Приказ № от 20 г. Рабочая программа по биологии 8-11 моу сарсак-Омгинский лицей Агрызского муниципального района рт

«Согласовано»

Руководитель МО

________/_________________/

Протокол № ____

от «___» ____________20___г.

.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР

МОУ Сарсак-Омгинский лицей

_________/ Олхаева Н.И./

от «___» ____________ 20___г.

«Согласовано»

Руководитель МОУ Сарсак-Омгинский лицей

_________/Николаева Т.С.

Приказ №___

от «___» ____________ 20___г.

___________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ 8-11

МОУ Сарсак-Омгинский лицей Агрызского муниципального района РТ

Васильева Галина Алексеевна высшая квалификационная категория

( Ф.И.О., категория)

Рассмотрено на заседании

Педагогического совета

Протокол №___от «__»_________2010г.

Учебно-тематическое планирование

По биологии

Классы 8класс

Количество часов

Всего 70 час; в неделю 2 час.

Плановых контрольных уроков 2 ,зачетов 2 , тестов 15

Лабораторных работ 19, практических 10

Административных контрольных уроков

Планирование составлено на основе_________________________________ Программа

Учебник ______________________________________________________________

Название, автор .издательство, год издания

Дополнительная литература

_________________________________________________________________

Название, автор. Издательство, год издания

согласовано Утверждено

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа предназначена для изучения курса «Человек» в 8 классе средней общеобразова­тельной школы. Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, основного общего образования по биологии и Программы курса «Человек» для 8-го класса автора М.Р. Сапина, Н. И. Сонин // Биология в основной школе: Программы. – М.: Дрофа, 2008, отражающей содержание рабочей программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Настоящая про­грамма базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе и курсах «Живой организм» и «Многооб­разие живых организмов» в 6 и 7 классах соответственно. Данная программа рассчитана на 70 часов 2 часа в неделю

Школьный курс биологии «Человек и его здоровье» имеет комплексный характер, вклю­чает основы различных биологических наук: морфологии, анато­мии, гистологии, эмбриологии, физиологии, гигиены. Изучение биологии в 8 классе может быть направлено на достижение следующих целей:

-освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении; об открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;

-овладение умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за состоянием собственного организма;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в ходе работы с различными источниками информации;

-воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;

-использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции;

-усиление междисциплинарных связей в школьном образовании;

-пропедевтика понятий курса общей биологии;

-установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле;

-развитие личности учащихся, стремление к участию в трудовой деятельности в области медицины.

В основу курса биологии для 8 класса положены следующие идеи:

-биоцентризма в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей и многомерности, разнообразия уровня организации жизни;

-целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном непрерывного курса биологии;

-обновление содержания основных биологических понятий с позиций современных достижений науки и практики;

-научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых);

-практическая направленность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках биологии, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных лабораторных работ, проектов; в повседневной жизни, в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда;

-развивающее обучение, ориентированное не только на получение новых знаний в области биологии, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы.

С практической точки зрения курс «Человек и его здоровье» знакомит учащихся с правилами оказания первой помощи при травмах, кровотечениях, отравлениях, удушье, ожогах; освещает различные аспекты и принципы здорового образа жизни. Большое внимание уделено организации правильного режима питания, сна и отдыха; профилактике инфекционных заболеваний, соблюдению правил гигиены труда в современных условиях (например, при работе с компьютерной техникой).

Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; контрольные работы в формате ЕГЭ, фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).

Содержание программы

Науки, изучающие организм человека. ( 1 час) . История развития знаний о строении и функциях организма человека. Анатомия человека – наука о строении организма человека и его органов. Физиология человека – наука о функциях человеческого тела и его органов. Гигиена – отрасль медицины, исследующая влияние факторов внешней среды, труда и быта на организм человека с целью разработки мероприятий по охране здоровья населения.

