Учебно-методический комплекс специальность «Юриспруденция»

ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Понятие жилищного права

Вопросы для семинарского занятия:

  1. Понятие, предмет, принципы и метод жилищного права.

  2. Источники жилищного права.

  3. Конституционные нормы, определяющие жилищные правоотношения.

  4. Жилищная политика Российской Федерации

Доклад: «Право граждан на жилище».

Фиксированное выступление: «Обеспечение жилищных прав граждан».

Темы рефератов:

  1. Программа социальных реформ по улучшению жилищных условий.

  2. Договор найма жилого помещения и его виды.

  3. Краткая характеристика основных источников жилищного права.

  4. Место международных договоров в жилищном законодательстве РФ.

Практическое занятие: тестирование, решение задач.

Задача 1

Астраханский проживал со своей семьей с 1977 г. в трехкомнатной квартире по договору социального найма жилого помещения, предоставленной ему согласно ордеру на жилье в муниципальном жилищном фонде социального использования. Квартира находилась в доме, построенном в центре г. Москвы в начале XIX в.

В 2001 г. в связи с образованием трещины в фундаменте и мелких трещин в стенах всех его жилых помещений дому стал грозить обвал. В связи с этим органом местного самоуправления было принято решение о выселении из дома жильцов с одновременным предоставлением им другого жилого помещения. Выселение осуществлялось с санкции прокурора. Всем выселенным жильцам предоставлялись квартиры в новых домах в «спальных районах» г. Москвы.

Астраханский потребовал от органа местного самоуправления предоставления ему квартиры в том же районе, где он проживал. Однако получил отказ с мотивировкой: отсутствие резервных квартир в центре г. Москвы. А через некоторое время к его дому подъехал грузовой автомобиль с грузчиками и нарядом милиции. Все имущество семьи Астраханского было погружено на автомобиль и отвезено на новую квартиру, смотровой ордер на которую был ранее выдан ему районной управой.

Астраханский подал в суд иск к органу местного самоуправления, в котором обвинил его в самоуправстве, нарушении ст. 10 Жилищного кодекса РСФСР, согласно которой «никто не может быть выселен из занимаемого жилого помещения...», и потребовал возмещения морального ущерба в размере 1 млн. руб.

Вопросы к задаче

  1. Что является предметом регулирования в данной задаче?

  2. Нормами какого права регулируются жилищные правоотношения пользования трехкомнатной квартирой по договору социального найма?

  3. С какими материальными затратами Астраханского связано пользование трехкомнатной квартирой?

  4. Нормами какого права регулируется предоставление в пользование Астраханскому как старой, так и повой квартиры?

  5. Нормами какого права руководствовался орган местного самоуправления при выселении жильцов из дома, грозящего обвалом?

  6. За чей счет должно было быть перевезено имущество семьи Астраханского со старой квартиры на новую?

  7. Правомерен ли судебный иск Астраханского?

  8. Какое решение должен вынести суд?

Задача 2

В 1993 г. семья Вороновых в составе: муж, жена и их дочь Вероника, 17,5 лет, жители г. Москвы, приватизировали свою трехкомнатную квартиру. В этом же году Вероника вышла замуж за жителя г. Воронежа Окунева, который с согласия ее родителей прописался на занимаемой ими жилой площади. В начале 1994 г. Вороновы, с целью выделения семьи Окуневых, обменяли свою приватизированную квартиру на две двухкомнатные квартиры, одна из которых принадлежала муниципальному жилищному фонду г. Москвы. В этой квартире поселились молодожены Окуневы согласно ордеру, выданному на имя Вероники Окуневой.

В августе 1994 г. после рождения сына супруги Окуневы решили приватизировать свою квартиру. Однако орган исполнительной власти г. Москвы отказал им в этом, указав, что согласно Закону РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» гражданин имеет право на приобретение жилого помещения в собственность бесплатно, в порядке приватизации, только один раз. Вероника Окунева же участвовала в приватизации квартиры родителей Вороновых и поэтому утратила право на приватизацию другой квартиры.

Вероника Окунева с этим отказом не согласилась и подала в суд иск к органу исполнительной власти г. Москвы с требованием защитить ее право на приватизацию второй квартиры. При этом она сослалась на Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 11 августа 1994 г., подтверждающий это ее право.

Вопросы к задаче

  1. Что является предметом регулирования жилищного права в данной задаче?

