стрессовых ситуациях?

Одни книги могут стать как бы своеобразным универсальным лекарством, другие помогут в состоянии усталости, одиночества, психологического дискомфорта, при отсутствии дружбы, любви, понимания, самоуважения, при ощущении «никому-не-нужности». Третьи полезны в ситуации апатии, отсутствия поддержки; четвертые помогут разобраться в себе, подростку – пережить критический возраст и т.д.

Определенные книги целительны при неуверенности в себе, беспокойстве, заниженной самооценке. Нуждающийся в отдыхе читатель с удовольствием прочтет книги Ж. Верна, желающий понять себя прочтет рассказы А. Чехова, стремящийся к активным действиям – «Три мушкетера» А. Дюма.

Для любого человека литература начинается со сказки, идущей из детства. Поэтому нужно отбирать и рекомендовать не отдельную книгу, а литературный жанр. Для детей часто – это сказка. Поэтому в последнее время одним из главных направлений библиотерапевтической работы в детских библиотеках является сказкотерапия.

Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Испокон веку знания о мире передавались из уст в уста или переписывались. Сегодня под сказкотерапией мы понимаем способы передачи знаний о духовном пути и социальной реализации человека. Именно поэтому мы называем сказкотерапию воспитательной системой, которая сообразна духовной природе человека.

Сказки интересны и полезны не только маленьким читателям, но их родителям. Для последних проведите игровой практикум "Сказкотерапия для взрослых". Пусть мамы и папы попробуют ответить на вопросы: "Что такое сказка?", "Какую сказку Вы любите больше всего?", "Какая сказка Вам не нравится?", "Ваш любимый герой?". В каждом человеке живет "Созидатель" и "Разрушитель". С помощью сказочных героев можно выявить в себе отрицательные черты и научиться с ними бороться.

Посоветуйте родителям перечитать их любимые сказки. Затем пусть они посоветуют уже своим детям, те сказки, которые они выбрали когда-то для себя, как самые-самые…

Сказки всегда помогали и помогают взрослому чувствовать себя в мире детей не столько завоевателем-победителем, сколько любящим и заботливым садовником, который знает, как надо расти каждому растению, ведь у каждого своя природа, несколько отличная от всех прочих.

А.М. Горький утверждал, что именно через сказку необходимо учить детей гуманности, героизму, любви, справедливости, честности.

Благодаря сказке, дети начинают осознавать главнейшие истины человеческого бытия. Без сказки дети не вырастают, а если это и происходит, – значит, из мира растущего человека ушла мечта, благотворная фантазия, творчество, романтика, сопереживание, необходимые для воспитания Человека в человеке.

Все сказки едины в одном – желании помочь ребенку в первых шагах самопознания, в формировании духовного «Я». Они укрепляют чувство самоуважения, развивают способность «слушать» себя, наблюдать и понимать себя: как я думаю, как говорю, отчего мне бывает грустно, одиноко, весело, отчего появляются у меня те или иные «хотения»? – размышляет маленький читатель, вживаясь в мир волшебных сказок.

Так в чем же состоит духовный смысл сказки? В том, что сказка отвечает на вечные вопросы:

- Что такое счастье и в чем оно?

- В богатстве, любви, свободе, славе?

- Само ли оно приходит или его надо добывать? Как?

- Неужели для этого нужны непременно трудности, испытания, опасности, страдания, подвиги?

Чем же сказка может помочь детям озлобленным, с негативным социальным опытом, неустойчивой психикой, подверженных стрессовым состояниям?

Как она может спасти раненую детскую душу от отчаяния и страха, одиночества? В чем же ее «лечебная» значимость?

Странно, но сегодня к психологу обращается немало родителей одаренных, интеллектуально развитых детей. Оказывается, и у них могут быть проблемы! Часто источником этих проблем становится чрезмерно развитая интеллектуальность таких детей в ущерб формированию у них элементарных житейских представлений и навыков. Что же не хватило этим одаренным детям? Конечно, сказок!

Издавна житейский опыт передавался через образные истории. Однако опыт опыту рознь. Можно поведать ребенку историю, которая произошла недавно. А можно не просто рассказать что-то интересное, но и сделать определенный вывод или задать вопрос, который бы подтолкнул слушателя к размышлениям о жизни. Именно такие истории и являются особенно ценными, терапевтическими. Они и являются основой сказкотерапии. Известно, что наши предки, воспитывая детей, рассказывали им занимательные истории. Прежние бабушки и дедушки не спешили наказывать провинившееся дитя. Они рассказывали ему историю, из которой становился ясным смысл поступка. Многие обычаи предохраняли детей от напастей. К сожалению, сегодня не все знают обычаи, не понимают их смысла, считают пережитком прошлого.

  1. Методические рекомендации по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

    Методические рекомендации
    Приложение 1. Нормативные правовые, руководящие и методические документы по вопросам создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций……….
  2. Методические рекомендации по применению новых санитарных норм в дошкольных учреждениях и организациях

    Методические рекомендации
    Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека приняла постановление № 91 от 22 июля 2010 года, которым утверждены новые «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
  3. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины

    Методические рекомендации
    Разработано на основе типовой учебной программы дисциплины «Общее товароведение», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь от 14. 08.
  4. Методические рекомендации по созданию и использованию резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций

    Методические рекомендации
    Постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 г. № 1340 «О Порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
  5. Методические рекомендации для работы с учащимися и молодежью по обучению правилам безопасности жизнедеятельности в Клубах юных спасателей-пожарных, общеобразовательных учреждениях и иных общественных организациях

    Методические рекомендации
    Данные методические рекомендации обобщают опыт работников КЮСП, центров пропаганды и обучения при управлениях МЧС и центров внешкольной работы по темам безопасности.
  6. Методические рекомендации к разработке показателей прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации Москва

    Методические рекомендации
    4. Методические рекомендации по расчету индексов потребительских цен и индексов-дефляторов для прогноза социально-экономического развития Российской Федерации 201
  7. Методические рекомендации к выполнению контрольной работы

    Методические рекомендации
    Сборник контрольных работ для студентов- заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности: 100701 Коммерция (по отраслям).
  8. Методические рекомендации по организации и созданию приходской библиотеки

    Методические рекомендации
    Святейший Патриарх Кирилл придает огромное значение деятельности православных библиотек. Выступая перед работниками Синодальной библиотеки, он, в частности, сказал: «Любая библиотека – это хранилище интеллектуальных ценностей».
  9. Учебно-методический комплекс Минск 2011 удк 338. 45

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс содержит материалы для изучения дисциплины «Организация и экономика предприятий автосервиса»: перечень и содержание тем, учебное пособие, методические указания по выполнению практических занятий, материалы

Другие похожие документы..