Человек как биологический вид.(2часа)

Место положения человека в системе органического мира. Особенности человека. Человек как представитель хордовых. Сходство человека с млекопитающими. Человек как представитель отряда приматов.

Общий обзор организма человека.(4 часа)

Строение клетки . цитоплазма, ядро, наружная мембрана – основные части клетки. Клеточные структуры. Основные процессы жизнедеятельности животной клетки ( обмен веществ, питание, дыхание, выделение, раздражимость, возбудимость). Основные ткани организма человека. Строение и функции эпителиальной, мышечной, соединительной, нервной тканей. Органы и системы органов, связь их строения с выполняемыми функциями.

Практическая часть. Л.р. рассмотрение тканей человека под микроскопом.

Координация и регуляция (6 часов)

. Нервная и гуморальная регуляция функций физиологических систем. Железы внутренней секреции. Их значение в жизнедеятельности и развитии организма.

Гормоны. Внутрисекреторная деятельность гипофиза, щитовидной железы,

надпочечников, поджелудочной железы. Роль половых желез в развитии организма. Болезни, связанные с нарушением деятельности желез внутренней секреции.

Нервная система. Ее значение в регуляции и координации функций организма и

осуществлении взаимосвязи организма со средой. Центральная и периферическая нервная

система человека. Понятие о рефлексе. Строение и функции спинного мозга. Строение и

функции отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга: доли и

функциональные зоны. Роль вегетативной нервной системы в регуляции работы

внутренних органов. Вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на нервную

систему. Практическая часть.Л.р. 1.изучение рефлекторной реакции человека на примере мигательного рефлекса. 2. Получение торможения. 3. Определение безусловных рефлексов различных отделов мозга.

Анализаторы(6 часов)

Анализаторы, их строение и функции. Органы чувств, их значение. Строение, функции и гигиена зрительного анализатора. Строение , функции и гигиена слухового анализаторов. Органы равновесия, осязания, вкуса, обоняния. Чувствительность анализаторов, взаимодействие и взаимозаменяемость.

Практическая часть. Л.р. 1.выявление функции периферического зрения. 2. Выявление функций кожных рецепторов подушечек пальцев. Пр. р. Определение гигиенических требований к освещению рабочего места.

Опорно-двигательная система человека.(8 часов) Значение опорно-двигательной системы. Отделы скелета человека. Сходство скелета человека и животных. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей. Рост костей в длину и толщину. Типы соединения костей и их значение. Первая помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах и переломах.

Мышцы, их строение и функции. Основные группы мышц. Статическая и динамическая работа мышц. Влияние ритма и нагрузки на работу мышц. Утомление мышц. Роль активного и пассивного отдыха в восстановлении работоспособности. Значение физического воспитания и труда для правильного формирования скелета и развития мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.

Практическая часть. Л.р.1.выяснение роли плечевого пояса в движении руки. 2. Выяснение функции лучевой и локтевой костей при вращении руки. 3. Выяснение роли противопоставления большого пальца. Пр.р. 1.определение телосложения. 2. Выявление осанки, гибкости позвоночника и плоскостопия. Демонстрации декальцинированной и прокаленной костей. Изучение прочности трубки и стержня. Статическая и динамическая работа.

Внутренняя среда организма(4 часа)

Внутренняя среда организма и ее относительное постоянство.

Значение крови и кровообращения. Состав крови, плазма крови. Свертывание крови.

Строение и функции клеток крови. Группы крови, резус-фактор, переливание крови, донорство.

Иммунитет. Значение прививок.

Транспорт веществ (4 часа)

Органы кровообращения: сердце и кровеносные сосуды.

Строение и работа сердца. Автоматия сердца. Нервная и гуморальная регуляция сердечной деятельности. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по

сосудам, кровяное давление, пульс. Лимфообращение. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Вредное влияние курения на сердечно-сосудистую систему.

Практическая часть. Л.р. 1. определение пульса. 2. Первая помощь при кровотечениях.

Пр.р. измерение пульса в разных условиях.