  2. Нормами какого права регулировались жилищные правоотношения при обмене приватизированной квартиры семьи Вороновых на две, одна из которых принадлежала муниципальному жилищному фонду?

  3. Нормами какого права регулируется право пользования повой приватизированной квартирой семьи Вороновых и квартирой по договору социального найма семьи Окуневых?

  4. Потеряла ли Вероника Окунева право на приватизацию своей квартиры в связи с тем, что, будучи несовершеннолетней, участвовала в приватизации квартиры родителей?

  5. Действует ли в данном случае правило приватизации о том, что право на бесплатное получение жилья дается лишь один раз?

  6. Какая из сторон права в возникшем споре?

  7. Какое решение должен вынести суд?

Задача 3

Летом 2001 г. в «Российской газете» прошла информация под заголовком «Квартиры под шумок». В ней говорилось о том, что прокуратура Якутии намерена возбудить уголовное дело против чиновников жилищной комиссии администрации г. Ленска, незаконно выдавших 350 жилищных сертификатов, предназначенных пострадавшим горожанам от наводнения.

Суть конфликта сводилась к тому, что должностные лица городской администрации выдали сертификаты на основании фальшивых документов, представленных заявителями. В частности, в документе, признавшем непригодными условия для дальнейшего проживания, отсутствовали показатели параметров технического состояния жилья, а сам документ не был заверен в Бюро технической инвентаризации. Кроме того, оказалось, что некоторые претенденты умышленно ввели в заблуждение администрацию г. Ленска, и против трех лиц, получивших жилищные сертификаты, возбуждены уголовные дела по факту мошенничества.

Вопросы к задаче

  1. Что представляет собой жилищный сертификат?

  2. Каким нормативным правовым актом регулируется выпуск и обращение жилищных сертификатов? К какой отрасли права относится этот нормативный правовой акт?

  3. Регламентированы ли законом условия и порядок выдачи жилищных сертификатов?

  4. Правомерно ли привлечение к уголовной ответственности получателей жилищных сертификатов и должностных лиц, выдавших их?

Задача 4

Сидорова, 60 лет, проживала в коммунальной квартире трехэтажного шлакоблочного дома № 24 по ул. Речников в г. Москве. В 1985 г. этот дом был признан подлежащим к сносу, однако сделано это не было.

25 декабря 2000 г. потолок комнаты, занимаемой Сидоровой, потрескался, и создалась угроза его обвала. Сидорова обратилась в РЭУ № 30 района «Нагатинский затон», а после этого — в префектуру Южного округа, где ей обещали сбить штукатурку с потолка в течение трех дней. Однако ремонтники в указанный срок не явились. 31 декабря ночью в комнате Сидоровой обрушился потолок, и 200 кг бетона упали на пол, частично задев ноги спящей женщины. Пострадавшая стала инвалидом.

Вопросы к задаче

  1. Существовали ли изначально до обвала потолка какие-либо жилищные правоотношения между участниками этого дела? Появились ли новые виды жилищных правоотношений после происшедшего обвала потолка? К какому виду относятся эти жилищные правоотношения?

  2. Нормами какого права регулируются правоотношения в области ремонта коммунальной квартиры, в которой проживала Сидорова?

  3. Возникла ли правовая ответственность у должностных лиц, указанных в задаче? Какого вида эта ответственность?

Задача 5

Пенсионер Евдокимов подал в суд иск к 150-му отделению милиции г. Москвы с требованием о возмещении ему имущественного и морального ущерба в сумме 50 тыс. руб. за нарушение его конституционного нрава на неприкосновенность жилища.

Обстоятельства дела таковы.

Приехавший в г. Москву после отбывания уголовного наказания Рюмин попытался добыть средства на необходимые жизненные потребности путем ограбления пункта обмена валюты. Спасаясь бегством от преследовавших его двух милиционеров, он вбежал в подъезд ближайшего дома и на третьем этаже беспрепятственно вошел в настежь открытую дверь квартиры Евдокимова, которая проветривалась хозяином в связи с высокой уличной температурой. Рюмин захлопнул дверь квартиры и, угрожая ножом хозяину, потребовал не открывать ее стучавшим милиционерам. Хозяин дверь не открыл, но милиционеры вошли в квартиру, взломав входную дверь. В ходе борьбы милиционеров с преступником было разбито большое зеркало шкафа и повреждена другая мебель.