Дыхательная система.(5 часов)

Значение, строение и функции органов дыхания. Голосовой аппарат. Дыхательные движения. Газообмен в легких и тканях. Жизненная емкость легких. Нервно-гуморальная регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Инфекционные болезни, передающиеся через воздух. Предупреждение воздушно-капельных инфекций.

Гигиена дыхания. Влияние загрязнения воздушной среды на дыхательную систему

человека.

Практическая часть. Л.р. 1.дыхательные упражнения для формирования дикции. 2. Первая помощь при нарушениях дыхания и кровообращения.

Пр.р.гигиеническая оценка микроклимата помещения.

Демонстрации. Обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Пищеварительная система.(5 часов)

Питательные вещества и пищевые продукты. Понятие о пищеварении. Роль ферментов в пищеварении. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике. Всасывание. Значение печени и поджелудочной железы в пищеварении. Регуляция процессов пищеварения. Роль И.П. Павлова в изучении функций органов пищеварения. Гигиена питания.

Практическая часть. Л.р. 1. воздействие желудочного сока на белки.2. состав пищевых продуктов.

Пр. р.1. Изучение ротовой полости.2. изучение условий действия ферментов слюны. 3. Определение качества молока.

Обмен веществ и энергии (3 часа)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический

обмены, их взаимосвязь. Обмен белков, жиров, углеводов в организме человека. Водно-

солевой обмен. Витамины, их значение в обмене веществ. Авитаминозы, гиповитаминозы,

гипервитаминозы. Рацион, режим и нормы питания.

Практическая часть. Пр .р. расчет знергозатраты своего организма.

Выделение (2 часа)

Мочевыделительная система: строение и функции. Образование мочи. Значение

выделения продуктов обмена. Профилактика заболеваний органов мочевыделения.

Покровы тела.(3 часа)

Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. Гигиена

кожи. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах и обморожениях. Принципы подбора одежды в летнее и зимнее время. Свойства шерстяных, хлопчатобумажных, синтетических тканей. Подбор обуви.

Практическая часть.Л.р. 1. изучение строения кожи, волос, ногтей. 2. Выявление функции кожных рецепторов подушечек пальцев. 3. Приемы наложения повязок на условно-поврежденном участке.

Пр. р. Определение типа кожи.

Размножение и развитие (4 часа)

  1. Приказ № от 20 г. Рабочая программа по химии 8-11 классы моу сарсак-Омгинский лицей Агрызского муниципального района рт

    Рабочая программа
    Программа курса построена по концентрической концепции. Особенность программы состоит в том, чтобы сохранить присущий русской школе высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим.
  2. Приказ № от 20 г. Рабочая программа по биологии, 5-7 классы олхаевой Надежды Ивановны

    Рабочая программа
    Планирование составлено на основе программы основного общего образования по природоведению А.А.Плешакова, Н.И.Сонина (Программы для общеобразовательных учреждений.
  3. Приказ № от 20 г. Рабочая программа по иностранному языку 2-11 классы маркитонова Татьяна Валерьевна

    Рабочая программа
    Инструктивно-методического письма МОиН РТ «Об особенностях преподавания учебного предмета «Иностранный язык» в условиях перехода на федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования»
  4. Рекомендации к августовскому совещанию работников образования и науки Республики Татарстан 2010

    Документ
    Новый учебный год ставит перед работниками образования Республики Татарстан важнейшие задачи. Этот год дает старт Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010 – 2015 годы.
  5. Агрызский (2)

    Документ
    Третий Республиканкий фестиваль студенческого творчества им. С. Сулеймановой «Тормыш, исәнме!». Конкурс научно-исследовательских работ по наследию С. Сулеймановой.
  6. Республиканская олимпиада по технологии

    Документ
    Республиканский этап Всероссийской выставки «Дети, техника, творчество», посвященной 80-летию движения по развитию детского технического творчества в УНПО

Другие похожие документы..