Суд иск Евдокимова не удовлетворил, мотивировав свой отказ тем, что проникновение в квартиру работников милиции против воли ее владельца было совершено с целью задержания преступника, а это не является нарушением конституционного права на неприкосновенность жилища.

Вопросы к задаче

  1. Вправе ли был Евдокимов впустить в свою квартиру преступника и отказать в этом работникам милиции?

  2. Правомерна ли мотивировка искового требования Евдокимова со ссылкой на нарушение его конституционного права на неприкосновенность жилища?

  3. Имело ли фактически место нарушение права на неприкосновенностьжилища?

  4. Правомерен и обоснован ли отказ суда в удовлетворении искового требования Евдокимова?

  5. Правильно ли Евдокимов определил в своем исковом требовании ответчика: руководство отделения милиции, в котором служат милиционеры, причинившие ему вред, а не самих этих милиционеров?

Задание 1.

Составьте схему «Виды жилищных правоотношений».

Задание 2.

Составьте схему «Принципы жилищного права».

Задание 3.

Перечислите основные нормативные правовые акты, принятые РФ и ее субъектами, образующие жилищное законодательство России.

Задание 4.

Проанализируйте содержание первой, второй и третьей частей Гражданского кодекса и составьте перечень его глав, содержащих положения, регулирующие жилищные правоотношения.

  1. Учебно-методический комплекс специальность юриспруденция 030501

    Учебно-методический комплекс
    Учебная дисциплина «Трудовое право» включена в национально-территориальный компонент Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501 «Юриспруденция», 010502 «Прикладная информатика
  2. Учебно-методический комплекс (специальность «Юриспруденция») Москва 2004 (10)

    Учебно-методический комплекс
    Данный комплекс определяет объем знаний по дисциплине «Право социального обеспечения», содержит учебную программу, тематические планы изучения дисциплины студентами всех форм обучения, планы семинарских и практических занятий и рекомендации
  3. Учебно-методический комплекс (специальность «Юриспруденция») Москва 2004 (2)

    Учебно-методический комплекс
    Данный комплекс определяет объем знаний по дисциплине «Страховое право», содержит учебную программу, тематические планы изучения дисциплины студентами всех форм обучения, планы семинарских и практических занятий и рекомендации по методическому
  4. Учебно-методический комплекс (специальность «Юриспруденция») Москва 2004 (5)

    Учебно-методический комплекс
    Данный комплекс определяет объем знаний по дисциплине «Нотариат», содержит учебную программу, тематические планы изучения дисциплины студентами всех форм обучения, планы семинарских и практических занятий и рекомендации по методическому
  5. Учебно-методический комплекс (специальность «Юриспруденция») Москва 2004 (6)

    Учебно-методический комплекс
    Данный комплекс определяет объем знаний по дисциплине «Российское предпринимательское право», содержит учебную программу, тематические планы изучения дисциплины студентами всех форм обучения, планы семинарских и практических занятий
  6. Учебно-методический комплекс (специальность «Юриспруденция») Москва 2004 (7)

    Учебно-методический комплекс
    Данный комплекс определяет объем знаний по дисциплине «Международное частное право», содержит учебную программу, тематические планы изучения дисциплины студентами всех форм обучения, планы семинарских и практических занятий и рекомендации
  7. Учебно-методический комплекс (специальность «Юриспруденция») Москва 2004 (8)

    Учебно-методический комплекс
    Данный комплекс определяет объем знаний по дисциплине «Семейное право», содержит учебную программу, тематические планы изучения дисциплины студентами всех форм обучения, планы семинарских и практических занятий и рекомендации по методическому
  8. Учебно-методический комплекс (специальность «Юриспруденция») Москва 2004 (9)

    Учебно-методический комплекс
    Данный комплекс определяет объем знаний по дисциплине «Семейное право», содержит учебную программу, тематические планы изучения дисциплины студентами всех форм обучения, планы семинарских и практических занятий и рекомендации по методическому
  9. Учебно-методический комплекс (специальность «Юриспруденция») Москва 2004 (11)

    Учебно-методический комплекс
    Данный комплекс определяет объем знаний по дисциплине «Страховое право», содержит учебную программу, тематические планы изучения дисциплины студентами всех форм обучения, планы семинарских и практических занятий и рекомендации по методическому

Другие похожие документы..